Современные компетентностно-ориентированные образовательные технологии в СПО на примере преподавания МДК по профессии "Оператор связи"
методическая разработка на тему

Одина Юлия Анатольевна

Методическая разработка на тему "Современные компетентностно-ориентированные образовательные технологии в СПО на примере преподавания МДК 02.01. Правила реализации знаков почтовой оплаты, товаров народного потребления и оказания услуг по подписке изданий" по профессии "Оператор связи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc745.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАУ ДПО «СОИРО»

Кафедра профессионального образования

Современные компетентностно-ориентированные образовательные технологии в среднем профессиональном образовании

(на примере преподавания МДК 02.01. «Правила реализации знаков почтовой оплаты, товаров народного потребления и оказания услуг по подписке изданий»)

Выполнила:

Одина Юлия Анатольевна

мастер производственного обучения

ГБПОУ СО «РПЛ»


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты компетентностно-ориентированных образовательных технологий в среднем профессиональном образовании в процессе преподавания МДК 02.01.

1.1. Технология проектно-исследовательской деятельности;

1.2. Технология «Мозговой штурм»;

1.3. Технология развития критического мышления;

1.4. Технология кейс-стадии;

1.5. Технология игрового обучения;

1.6. Технология проблемно-деятельностного обучения;

1.7. Технология контекстного обучения;

1.8. Технология интегративного обучения;

1.9. Технология витагенного обучения;

1.10. Технология ИКТ;

1.11. Технология программированного обучения;

1.12. Технология развития индивидуального стиля решения ИТ-задач.

Глава 2. Практические аспекты компетентностно-ориентированных образовательных технологий в среднем профессиональном образовании в процессе преподавания МДК 02.01.

2.1. Компетентностно-ориентированные образовательные технологии: от теории к практике

2.2. План открытого урока по теме «Оказание услуг по подписке периодических изданий»

Заключение

Литература


Введение

Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития её человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования и его качеством. Качество современного профессионального образования понимается как мера соответствия образовательного результата запросам государства, общества и личности. Существенным сдерживающим фактором экономического роста России становится дефицит трудовых ресурсов, уже сейчас остро ощутимый в сфере производства. Поэтому от структуры и качества подготовки кадров, осуществляемой системой профессионального образования, зависит конкурентоспособность предприятий и развитие экономики страны в целом. В последнее время функционирование и качество образования вызывают серьезные нарекания основных "заказчиков" - государства, общества, работодателей. Особо актуальной проблемой в краткосрочной и среднесрочной перспективе становится обеспечение качества выпускников среднего профессионального образования в силу их реального дефицита на рынке труда. Современный рынок труда, характеризующийся высокой инновационной динамикой, предъявляет новые требования к рабочим и специалистам. Опросы работодателей свидетельствуют о новых тенденциях развития кадровых потребностей регионов: формирование заказа на качество профессионального образования не только и не столько в формате "знаний" выпускников, сколько в терминах способов деятельности; появление дополнительных, не актуализированных ранее требований к работникам, связанных с общими для всех профессий и специальностей компонентами готовности к профессиональной деятельности, такими как способность, к "командной" работе, сотрудничеству, к налаживанию социальных связей, к непрерывному самообразованию, умения разрешать разнообразные проблемы, работать с информацией и т.д.  Подготовить такого специалиста возможно при условии  использования современных компетентностно-ориентированных технологий в обучении.

Под компетентностным подходом принято понимать совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организацию образовательного процесса и оценки образовательных результатов (Лебедев О.Е.).

Исходя из основных тезисов компетентностного подхода формируются следующие принципы: 1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у обучающихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта; 2. Основой обучения становятся действия и операции, относящиеся к профессиональным навыкам, которые нужно получить; 3. Оценка результатов обучения основывается на анализе уровня усвоения студентом профессиональных компетенций в свете выбранной профессии.

Для реализации программы ФГОС III поколения и подготовки конкурентноспособных выпускников системы среднего профессионального образования необходимо внедрение современных инновационных образовательных технологий.

