Классный час "Масленица"
классный час на тему
Классный час знакомит с историей возникновения праздника, традициями и обрядами празднования Масленицы. Способствует формированию и развитию интереса к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям, развитию коммуникативных и творческих способностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 333.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Амурской области
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Райчихинский индустриальный техникум»
Открытый классный час
"Масленица"
Разработчики: | мастер п/о Бурлакова Н.В. мастер п/о Якушкина Т.В. |
г. Райчихинск
2018 г
Цели:
Познакомить с историей возникновения праздника, традициями и обрядами празднования Масленицы.
Возрождение и поддержание у студентов интереса, уважения к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.
-способствовать: привитию интереса к русской народной культуре; развитию коммуникативных и творческих способностей обучающихся.
-воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, одногруппникам, окружающим людям.
Задачи:
Познакомить с праздником “Масленица”, дать представление обучающимся о народных традициях, обрядах, выявить связь жизни русского народа “со словом поющим” (масленичные песни);
Развивать эмоционально-волевую сферу, творческие и умственные способности, вызвать положительные эмоции и праздничное настроение;
Воспитывать интерес к истории своего народа, желание поддерживать древние традиции, любовь к русской культуре, народной музыке, играм
Конспект содержит:
- пекут заранее блины,
- наряжаются в русские народные костюмы,
- доска украшена маленькими блинами «солнцем-блином», на столе сидит «кукла - Масленица», стоит самовар - украшен бубликами с чаем и блюда с блинами, печеньем.
Оборудование и материалы:
Ноутбук с колонками, музыкальная подборка к хороводу, танцам, песням. конкурсам.
Ход мероприятия.
Выходят два ведущих.
1.Ведущий.
Все! Все! Все! Все на праздник! Масленицу встречаем! Зиму провожаем! Весну закликаем!
2. Ведущий.
Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места!
- Ведущий.
Сам не займешь – соседу достанется!
- Ведущий.
Приходите все без стесненья! Билетов не надо – предъявите хорошее настроение!
- Ведущий.
Приходите, разомните кости! Сегодня масленица приглашает в гости!
- Ведущий
Спешите скорей, спешите скорей! Нет праздника нашего веселей!
1. Ведущий
Гостей давно мы ждем – поджидаем! Масленицу без вас не начинаем.
Вместе (хором): Итак, Масленицу начинаем!
Ребята Вы уже догадались на какую тему будет идти классный час?
И о чем мы с Вами сегодня будем говорить о Масленице.
- Ведущий.
История праздника.
Масленица самый радостный и светлый праздник, пришедший к нам из языческой Руси и сохранился после принятия христианства. Кроме того Масленица, как может быть не всем известно, это персонаж славянской мифологии. Масленица воплощает в себе сразу трёх персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть.
- Ведущий.
Масленица – это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы .Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами.
1. Ведущий.
Теперь мы послушаем, что Вы знаете о Масленице. (Отвечают обучающиеся)
Почему праздник называется Масленица?
Почему именно блин символ Масленицы?
2. Ведущий
Само название праздника Масленица произошло от того, что в этот день ели много масляной пищи.
- Ведущий.
Празднуется масленица в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главным атрибутом праздника являются конечно же блины. Начало Масленицы колеблется от 20 февраля по 26 февраля.
- Ведущий.
Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок. Первые три дня – Узкая Масленица, а последующие дни – Широкая Масленица.
- Ведущий.
Из многочисленных правил и рекомендаций, которые следует соблюдать во время праздника, можно назвать основные. Во-первых, на Масленицу уже нельзя есть мясную пищу. В воскресенье накануне масленицы – последний день, когда можно есть мясную пищу. Вот почему этот день в русском народе получил название «Мясное заговенье». На Масленицу можно есть молочные продукты и рыбу и много, много блинов .Второе правило, о котором не стоит забывать, заключается в том, что еда на масленицу становится самой важной формой жизни.
- Ведущий.
Вот почему в народе говорили, что надо есть столько раз, сколько собака махнёт хвостом или сколько раз прокаркает ворона. Но самое главное – это блины! Блин-символ солнца. Такой же круглый и горячий. Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов.
- Ведущий
А теперь мы отправляемся в праздничное путешествие, в гости к Масленице. А вот и первая остановка - понедельник.
