РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 « Охрана труда» профессия 16185 «Оператор швейного оборудования»
рабочая программа на тему
Данная программа разработанна для освоения ОПОП профессионального обучения рабочей профессии 16185 "Оператор швейного оборудования". Профессия является востребованной УИС УФСИН Краснодарского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._oh_.operator_shv._proizvodstva.docx | 56.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 195
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 195)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ФКП образовательного
учреждения № 195
________________ В.Н. Замура
"___"____________ 20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 « Охрана труда»
профессия 16185 «Оператор швейного оборудования»
г.Армавир
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образовании и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513, с учетом Приказа Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292 (ред. от 21.08.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (Зарегистрировано в Минюсте 15.05.2013 № 28395), на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) СПО по профессии 262019.04 «Оператор швейного оборудования», (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 02 августа 2013 г. № 767) для реализации программы профессионального обучения по профессии (ОК 016-94) 16185 «Оператор швейного производства»
Организация-разработчик: ФКП образовательное учреждение № 195
Разработчики:
Замура Виталий Николаевич, преподаватель
Программа учебной дисциплины «Охраны труда» обсуждена и одобрена на заседании методической комиссии профессионального цикла ( Протокол №___от_________20___г.)
Заключение Экспертного совета №__________ от «____»__________20__ г.
( номер)
© Замура В.Н.
© ФКП образовательное учреждение № 195
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_ ОХРАНА ТРУДА _
название дисциплины
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы профессионального обучения по рабочей профессии 16185 Оператор швейного производства в соответствии с ФГОС СПО по профессии 262019.04 Оператор швейного оборудования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при освоении программ повышения квалификации и переподготовки, профессионального обучения по профессиям:
оператор швейного оборудования;
швея,
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл (вариативная часть)
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
работать с учебно-технической, специальной литературой и нормативно-правовыми актами о труде и по охране труда;
выбирать средства индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой работы, профессиональной деятельности;
пользоваться средствами коллективной защиты;
пользоваться первичными средствами пожаротушения;
отличать знаки безопасности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия и определения охраны труда;
основные законодательные и нормативно-правовые акты РФ о труде и об охране труда;
структуру контроля и управления охраны труда;
нормативно-техническую документацию по технике безопасности, электробезопасности, пожарной безопасности;
виды инструктажей, ответственность за нарушение законодательства об охране труда;
основные мероприятия по предупреждению травматизма;
способы защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
мероприятия, предупреждающие опасность поражения электрическим током;
требования безопасности при работе на швейном оборудовании;
основные мероприятия по противопожарной защите и первичные средства пожаротушения;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 30 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 30 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 20 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | 3 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОХРАНА ТРУДА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Раздел 1. Правовые и организационные вопросы охраны труда | 11 | ||||||
Тема 1.1. Правовые основы охраны труда в Российской Федерации | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Введение. Охрана труда как изучаемый предмет. Основные термины и понятия охраны труда. Основные положения российского законодательства об охране труда и иные подзаконные нормативные правовые акты об охране труда. Отражение вопросов охраны труда в основных законодательных актах Российской Федерации. Виды нормативных правовых актов. Вопросы охраны труда в трудовом и коллективном договоре. | 2 | |||||
2 | Надзор и контроль за состоянием охраны труда. Государственное управление охраной труда.. Федеральная инспекция труда. Специальные органы и инспекции надзора и контроля в объёме своих полномочий за безопасностью труда: Ростехнадзор России, Энергонадзор, Федеральный государственный пожарный надзор России т др. Общественный контроль за охраной труда. Виды ответственности должностных лиц за нарушения законодательства об охране труда. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий. Чтение статей 2,3 ,5, 8,9, 35, 40-45, 209-217 ТК РФ. | 1 | ||||||
