Курс Бизнес Планирования
план-конспект занятия на тему

Бараханова Любовь Александровна

Рассматриваются вопросы составления бизнес-плана;

Основные разделы;

Порядок разработки основных разделов бизнес-плана;

Перечень основных рисков и методы страхования от них;

Инвест. предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biznes-plan._gs-31.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

1 урок.Тема 1.  Теоретические аспекты бизнес-планирования

Бизнес-планирование – необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений.(wsr МодульA1 B1)Планирование, в целом, является центральной функцией менеджмента, поскольку именно оно устанавливает миссию, цели и программу деятельности предприятия, создавая поле задач для последующей организации и управления деятельностью.

Однако, в настоящее время, при формировании рыночных условий, бизнес-план определяет не только основные параметры системы менеджмента, но и является важнейшим инструментом взаимодействия со средой.

Бизнес-план разрабатывается во всех случаях преобразования предприятия, обновления продукции, выбора и обоснования новой стратегии деятельности, совершения новой крупной сделки, создания нового субъекта бизнеса, освоение новой предпринимательской идеи технического новшества или изменения влияния окружающей среды.

Также бизнес-план разрабатывают для связи с инфраструктурой. Он предоставляется банкам и инвесторам для рассмотрения целесообразности кредитов и инвестиций; партнерам и клиентам – для принятия решений о сотрудничестве; общественности – для открытого контроля деятельности фирмы; прессе – для формирования имиджа предприятия либо идеи; органам власти и регулирования – для получения поддержки; собственному коллективу для объединения усилий в достижений поставленных целей.

Таким образом, бизнес-план, становится средством делового общения в современном мире бизнесе, стандартной формой передачи деловой информации.

Бизнес-план – это критическая стартовая точка и базис всей плановой и исполнительской деятельности предприятия. Это наиболее важный источник аккумуляции стратегической информации и способ прямого управленческого воздействия на будущее положение предприятия, описывающий пути достижения прибыльности. Это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время — необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. В нем описываются основные аспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Следовательно, бизнес-план — одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа. Именно бизнес-планирование помогает предпринимателям реально оценить свои сильные и слабые стороны, рассмотреть возможность альтернативы, предложить своевременные меры по предотвращению рисков, что обеспечит успех задуманного дела и поможет обойти конкурентов.

Главная цель бизнес-плана — выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например: получение кредитов или привлечение инвестиций; определение степени реальности достижения намеченных результатов; доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.

Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства — ссуды, кредиты. В современных условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто не столько из-за высоких процентных ставок, сколько из-за возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых требования банковских гарантий, реального залога и другие. Однако решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели.

Идеи витают в воздухе, азарт заставляет браться за различные смелые проекты. Смелость и риск всегда приманивают успех, но ваш проект не обретет плоть и кровь без бизнес-плана. Не важно, идет ли речь о запускаемом проекте или уже существующем. Бизнес-план – это поэтапное описание воплощения вашей идеи, оно требуется не только для будущих инвесторов, сотрудников, соратников. Прежде всего, это пошаговое руководство к действию. Благодаря грамотно составленному бизнес-плану вы объективно оцените свои силы, продумаете игру на шаг вперед и найдете выходы из сложных ситуаций. Этот документ описывает будущее предприятия, анализирует трудности и определяет способы решения оных.

Вопросы для обсуждения:

1.Что такое бизнес-план и зачем он нужен?

2.Цели бизнес-планирования.

3.Функции бизнес-плана.

2 урок.Примеры задач бизнес-планирования

Цели бизнес-плана – головная боль каждого предпринимателя. Ведь он должен оценить рентабельность задуманного, продумать до мелочей детали и постоянно держать руку на пульсе. Без бизнес-плана любая коммерческая деятельность обречена на провал, ибо не может один человек объять необъятное и быть всегда на чеку. Поэтому приветствуется ежегодное бизнес-планирование, способствующее тому, чтобы пожелания становились реальными возможностями и имели конкретные способы воплощения. Грамотно составленный бизнес-план гарантирует победу в нелегком предпринимательском деле.