Актуальность: тема  «Современные компетентностно-ориентированные образовательные технологии в среднем профессиональном образовании» для исследования выбрана мной не случайно, так как внедрение в образовательный процесс современных компетентностно-ориентированных образовательных технологий содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста.

Целью работы было выбрано исследование и анализ компетентностно-ориентированных образовательных технологий применимых для студентов, получающих среднее профессиональное образование на примере открытых мероприятий, проведенных в Ртищевском политехническом лицее г.Ртищево.

Задачи:

  1. Рассмотреть существующие компетентностно-ориентированные образовательные технологии, применимые при получении среднего профессионального образования,
  2. Проанализировать каждую компетентностно-ориентированную образовательную технологию и возможность ее внедрения в образовательный процесс,
  3. Проследить влияние от применяемых компетентностно-ориентированных технологий на такие показатели как успеваемость и качество обучения студентов, а также психо - эмоциональное состояние обучающихся.

При работе над темой были изучены следующие  материалы: Андрейченко З.М. «Применение компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения»; Гоголева И.И., Коваль Н.М., Лецких Л.А., Пастухова И.П. Использование кейс-метода в образовательном процессе и методической работе ссуза; Демкин В.Д., Инновационные технологии в образовании, Лазарев В.С., Мартиросян Б.П., Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия, Молоков Ю.Г., Молокова А.В., Актуальные вопросы информатизации образования, Образовательные технологии, Селевко Г.К., Современные образовательные технологии, Хохлов О.А.

Глава 1. Теоретические аспекты компетентностно-ориентированных образовательных технологий в среднем профессиональном образовании в процессе преподавания МДК 02.01.

Необходимость внесения инновационных изменений в профессиональную подготовку студентов обусловлена тем, что сегодня от будущих руководителей и работников требуются не только глубокие знания, но и умение в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной деятельности и деятельности подчиненных. Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения.

Технологией обучения принято называть определенный способ обучения, в котором основную функцию выполняет средство обучения. Новые требования общества к уровню профессионализма предполагают внедрение компетентностно-ориентированных образовательных технологий в образовательную среду. Данные технологии в профессиональном образовании ведущую роль отводят средствам обучения, которые благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий достаточно разнообразны.

Главной целью компетентностно-ориентированных технологий образования является подготовка специалистов к производственной деятельности в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации образовательного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

К компетентностно-ориентированным технологиям в образовании можно отнести: проектно-исследовательскую деятельность; «мозговой штурм»; развития критического мышления; кейс-стадии; игровое обучение;  проблемно-деятельностное обучение; контекстное обучение; интегративное обучение; витагенного обучение; ИКТ;  программированное обучение; развитие индивидуального стиля решения ИТ-задач.

Привлечение инновационных технологий в образовательную среду позволит  повысить эффективность обучения и воспитания личности, и подготовить высококвалифицированных специалистов для дальнейшей профессиональной деятельности.

Рассмотрим каждую предложенную технологию и проанализируем возможность ее использования в образовательном процессе.

  1. . Технология проектно-исследовательской деятельности;

Эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути, ориентированных на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных, физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем преподавателя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость

Цель:

Научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, развить способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Это способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений

Этапы:

  1. анализ проблемы (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
  2. постановка цели (выдвижения гипотезы их решения; обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений);
  3. выбор средств ее достижения (обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров);
  4. поиск и обработка информации, ее анализ и синтез (сбор, систематизация и анализ полученных данных);
  5. оценка полученных результатов и выводов (подведение итогов, оформление результатов, их презентация);
  6. выводы выдвижение новых проблем исследования (в самых различных формах, рефлексия)

Формы работы: индивидуальная; парная; групповая, коллективная

  1. Технология «мозговой штурм»;

Технология МШ базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. МШ повышает творческую активность учащихся на основе создания благоприятной, доверительной атмосферы путем снятия психологических, педагогических и др. МШ представляет собой форму свободной дискуссии, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив учащихся в интерактивную коммуникацию и приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы

Цель:

