Статья на тему: "Формирование творческого потенциала"
статья по теме
Статья на тему: "Формирование творческого потенциала"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zarubina.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Зарубина Любовь Леонидовна
ГБПОУИО ЧТПрИС Россия г.Черемхово
Формирование творческого потенциала воспитанников средствами декоративно-прикладного творчества и адаптации в современном мире подростков с ограниченными возможностями здоровья, освоения ими различными видами рукоделия
Труд настоящего учителя сравним с работой «скульптора, тщательно обтесывающего и шлифующего умы и души людей, или архитектора, заботливо застраивающего знаниями все уголки человеческого существа" (Я.Коменский).
Мы живем в интересное и противоречивое время. Именно сегодня человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В формировании мировоззрения нового поколения учебным заведениям отводится ключевая роль.
Преподаватель занимает в профессиональном училище особое место в формировании личности учащихся. Развитие в подрастающем поколении гуманности, патриотизма, интеллигентности считаю немаловажным в современном обществе. И первостепенная задача педагога – донести до обучающихся, и помочь в осмыслении общечеловеческих ценностей, определении нравственных идеалов.
На современном этапе развития отечественного образования педагог, на мой взгляд, осваивает новые для себя позиции: партнера, эксперта, организатора, воспитателя, старшего друга, наставника. Педагог вместе с обучающимися осваивает современные технологии, методы, помогая обучающимся приобретать средства для решения практических проблем и разрешения жизненных ситуаций.
Цель моей воспитательной работы: формирование творческого потенциала воспитанников средствами декоративно-прикладного творчества и адаптации в современном мире подростков с ограниченными возможностями здоровья, освоения ими различными видами рукоделия.
Моя педагогическая практика убеждает, сколь необходима систематическая работа по развитию творчества, способности творчески мыслить на основе знания и понимания материала, формировать свои идеи. Именно поэтому основной задачей моей педагогической деятельности является развитие творческих способностей на основе умения использовать в ней теоретические знания по специальности, знания об истории и культуре русского народа, как на уроках, так и во внеурочной работе.
Не случайно Фридрих Шиллер говорил: «Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически».
В чём ценность развития декоративно-прикладного творчества? В наше время я всё чаще слышу вопросы: «Нужно ли в наш век компьютерных и нанотехнологий заниматься рукоделием? Зачем тратить на это время?» И если ответить: «Чтобы дети были эстетически развиты, имели хороший художественный вкус», - многих такой ответ не устроит. Современным подросткам эти качества не кажутся важными и необходимыми. Это в 19 веке дворяне могли позволить себе заниматься рукоделием для удовлетворения своих эстетических потребностей и вкусов. В 21 веке другие приоритеты. И тут мы, педагоги, должны доказать, что занятия творчеством нужны каждому не только для эстетического развития (хотя это тоже очень ценно), но и для формирования таких личностных качеств подростка, как мобильность, конструктивность, креативность и коммуникабельность, которые будут необходимы ему в дальнейшей профессиональной деятельности.
Творчество постоянно заставляет человека меняться, и это делает его более восприимчивым и социально адаптивным. Творчество - это средство для воспитания современного человека XXI века, умеющего применять свои знания в жизни, готового к быстрому решению проблем и не боящегося перемен. Рукоделие – прекрасный воспитатель стрессоустойчивости подростка. Особенно велико развитие декоративно-прикладного творчества в воспитании духовного и нравственного облика подростков. Надеюсь, что мне своим трудом удалось сделать так, чтобы мои воспитанники стали добрее, мудрее, научились видеть прекрасное вокруг и заразились моей любовью к рукоделию. Очень надеюсь, что и спустя много лет им пригодятся те знания, которые они получили на моих занятиях. Верю, что мои занятия помогут раскрыть в них творческую душу: тонкой восприимчивости ко всему происходящему, эмоциональной отзывчивости, чуткости к чужим проблемам, искренности и открытости в своих чувствах.
Процесс воспитания в профессиональном училище обучающихся – выпускников коррекционных школ VIII вида, имеет существенную специфику. Коррекционная работа ставит своей целью исправление присущих таким детям недостатков путем применения специальных педагогических средств, стимулирующих компенсаторные процессы развития. Это позволяет ослабить или преодолеть дефект, воспитать новые положительные качества и тем самым продвинуть учащегося в развитии, создав тем самым реальную основу для их социально-трудовой адаптации.