Бизнес-план сегодня не просто модное слово, а серьезный документ. У нас он появился в начале 90-х годов, когда российская экономика претерпевала серьезные изменения и искала новые пути развития. Мы не будем пускаться в рассуждения, как составлялись первые бизнес-планы, которые зачастую содержали больше лирики и пространных рассуждений, чем требовалось. Ведь в советскую эпоху годовые планы спускались сверху, а руководство предприятий обязалось их выполнять с опережением сроков. К счастью, времена изменились, теперь никто не заканчивает пятилетки в четыре года и не стремится выполнить план на 200%. Уже почти два десятилетия в нашей стране правит рыночная экономика, которая, набравшись западной идеологии в области маркетинга, наконец, стала взращивать на российской почве адаптированные ростки экономических перспектив.

Сейчас каждый бизнесмен должен досконально знать, с каким багажом он выходит на тропу бизнеса, не важно, идет ли речь о начальном этапе становления предприятия или о ежегодных планах и ожиданиях. Для каждого дела на любом этапе его существования требуются финансовые вложения, трудовые и интеллектуальные. Необходимо четко представлять себе источники, откуда их можно черпать, а также прикидывать эффективность каждого из них и изыскивать новые ресурсы. Без грамотного планирования, когда все пункты расписаны и изучены досконально, не стоит надеяться на прибыльность затеи. Конечно, дотошность и скрупулезность никогда не были составной частью нашего менталитета, но значение бизнес-планирования доказало свое нужность.

Бизнес-план полезен не только для внутреннего использования, он также является своеобразной презентацией вашей идеи. Вручив документ нужным людям, вы всегда сможете заручиться их поддержкой, как финансовой, так и моральной. Следовательно, от правильного понимания для чего нужен бизнес-план, зависит судьба вашего предприятия.

Инвесторы, банки и возможные партнеры предпочитают ясность мысли и хотят знать, во что им предстоит вкладывать средства и силы. Грамотно составлений бизнес-план уверит их в вашей благонадежности и адекватности, ведь он своего рода лицо вашей фирмы.

Сложно коротко сформулировать — для чего нужен бизнес-план. Но, если попытаться, то это — четкость, привлекательность, лаконичность и уверенность в каждом пункте, помноженные на профессионализм и умение себя преподнести. Конечно, можно обратить к специалистам, которые в два счета опишут вашу идею в самом лучшем виде, но этот способ слишком опасен, так как никто кроме руководителя и вдохновителя идеи не способен до мелочей просчитать каждый вздох своего детища. Если вы все-таки решите заплатить профессионалу, то принимайте живейшее участие в процессе создания документа, пусть профессионал только облекает ваши мысли в грамотные формулировки.

Задачи бизнес-плана

Итак, мы выяснили, что бизнес план является инструментом, который применим во всех- сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования, указывает конкретные цели и пути их достижения. Собственно, бизнес-план это своего рода научно-исследовательская, аналитическая и проектная работа, которая призвана вывести ваш бизнес к вершине успеха. Это документ постоянный, который каждый год претерпевает легкие изменения, связанные с новыми веяниями и задачами, поставленные перед фирмой.

Грамотный бизнес-план опирается на:

на значимость нового товара (услуги) на потребительском рынке и ее качественных отличий от продукции конкурентов;

глубокий анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, с учетом плюсов и минусов данного предприятия, а так же изучение ошибок и достижений конкурентов;

поиск способов достижения поставленных задач.

Бизнес-план поможет вам в решении стратегических и тактических задач:

оценка организации управления и наличие финансовой базы в данный отрезок времени;

поиск новых путей развития предприятия, с учетом сильных сторон и слабых;

выяснение, требуется ли привлечение инвесторов для роста прибыли.

В бизнес-плане обосновываются:

общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях конкретного рынка;

выбор стратегии и тактики (методов) конкуренции;

оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

При помощи этого документа вы сможете выбрать необходимую стратегию и тактику, ведущую к увеличению прибыли, наметите пути продвижения вашей продукции на рынке потребителей, определите зоны риска и найдете способы понизить их опасность благодаря защитным приемам. Главное помнить, что материализованные на бумаге задачи, продуманные, наделенные намеченными путями решений, верное оружие в битве за прибыль и потребителя.