Тема 1.2. Организация работ по охране труда на предприятии | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Службы охраны труда в организациях (предприятиях). Службы охраны труда, её формирование, организация и подчинение. Основные задачи службы. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда. Инструкции по охране труда, порядок их разработки и утверждения. Комитеты (комиссии) по охране труда. Задачи, функции и права. Уполномоченные (доверенные лица). Специальная оценка условий труда | 2 | |||||
2 | Обучение охране труда. Обязательные медицинские осмотры работников. Обучение по охране руда и проверка знаний требований охраны труда. Инструктаж работников по охране труда, порядок его проведения и оформления. Кабинеты и уголки охраны труда. Допуск работников к выполнению работ с повышенной опасностью. Обучение безопасности труда, очерёдность проверки знаний. Наряд-допуск-задание. Медицинский осмотр работников (предварительный, периодический, внеочередной и предрейсовый). | ||||||
3 | Производственный травматизм и профессиональные заболевания. Воздействие вредных факторов на организм человека. Понятие термина несчастный случай на производстве, производственная травма, профессиональное заболевание. Классификация производственных травм по характеру повреждений. Причины производственного травматизма и производственных заболеваний. Острое и хроническое профессиональное заболевание. Пути и меры профилактики производственного травматизма. Общие понятия о бытовых травмах. | ||||||
4 | Порядок расследования и учёта несчастного случая и профессиональных заболеваний. Обязанность работодателя при несчастных случаях на производстве. Порядок оформления акта о несчастном случае (форма Н-1) и учёт несчастных случаев на производстве. Порядок расследования и учёта профессиональных заболеваний. Порядок установления наличия профессионального заболевания. Обязанности работодателя по организации расследования профессионального заболевания. Оформление и утверждение акта профессионального заболевания. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | ||||||
Контрольная работа (тестирование) по разделу 1. Правовые и организационные вопросы охраны труда. | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, проработка контрольных вопросов, чтение статей 21, 22, 218-231 ТК РФ. | 3 | ||||||
Раздел 2. Производственная санитария | 6 | ||||||
Тема 2.1. Основы производственной санитарии | Содержание учебного материала | 3 | |||||
1 | Санитарно-гигиенические требования к производственным помещениям и рабочим местам. Основные санитарные и строительные нормы, применяемые при проектировании производственных и вспомогательных зданий и помещений. Требования к территории предприятия. Санитарно-бытовые помещения. Требования к водоснабжению и канализации. Требования к чистоте воздуха в рабочей зоне. Метеорологические условия производственной среды. Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе. Общие требования к системе вентиляции, кондиционирование воздуха и отопления производственных помещений. | 2 | |||||
2 | Защита от шума и вибрации. Понятие о шуме и вибрации. Физические характеристики шума. Действие шума на человека. Единицы измерения. Вибрации, их причины. Влияние вибрации на организм человека. Способы и средства устранения шума и вибрации. Средства индивидуальной защиты человека от производственного шума и вибрации. | ||||||
3 | Производственное освещение. Влияние освещённости помещений на безопасность и производительность труда. Виды производственного освещения. Естественное освещение, его устройство и нормирование. Искусственное освещение: рабочее, аварийное, охранное. Типы светильников. Единицы измерения освещения. Повышение освещения за счёт окраски помещений. | ||||||
Контрольная работа (тестирование) по разделу 2. Производственная санитария. | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий Проработка контрольных вопросов. Самостоятельное изучение: индивидуальные защитные средства. | 2 | ||||||
Раздел 3. Техника безопасности | 7 | ||||||
Тема 3.1. Электробезопасность | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Действие электрического тока на организм человека. Виды поражения электрическим током. Действие электрического тока на организм человека. Виды поражения электрическим током, факторы, влияющие на характер и последствия поражения человека электрическим током, Основные причины электротравматизма. Явление при стекании тока в землю. Шаговое напряжение. | 2 | |||||