Из специальной психологии известно большое число недостатков психики, присущих умственно отсталым детям, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. В ходе обучения необходимо активизировать умственную деятельность обучающихся, для чего будет правильным сочетать различные средства обучения, ставить перед обучаемыми конкретные практические задачи, вовлекая их в практическую деятельность. От рационального построения занятий зависит, будет ли обучающийся пассивно воспринимать или желать активно и творчески познать её.
При выборе оптимальных педагогических условий для обучающихся важно учитывать как индивидуально типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности. Учитывая это, обеспечиваются оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
«Ребёнок – это цветок, который распускает свои лепестки тогда, когда ему комфортно и интересно, и вянет, когда ему не хватает теплоты».
Творческая мастерская декоративно-прикладного искусства «Рукоделие» – самая удивительная страна, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного. Там нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое.
Моя миссия, как педагога – создать такие условия, чтобы все были открыты навстречу новым идеям. В каждом подростке стремлюсь сформировать яркую, интересную личность и помочь ему раскрыть свой талант и стать успешным.
Пытаюсь донести до своих учащихся, очень важную для меня, мысль: это осознание каждым человеком собственной значимости, неповторимости, уникальности. Только тот, кто испытал собственные «муки творчества», может по достоинству оценить авторские находки другого. Именно, созидатель, а не просто слушатель - тот, кто сам переживал радость творческих удач и открытий.
Раскрытие индивидуальности через создание специальным образом организованной творческой среды – в этом я вижу цель своей педагогической деятельности.
Педагог должен сегодня не просто учить способам познания и преобразования окружающего мира, но и, прежде всего, помочь обучающемуся искать свою особенность, свой индивидуальный путь в культурном пространстве этого мира. Искусство изготовления поделок из разных материалов, освоение его инструментариев предлагает учащимся раскрывать свою индивидуальность и новые формы выражения личностного «я» через художественные средства выразительности. Педагог сегодня – это не просто грамотный специалист, а человек, несущий красоту, открывающий им мир красоты вокруг, это человек, возбуждающий желание быть красивым, и менять, украшать этот мир вокруг нас.
В моей работе нет жестких правил и законов изготовления поделок. Есть различные технологические приёмы, техники, освоив которые, учащийся погружается в мир фантазии и созидания собственного образа. Обучающимся движет единственное желание - сделать это красиво. Этот процесс созидания красоты и есть для меня самый сокровенный в зарождении творчески мыслящей личности.
В своей работе я соблюдаю следующие педагогические заповеди:
1. Принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти.
2. Быть справедливым и последовательным. Быть справедливым – это, значит, увидеть победу, пусть самую маленькую, даже простое старание.
3. Приучать обучающегося мыслить самостоятельно.
4. Создать общий благоприятный психологический настрой.
5. Проявлять неподдельный интерес к личности подростка. Воспринимать вопросы и высказывания всерьез.
Занятия в творческой мастерской декоративно-прикладного искусства «Рукоделие» создают все условия для самореализации.
Нет лучшей награды для меня, как педагога, улыбки, с которой ребята встречают меня на занятиях. Когда учащиеся благодарят за доброту, отзывчивость и мудрость….
Хочется верить, что мои ученики внесут свой вклад в процесс формирования культурного, интеллигентного, неравнодушного поколения 21 века. Это и является самым важным и ценным в моей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»
1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...
МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»
1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...
Статья на тему: "Формирование самостоятельности студентов, системного мышления, информационной и коммуникативной культуры"
Спрос на специалистов экономических специальностей на рынке труда является высоким, несмотря на активную подготовку п...
Педагогическая статья на тему: "«Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»
статья на тему «Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»...
статья на тему " Развитие творческого потенциала учащихся - шаг в профессиональную деятельность"
Статья адресована преподавателям СПО и НПО для обмена опытом по рганизации внеурочной деятельности при подготовке учащихся по направлению 29.00,00 технология легкой промышленно...
Статья на тему: Формирование профессиональной иноязычной компетенции студентов обучающихся по специальности «Автомеханик»
Данная статья посвящена компетентностному подходу при изучении английского языка студентами-автомеханиками....
Статья на тему "Формирование патриотизма в воспитательной среде среднего профессионального образовательного учреждения"
Содержательная часть.Актуальность.Степень изученности.Целевая установка темы.Направления деятельности.Варианты решения проблемы.Особенности формирования патриотизма в СПЦ №5.Цель работы.Результаты....