ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»
статья

Пудов Сергей Михайлович
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

Автор работы: Пудов Сергей Михайлович,

мастер производственного обучения СОГБПОУ

«Рославльский многопрофильный колледж»

Рославль

2020г.


В статье рассмотрены различные аспекты развития личности ориентированной на обучение и воспитание деловой активности в процессе обучения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Мои предложения будут направлены на развитие мотивации студентов к освоению теоретических знаний и получению практических навыков, стимулирование студентов к принятию самостоятельных решений и применения их в дальнейшей своей трудовой деятельности.

        Меня очень волнует проблема обучения студентов и низкий интерес их к приобретению рабочих специальностей. Одно дело это не престижность рабочих профессий, а другое маленькие заработные платы на рабочих должностях. У учащихся формируется восприятие мира как некоего компьютероризированного сообщества, что в современном мире все решает электронно-вычислительная техника и присутствие человека практически ненужно и в начале обучения бытуют мысли, что нажал кнопочку все само и отремонтируется. Никто не задается вопросом, а какими навыками и способностями должен обладать тот человек который нажимает на эти кнопочки. Вот поэтому я ставлю перед собой следующую цель работы:

  1. Повысить у студентов интерес к специальности слесаря по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта.
  2. Подготовить грамотных специалистов в области технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта.
  3. Научить работать с технической документацией.

Развитие рынка труда и рабочей силы, меняющиеся социально-экономические условия не побоюсь этого слова ТРЕБУЮТ подготовки рабочих и специалистов владеющих не только специальными знаниями, но и обладающие определенными качествами обеспечивающими их профессиональную грамотность и стремление к развитию по приобретенной профессии.

Современное производство, реализует информационные  и производственные технологии на базе ЭВМ, выдвигает перед системой образования определенные задачи по обучению специалистов в области ремонта автомобильного транспорта. Это отображают стандарты нового поколения которые гласят что необходимо уделять большое внимание самостоятельной практической деятельности студента. В них же сказано каким набором компетенций (навыков) должен обладать выпускник, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению обязанностей по осваиваемой профессии.

Опыт показывает, что есть проблемы, которые мешают полноценно подготовить грамотных, компетентных и целеустремленных специалистов для работы. Такие как:

  1. Не высокий образовательный уровень студентов после школы.
  2. Материально-техническое обеспечение кабинетов желает быть лучше.
  3. Отставание в обучении. Студенты пытаются совмещать учебу и работу, из-за недостаточности материальных средств в семье.
  4. Не желание получать знания, поэтому их заставляют учиться родители.

Давайте рассмотрим каждую из указанных проблем и попробуем выйти из

таких обстоятельств.

        Мало учащихся при поступлении в колледж обладает хорошим запасом знаний, к нам идут учиться как правило дети из малоимущих и плохо обеспеченных семей, из деревень и глубинки, дети у которых уже сформированы хоть и не большие жизненные ориентиры, но таких очень мало. Как правило успешные дети продолжают учиться в 10 и 11 классах, а затем поступают в высшие учебные заведения. Многие преподаватели вкладывают все силы в обучение студентов, стараются привить им способность мыслить самостоятельно, но очень часто слышат слова, что данные дети плохо обучаемо и даже некоторые просто «не обучаемы». А ведь преподнесение знаний, особенно начальных теоретических, связанно с восприятием студентами действительности. Особенности восприятия и мышления большинства обучающихся студентов является не только умение «работать головой» сколько предпочтение, которое они отдают практической деятельности. Не понимая то, что без знания теории практика не так эффективна, а даже и вредоносна в некоторых случаях. Студент начинает проявлять интерес к предмету только тогда, когда он начинает понимать его и что полученные знания ему помогают для осуществления его практической деятельности. Например преподавание такой дисциплины как инженерная графика должно не только научить студента перечерчивать чертежи и эскизы, но и научить чтению чертежей; по теоретической механике необходимо показать как работают все силы действующие на автомобиль и к каким последствиям могут привести те или иные факторы; техническое обслуживание автомобилей показать важность и экономическое обоснование своевременности проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств. У каждого предмета своя цель и назначение преподавателя заинтересовать студента в получении знаний по данному предмету. Поэтому изучение нужно начинать с проведения лекций совместно с посещения рабочих мест, лабораторий, мастерских, где им на практике показывать как все происходит.

        Например: изучая черчение необходимо посетить конструкторский отдел и показать на практике, как происходит разработка приспособлений и инструмента. Тоже самое и с теоретической механикой изучая действие сил на автомобиль показать на практике к чему может привести не правильный баланс сил. По техническому обслуживанию и ремонту показать на практике проведение всего перечня и последовательность выполнения работ.    

Конечно, это очень накладно, а для некоторых преподавателей это и совсем не нужно, но для хорошего преподавателя это просто необходимо. Поэтому это и дает положительные результаты в обучении.