3.урок.ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ УСПЕХА

Почему одни компании довольно успешны, а других подстерегают сплошные неудачи? Ответ на этот вопрос достаточно прост – существуют основные факторы успеха компании, которые вот уже на протяжении 50 лет используются предпринимателями и корпорациями. И это не удивительно, ведь создатель предоставил немало доказательств эффективности данного инструмента. Мы с вами вряд ли будем прислушиваться к советам изможденного терапевта или жирноватого диетолога. Это же происходит и в бизнесе. Если организация занимается управленческим консалтингом, то она должна показывать пример процветания. Создателем управленческого инструмента Ключевые факторы успеха компании стал Рон Дэниэль в 1961 году. Он научно объяснил механизм успешности подразделений и компании в целом. Ключевой фактор успеха (КФУ) имеет такое научное определение – это ограниченное количество сфер деятельности, достижение основательных результатов, гарантирующих успех человеку, компании или подразделению в конкурентной борьбе. Проще говоря, это те факторы или области, на которые следует сосредоточить свое внимание, дабы добиться успеха. Основные факторы успеха – это те сферы деятельности, в которых обязательно все должно идти без сбоев, только тогда это будет гарантией успеха организации или отдельного менеджера. Следовательно, это те немногие области, которым необходимо уделять постоянное и особое внимание, добиваясь от них положительных максимальных результатов. Фактор успеха компании – это сферы жизненно необходимые не только для сегодняшнего процветания компании, но и для будущих побед. Также следует обратить внимание, что существуют различия между факторами успеха организации, т.е тем, что способствует процветанию в будущем, и фактором успеха, ограниченным количеством факторов, которые требуют постоянного внимания начальников. Когда уж разговор зашел о том, что не нужно путать, отделим Ключевые Показатели эффективности (КПЭ) от Ключевых факторов успеха (КФУ). КПЭ – это единица измерения успеха, а то, что способствует успеху – это КФУ.• КФУ – создание нового центра, который предоставляет клиентам услуги на высшем уровне, собственно за счет этого и достигаются показатели КПЭ;• КПЭ – в компании в неделю должно быть не менее 10 новых клиентов. Примеры и особенности ключевых факторов успеха1. Тот, кто разрабатывает стратегию организации, должен разбираться в той области промышленности или бизнеса, в которой развивается компания, потому как в каждой отрасли, в каждой сфере бизнеса, существуют свои факторы успеха компании;2. Фактор успеха компании делится на две области: управление персоналом и управление процессом работы. Не стоит ни ту, ни другую область игнорировать. 3. При определении КФУ важной составляющей является задача компании. Фактор успеха компании является логическим продолжением поставленной задачи. 4. На сегодняшний день довольно часто основным фактором успеха организации является усовершенствование процесса работы за счет современной технологии. 5. У производственных компаний чаще всего фактором успеха являются низкая себестоимость продукции, высокая производительность труда, а также контроль качества. КФУ также может быть оптимальный баланс всех трех факторов.6. Чаще всего ключевыми факторами успеха у дистрибутивных компаний являются глобальная дистрибутивная сеть или розничное представление товара с помощью грамотного мерчандайзинга. 7. Связанные с маркетингом факторы успеха компании – гарантии покупателям, реклама, сила бренда.8. В сфере услуг, успех компании зависит от дизайна, быстроты оказания услуг ну и, конечно же, от квалификации сотрудников. 9. Фактор успеха, который связан с человеческим фактором, может включать: культуру обучения, эффективный метод принятия перемен, эффективная система горизонтальной и вертикальной коммуникации, укрепление командного духа. Как на практике все это использовать?Первый шаг. Чтобы определить КФУ организации, необходимо создать «стратегическую сессию», где будут участвовать менеджеры компании, которые в группу планирования были выбраны руководством. Второй шаг. На первом этапе сессии, всех собравшихся просят хорошо подумать и в письменной форме предоставить предложения о том, что необходимо предпринять и чему научится, чтобы компания стала успешной.Третий шаг. Все собравшиеся зачитывают свои предложения, при этом свое мнение аргументируют.Четвертый шаг. Это основная часть процесса нахождения КФУ для компании – определение двух-трех факторов успеха. Пятый шаг. Основываясь на КФУ, создается SWOT-анализ, где слабые и сильные стороны, возможности и угрозы определяются на основании и с учетом ключевых факторов успеха. А SWOT-анализ становится основой стратегического более детального планирования. Основные факторы успеха компании являются компасом в ходе стратегического планирования организации, задают выделение средств и вектор перемен.