2 | Классификации помещений по опасности поражения электрическим током. Основные мероприятия по защите от электротравматизма. Классификация помещений по опасности поражения электрическим током. Основные мероприятия по защите от электротравматизма. Требования к устройству заземления в электрооборудовании. Зануление и защитное отклонение. Правила безопасности при работе с электроинструментом. Защитные средства, применяемые при эксплуатации электрических устройств. Первая помощь при поражении электрическим током. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий. | 1 | ||||||
Тема 3.2. Техника безопасности в условиях швейного производства | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Санитарные правила для швейного производства. Ознакомление с требованиями к производственным зданиям и помещениям. Требования к производственным процессам, оборудованию и материалам: общие требования, подготовительный цех, раскройный цех, швейный цех. Эргономические требования к организации рабочих мест. Требование к организации рациональных режимов труда и отдыха. Требования к микроклимату. Требования по защите о т шума и вибрации, к отоплению и вентиляции. Требования к освещению. Требования к санитарно-бытовому обеспечению. Требования к условиям хранения и транспортировки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов производства. Требования к применению средств индивидуальной защиты. Требования к санитарной охране окружающей среды. Ознакомление с перечнем основных процессов, операций и оборудования, являющихся источниками вредных и опасных факторов на предприятиях швейной промышленности. | 2 | |||||
2 | Безопасность при работе на швейном оборудовании. Требование безопасности к технологическому оборудованию и организации рабочих мест: линейкам для отреза концов настила, швейным машина, утюгам, прессам и отпаривателям. | ||||||
Контрольная работа (тестирование) по разделу 3. Техника безопасности. | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая проработка конспектов занятий Проработка контрольных вопросов. Самостоятельное изучение: знаки безопасности, индивидуальные защитные средства, чтение санитарных правил для швейного производства ( № 5182-90) | 1 | ||||||
Раздел 4. Основы пожарной безопасности | 6 | ||||||
Тема 4.1. Профилактика пожаров | Содержание учебного материала | 1 | |||||
1 | Профилактика пожаров. Основные понятия и определения: пожар, процесс горения. Понятия термина вспышка, воспламенение, самовоспламенения, самовозгорания. Взрывы. Причины возникновения пожаров и взрывов. Пожарная профилактика при проектировании и строительстве зданий. Классификация производственных помещений по их пожаро- и взрывоопасности. Огнестойкость строительных конструкций и зданий. Противопожарные преграды, разрывы и зоны. Планирование при проектировании и строительстве безопасной эвакуации людей. Система производственного – противопожарного водоснабжения. | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов занятий. | 0,5 | ||||||
Тема 4.2. Средства тушения пожаров. Пожарная сигнализация | Содержание учебного материала | 1 | |||||
1 | Средства тушения пожаров и пожарная сигнализация. Сущность процессов тушения. Классификация пожаров. Средства пожаротушения и их характеристика. Противопожарное водоснабжение. Автоматические системы водяного пожаротушения, спринклерные и дренчерные системы. Огнетушители (пенные, газовые, порошковые). Первичные средства тушения пожаров. Действия в случае пожара. Общие правила тушения пожара. Стационарные системы пожаротушения. Оповестительная сигнализация (тепловая, дымовая и световые и звуковые извещатели). Первая помощь при пожарах и ожогах. | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий. | 0,5 | ||||||
Тема 4.3. Организация пожарной безопасности. | Содержание учебного материала | 1 | |||||
1 | Организация пожарной безопасности. Основные законодательные акты и документы, ФЗ (О пожарной безопасности). Общие требования пожарной безопасности на производстве и в быту. Ответственность за противопожарное состояние объекта и отдельных территорий. Порядок организации проведения противопожарного инструктажа. Противопожарный режим на предприятиях. Знаки пожарной безопасности. Обеспечение эвакуации людей при пожаре. Функции и права пожнадзора. | 2 | |||||
Дифференцированный зачёт | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий. Проработка контрольных вопросов. | 1 | ||||||
Всего: | 30 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета спецтехнологии
Оборудование учебного кабинета: посадочные места в количестве 30 шт., рабочее место преподавателя, учебная доска, комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения: комплект мультимедийного оборудования с лицензионным программы обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность: учебник / А.А. Раздорожный. – М.: Издательство "Экзамен", 2011. – 510 с.