Обучая учащихся на практике видно как у некоторых светится лицо когда они видят ремонтируемую машину, как они с легкостью стараются помочь в ремонте и обслуживании какого либо автомобиля. Я знаю, что из группы примерно 30% будут работать по профессии, ещё 40% пригодятся полученные навыки для грамотного обслуживании своего автомобиля, от 5 до 10% будут просто помешаны на технике и всевозможным разработкам, но этого конечно мало.

В процессе вот таких занятий и посещений нужно прививать учащимся уважение к рабочему, который занимается профессиональной деятельностью, воспитывать гордость у учащегося за умение применять  свои знания на практике. Добиться преподавателю, чтобы студент захотел сам отремонтировать автомобиль, провести его техническое обслуживание, правильно обнаружить неисправность и причину выхода из строя данной детали и агрегата, то есть подвести студента к производственной практике.

Производственная практика – это форма обучения непосредственно на реальном предприятии и организации, знакомство с должностными обязанностями по специальности, выполнение определенных функций на рабочих местах. Преподаватель в данном случае лишь наблюдает за тем, как его студенты познают азы профессии. Студенты познают профессию, приобретают новые практические знания и умения, формируются личностное общение с рабочим коллективом и коммуникативные качества.

После прохождения производственной практики необходимо, чтобы каждый студент получил свой первый разряд слесаря-ремонтника. Если сделать это целью каждой практики, то каждый учащийся будет стремиться освоить работу по профессии, осваивать новое оборудование и инструмент, способы проведения ремонтных работ.

На следующем этапе, преподавателям необходимо активизировать самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа – это отдельный вид учебной деятельности, сопоставимый по статусу с аудиторными занятиями и направленный на развитие мотивации студентов к освоению теоретических знаний и получению практических навыков, формированию способности принимать самостоятельные решения и проектировать их в последствии в практике. Действия преподавателя – консультативные, на основании задаваемых студентами вопросов можно корректировать преподнесение теоретических основ. Действия студентов  -  самостоятельные, познавательные.

Я самостоятельную работу студента развиваю по средством привлечения студентов в кружок «Мото-байк», где мы вместе разрабатываем конструкции мотоциклов, с применением запасных частей и агрегатов от автомобилей, начиная с простого и заканчиваем воплощением чертежей в опытный образец. Каждый студент получает свое определенное задание по усовершенствованию какого либо агрегата и конструкции с обоснованием целесообразности его применения. После выполнения таких заданий выполнение курсового проекта дает положительные результаты. А после выполнения курсового проекта студент начинает разбираться в сущности профессии, так как он сам его выполняет.

Много думая о дальнейшей судьбе рабочих профессий, считаю что при проведении профориентации в учебных заведениях мы преподаватели должны заложить зерно интереса к познанию рабочих специальностей, заинтересовать  учащихся школ в приобретении именно тех специальностей к которым именно они, а не их родители имеют интерес. Что бы дети не получали тех специальностей по которым им не придется работать.

Подводя итог, могу утверждать, что рационально выбранная технология обучения, основанная на принципах личностного практико-оринтированного обучения, обеспечивает формирование студента как востребованного специалиста имеющего производственный опыт и навыки. Всё выше перечисленное обеспечивает 100% защищенность выпускника на рынке труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И.. Технологии профессионально-оринтированного обучения в высшей школе: учебное пособие. Издание второе )под ред. В.А.Сластенина. – М.:Педагогическое общество    России, 2005г. -192с.

2.Игнатьева Е.Ю. Технологии профессионального обучения: Учебно-методическое пособие / под науч. Ред. О.С.Орлова.- Великий Новгород:НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2002. -68с.

3.Семушкина Л.Г., Ярошенко Н.Г.. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. Пособие для преп. учреждений сред.проф.образования. – М.: Мастерство, 2001. – 272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине "Материаловедение" для студентов специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Методические указания по выполнению лабораторной работы №1 "Ознакомление с методикой измерения твердости материалов по Роквеллу и Бринеллю" предназначены для студентов специальности "Техническое обслу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПП.01. ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. специальность 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая программа производственной практики разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 23.02.03...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая ПРОГРАММАОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬпо   специальностисреднего профессионального образования23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомо...

Методические указания по выполнению самостоятельной работы к учебной дисциплине Правила безопасности дорожного движения для специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Методические указания по выполнению самостоятельной работык учебной дисциплине Правила безопасности дорожного движения для специальности среднего  профессионального образования23.0...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте. для специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте.  для специальности среднего  профессионального образования23.02.03 Техническое ...

Лекции по разделу "Планирование и организация работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта" по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Конспект лекций предназдначен для обучающихся по МДК.02.01. Управление коллективом исполнителей для специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для изучения...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ МДК 01.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ МДК 01.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт а...