Использование веб - квестов на занятиях специальных дисциплин
методическая разработка по теме

Сигоенко  Елена  Александровна

Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. С этой целью многие педагоги уже давно используют проектную технологию, привлекая ресурсы сети Интернет. Но обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы над проектом, но и усложняют его. Одно из возможных решений данной проблемы это технология веб-квест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veb-kvest.rar1.38 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                       

                                                                                                                       

                                   

Доклад

Тема: «Использование  веб - квестов

на занятиях  спецдисциплин»

Сигоенко Елена Александровна

Методист (2 отделение) ГПОАУ АТК

г. Свободный, 2017

Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. С этой целью многие педагоги уже давно используют проектную технологию, привлекая ресурсы сети Интернет. Но обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы над проектом, но и усложняют его. Одно из возможных решений данной проблемы это технология веб-квест. 

         В настоящее время большинство обучающихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах. Поэтому использование в деятельности обучающихся компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:

  • повышение мотивации к самообучению;
  • формирование новых компетенций;
  • реализация креативного потенциала;
  • повышение личностной самооценки.

Что такое веб-квест  - веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание, проект с использованием интернет-ресурсов.

Веб-квест - сценарий организации проектной деятельности обучающихся по любой теме.

Задание веб-квеста размещается на специальном сайте в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебную дисциплину, тему.

Виды  веб-квестов

Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний обучающихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год).

В основе веб-квеста лежит индивидуальная или групповая работа (часто с распределением ролей) по решению заданной проблемы с использованием интернет - ресурсов, подготовленных автором -преподавателем. Веб-квест - это не простой поиск информации в сети. Обучающиеся, работая над заданием, собирают, анализируют, обобщают информацию, делают выводы, формируя и защищая собственную точку зрения. Творческий процесс преобразования информации из разных источников способствует развитию мышления и дает основу прочных знаний.
         Веб-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и веб-квесты, предназначенные для работы отдельных обучающихся. Дополнительную мотивацию при выполнении веб-квеста можно создать, предложив обучающимся выбрать роли (шеф повар, повар, сушеф,  официант  и т.д.)  и действовать в соответствии с ними.

Этапы работы над веб-квестом

Начальный этап (командный)

  • Обучающиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.
  • Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
  • Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные результаты исследования. 

Этапы создания веб-квеста

Шаг 1. Определение темы.  

Есть четыре условия, которым должна соответствовать тема вашего веб-квеста:

  • соответствовать требованиям государственных стандартов к содержанию учебных      программ;
  • содержать задание, которое будет способствовать развитию более высокого уровня мышления обучающихся;
  • содержательно заменять или дополнять имеющиеся материалы по теме занятия, освоением которых со стороны обучающихся вы не полностью удовлетворены;
  • эффективно использовать Интернет.

Шаг 2. Создание заданий. 

Сначала необходимо выбрать форму, в которой обучающиеся получат задание. Есть несколько вариантов:

  • презентация (напр. программа PowerPoint ). На слайде размещаем картинку и пишем один или два вопроса. Так на каждом слайде можно рассмотреть определенную тему;
  • текст (напр. программа Word ). Размещаем информацию с картинками и вопросы в виде отформатированного текста на листе формата A4 или A3;
  • визуальный материал. Выглядит как набор картинок, фотографий, карикатур, (приложить можно в виде архива – расширение .zip, так как размер приложений ограничен).

Шаг 3. Создание  системы оценивания.

Критерии оценки работ обучающихся

 

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания

Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.

Выполнение задания

Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.

Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.

Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.

Результат работы

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие студенческие работы.

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы.

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов.

Студент просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.

Шаг 4. Подборка источников  информации.

Подборка информации, которыми будут пользоваться обучающиеся для поиска ответов. 

Шаг 5. Имея на листе приблизительный план и основную информацию, можно приступать к созданию веб-квеста.

Результаты работы могут быть представлены в виде презентации, схемы.

Интересно совместное оформление результатов с помощью специальных сервисов.

Некоторые сайты на которых удобно разместить результаты работы.

Wikiwall.ru - удобный веб-сервис для совместной работы, выполненный в виде интерактивной доски, на которой можно размещать блоки текста, картинки и видео, а также рисовать "по клеточкам" линии, схемы произвольно и по точкам. WikiWall позволяет создавать whiteboard без регистрации и приглашать собеседников для одновременной совместной работы.

Stiksi. com - веб-сервис  немного сложнее Wikiwall, информацию можно оформлять в виде газеты. Работа может быть индивидуальная или коллективная.
Twiddla - это онлайн сервис для совместной работы. Работать необходимо в Twiddla позволяет размещать на рабочей поверхности текст, иллюстрации, математические формулы; встраивать документ и многое другое.

Обучающие видео по работе с интерактивными досками можно посмотреть на      YouTube.

Пример веб-квеста над  которыми работали студенты нашего колледжа представлен в презентации и на сайте.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ на занятиях по дисциплине Методика преподавания технологии (труда) с практикумом

Метод проектов - один из наиболее приближенных к реальной практике, позволяет формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом применения их в практиче...

Использование метода проектов на уроках специальных дисциплин

Презентация рассказывает об использовании метода проектов на уроках специальных дисциплин с  применением технологического модуля САПР CAD/CAM/ ADEM  для подготовки  обучающихся по профе...

Методическая разработка «Использование игровых технологий на занятиях технических дисциплин»

Поиск новых форм и приемов при изучении технических дисциплин – это необходимое явление в современных условиях обучения. В педагогической практике применяются различные методические приемы ...

Программа Использование интерактивной доски на уроках специальных дисциплин

Цель: Выявить влияние применения интерактивной доски на повышение качества образованияЗадачи:  совершенствовать собственные теоретические знания и повышать педагогическое мастерство;провести анал...

Использование ИКТ технологий в преподавании специальных дисциплин

Использование ИКТ технологий в преподавании специальных дисциплин...

Технологическая карта учебного занятия по дисциплине: Информатика Специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение по теме; "MS Excel. Использование текстовых функций в расчетах"

Технологическая карта учебного занятия по дисциплине: Информатика Специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение по теме; "MS Excel. Использование текстовых функц...

Программа «Одаренные дети» по выявлению интеллектуальных способностей обучающихся на занятиях специальных дисциплин.

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.                            ...