Описание продукции (услуг)

В этом разделе необходимо описать ваши основные продукты и услуги, оценить их преимущества, недостатки и ликвидность, сравнить вашу продукцию с продукцией конкурентов и проанализировать дальнейшие этапы развития производства.

Характеристика продукции

Прежде всего, дайте краткое описание ваших продуктов или услуг, а затем остановитесь на отдельных качествах и функциональных характеристиках, которые имеют особенно большое значение для покупателей или отличают вас от конкурентов. Не забудьте привести примеры использования предлагаемой продукции.

В качестве шаблона можно использовать такую форму:

Описание продукта/услуги

Предлагаемые нами_______________могут быть охарактеризованы как____________________. Основной целью, которой они служат, является _________________. Впервые мы предложили _________ в _______. С тех пор они претерпели следующие изменения____________________.

Укажите стоимость предлагаемой продукции в зависимости от объемов производства, подчеркните ее технологичность и оцените ее универсальность.

Пример

Компания предлагает новый продукт/услугу. Данный продукт имеет самую низкую цену и более практичен по сравнению с предложениями конкурентов. Он совершеннее с технологической точки зрения, чем существующие аналоги, и позволяет потребителям сэкономить время и деньги.

Предлагаемая услуга до сих пор была недоступна в этом регионе. Высокое качество обслуживания обеспечено командой сотрудников компании, общий опыт работы которых в этой сфере составляет _____ лет.

Законы и правила регулирования, касающиеся вашей сферы деятельности, могут сильно повлиять на ваш бизнес.

Поэтому особое значение имеет пункт бизнес-плана, в котором вы описываете соответствие своей продукции принятым международным или российским стандартам и требованиям к контролю качества. Укажите существующие нормативные и сертификационные требования. Если помимо самого продукта вы предоставляете также сопутствующий сервис (например, гарантийное обслуживание), обязательно упомяните это.

Возможно, ваш продукт или услуга пока только находится на стадии разработки или, вообще, лишь на уровне идеи. Это также необходимо отразить в вашем бизнес-плане.

Пример:

В настоящее время на стадии разработки находятся один/два/три и т.д. продукта/услуги. На момент составления данного бизнес-плана продукт ________________ уже готов к выпуску (находится на стадии завершения разработки / готов на 50 % / доработан на 30 % / существует в виде идеи или проекта /готов выйти на пробный рынок/запущен в серийное производство).

Для этого нам осталось предпринять следующие действия: __________ . Другие продукты/услуги находятся на следующих стадиях разработки: _____________________.

Залог успеха компании в постоянном поиске новых возможностей для роста и развития. Если предложенный вами продукт можно дорабатывать и совершенствовать, обязательно сделайте на этом акцент, перечислите возможные будущие проекты, которые вы планируете разрабатывать, и укажите причины, по которым они были выбраны.

Также опишите лицензии и патенты на предлагаемый товар или услугу, если они у вас уже есть или вы собираетесь их получить. Можно воспользоваться готовым шаблоном.

РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС ПЛАНА

Бизнес-план - это комплексный документ, содержащий все основные аспекты планирования деятельности предприятия и разрабатываемый как для обоснования конкретных инвестиционных проектов, так и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью. Бизнес-план может и должен быть разработан и для предприятий, выпускающих продукцию, и для тех, кто специализируется на оказании услуг, торговой деятельности и т.д. От этого будет зависеть как его структура, так и прогноз основных параметров деятельности.

В рамках бизнес-плана определяются цели, пути и средства их достижения. В итоге разработанный документ будут читать потенциальные кредиторы, инвесторы, что позволит обеспечить приток финансовых средств на предприятие. Именно это обстоятельство следует учитывать при разработке финансового раздела бизнес-плана.

Бизнес-план — объемный документ, разносторонне отражающий стратегию развития предприятия, его разделывзаимосвязаны и являются базовыми для финансовых проектировок.

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить различные варианты структуры бизнес-плана, а также названия его разделов. В значительной степени это зависит оттого, к какой сфере деятельности относится конкретное предприятие.

