Организация практико-ориентированного обучения в «Академии индустрии красоты «ЛОКОН» по специальности «Стилистика и искусство визажа»
статья на тему
Организация практико-ориентированного обучения в «Академии индустрии красоты «ЛОКОН» по специальности «Стилистика и искусство визажа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация практико-ориентированного обучения в «Академии индустрии красоты «ЛОКОН» | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация практико-ориентированного обучения в «Академии индустрии красоты «ЛОКОН» по специальности «Стилистика и искусство визажа»
Преподаватель высшей категории «Академии индустрии красоты «ЛОКОН» Чижик Людмила Алексеевна |
В нашей «Академии индустрии красоты «ЛОКОН» осуществляется подготовка обучающихся по специальностям СПО и профессиям НПО. На данном отрезке времени основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Уровень современная педагогической практики показывает, что наиболее продуктивными и перспективными в профессиональном образовании являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом профессиональной направленности обучения, а это требует от педагогов применения новых методов, приемов и форм работы. Таким методом является практикоориентированное обучение. Работодатели сегодня хотят, чтобы будущий специалист обладал стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владел новыми технологиями, умел принимать самостоятельные решения и адаптироваться в профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде.
В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) преподавателям образовательных учреждений пришлось столкнуться с рядом сложностей, поскольку характеристики профессиональной деятельности будущих специалистов основываются на понятии компетенции, формирование которых становится целью профессионального обучения. Само профессиональное образование становится практико-ориентированным, а реализация компетентностного подхода (согласно нормативным документам) предполагает, что студент-выпускник должен обладать не только знаниями и умениями, но еще и сформированными компетенциями. компетенция включает в себя и знания, и умения, и практический опыт, и профессионализм.
Для наработки профессионализма необходимо многократное выполнение действий в заданной последовательности. И для этого требуется время. Но в условиях реализации компетентностного подхода следует понимать, что профессионализмом должен обладать уже студент, а потом выпускник. Получается, что студент должен нарабатывать профессионализм уже во время обучения. Поэтому приходится выбирать такие методы обучения, которые позволят сформировать профессиональные компетенции и приобрести навыки практической работы по специальности.
В целом понятие компетенции основывается не столько на знаниях, сколько на действиях. Это умение применять знания на практике, но не при решении каких-то абстрактных задач, а в конкретных профессиональных ситуациях. Практическая направленность обучения студентов — основное направление подготовки студентов колледжа. Практическое обучение в колледже по указанной специальности проходит в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), которая имеет дисциплинарно-модульную структуру.
Но все же именно профессиональные модули предусмотрены для формирования общих и профессиональных компетенций. И основная роль отводится практическим занятиям и различным видам практик.
В профессиональной подготовке специалиста любого профиля острой является проблема усиления практической части (практико-ориентированной) обучения.
Для перехода к профильному обучению необходимо реализовывать принципы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования.
Любая образовательная технология – это воплощение определенной стратегии.
Применение практико-ориентированных подходов в учебный процесс обусловлен необходимым поиском адекватных образовательных технологий (совокупности средств и методов обучения, развития обучающихся, дающих возможность успешно реализовывать поставленные цели).
Учитывая пожелания работодателей относительно знаний, умений, навыков выпускников, которые должны быть готовы эффективно применять их в своей трудовой деятельности, соответствовать стандартам качества отраслевых и региональных рынков. Реализация практико-ориентированных подходов является одним из путей решения этой проблемы. Такой подход в профессиональном обучении направлен, во-первых, на приближение образовательного учреждения к потребностям практики, жизни. Во-вторых, позволяет создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих рабочих и служащих. Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих работников.
Таким образом, реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки работников отраслевых и региональных рынков услуг, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.
При реализации практико-ориентированного обучения необходимо учитывать следующие принципы:
- принцип практико-ориентированного целеполагания;
- принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;
- принцип продуктивности обучения;
- принцип первичности образовательной продукции студента;
- принцип ситуативности обучения;
- принцип образовательной рефлексии.
В рамках практико-ориентированного обучения развивается внутренняя мотивация студента, так как появляется возможность свободного выбора способов решения обсуждаемой проблемы; студенты ощущают собственную компетентность; переживают собственную автономию.