Раскрепощение мыслей и оптимизация условий для творчества на основе снижения критичности человека в отношении своих возможностей. Цель этой технологии - обеспечение процесса генерирования идей учащимися, с последующим их критическим анализом и обсуждением

Этапы:

  1. Формулирование проблемы в целом и ее аспектов
  2. Выделение целей решения проблемы на основе анализа ее различных аспектов.
  3. Выбор источников информационного массива по проблеме
  4. Отбор предпочтительных (необходимых в первую очередь) источников из информационного массива.
  5. Генерация всевозможных идей ("ключи" к проблеме) на основе свободы воображения, не сопровождаемого и не прерываемого критическим мышлением.
  6. Отбор идей, которые вероятнее всего ведут к решению на основе логического мышления и сравнительного анализа.
  7. На основе критического мышления актуализируются всевозможные пути для проверки отобранных идей.
  8. Отбираются наиболее строгие и последовательные способы проверки.
  9. Нахождение всех возможных областей применения полученных идей
  10. Выбор окончательного решения проблемы
  11. Экспертиза

Формы работы:

МШ ведѐт специально подготовленный человек (модератор). Его задача — подстегнуть процесс выдвижения идей и поддерживать его непрерывность. Он вселяет в учащихся уверенность в возможности преодоления проблемы. Если предложения иссякают, ведущий заполняет паузу, высказывая собственные идеи. При этом он не должен оказывать сильного давления на участников. МШ представляет собой групповую дискуссию проводимую модератором по заранее разработанному сценарию. Оптимальное количество участников - 8-12 обучающихся, продолжительность мозгового штурма - 1,5-2 часа. Для проведения эффективного мозгового штурма рекомендуется его разделения на два независимых этапа: генерации и анализа

  1.  Технология развития критического мышления;

Образовательная технология, направленная на развитие стиля мышления обучающихся, основными чертами которого являются критичность, открытость, гибкость, рефлексивность, посредством чтения и письма.

Критическое мышление - открытое рефлексивное оценочное мышление

Цель: Развитие интеллектуальных способностей обучающегося, позволяющих учиться самостоятельно; формирование категориального аппарата мышления, характеризующегося:

-осознанием обучающимся многозначности позиций и точек зрения,

-преодолением эгоцентризма мышления,

-рефлексией альтернативности принимаемых решений,

-умением адекватно интерпретировать получаемую информацию

Этапы:

  1. evocation (вызов, пробуждение),
  2. realization (осмысление новой информации),
  3. reflection (рефлексия)

Формы работы: Технология может использоваться для организации индивидуальной, групповой, коллективной учебной работы учащихся

  1.  Технология кейс-стадии (ситуационный анализ)

Это интерактивные технологии

Основными источниками содержания кейсов выступает общественная жизнь (сюжет, проблема, фактологическая база); образование (цели, задачи, методы обучения и воспитания); наука (методология)

Метод анализа ситуации, предполагающий осмысление реальной ситуации, описание которой отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

Цель:

Формирует интерес и позитивную мотивацию обучающихся, обеспечивает их эмоциональную включенность в учебный процесс и эффективно способствует их профессионализации

Этапы:

  1. Введение: постановка задачи; название учреждения; имена и должности главных персонажей.
  2. Проблема: краткое описание (с позиций разных участников событий).
  3. Материалы для решения (научные, методические, статистические, нормативные, юридические, литературные)

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая (5-6 человек, выбирается модератор, который по истечении времени докладывает о результатах работы группы)

  1.  Технология игрового обучения;

Технология ориентирована на использование знаний в новой ситуации, в которой усваиваемый обучающимися материал, проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. В жизни обучающихся игра выполняет такие важные функции как: развлекательную, коммуникативную, самореализации, диагностическую, коррекционную, терапевтическую, социализации.