- Ведущий
Понедельник начальный день Масленицы получил название – встреча. С понедельника богатые люди начинали печь блины. Бедные же люди начинали печь только с четверга или пятницы.. Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы.
- Ведущий.
Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:
- Ведущий.
Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся
Блинами объедаемся!
- Ведущий.
У нас сегодня будут очень интересные конкурсы.
- Ведущий.
Итак 1 конкурс называется :«Портрет Масленицы». Приглашается 2 обучающихся.
Задание конкурса: (с закрытыми глазами нарисовать портрет масленицы, показывать фантазию и смекалку).
Выбирают самый красивый портрет Масленицы обучающиеся сидящие в аудитории.
- Ведущий.
Признан лучшим «силуэт» Этого наряда .
А победителю –блин.
- Ведущий.
Понедельник проходит , а наше праздничное путешествие продолжается. Вот и второй день Масленицы - вторник.
- Ведущий.
Второй день Масленицы называется – заигрыш. Этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы , при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать».
- Ведущий.
Начинались масленичные гуляния. В старину на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.
- Ведущий.
А сейчас конкурс : «Отгадай загадку!» За каждый правильный ответ получаете жетоны. У кого больше жетонов ,тот выйдет победителем!
Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
Ответ: (Масленица.)
- Ведущий.
Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают? (Блин.)
- Ведущий.
Что обозначают блины (солнце)
- Ведущий.
Как Масленицу называли в Древней Руси?
- Ведущий.
Назовите угощение для Масленицы (блины).
- Ведущий.
Доброе, хорошее. На людей глядит, А людям на себя, Глядеть не велит. (Солнце.)
- Ведущий.
Сколько дней длиться Масленица?(7 дней)
- Ведущий.
Сверху дыра, снизу дыра, а по середине –огонь да вода. (Самовар.)
- Ведущий.
Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце. (Блин)
- Ведущий.
Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)
- Ведущий.
Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя… (Пост)
- Ведущий.
Ребята вы все молодцы все знаете!
- Ведущий.
Отшумел, отзвенел веселый вторник - заигрыш. Пора и блинами полакомиться. Это мы сделаем в третий день Масленицы.
- Ведущий.
Третий день Масленицы называется – лакомка. На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».
Конкурсы продолжаются. Приглашается 2 обучающихся.
Сейчас конкурс пантомим, называется «Сковородка»
- Ведущий.
Задания:
- изобразить поджаривающийся блин.
- изобразить проснувшегося от спячки медведя.
- изобразить влюблённого петуха.
- изобразить восходящее солнце
Все молодцы,победителю блин!
- Ведущий.
Ну а наше путешествие продолжается. Вот и четверг тихо катится.
Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители обряжались кто во что хотел. По старинному обычаю в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.
- Ведущий.
5 день: пятница – тёщины вечери
Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами.
Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.
Я для зятя дорогого,
Не пожалую блинов,
Приходи к нам в гости снова,
Чувствуй тёщину любовь.
Меня теща заставляла:
Скушай блинчик из грибов,
Но еще пожил я мало,
Помирать я не готов!
- Ведущий.
В субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.
- Ведущий.
Сейчас конкурс: «Поедатель блинов»
Кто быстрее съесть блин, тот победитель.
- Ведущий.
Ну вот и подходит к концу наше путешествие. Последний день Масленицы - «Прощеное воскресенье».
- Ведущий.
Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник.
В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.
Кульминацией Масленицы считается сжигание чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась, и наступление Весны.
- Ведущий.
Приходите в Воскресенье –
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем ,Пост встречать!
- Ведущий.
Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем.
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовь и дружбу!
- Ведущий.
С масленицей ласковой поздравляем вас!
Блинчикам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы Зимы,
К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.
- Ведущий.
Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы, спасибо всем, что вы так хорошо подготовились, внимательно слушали.
Дорогие гости и ребята угощайтесь блинами ( обучающиеся по профессии продавец всех угощают блинами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"
В презентации представлены: система работы с родителями, стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия и формы взаимодействия классного руководителя с семьей ...
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/
заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...
Визитка к конкурсу профессионального мастерства «Самый классный классный»
Визитка педагога к конкурсу классных руководителей «Самый классный классный», самопрезентация конкурсанта -преподавателя русского языка и литературы...
Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива. (ФГОС)
Наверное, никто из вас до прихода в школу и не представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная р...
"Классные" классные!
Статья о классном руководителе...