Мы будем рассматривать структуру и предлагаемые названия разделов бизнес-плана на примере предприятия, которое производит и реализует пищевые продукты. Данный пример связан с разработкой бизнес-плана в связи с желанием предприятия выпускать новый вид продукции.

Раздел I. Резюме

     Фактически резюме является предельно сокращенной версией бизнес-плана (3-4 страницы текста). Этот раздел находится вначале, хотя его написание осуществляется в конце всей работы. Цель резюме — изложение основных положений разработанного бизнес-плана, чтобы в сжатом виде дать представление о содержании этого документа.

В начале резюме формулируются цели и стратегии, с помощью которых они будут достижимы. Далее дается характеристика выпускаемой продукции, в том числе планируемой к выпуску; ее особенности по сравнению с представленной на рынке, основные финансовые показатели в перспективе, потребность в финансировании и направления использования полученных средств.

Последняя страница резюме должна содержать финансовые результаты, ожидаемые от проекта (финансовое резюме). Здесь приводятся сведения о прогнозных объемах продаж на ближайшие годы, затратах на производство, валовой прибыли, уровне прибыльности (рентабельности) вложений, указание о возможном периоде возврата капвложений или предоставленных в кредит средствах.

Раздел II. Общее описание предприятия

В этом разделе дается полное и сокращенное наименование предприятия, дата регистрации, описание основных видов деятельности предприятия (код ОКОНХ), его организационно-правовая форма, форма собственности (код СКФС), доля государства (субъекта Федерации) в капитале, подчиненность предприятия — вышестоящий орган.

Излагаются намерения по производству и сбыту продукции, указываются географические пределы развития бизнеса, сведения о том, какой стадии развития достигло предприятие, имеет ли полностью разработанный ассортимент продукции и т.д.

Важным представляется четкое формулирование цели бизнеса (выход на определенный объем продаж или в определенные географические районы, выпуск нового вида продукции и т.д.). Главное, чтобы цели были четкими и однозначными, выглядели реалистично и были достижимы. Именно поэтому при их формулировании стоит придерживаться правила SMART, предусматривающего, что они должны также быть:

конкретными (Specific). Например, ежегодно увеличивать объем продаж на 10%;

поддающимися измерению (Measurable). В качестве цели необходимо использовать такие показатели, как объем продаж, объем чистой прибыли, рыночная доля и др.;

достижимыми (Achievable) при наличии имеющихся ресурсов и вариантов их пополнения, предлагаемых в бизнес-плане;

реалистичными (Realistic), основанными на достигнутом уровне развития;

привязанными ко времени (Timed), что означает четкое формулирование сроков достижения поставленной цели.

Указываются также сведения о том, какой стадии развития достигло предприятие.

Раздел III. Товары и услуги

Основной целью данного раздела является профессиональная характеристика привлекательных черт продукции и услуг, выпускаемых или оказываемых данным предприятием.

Здесь дается описание физических характеристик продукции, направлений ее возможного использования и привлекательности для потребителя ее свойств. Это позволяет подчеркнуть уникальность продукта или услуги, выделить его из числа одноименной продукции конкурентов.

Кредитор или инвестор, читающий бизнес-план, из этого раздела должен сделать для себя вывод о преимуществе потребительных свойств продукции именно данного предприятия, понять, чем они отличаются от аналогов других производителей. Далее в маркетинг- плане эти товары и услуги рассматриваются с позиций перспектив продаж, выработки соответствующей стратегии маркетинга.

Раздел IV. Маркетинг-план

Это один из важнейших разделов бизнес-плана, так как многие кредиторы и инвесторы считают, что успех нового предприятия или выпуска новой продукции и услуг можно прогнозировать, лишь принимая во внимание факторы, определяющие спрос на товар или услугу.

В результате разработки маркетинг-плана мы должны получить важнейший показатель для дальнейших финансовых проектировок — объем продаж производимой продукции по всему ассортименту и в целом по предприятию.

