Статья на тему "Особенности подготовки специалистов сферы обслуживания"
статья

 Ковальчук Анна Константиновна

Вопросы обсуждаемые в статье:

1. Проблемы подготовки кадров для сферы обслуживания.

2. Специалист новой формации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2020g.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подготовки специалистов сферы обслуживания

Время не стоит на месте и диктует нахождение новых совершенно других вариантов к подготовке молодых специалистов сферы сервиса. Третье тысячелетие нашей жизни кардинально изменило рынок труда и сферы обслуживания в целом. Интенсивное развитие экономики столкнулось с ситуацией, когда сложность некоторых технологий и постоянно меняющейся продукции растет быстрее, чем уровень квалификации работников в данной области и одной из таких областей является сфера парикмахерских услуг. Парикмахерские услуги относятся к сфере бытового обслуживания, тем самым безусловно нуждаются в конкурентоспособных, квалифицированных, профессиональных мастерах, которые отвечают за качество оказываемых услуг. Востребованность этих услуг очень высока и ярким примером может служить количество открываемых салонов во всех районах больших городов и областей. Популярность косметических и парикмахерских услуг в России вызвано, прежде всего, подъемом общего уровня жизни населения в сравнении с прошлыми годами, а также современные тенденции моды сильно изменили внешний вид населения в целом.  Многообразие всевозможной профессиональной косметики, электротехники, приспособлений очень популярной у потребителей, так и у мастеров также повышают качество оказываемых услуг. А предпринимателей привлекает возможность хорошего, перспективного вложения денежных средств в открытие дополнительных магазинов или осуществлять продажу прямо в уже действующем салоне.

  И все же, несмотря на развитие индустрии красоты и открывании всевозможных коммерческих салонов и магазинов, существует проблема в качестве оказываемых парикмахерских услуг, а значит, проблема лежит гораздо глубже в начальной подготовке профессиональных специалистов для сферы сервиса. Так как, большое количество салонов очень высокого уровня обслуживания, и не очень высокого, а эконом класса, сильно нуждаются в хорошо подготовленных, квалифицированных специалистах.

Разнообразные учебные заведения расширяют спектр образовательных услуг, разрабатывают новые образовательные программы, курсы, создают школы, издают соответствующие пособия и литературу, проводят консультации, исследования, диагностику и т.д.  В процессе труда, выполняя свои функциональные обязанности, человек развивается, постепенно превращаясь из простого исполнителя в специалиста, квалифицированного выполняющего свою работу на основе специальной подготовки, а позднее – в профессионала, осуществляющего свой труд. Но для реального выполнения профессиональной деятельности, такой как сфера услуг, от специалиста требуются определенные особенности, которые в процессе реализации получили название «профессиональные качества». Итак, профессионально важные качества – это психологические характеристики или особенности человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам: производительность, надежность. Но по оценкам экспертов, существует проблема подготовки выпускников, чей уровень не совсем отвечает потребностям рынка труда. И, по мнению представителей работодателей, отмечается несоответствие качества подготовки выпускников.

Рассмотрим основные проблемы подготовки кадров в профессиональном обучении:

- отсутствуют практические навыки и умения для конкретной профессиональной деятельности;

- маленький часовой объем практической подготовки, в полной мере только академические часы;

- образовательные программы не отвечают реальным запросам потребителей на рынке услуг;

- недостаток учебной и учебно-методической литературы с низким профессиональным уровнем составления и отсутствия практической направленности;

- Скудная материально-техническая база для профильной подготовки. Рассмотренные выше проблемы, присутствующие на этапе подготовки специалистов сферы услуг, необходимо менять в корне, ведь товар, предлагаемый, индустрией красоты не относится к явлениям нематериального характера и большое значение в ней, как трудовые ресурсы играют люди. В сфере бытового обслуживания, где существует большое разнообразие салонов красоты, парикмахерских, свободных стилистов именно их профессиональные качества и будут иметь решающее значение для потребителей.

