Конспект к уроку "Культура и культурные ценности"
план-конспект урока на тему
В данном материале представлен конспект к занятию " Культура и культурные ценности". Данный материал позволяет сформировать у учеников представления о культуре, культурных и духовных ценностях. К конспекту прилагается презентация " Понятие "Культура" и ее значение в жизни человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Культура и культурные ценности | 16.57 КБ |
Презентация к уроку культура и культурные ценности | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект к уроку по теме:
«Культура и культурные ценности»
В современном языке термин «культура» употребляется очень часто в двух значениях. Первое к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику, второе - границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.
Классическим считается определение культуры, которое в 1871 году предложил английский этнограф Эдуард Тейлор: «Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества».
Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения – материальное и нематериальное. Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): книга, храм, орудие труда, жилой дом, украшения и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию. Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, мифы, символы , обычаи, язык, традиции. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Культура, как и общество, основывается на системе ценностей. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяет отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и с окружающей средой. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основных и общепринятых ценностей, управляющих ее жизнью. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, которая показывает ее специфическое состояние в мире. Принято выделять четыре основных сферы культурных ценностей : быт, идеологию, религию и художественную культуру. В процессе межкультурных контактов оказывается огромная разница между тем, как воспринимаются одинаковые ценности людьми разных культур. Например, для большинства людей мира, Пальмира, основанная согласно Библии царем Соломоном – это ценность, а боевики ИГИЛ планомерно разрушают памятники Пальмиры, как не соответствующие их религиозным представлениям.
Говоря о ценностях, можно выделить те, которые совпадают и по характеру оценки, и по содержанию. Такого рода ценности называются универсальными или общечеловеческими. Их универсальность обусловлена тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека. Нет никакой культуры в мире, где оценивались бы как положительные убийство, ложь и воровство. В каждой культуре есть только свой предел терпимости этих явлений, но общая их оценка однозначно отрицательная. Без ценностей не обходится ни одно общество. Но для одних высшей ценностью являются деньги, для других – нравственность, для третьих – политическая карьера. Ценности имеют общую основу с нормами. Ценности – это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека – ценность, а ее охрана – норма, ребенок – социальная ценность, а обязанность родителей заботится о нем –социальная норма .Также хотелось бы отметить , что понятие «ценности» связано с понятием «ценностная ориентация». Наличие ценностных ориентаций характеризует зрелость человека. Устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие человеческие качества, как активность жизненной позиции, упорство в достижении цели, верность определенным традициям и идеалам, цельность надежность, и наоборот, противоречия в ценностных ориентациях влечет непоследовательность, непредсказуемость поведения человека.
Говоря о значении культурных ценностей в жизни общества и человека, особо хотелось бы остановиться на духовных и моральных ценностях. Духовные ценности человека свидетельствуют о его высшем уровне развития, о личной зрелости. Духовные ценности мотивируют человека на совершение определенных поступков, кардинально отличающихся от обычных, приземленных. Именно эти ценности помогают каждой личности вырваться из среды изолированности, ограниченной лишь материальными потребностями. А моральные ценности – это совокупность норм, образующих нравственный кодекс каждого человека. Недавно студенты нашего колледжа совершили паломническую экскурсию в Великий Новгород. Посетили Варлаамо-Хутонский монастырь, Свято-Юрьев, Перынский скит, Новгородский Кремль и Софийский собор. Впечатления неизгладимые, вернулись немножко другие, словно внутри что-то поменялось. Появилось спокойствие, умиротворение, нет агрессии, суетности, просто какое-то волшебство произошло. Моральные и духовные ценности образуют основу общества. Ценности духовного характера являют собой измерение жизни не количеством новых материальных приобретений и денежной суммой в кошельке, а моральные – принципы, являющиеся для личности основополагающими в любой ситуации. Впитать в себя хотя бы частичку духовно-моральных ценностей нам помогли также экскурсия в Александро-Невскую лавру и беседы с отцом Сергием (из Александро-Невской лавры.), он ответил на очень многие вопросы, связанные с культурой, жизнью, жизненными ценностями.
От состояния культурных ценностей, составляющих национальное богатство государства, зависит духовное здоровье нации. Зачастую наше восприятие культуры столь непосредственно, что мы принимаем культурное наследие доставшееся нам от предыдущих поколений, как должное, не отдавая себе отчета в том, насколько оно хрупко и подвержено разного рода угрозам, исходящих от природы и людей. К их числу относятся: бесконтрольная коммерческая деятельность, вечный недостаток средств, необходимых для содержания и поддержания памятников культуры, а также – безразличие, когда сохранение культурного наследия рассматривается как второстепенная задача. Культура давно стала для человека второй природой, все, что он видит в мире, он видит через культуру. Все, что мы видим вокруг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколений. Все, что мы сами представляем из себя – наши мысли, чувства, наше воображение, - есть продукт культурного воспитания. «Если мы поднимем культуру и духовность, то это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты…».(летчик-космонавт А.А.Леонов)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Культура Обычаи,нормы , институты , включая экономику Сферы духовного творчества, искусства, нравственность, интеллектуальная деятельность
Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль , законы, обычаи Эдуард Тейлор
Материальная культура ( физические объекты, созданные руками человека)
Нематериальная культура ( нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, мифы, символы , обычаи, язык, традиции )
Культурные ценности Быт Идеология Религия Художественная культура
Пальмира - вчера Пальмира - сегодня
жизнь-ценность ее охрана- норма
Ребенок- социальная ценность Обязанность родителей заботиться о нем – социальная норма
Ценностная ориентация Активность жизненной позиции Упорство в достижении цели Верность традициям
Духовные и моральные ценности
Экскурсия в Александро-Невскую лавру
« Если мы поднимем культуру и духовность, то это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты…» ( летчик-космонавт Алексей Леонов)
Автор презентации: Соколова Н.М. Преподаватель деловой культуры СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды» Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Столкновение ценностей преподавателя и обучающегося и возможные способы их преодоления"
В данной статье описаны эффективные способы решения проблемы столкновения ценностей преподавателей и обучающихся...
«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»
Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...
«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»
Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...
урок-конспект по МДК 07.01 по теме: "Характеристика сладких блюд и напитков. Ассортимент, пищевая ценность. Предварительная подготовка продуктов. "
Положительную роль сладких блюд в питании человека академик И.П. Павлов определил так: «Еда, начатая с удовольствием, вследствие потребности в еде, должна и заканчиваться им же, несмотря на удов...
Конспект урока на тему: "Серебряный век как культурно-историческая эпоха"
Историческая справка об эпохе, литературные направления модернизма и их характерные особенности, вопросы для обсуждения и закрепления....
Презентация по направлению "Социально-культурная деятельность" на тему :Социально-культурная деятельность на Руси10-15вв
ull;Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой пр...
Классный час на тему: «Жизненные ценности и ценность жизни»
Данное мероприятие позволяет разобраться в понятии "ценность"....