Проблемное обучение на уроках ПМ 08
план-конспект урока на тему

Новые технологии произдства 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РСО – АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

« ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ  ТОРГОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ТЕХНИКУМ»

                     ДОКЛАД

На  тему: Проблемное обучение на уроках ПМ – 08.01.

« Технология приготовления мучных кондитерских     изделий»

                                                    Выполнила преподаватель

                                                    спецдисциплин: Тедеева Ж.С.

                                        Владикавказ  2014г

                 

Одним из важнейших путей развития интереса к избранной профессии на уроках ПМ-08.01. «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» является активизация мыслительной деятельности обучающихся в процессе усвоения ими знаний, а одно из основных средств активизации – внедрение проблемного обучения. Применение этого метода направлено, прежде всего, на формирование активного отношения обучающихся к обучению, на развитие творческого мышления. Активность обучающегося заключается в том, что он должен анализировать фактический материал, и так им пользоваться, чтобы самому получить из него  новую  информацию, то есть благодаря применению указанного метода, происходит расширение и углубление полученных ранее знаний.

      В целях активизации мыслительной  деятельности обучающихся на уроках ПМ -08.01. используется упражнение по планированию последовательности кондитерского производства – составлению технологических карт, организации рабочего места, потребности полуфабрикатов. В процессе занятия, рассматривая технологическую последовательность выполнения работ, преподаватель четко объясняет способы выполнения каждой операции, применяемые для этого инструменты, материалы, приспособления и средства механизации, меры безопасности при производстве кондитерских изделий. При изучении профессионального модуля  обучаемых  следует систематически привлекать к самостоятельной работе с технологической, справочной и иной литературой. В процессе объяснения содержания занятия обучающиеся конспектируют новый материал, что позволяет преподавателю выполнять следующее:

  • Записывать на доске тему урока и основные вопросы;
  • Записывать новые термины на доске;
  • Предлагать основные правила записывать под диктовку;
  • Периодически проверять конспекты обучаемых.

      Метод проблемного обучения оптимально соединяет репродуктивную и творческую деятельность обучающихся. Если используется прием проблемного преподавания, то при изучении темы, например, « Пирожные и сладости Восточной кулинарии» делается экскурс в историю стран Востока, идет знакомство с различными видами тортов и пирожных, например, торт (пирожное) «Маяпур», торт «Махеш», торты « Шантипур», «Лали», «Кришна», « Анила» и  предлагается  из  их множества сделать выбор для изготовления того или иного изделия и обосновать его.  Если же используется прием – проблемная ситуация, то при изучении темы « Последовательность операций по производству торта « Бисквитный» с белковым кремом и фруктовой прослойкой», называется ряд  технологических операций (подготовка полуфабриката, пропитывание сиропом, склеивание фруктовой начинкой, изготовление глазури, грунтовка, отделка верхней и боковой поверхностей кремом и крошкой, украшение ) и надо указать на «лишние» операции,  не нужные для изготовления этого торта. В своей деятельности преподаватель частично использует – поисковый метод, изложения с проблемным началом, когда знания, имеющиеся у обучаемых, надо применить в новых практических условиях. Например, при объяснении темы « Приготовление современных тортов и пирожных» преподаватель задает вопросы: « Как превратить простой бисквитный полуфабрикат в сложный ?», « Можно ли приготовить мусс без агара или желатина?», «Какой крем используется для приготовления торта  «Птичье молоко»?», « Как приготовить пирожное « Чизкейк  на палочках?». Обучающиеся постоянно ищут ответы на эти вопросы.

     Нетрадиционные формы ведения уроков также способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых:

  • Уроки – экскурсии на кондитерские предприятия;
  • Проведения конференций по модулю, когда обучаемые сами не только изучают большую часть материала, но и находят дополнительный материал в интернете, в библиотеке;
  • Уроки – соревнования по модулю, викторины.

               Целью развития профессионального интереса может служить проведение бинарных уроков, на которых четко прослеживается межпредметная связь. Например: урок на тему « Украшения из мастики и глазури» можно проводить совместно с дизайнером. Особая роль отводится комбинированным урокам, которые проводятся следующим образом. Урок начинается с подготовки обучающихся к восприятию нового материала, создается у них « стартовое» состояние, желание активно воспринимать новый материал. Один из способов – повторение основных моментов ранее изученного материала. С этой целью могут использоваться карточки – задания, работа с которыми рассчитана на 5 – 8 минут, словарная работа с новыми терминами, а также  краткое изложение обучаемыми пройденного материала. Изложение нового материала ведется с использованием постановки проблемных ситуаций. Устное изложение нового материала занимает не более 10 – 15 минут. Основную работу обучаемые выполняют сами с помощью преподавателя. По характеру ответов преподаватель отслеживает, как усваивается новый материал. Работу надо выстраивать так, чтобы не допускать утомления обучаемых, поддерживать их внимание на протяжении всего урока. Один из способов предупреждения утомления обучаемых – разнообразие форм и приемов работы на уроке, использование продуктивной части урока для усвоения изучаемого материала.

       Внимание большинства обучающихся, как правило, рассеяно, не обладает длительной устойчивостью, поэтому, по ходу урока применяются так называемые психологические разрядки напряженности внимания. Достигается это обычно использованием примеров из жизни , переходом к изложению более легкого для усвоения материала. Заканчивать необходимо обобщением сказанного и подведением итогов. В заключительной части перечисляются основные моменты изложенного материала, дополнительно обращается внимание на узловые моменты, повторяются основные выводы. Кроме того, нужно отметить ребят, активно работавших на уроке, выставить и прокомментировать оценки. Перечисленные приемы активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках спецтехнологий способствует лучшему усвоению нового материала, что влечет за собой развитие их профессионального интереса.