Педагогические игры – это группы методов и приемов организации педагогического процесса, который является средством психологической подготовки учащихся к будущим жизненным ситуациям. Существенным признаком педагогической игры является четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленно-стью. В зарубежной педагогике понимание игры включает «любое соревнование или состязание между играющи-ми, действия которых ограничены определенными условиями, правилами) и направлены на достижение опреде-ленной цели (выигрыша, победы, приза)»

Цель:

  • усвоение нового и закрепление старого материала, формирование общих учебных умений, развитие творческих способностей;
  • формирование познавательных мотивов и интересов;
  • передача целостного представления о предметах, явлениях с учѐтом эмоционально-личностного восприятия;
  • обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
  • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
  • обучение методам моделирования, в том числе математического и социального проектирования

Этапы:

  1. Подготовка игрового реквизита.
  2. Подготовка участников, выразивших желание и готовность играть.
  3. Ознакомление участников с правилами игры.
  4. Организация игрового хронотопа (игрового пространства) и временных рамок игры.
  5. Реализация сюжета игры.
  6. Подведение итога игры как результата игровых действий достигнутых игроками в соответствии с принятыми правилами

Формы работы: Формы работы зависят от типа игры. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации.

  1.  Технология проблемно-деятельностного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Ведется интенсивное изучение и внедрение элементов деятельностных технологий, которая включает:

  • анализ производственных ситуаций;
  • решение ситуационных производственных задач;
  • деловые игры;
  • «погружение» в профессиональную деятельность (в разных вариантах);
  • моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе;
  • контекстное обучение;
  1.  Технология контекстного обучения

Основу контекстного обучения составляет теория деятельности, в соответствии с которой усвоение социального и профессионального опыта осуществляется в результате активной деятельности. Средством работы является контекст — система условий. В ситуацию включаются внешние условия, субъект обучения, люди, с которыми объект обучения контактирует.

Технология контекстного обучения состоит из базовых форм и промежуточных.

Базовые формы:

— учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров (осуществляемая передача и усвоение информации);

— квазипрофессиональная деятельность воплощаемая в играх, факультативах, спецкурсах;

— учебно-профессиональная - научно-исследовательская работа студентов, производственная практика, стажировка, дипломное и курсовое проектирование.

Промежуточные формы — это любые формы — традиционные и новые, отвечающие специфике целей и конкретному содержанию обучения.

  1.  Технология интегративного обучения

Это развивающая система непрерывного обучения.

Одним из таких путей является разработка интегративной образовательной системы "Школа - СПО – Вуз

Системообразующим фактором интегративной образовательной системы "Школа - СПО — Вуз" является ее целостность на основе интеграции государственных образовательных программ, сквозных учебных планов уровнево - ступенчатой подготовки, что следует реализовать на основе интеграции целей и задач среднего и профессионального образования.

  1.  Технология витагенного обучения;

Витагенное обучение («vita» - от лат. жизнь) – обучение, основанное на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

Основная идея витагенного обучения состоит в формировании отношений сотрудничества между преподавателем и учащимся. С этих позиций учитель — не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, умеющий не столько вести за собой, но и обладающий способностью сострадать, сопереживать успехам и неудачам. Смысл витагенного образования — формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности. Витагенное образование использует ресурсы индивидуума, скрытые в подсознании. Опора на подсознание в витагенном обучении — это, прежде всего, творчество и фантазии обучающегося в самых разных проявлениях, интуиция, т.е. способности воспринимать мир и принимать решения на основе «чутья», без участия сознания, на уровне одномоментного постижения. Интуиция, как и фантазии, отражает витагенный опыт, актуализация которого является прекрасным инструментом для организации образовательного процесс

  1. Технология ИКТ

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:

  • Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
  • Повышение продуктивности самоподготовки обучающихся;
  • Индивидуализация работы самого преподавателя;
  • Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
  • Усиление мотивации к обучению;
  • Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
  • Обеспечение гибкости процесса обучения.

  1.    Технология программированного обучения

Программированное обучение — это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения. В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Главная идея программированного обучения – это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы.

Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения — прямолинейная, разветвлённая, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов и др.

1.12.   Технология развития индивидуального стиля решения ИТ-задач

Это методология развития индивидуального стиля деятельности, методология деятельностного подхода, реализуемая через решение практико-ориентированных задач.