В данном разделе должны быть рассмотрены важные аспекты программы маркетинга. В первую очередь необходимо исследование рынков, на которые «нацелен» бизнес, выявление отличительных характеристик и размеров основных рынков и сегментов рынков. Важнейшей составляющей является также оценка степени существующей конкуренции и се воздействие на предприятие. Рассматривая предприятия-конкуренты, следует определить ту долю поставок каждым из них, которую они составляют на том или ином сегменте рынка, определить на этой основе ту долю рынка, которая будет принадлежать данному предприятию (объем реализации продукции в физическом выражении).

Далее должна быть представлена стратегия маркетинга, проводимая предприятием. В первую очередь следует показать, как предприятие намерено добиваться достижения намечаемых объемов продаж (создание службы сбыта для прямого маркетинга или использование дилерской сети, дистрибьюторов, посредников; численность, квалификация сотрудников). В обеспечении сбыта продукции большая роль отводится рекламе. При этом важно определить, какие инструменты будут использованы для этой цели (пресса, рассылка по почте и т.д.).

Определение основного параметра для дальнейших финансовых проектировок — объема продаж по всему ассортименту выпускаемой продукции — основано на расчетах прогнозных значений объемов реализации (в физическом измерении) и цен на соответствующую продукцию.

Наряду с объемом реализации в физическом измерении основополагающим является правильное обоснование в маркетинг- плане прогнозных значений уровня цен на основе изучения конкурентных материалов. Именно поэтому имеет смысл привести общую структуру цен и обосновать ее, рассмотреть изменение цен во времени в зависимости от объемов реализации.

В разработке маркетинг-плана наиболее сложным является определение перспектив сбыта продукции, а также прогноза цен. Разработка различных возможных сценариев на прогнозируемый период определит и различный уровень показатеей объемов продаж (в стоимостном выражении), а значит и изменения всех финансовых параметров деятельности предприятия, которые учтены в проектировке финансового раздела бизнес-плана. Следует разрабатывать как консервативный вариант (т.е. наиболее вероятный), так и оптимистический.

Если предприятие собирается выпускать несколько наименований продукции, прогнозы объемов реализации, цен и объемов продаж должны быть выполнены по каждому продукту, а затем объем продаж суммируется для определения общего итога.

Раздел V. Производственный план

Важнейшим показателем для финансовых проектировок является себестоимость производимой продукции. Именно поэтому производственная составляющая в стоимостном выражении должна быть разработана в данном разделе наиболее подробно, учитывая, что в нем всесторонне представлен процесс производства и все его составляющие.

Собственно производство отражено описанием технологических процессов, производственных мощностей, особенностей задействованного оборудования, сырья, материалов.

Серьезное внимание отводится определению поставщиков сырья и материалов, цен на них.

Рассмотрение потребностей в трудовых ресурсах имеет важнейшее значение для полного понимания производственной стороны бизнеса. Как правило, указываются общие, а также специальные требования к уровню квалификации персонала.

В этом разделе описывается также уровень сервиса, который будет обеспечен после того, как потребитель приобретет товар или услугу. Сервис рассматривается как один из главных источников доходов предприятия в послепродажный период, поэтому условия его предоставления являются достаточно важными для пополнения источников средств.

Главным параметром, связывающим данный раздел с финансовым разделом бизнес-плана, является объем средств, которые понадобятся для осуществления разрабатываемых перспектив. Вот почему предельно важен достоверный прогноз цен на сырье, материалы, оборудование, трудовые ресурсы, возможные изменения в технологических процессах и др. Здесь важно правильно определить объемы производства по годам, так как от их уровня также будут зависеть затраты предприятия. От правильного прогноза объемов затрат (издержек производства) будет зависеть достоверность всех дальнейших финансовых проектировок.

Результаты разработки производственного плана по каждому из пяти лет прогнозного периода сведены к следующим основным проектировкам и представлены в табличной форме:

прогнозируемый объем выпуска продукции (в физическом измерении);

определение потребности в основных фондах (в стоимостном выражении);

определение потребности в ресурсах (сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергия). Эти показатели должны быть разработаны в физическом измерении и в стоимостном выражении;

расчет потребности в кадрах и затрат на оплату груда;

смета расходов и калькуляция себестоимости продукции.

Данные проектировки, итогом которых является расчет объемов затрат предприятия по каждому году прогнозного периода, являются основополагающими для дальнейшего определения потребностей в финансовых средствах. Реалистичность этих проектировок очень важна для потенциального инвестора или кредитора, так как правильное определение потребностей в финансовых ресурсах, а значит и их источников (в рамках финансового раздела бизнес-плана) позволит предприятию успешно реализовать поставленные цели.

