Лекция «Общественная значимость этики» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»
презентация к уроку

Лекция «Общественная значимость этики» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lektsiya_obshchestvennaya_znachimost_etiki.ppt152 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекция «Общественная значимость этики» Для дисциплины «Основы философии»

Слайд 2

Прочтите следующий текст Этика (греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения), философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

Слайд 3

Прочтите следующий текст Что же является высшей целью для человека? Этика, в зависимости от ее направленности, предлагает три вида таких целей. Добродетель – фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру. Добродетель выражает индивидуализированность и произвольность морали, её можно определить как проявление морали в индивиде, мораль, ставшую мотивацией поведения. Удовольствие – чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. Оно знаменует различные по характеру и смыслу опыты — преодоления недостатка, освобождения от давления, личностно значимого самоосуществления, самоутверждения. Удовольствие может представлять для индивида ценность саму по себе и определяющим образом влиять на мотивы его действий. Удовольствие значимо как реализация устремленного к нему желания; но в сравнении с желанием удовольствие тщетно: оно уже ничего не может дать.

Слайд 4

Прочтите следующий текст Страдание – претерпевание, противоположность деятельности, состояния боли, болезни, горя, печали, страха, тоски, тревоги. Смысл страданий и их преодоления начал рассматриваться только с позиций иудаизма и христианства, поскольку в античном мире страдание выпадает на долю человека по воле судьбы; отсюда отсутствие в античном мире понятия сострадания. Страдание осмысляется как божественная кара за грехи (искупление). Ветхозаветное переживание страдания негативно, поскольку трактуется как свидетельство брошенности человека, от которого отвернулся его бог. В христианстве искупительная жертва Христа придаёт страданию значение залога спасения, и впоследствии средневековая христианская мистика оценила страдание как знак любви бога к человеку. В христианстве сострадание выступает в качестве универсального отношения к миру, из которого проистекает заповедь любви к ближнему.

Слайд 5

Прочтите следующий текст Религиозная этика - термин, использующийся для обозначения комплекса моральных представлений о поведении человека и содержания морального сознания, опирающихся на божественные заповеди как они изложены в священных писаниях мировых религий. Отличительные черты такой этики заключаются в том, что, помимо отношений между людьми, она устанавливает также нормы отношений человека к богу и интерпретирует этические нормы как божественные установления, имеющие абсолютное значение».

Слайд 6

Прочтите следующий текст Свобода - наличие возможности выбора, вариантов исхода события. В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственностью.

Слайд 7

Прочтите следующий текст Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Свобода воли - понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. Волевые качества человека определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера личности. Проблема свободы воли тесно связана с вопросами о моральной ответственности, и потому она встает перед многими людьми.

Слайд 8

Прочтите следующий текст Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор означает, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так», предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

Слайд 9

Прочтите следующий текст Насилие - физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле). Возможные линии поведения человека перед лицом насилия можно свести к трем основным. Во-первых, это пассивность, малодушие, трусость, капитуляция, словом, непротивление насилию. Такая позиция заслуживает безусловной негативной оценки. Во-вторых, ответное насилие. Эта линия поведения является в практическом плане более эффективной и в нравственном плане более достойной, чем первая. В ответном насилии уже, по крайней мере, чувствуется вызов насилию, активное его неприятие, борьба с ним. Ответное насилие лучше, чем покорность. Но есть еще третья линия поведения — активное ненасильственное сопротивление, преодоление ситуации несправедливости, но другими — принципиально ненасильственными - методами.

Слайд 10

Прочтите следующий текст Эти три линии поведения образуют восходящий ряд. И по критерию эффективности, и по критерию ценности противонасилие выше пассивности, ненасилие выше противонасилия. Ненасилие, следовательно, представляет собой постнасильственную стадию в борьбе за социальную справедливость. В отличие от пассивности, являющейся позицией человека, который не поднялся, не дорос до ответного насилия, оно представляет собой способ поведения человека, который перерос насильственный способ решения проблемы как духовно (в противовес насилию, всегда предполагающему разделение людей на две неравноправные касты — «своих» и «чужих», «добрых» и «злых» и т. д.), так и душевно (требует большего мужества, чем то, которое требуется для преодоления физического страха). Для любви нужно больше кругозора и больше мужества, чем для кровной мести, дуэли или иной физической расправы с врагом».

Слайд 11

Ответьте письменно на вопросы 3.1. Дайте определение этики. 3.2. Опишите общественное значение этики. 3.3. Дайте определение добродетели. 3.4. Дайте определение удовольствия. 3.5. Дайте определение страдания. 3.6. Дайте определение свободы. 3.7. Как связаны понятия «свобода» и «необходимость»? 3.8. Дайте определение ответственности. 3.9. Дайте определение насилию. 3.10. Перечислите линии поведения человека перед насилием. 3.11. Почему ненасилие лучше насилия?

Слайд 12

Выполните в тетради самостоятельную работу Запишите в тетради вопрос «В какие моменты жизни человек начинает понимать, что со свободой обязательно приходит ответственность, и чем больше свободы, тем больше ответственность?» и, используя собственные аналитические способности, ответьте на вопрос письменно, с обоснованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция «Этапы философии и основные картины мира» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Этапы философии и основные картины мира» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...

Лекция «Методы философии и ее внутреннее строение» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Методы философии и ее внутреннее строение» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...

Лекция «Этические проблемы, связанные с развитием науки и техники» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Этические проблемы, связанные с развитием науки и техники» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...

Лекция «Философия как рациональная отрасль духовной культуры» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Философия как рациональная отрасль духовной культуры» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...

Лекция «Структура философского творчества» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Структура философского творчества» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...

Лекция «Философия как учение о целостной личности» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Философия как учение о целостной личности» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...

Лекция «Общественная значимость этики» для дисциплины «Основы философии» (очно-заочная форма обучения)

Лекция «Общественная значимость этики» для дисциплины «Основы философии» (очно-заочная форма обучения)...