  • Ориентация процесса обучения на приобретение учащимися опыта решения задач реальной практической ИТ-деятельности.
  • Организация обучения, направленного на усвоение методов решения ИТ-задач, способов применения компьютерного инструментария для ее решения, выработку индивидуального стиля решения ИТ-задач
  • Организация обучения информационным технологиям в интегративной связи с другими учебными дисциплинами и реальной жизнью
  • Оценивание успешности обучения информационным технологиям в интегративной связи с общим анализом учебной деятельности учащегося и анализом его личностного развития в информационно-технологической сфере

Цель: Организация обучения информационным технологиям, ориентированного на становление и развитие ИТ-компетентности (способности решать ИТ-задачи)

Этапы:

1. Мотивационный этап - направлен на осознание учащимися личностной значимости приобретаемых знаний и умений, он предполагает акцентирование внимания учащихся на приоритетно важных направлениях учебной работы, направленной на становление их способности решать эту ИТ-задачу

2. Освоения практических способов решения задачи - усвоение общих способов решения ИТ-задачи, выработка умений репродуцировать на практике основной способ (способы) ее решения.

3. Рефлексии практических способов решения задачи - обобщение основных подходов к решению ИТ-задачи; соотнесение предложенного учащимся способа решения ИТ-задачи с общими способами ее решения

4. Презентации умений решать задачу - приобретение учащимися опыта решения ИТ-задачи в вариативных ситуациях. Приобретение способности вносить новации в выбор средств, необходимых для решения задачи, в приемы эффективной работы с компьютерным инструментарием, становление индивидуального стиля технологической деятельности решения ИТ-задачи

5. Реализации знаний и умений - приобретение обучающимися способности вариативно решать задачу, вносить индивидуальные новации в способы ее решения, решать задачу в нестандартных ситуациях, становление индивидуального стиля решения ИТ-задачи

Формы работы:

на первом этапе -Одной из форм организации работы на этом этапе может являться самооценка учащимися способности решать ИТ-задачу. В листах самооценки фиксируются основные аспекты решения конкретной ИТ-задачи. Вопросы анкеты сформулированы таким образом, чтобы учащийся мог осознать, что конкретно он должен научиться делать при изучении темы

на втором этапе - Выяснение значимой проблемы, описание которой представлено в условии ИТ-задачи;

Анализ эффективного варианта ИТ-деятельности в описываемом случае, исходя из требований задачи (способы, операции, используемые компьютерные средства и др.)

Выбор и обоснование оптимального варианта профессиональной ИТ-деятельности

на третьем этапе - Обобщение, систематизация способов решения определенной ИТ-задачи; рефлексия структуры деятельности, которая приводит к решению данной ИТ-задачи

на четвертом этапе - Выяснение сущности ИТ-задачи и постанов-ка цели ее решения; выбор соответствующих средств ИТ-деятельности с учетом реальных условий, обозначенных в тексте задачи (имеющиеся технические и технологические ресурсы, характеристика учащихся и др.)

на пятом этапе - Выяснение сущности ИТ-задачи и постановка индивидуальной цели ее разрешения; разработка индивидуального плана действий по решению задачи; выбор соответствующих средств ИТ-деятельности с учетом реальных условий, обозначенных в тексте задачи (имеющиеся технические и технологические ресурсы, характеристика учащихся и др.)

Глава 2. Практические аспекты инновационных образовательных технологий в среднем профессиональном образовании в процессе преподавания МДК 02.01.

2.1. Инновационные образовательные технологии: от теории к практике

Внедрение в образовательный процесс компетентносто-ориентированных образовательных технологий обучения не однодневный процесс, требуется глубокое знание дисциплины, информационно-техническое оснащение кабинетов, заинтересованность преподавателей в воспитании квалифицированных кадров.

На мой взгляд, большего результата по показателю качества обучения можно добиться, совмещая некоторые из предложенных технологий обучения.

Открытый урок - это тренинг для преподавателя, это возможность лишний раз встряхнуться и посмотреть на свою работу по-новому, это переоценка ценностей, это возможность "втянуться" в творческий процесс обучения, это возможность открытия чего-то нового в своей деятельности.