Для определения эффективности внедрения принципов практико-ориентированности в учебный процесс, необходимо определить факторы, влияющие на его интенсивность. Эффективность внедрения принципов практико-ориентированности для колледжа должна измеряться следующими показателями:
- репутация колледжа;
- развитие (колледжа, социально-экономическое развитие региона, рост научного потенциала);
- результат (трудоустроенные по специальности студенты).
Происходит изменение роли преподавателя от позиции транслятора знаний к позиции менеджера, необходимо владеть всеми методами обучения, уметь организовать процесс освоения студентом профессиональных модулей.
Возрастает роль компетентности педагога:
• освоение современных образовательных технологий профессионального обучения;
• организация и методическое обеспечение студентов для самостоятельной работы;
• подготовка фонда оценочных средств, тестовых заданий разного уровня, комплекта индивидуальных заданий с производственными ситуациями;
• проектирование, моделирование деятельности студентов;
• проектирование индивидуальных образовательных программ;
• организация практико - ориентированных занятий;
• моделирование проблемных ситуаций.
В рамках практико-ориентированного подхода повышается эффективность обучения, благодаря повышению личностного статуса студента и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала; развивается интерес студентов к творчеству, позволяет им познать радость творческой деятельности, а преподаватель становиться консультантом, организатором различных видов деятельности студента, сопроводителем при формировании определенных компетенций, руководителем и куратором работ, определителем цели, педагогом-менеджером, а не транслятором учебной информации.
Такое обучение уже не будет подготовкой к будущей профессиональной деятельности, а станет осознанным профессиональным действием в настоящем времени.
Практико-ориентированные технологии способствуют формированию конкурентоспособного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса. Таким образом, необходимость использования практико-ориентированного подхода в образовании вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных, экономических проблем, а, следовательно, формирования и развития отраслевых и региональных рынков услуг.
ЛИТЕРАТУРА:
- Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская - Питер, 2001
- Гараев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. – 2009. - № 8.
- Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся / И.Ю. Калугина. - Екатеринбург, 2000
- Пахомова Е.М. Модульно-рейтинговая система обучения как одна из развивающих технологий обучения. http://www.tgc.ru.
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года».
- Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
- Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года (Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1)).
- Солодовник Н. Н. Организация практикоориентированного обучения и исследовательская деятельность студентов колледжа [Текст] / Н. Н. Солодовник // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014.
- Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика [Текст]: колл. монография / Т. Н. Бондаренко [и др.]; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. А. П. Латкина. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «История гримерного искусства» по специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
Рабочая программа учебной дисциплины «История гримерного искусства» используется в программе подготовки специалистов среднего звена как вариативная....
Рабочая программа учебной дисциплины «История изобразительного искусства» для специальности 43.02.03. Стилистика и искусство визажа (углубленная подготовка)
Учебная дисциплина включена в программу подготовки специалистов среднего звена с целью углубления знаний по специальности за счет часов вариативной части....
Рабочая программа учебной дисциплины ОП18 «Гримерное искусство для шоу-показов ТВ» по специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
Рабочая программа учебной дисциплины ОП18 «Гримерное искусство для шоу-показов ТВ» разработана на основе ФГОС по специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа и введена в учебный пл...
Презентация по дисциплине "История прически и костюма" для студентов специальностей 43.02.03 Стилистика и искусство визажа, 43.02.02 "Парикмахерское искусство", 43.02.13 "Технология парикмахерского искусства".
Презентация по дисциплине "История прически и костюма" может быть использована преподавателями на занятиях в колледжах и на уроках в школах по дисциплинам и предметам, связанным с искусством...
Презентация по дисциплине "История прически и костюма" для студентов специальностей 43.02.03 Стилистика и искусство визажа, 43.02.02 "Парикмахерское искусство", 43.02.13 "Технология парикмахерского искусства".
Презентация по дисциплине "История прически и костюма" преподавателя ГБПОУ СКИСиГ Серовой Т.А. на тему "Эстетический идеал Франции XVI века"....
Презентация по дисциплине "История прически и костюма" для студентов специальностей 43.02.03 Стилистика и искусство визажа, 43.02.02 "Парикмахерское искусство", 43.02.13 "Технология парикмахерского искусства".
Презентация на тему "Прически Франции XVI века" по дисциплине "История прически и костюма" преподавателя ГБПОУ СКИсиГ Серовой Т.А....
Вопросы по итогам обучения в 4-м семестре (2019 - 2020 уч.гг.) по учебной дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
Вопросы по итогам обучения в 4-м семестре (2019 - 2020 уч.гг.) по учебной дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство ви...