- Баранов Н.И. Охрана труда: учебное пособие / Н.И. Баранов. – Клин: ОЛС- Комплект, 2002. – 285 с.
- Девисилов В.А. Охрана труда: учебник/ В. А. Девисилов. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2012. – 512 с.
Дополнительные источники:
- Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности: обеспечение прав работника. Законодательные и нормативные акты с комментариями/ О.В. Бобкова. – М.: Издательство "Омега-Л", 2008. – 289 с.
- Щуко Л.П. Справочник по охране труда в Российской Федерации/ Л.П. Щуко. - 12-е изд., перераб. и доп.(+CD). – СПб.: Питер, 2009.-384 с.
- Ефремова О.С. Обучение и инструктирование работников по охране труда. Практическое пособие/ О.С. Ефремова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство "Альфа-Пресс", 2009. – 224 с.
- Сулла М.Б. Охрана труда: Учебное пособие для педагогических институтов и училищ/ М.Б. Сулла – М.: Просвещение, 1989. – 272 с.
- Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство "Омега –Л" – 192 с. – (Кодексы Российской Федерации).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
работать с учебно-технической, специальной литературой и нормативно-правовыми актами о труде и по охране труда; | текущий контроль тестирование |
выбирать средства индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой работы, профессиональной деятельности; | текущий контроль тестирование |
пользоваться средствами коллективной защиты; | текущий контроль тестирование |
пользоваться первичными средствами пожаротушения; | текущий контроль тестирование |
отличать знаки безопасности; | текущий контроль тестирование |
Знания: | |
основные понятия и определения охраны труда; | тестовые задания технические кроссворды словарь терминов |
основные законодательные и нормативно-правовые акты РФ о труде и об охране труда; | тестовые задания технические кроссворды словарь терминов |
структуру контроля и управления охраны труда; | тестовые задания технические кроссворды |
нормативно-техническую документацию по технике безопасности, электробезопасности, пожарной безопасности; | тестовые задания технические кроссворды |
виды инструктажей, ответственность за нарушение законодательства об охране труда; | тестовые задания технические кроссворды |
основные мероприятия по предупреждению травматизма; | тестовые задания технические кроссворды |
способы защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов; | тестовые задания технические кроссворды словарь терминов |
мероприятия, предупреждающие опасность поражения электрическим током; | тестовые задания технические кроссворды |
требования безопасности при работе на швейном оборудовании; | тестовые задания технические кроссворды |
основные мероприятия по противопожарной защите и первичные средства пожаротушения; | тестовые задания технические кроссворды словарь терминов |
Разработчики:
преподаватель В.Н. Замура
Эксперты:
____________________ _________________ _______________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ ________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Предмет: «Материаловедение» Профессия: 16185 «Оператор швейного оборудования»
Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины«Материаловедение»программы профессионального обученияпо рабочей профессии 16185 Оператор швейного оборудования Область при...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОХРАНА ТРУДА» ПО ПРОФЕССИИ "ПОВАР", 2016 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (СПО) 16675 «...
Рабочая программа учебной дисциплины "Охрана труда" по профессии 13450 "Маляр"
Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:- законодательство об охране труда;- требования по техн...
Рабочая программа по дисциплине «Русский язык» для профессии 16185 « Оператор швейного оборудования»
Данная программа разработана для коррекционных групп по дисциплине "Русский язык" для профессии 16185 " Оператор швейного оборудования" в рамках инклюзивного образования. В результ...
Методическое пособие по УП. 01 Учебной практике профессионального модуля ПМ.01 Выполнение работ по обработке тек-стильных изделий из различных материалов для профессионального обучения по профессии 16185 Оператор швейного оборудования
Методическое пособие по УП. 01 Учебной практике профессионального модуляПМ.01 Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов для профессионального обучения по профессии16185...