2.2. План открытого урока по теме «Оказание услуг по подписке периодических изданий»

Для полного анализа некоторых компетентностно-ориентированных технологий обучения предполагается отработка данных методик на практике. В качестве примера представлен открытий урок по теме «Оказание услуг по подписке периодических изданий», проведенный мною мастером производственного обучения и преподавателем спецдисциплин Одиной Юлией Анатольевной с методическим участием председателя методической комиссии профессионального цикла лицея Игониной Ириной Николаевной.

Цели занятия:

Дидактическая  - обобщение и систематизация знаний по теме «Оказание услуг по подписке периодических изданий», применение умений и знаний на практике при решении ситуационной производственной задачи,  установление уровня формирования профессиональных компетенций методами познавательной деятельности по изученным вопросам.

Развивающая – развитие самостоятельности, мышления, творческой активности, способности отстаивать свою точку зрения, презентовать себя и работать в группе.

Воспитательная - формирование профессиональной направленности, воспитание инициативности, толерантности, дисциплинированности, ответственного отношения к труду.

Уровень усвоения: 3.

Тип занятия: Урок обобщения и систематизации знаний,  умений и навыков

Вид занятия: урок-игра с применением ситуационной производственной задачей

Оборудование и методическое обеспечение урока: Рабочее место преподавателя, оснащенное мультимедийным комплексом, рабочие места студентов,  раздаточный материал (тест «Принципы оказания услуг по подписке на периодические издания», практическая работа «Исследование отчёта отделения почтовой связи об итогах подписной кампании за 1 полугодие 2016 года»).

Формируемые компетенции:

ПК. 2.2. Предоставлять услуги по подписке, контролировать процесс обработки периодических печатных изданий в отделении почтовой связи (оформление, переадресовка, доставка, прием заказов по каталогам).

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Студент должен в соответствии с ФГОС СПО:

уметь: пользоваться перечнем периодических изданий Российской Федерации;

правильно оформлять, переадресовывать, доставлять периодические издания, сортировать их по доставочным участкам;

знать: перечень периодических изданий Российской Федерации, тарификацию на подписные издания;

инструкцию по приему подписки и обработке подписной документации на периодические печатные издания;

технологический процесс подписки;

План занятия

Этап урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Форма взаимодействия

Время

1.Организационный

Приветствие студентов, проверка наличия учащихся на занятии

Приветствуют преподавателя, настраиваются на занятие

Беседа

2 мин

2. Мотивационный

Преподаватель показывает стартовую презентацию, в ходе просмотра которой: формулирует  тему и цели занятия

Слушают преподавателя, задают вопросы при необходимости

Беседа

3 мин

3. Планирующе-подготовительный

Преподаватель организует разработку замысла:

  • предлагает студентам разделиться на команды;
  • совместно составляет план действий;
  • подводит к формулировке задач.

Делятся на три команды, выбирают капитанов команд и презентуют команды.

Групповая, индивидуальная.

5 мин

4. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Преподаватель проводит разминку команд в виде блиц-опроса

Слушают вопрос, совещаются и дают командный ответ

Групповая, беседа

5. Повторение, обобщение и систематизация основных теоретических положений, применение умений и навыков при выполнении практической работы

1.Преподаватель объясняет цели ситуационной производственной задачи, проводит инструктаж и следит за ходом выполнения работы.

2.Преподаватель организует проверку домашнего задания, выполненного студентами в виде презентации

3.Преподаватель предлагает студентам провести самоконтроль знаний по данной теме.

4.Преподаватель организует мини-отчет о работе отделения почтовой связи по итогам подписной кампании за 1 полугодие 2016 года

1.Слушают, проходят инструктаж по ТБ, составляют план действия, осуществляют решение производственной задачи (проверяют правильность составления отчёта о работе отделения почтовой связи по итогам подписной кампании за 1 полугодие 2016 года)

2.Демонстрируют подготовленные презентации

3.Студенты задают друг другу заранее подготовленные вопросы

4.Капитаны команд выбирают карточку и выполняют соответствующее задание

Применение умений и навыков на практике.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Дискуссия.

6. Воспроизведение учащимися знаний

Преподаватель выдает тест, объясняет оформление задания и критерии оценивания.