Подготовка кадров для сферы обслуживания должна осуществляться более качественно и прямо на этапе начального профессионального обучения. Специалист новой формации может считаться подготовленным к выполнению трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, только при решении определенных задач. Во-первых, в ходе его комплексного обучения и достижении им такого уровня компетентности, которые помогут осуществить продуктивные действия при создании и выполнении алгоритмов в любой не простой и не типовой ситуации. Во-вторых, формирование активной жизненной позиции и понимания таких понятий, как самообразование для того, чтобы поспевать за научно-техническим прогрессом, быть конкурентоспособным специалистом, обеспечивающим достойную жизнь себе и своей семье. В-третьих, и сейчас идеология добиться максимальных результатов любой ценой уходит в прошлое, а в замен приходят повышенные требования к способу деятельности в той или иной отрасли, экологическим последствиям, экономическому учету, и многим другим социальным факторам и последствиям. Поэтому названные приоритеты должны быть уяснены на подготовительном этапе всего обучения будущими специалистами сферы услуг.

Рассматривая все аспекты, которые мы должны учитывать, надо не забыть о качествах необходимых профессионалу для успешного функционирования. Отечественные специалисты считают, что все эти качества можно объединить в четыре блока в процессе подготовки, ибо профессионализм человека в сфере услуг – это не только умение работать. Большое значение приобретает, что именно им движет в данной профессии, ради чего занимается своим делом, какие творческие ресурсы добровольно вкладывает в свой труд, по внутреннему побуждению или нет.

 И на сегодняшний день, как оказалось это проблема номер один. Для решения этой проблемы - подготовке востребованных на рынке труда работников сферы парикмахерских услуг, в системе профессионального обучения, стало уделяться большое внимание. Современный характер профессионального образования также ориентирован на поиск новых подходов к подготовке молодых специалистов. Поэтому эффективность методов, технологий и средств обучения, используемых в профессиональном обучении  специалистов сферы услуг, делает его современным, эффективным и рассчитанным решить задачи завтрашнего дня, а вектор профессионала должен быть направлен и усилен личностным желанием развиваться, тогда качество профессиональной подготовки кадров для сферы услуг и сферы обслуживания будет целостным и эффективным.

Использование на занятиях методов активного обучения при подготовке профессиональных кадров по мнению таких авторов, как И.Г. Абрамова, Н.Л. Безбородова, Е.В. Бережнова, С.А. Бешенков, М.М. Бирштейн, А.А. Вербицкий, И.Ф. Исаев, И.Р. Калмыкова, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, А.М. Смолкин, Т.П. Тимофеевский, А.В. Хуторской, Е.Н. Шиянов и др.,   является достаточно эффективным, поскольку позволяет активизировать познавательную активность и актуализировать творческий потенциал обучающихся.

Ковальчук А.К.  

(преподаватель парикмахерского искусства).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

1.1 Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена специальности СПО 23.02.03  Техническое обслуживание и ремонт...

Методические рекомендации для обучающихся по учебной практике ПМ.02 «Организация деятельности коллектива исполнителей» для ОП подготовки специалистов среднего звена 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Результатом освоения программы учебной практики по профессиональному  модулю является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности по организации деятельности коллектива исполнителе...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ в рамках программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ  в рамках программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)по специальности13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание ...

Подготовка специалиста для сферы туризма и гостеприимства в условиях нового образовательного и профессионального контента.

В докладе описаны основные тенденции в сфере туризма в настоящее время, выявлены проблемы в системе подготовки специалистов среднего звена в СПО, предложены практические рекомендации по повышению каче...

Методические указания для практических занятий по Разделу 2. Менеджмент и управление в профессиональной сфере для обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена

Методические указания по выполнению практических занятий по МДК.03.01 Основы организации и планирования производственных работ на буровой, Раздел 2 Менеджмент и управление в профессиональной сфере пре...