Другим важнейшим параметром, получаемым в процессе разработки производственного плана, является себестоимость планируемой к выпуску продукции по всему ассортименту. Этот показатель используется для расчета уровня рентабельности продукции при финансовых проектировках.

Раздел VI. Организация управления

В данном разделе должна быть проведена оценка имеющихся кадров (численный состав), а также определена потребность в привлечении специалистов.

Далее целесообразно дать организационную структуру, показывающую связи и разделение ответственности между звеньями управления. Часто в данный раздел включаются разъяснения по поводу подбора необходимых кадров, их специальная подготовка, подходы к определению уровня оплаты труда. Могут быть приведены структура заработной платы, система стимулирования работников.

Данный раздел связан с финансовыми проектировками бизнес-плана, так как оценка затрат на управленческий персонал учитывается при определении себестоимости продукции.

Раздел VII. Капитал и организационно-правовая форма предприятия

В этом разделе дастся обоснование выбора организационно-правовой формы предприятия (акционерное общество, товарищество, общество с ограниченной ответственностью и т.д.). Здесь также необходимо указать, какие финансовые ресурсы потребуются для того, чтобы предприятие успешно развивалось в прогнозируемый период. Дав общие объемы потребностей в финансовых ресурсах, следует назвать источники средств, имеющиеся в данный момент и планируемые на перспективу (собственные средства, ссуды, кредиты и т.д.), а также дать направления использования финансовых средств.

Одной из сложнейших задач является определение возможных источников привлекаемых средств исходя из знания ситуации на финансовых рынках, конкретного опыта общения предприятия с кредитными организациями, инвесторами и др.

Раздел VIII. Финансовый план

Данный раздел является ключевым в бизнес-плане. В нем рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности предприятия и наиболее эффективного использования имеющихся средств на основе текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров и услуг на рынках в последующие периоды. Именно этот раздел бизнес-плана дает ответы главным рецензентам относительно целесообразности сотрудничества в этом предприятии: инвесторы узнают об уровне прибыли, на который они могут рассчитывать, кредиторы — о способности возможного заемщика обслуживать долг в определенных объемах.

Прогнозные проектировки являются наиболее уязвимыми с точки зрения степени неопределенности. Более того, они связаны с различными вариантами уровня сбыта продукции (услуг), разработанными в маркетинг-плане, а также уровнем себестоимости выпускаемой продукции. Именно поэтому финансовые проектировки должны быть многовариантны. Очень важно полное соответствие сведений данного раздела с расчетами, представленными в остальной части бизнес-плана.

Инвестиционные затраты в бизнес-планировании.

В начале реализации самого простенького инвестиционного проекта, надо четко определиться… «сколько надо денег». Почему? Потому, что если Вы где-то что-то не учли в инвестиционном плане, то, возможно, уже на стадии реализации проекта, в какой-то момент времени Вы сможете ощутить их нехватку, а взять их будет негде. Как правило, такая ситуация может свести все предыдущие усилия “на нет”: проект в лучшем случае останется не реализован, в худшем… ну, тут много вариантов…

Что такое инвестиционные затраты? Определений много. Одно из них, звучит следующим образом:

Инвестиционные затраты – это совокупные расходы, которые связаны с реализацией бизнес-проектов. Их виды и состав варьируется в зависимости от конкретного проекта.то “сколько надо денег” чтобы планируемый инвестиционный проект в какой-то определенный период времени вышел на операционную прибыль. Ведь до этого были убытки, которые помимо “совокупных расходов” покрывались т.н. оборотным капиталом или из других источников.

Из своего многолетнего опыта, могу сказать, что в начале проработки инвестиционного проекта, далеко не всегда получается точно их подсчитать. Обязательно, появляются дополнительные статьи, которые изначально не были учтены. При этом, бывает так, что планируемые инвестзатраты и реальные рознятся процентов на 50-70, а то и больше. Не как с Олимпиадой, но тоже отклонения большие. Происходит это по разным причинам. Как правило, при начальной проработке инвестиционного проекта нет ни проектно-сментной документации, ни подобранного оборудования, ни четкого понимания, сколько нужно средств для оборотного капитала.