Выполняют тест, проводят самоконтроль

Самостоятельная работа студентов

7. Видео-пауза

Преподаватель показывает учащимся видеоролик на тему: «Почта России сегодня»

Смотрят

8. Информационно-операционный

Преподаватель совместно со студентами формируют общие принцип выполнения расчета ситуационной задачи и формы представления результатов.

Слушают, предлагают пути решения производственной задачи, выполняют расчеты, строят векторные диаграммы.

Беседа.

Самостоятельная работа студентов

9. Рефлексивно-оценочный

Преподаватель организует  защиту результатов расчета, коллективное обсуждение результата, самооценку деятельности.

Проводят защиту полученных результатов, отстаивают свою точку зрения

Дискуссия.

10. Анализ и оценка итогов занятия

Преподаватель проводит структурное суммарное оценивание, анализирует занятие.

Слушают, оценивают занятие

Беседа.

На примере данного открытого занятия мне хотелось проследить возможность использования разных компетентностно-ориентированных образовательных технологий в той или иной степени и проанализировать результативность их использования на такие показатели как успеваемость и качество обучения студентов, а также психо - эмоциональное состояние обучающихся.

Напомню, что главной целью образовательного процесса на сегодняшний день является воспитание квалифицированного специалиста, способного к инновациям, работе в команде, самостоятельности в принятии решения, проявлению инициативы.

Личностно-ориентированное обучение дает возможность развивать индивидуальные качества у студентов, именно поэтому обучающимся было предложено разбиться на команды, в которых каждый из них играл свою социальную роль. Капитаны как более сильные личности играли роль лидеров. Команда и каждый участник в частности играли, как и исполнительскую роль, так и имели возможность отстаивать интересы команды, проявляя свои лидерские способности. Каждый из членов команды выбирал свое посильное задание, тем самым для каждого из них создавалась ситуация «успеха».

Перед каждой командой ставилась ситуационная производственная задача. В данном случае студенты, опираясь на свои знания, умения и практические навыки приобретали практический опыт и были задействованы в образовательной технологии – метод проектов.

Также на занятии использовались информационные технологии, которыми студенты пользовались при выполнении домашнего самостоятельного задания и при представлении результатов решения ситуационной производственной задачи.

Такое интенсивное совмещение компетентностно-ориентированных образовательных технологий привело к получению высоких результатов по таким показателям как успеваемость и качество обучения студентов, а также психо - эмоциональное состояние обучающихся.

Диагностика показателей качества и успеваемости обучения группы 2 курса по теме «Оказание услуг по подписке периодических изданий», участвовавшей в открытом мероприятии была проведена в сравнении с группой 3 курса также обучающейся по профессии 11.01.08 «Оператор связи» и освоивших данную тему в прошлом учебном году (на основе структурного анализа по МДК 02.01. «Правила реализации знаков почтовой оплаты, товаров народного потребления и оказания услуг по подписке издания»). Показатели успеваемости и качества обучения были выявлены на отработке следующего модуля блочно-модульного обучения - 4 модуль– контроль знаний обучающихся по всей теме в виде контрольной работы.

Сравнительная диагностика показателей качества и успеваемости обучения групп по специальности 11.01.08. «Оператор связи»

Психо- эмоциональное состояние было оценено студентами по окончанию занятия. Им было предложено нестандартно оценить свое настроение, эмоциональное удовлетворение от занятия в виде смайл - картинок.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1929000/1928619-4e1cadc55738aea5.png

Занятие понравилось.

Я получил удовлетворение от своей деятельности.

Занятие не понравилось.

Я раздражен.

Занятие потребовало от меня больше усилий, чем я предполагал. Я устал.

В рефлексии участвовала вся группа студентов – 25 человек. Результаты представлены в виде диаграммы.

Рассмотрев практическое применение некоторых компетентносто-ориентированных образовательных технологий, применимых при получении среднего профессионального образования, можно сделать следующие выводы:

  1. Совмещение различных компетентностно-ориентированных технологий приводит к повышению показателей качества и успеваемости обучения студентов, а, следовательно, к более высокому уровню усвоения дисциплины,
  2. Применение интегрированных занятий повышает уровень заинтересованности дисциплиной и способствует благоприятному психо- эмоциональному состоянию студентов.