Усвоенные знания проверяются практическим применением , а практика влияет на ход усвоения знаний. В целях закрепления нового материала на уроках спецтехнологии обучающимся  предлагаются различные упражнения. Например, при изучении темы « Операции по производству тортов» дается задание произвести подготовку полуфабриката: его зачистку, выравнивание краев полуфабриката, разрезание полуфабриката и т.п.

На большинстве уроков при объяснении порядка ведения того или иного процесса в качестве закрепления обучающимся полезно составлять технологическую карту этого процесса. Технологические карты составляются для того, чтобы у обучающихся с самого начала формировались умения планировать технологические процессы, правильно и рационально осуществлять набор инструментов , приспособлений и инвентаря, выбирать способы выполнения операции.

Технологическая карта , как правило, должна включать следующие разделы: наименование операций; инструменты , приспособление и инвентарь; технологические условия.

Проблемное обучение не исключает проведение деловых игр. Например, при изучении темы « Инструменты кондитера», « Изготовление высококачественного теста» преподаватель предлагает обучающимся составить кроссворд на эту тему, где зашифровываются названия всех инструментов , специальные термины. Обычно кроссворды целесообразно составлять в малых группах по 2-4 человека. Ребята составляют свои кроссворды и обмениваются ими с другой группой. В качестве закрепления целого раздела можно проводить урок - соревнование между тремя группами; преподаватель предлагает вопросы каждому звену, правильность ответов оценивает жюри под руководством преподавателя.

Прочность овладения знаниями, умениями и навыками , их закрепление и совершенствование достигается организацией регулярного повторения учебного материала. Повторяя материал , используя его в разных ситуациях, обучающийся находит его в разных ситуациях, уточняет понятия , обогащает выводы.

Текущее повторение на уроках спецтехнологии можно проводить по карточкам – заданиям. Они включают количественные и качественные задачи, а так же вопросы, ответы на которые обучающийся должен написать сам из приводимых в карточке. Например, « Выбрать состав фруктового крема» и т.п. Для закрепления нового материала обучающимся можно предложить расчетные задачи, такие, как « Расчет количества полуфабрикатов» , «Определение норм времени» и д.

Одним из критериев прочности усвоения знаний является умение обучающихся в частности найти общее и в общем -частное. Такие умения формируются при выполнении упражнении по систематизации изученного материала. Систематизация предполагает мысленное распределение понятий по группам и подгруппам в зависимости от их сходства или различия. Такие упражнения могут  проводиться в форме заполнения обзорно- повторительных таблиц . Вопросы в таблице формируются так, что на них нельзя ответить без вдумчивой и осмысленной работы, необходимо использовать книги, нормативные документы, записи в тетрадях.

Наряду с упражнениями и системой повторения одним из способов закрепления и совершенствования знаний является домашняя работа обучающихся. Успех ее зависит от того, как прошел урок, как обучающиеся подготовлены к выполнению домашнего задания. Обучающиеся повторяют по учебнику или конспектам материал, изложенный мною на уроке, и выполняют заданную работу. Иногда домашняя работа представляет собой продолжение классной. Например, закончить составление технологической карты ( записать инструменты, приспособление и инвентарь, необходимые для выполнения какого- либо технологического процесса, и охарактеризовать технологические условия) или закончить работу по систематизации учебного материала.

Кроме того, может быть, задание носящее описательный характер. Это или письменный ответ на предложенные преподавателем вопросы, или сравнение вариантов. Например , перечислить процессы изготовления пирожных , которые могут быть механизированы , и те, которые в настоящее время выполняются только вручную. Домашнее задание всегда носит творческий характер. Например, при изучении темы « Процесс производства торта « Бисквитный » - задание « Изготовление в домашних условиях бисквитного теста» и т.д.

Таким образом проблемное обучение является действенным механизмом педагогического процесса. Оно развивает навыки самостоятельного мышления , но для большей эффективности проблемное обучение должно сочетаться с другими видами обучения. Новый материал нужно уметь преподносить так  , чтобы обучающимся постоянно было интересно присутствовать на уроке и внимание их не ослабевало бы. Это зависит и от структуры урока, и от выбранных методов изложения и закрепления , а также от личности самого преподавателя: от его эмоциональности, умение говорить и доходчиво объяснять , от его внешности и доброжелательного отношения к обучающимся.

     

         

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Проблемное обучение на уроке русского языка.

Урок предназначен преподавателям русского языка СПО и НПО Цель - межпредметные связи русского языка и спецпредметов (термины, названия блюд, оборудование). Ребятам должно быть интересно работать самос...

Проблемное обучение на уроке русскогоязыка. (Для рофессии автомеханик).

Урок предлагается преподавателям русского языка в СПО и НПО, так как касается профессии автомеханика. Ребятам интересно заниматься тем материалом, который близок к их профессии, что дает возможность э...

Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»

Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу  Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности  140448 «Техническая экспл...

Методическая разработка «Проблемное обучение на уроках математики»

Методическая разработку практического занятия по теме: «Решение систем линейных уравнений по правилу  Крамера» по дисциплине «Математика» 2 курс, для специальности  140448 «Техническая экспл...

Проблемное обучение на уроках

Статья содержит материал о проблемном обучении: история становления проблемного обучения как технологии и применение проблемного обучения на уроках электротехники....

статья "Технология проблемного обучения на уроках обществознания и истории"

Проблемную ситуацию можно создать на различных этапах урока: при изучении нового материала, закреплении знаний. На уроках обществознания и истории данный метод   можно применять  т...