Пример:

Оборудование для производства изделий из ПНД (полиэтилена низкого давления) стоит 7 млн. руб. а полиэтиленовой крошки для круглосуточной работы линии нужно 2 вагона и маленькая тележка. Почувствовали разницу? Так каковы будут инвестиционные затраты по проекту? Явно не 7 млн. руб. и даже не 15 млн. Прочувствовали разницу? То-то.

Другой пример:

Предположим, намечается великая стройка. Много, много квадратных метров… Как считают инвестзатраты укрупнено? Предположим, что квадратный метр строит 40 или 50 тыс. руб. и перемножим это все на квадратуру. Опаньки и вышли на инвестзатраты. При этом мало кто подозревает, что весомые средства необходимы, чтобы подключить коммуникации.

Нужен свет? Пожалуйста! За подключение 1 кВт. заплатите тысячи 2-3 для начала. А потом… Потом закажите техусловия на проект и заплатите за них. Потом, закажите проект и заплатите за него. Потом, поставьте трансформатор и т.д. Если вам нужны электрические мощности на 500 кВт., то только за подключение придется заплатить эдак 1-1,5 миллиона. Так, скромненько, только за разрешение подключиться к сети…

Аналогично проделайте то же самое с газом, водой, канализацией… Да и интернет с телефоном. Опаньки, плюс десять миллионов незапланированный расходов. Откуда взять недостающие, незапланированные деньги. Из кармана? А если он к этому времени уже пуст? Как быть? Ответ очевиден – более тщательно прорабатывать инвестиционный проект. Другого ответа не существует.

 Будут ли ошибки и просчеты? А где их нет? Другое дело, чтобы они не приводили к печальным ситуациям. Поэтому, правдами или неправдами, инвестзатраты (для подстраховки) лучше завышать не менее чем на 10 – 15%, а ещё лучше на 20%. Как говорится: “денег много не бывает”.

Как структурировать инвестиционные затраты?

Единого правила нет, но рассуждая логически, можно выстроить некую структуры, которая выглядит следующим образом:

Активы:

Нематериальные

Патенты, лицензии, франшизы, ноу-хау и т.д.

Материальные

Строения, сооружения, сети.

Оборудования и механизмы.

Автотранспорт.

Оборотный капитал

Денежные средства

Сырье и материалы

Как правило, “денежные средства” предназначены для оплаты сырья, материалов, текущих платежей. Выплату заработной платы и налогов до начала функционирования предприятия.

Однако, структура может незначительно видоизменяться.

На что влияют инвестиционные затраты?

В первую очередь, инвестиционные затраты влияют на так называемые “интегральные показатели” инвестиционного проекта. О них я напишу в следующей статье, но в данной обращу внимание на один из них – это срок окупаемости инвестиционного проекта.

Во вторую очередь, на так называемый денежный поток. Они его увеличивают за счет т.н. «амортизационных начислений», так как амортизация (или амортизационные начисления) приобретенного имущества по проекту входят в себестоимость продукции / услуг.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что чем тщательнее предприниматель (или разработчик инвестпроекта) подойдет к прогнозированию инвестиционных затрат, тем у проекта больше шансов успешно реализоваться в нашей непростой российской действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (ПО ОТРАСЛЯМ) ; 100701 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

        Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанной  в соответствии с ФГОС по сп...

методические рекомендации по выполнению практических работ по Бизнес-планированию

Практические работы по дисциплине "Бизнес-планирование"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: 43.02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ 43.02.10 ТУРИЗМ БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА

        Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанной  в соответствии с ФГОС по сп...

Рабочая программа УД Бизнес-планирование

Рабочая программа УД Бизнес-планирование...

Рабочая программа по Бизнес-планированию

Данная рабочая программа предназначена для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"....

Календарно-тематическое планирование по дисциплине Бизнес-планирование

Календарно-тематический план по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Методическая разработка открытого урока тема:"Задачи и виды внутрипроизводственного планирования. Бизнес - планирование в организации, его цели и задачи"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Экономика организации". тема: "Задачи и виды внутрипроизводственного планирования. Бизнес-планирование в организации, его цели и ...