Заключение

Современное развитие общества, интенсивный поток разнообразной информации, необходимость быстрого реагирования на рынке требуют от современного специалиста и руководителя владения навыками работы в команде,  в среде современных информационных технологий, самостоятельности в принятии решений, способности к саморазвитию.

Развитие общества изменяет требование и к современным педагогам, которые должны не только быть компетентными в области своей специальности, но и готовы поделиться глубоким знанием изучаемой дисциплины, а также владеть новыми учебными технологиями, обеспечивающими активное вовлечение студентов в учебную, научно-исследовательскую и самостоятельную работу.

В данной работе были рассмотрены существующие компетентностно-ориентированные образовательные технологии, проанализированы возможность их внедрения в образовательный процесс и влияние на такие показатели как успеваемость и качество обучения студентов, а также психо - эмоциональное состояние обучающихся.

В результате сравнительной диагностики изучения  темы «Оказание услуг по подписке периодических изданий» студентами 2 курса профессии 11.01.08. «Оператор связи» с применением компетентностно-ориентированных образовательных технологий получили повышение показателя качества обучения на 20%.

Внедрение компетентностно-ориентированных образовательных технологий приносит свои изменения в потенциальное развитие личности преподавателя и студента, способствует высокому развитию уровня образовательной деятельности.

Литература

  1. Андрейченко З.М.-заместитель директора по научно-методической работе Региональный многопрофильный колледж, г. Ставрополь, статья «Применение компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения», 2013
  2. Гоголева И.И., Коваль Н.М., Лецких Л.А., Пастухова И.П. Использование кейс-метода в образовательном процессе и методической работе ссуза. – М., 2001
  3. Инновационные подходы к деятельности преподавателя в системе профессионального образования // общ.ред В.Н. Гурова. - Ставрополь, Литера, 2008

4. Демкин В.Д., Инновационные технологии в образовании, Исследовательский университет/ под ред. Г.В. Майера.- Томск: Изд-во Том.ун-та, 2007. Вып. 2. С. 22-29.

5. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П., Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия, Педагогика №4, 2004: Периодическое издание /– С. 12-14.

6. Молоков Ю.Г., Молокова А.В., Актуальные вопросы информатизации образования, Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.

7. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компетентностно-ориентированных знаний в преподавании анатомии

Преподавая предмет «Анатомия и физиология человека», я разрабатываю и использую комбинированные виды контроля по каждой теме. При этом я обязательно использую МПС, без применения которых невозможно ос...

Пример компетентностно-ориентированного задания для дифференцированного зачёта по учебной практике по профессии 23.01.03 Автомеханик ПМ 02. Перевозка пассажиров и транспортировка грузов

В методической разработке показан пример компетентностно-ориентированного задания для дифференцированного зачёта по  учебной практике по профессии  23.01.03 Автомеханик ПМ 02....

Презентация "Компетентностно-ориентированная образовательная программа как инновация"

Федеральный закон от 29.12.2010 №273-ФЗ (ред.от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"Статья 12 Пункт 1...

«Современный урок, как образовательная технология»

Обучение в учреждениях системы СПО, включает профильный компонент. И его назначение состоит в том, чтобы приблизить содержание курса химии к потребностям обучающихся, привить интерес к предмету  ...

Статья "Компетентностно - ориентированное задание как современное средство оценивания качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов"

В связи с ростом требований к содержанию образования, к формам его организации, педагогическим технологиям и методам обучения растут и требования к современным средствам оценки образовательных результ...

Статья "Повышение качества образования через использование современных педагогических и образовательных технологий через дистанционное обучение"

Описывается какие приемы и методы можно использовать, для поддержания интереса к предмету, какие средства можно использовать...

Итоги результатов диагностики применения в образовательном процессе компетентностно – ориентированных образовательных технологий

Итоги результатов диагностики применения в образовательном процессекомпетентностно – ориентированных образовательных технологий...