Методическая разработка урока: "Работа на ККМ ЭКР 2102К, Меркурий 112Ф"
методическая разработка по теме

Колесникова Римма Васильевна

Урок по предмету "Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями" для профессии "Продавец, контролер-кассир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_ou_kkm_ekr_2102k_merkuriy_112f.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока учебной практики

по предмету

«Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями»

по профессии: «Продавец,

контролер-кассир»

урок по теме:

«Работа на ККМ ЭКР 2102 К,

Меркурий 112Ф»

Рассмотрено на заседании ЦМК

Протокол №___ от _________20__г

________________Е.М.Провоторова

                                                                                  Подготовила:

                                                                                     Колесникова Р.В.

Старый Оскол

2012

Время: 90 минут (1 пара)

Методы обучения:

  метод проблемного изложения; 
 -  наглядно-демонстрационный; 
 - частично-поисковый; 
 - практический 
 
Дидактическое оснащение: План урока (ход и конспект урока); 
-  Нормативные  документы  (Закон  РФ  «О  защите  прав  потребителей». 
Постановление  правительства  РФ  №  55  от  19.01.  1998г.  «Правила  продажи 
отдельных видов товаров»); 
- Микро – плакаты  ККМ 
- Стенд « Инструкция по технике безопасности при работе на ККМ»; 
- Карточки – задания № 1 (торговые (проблемные) ситуации); 
- Карточки – задания № (на выполнение практического задания) 
- Техническое оснащение: ККМ  ЭКР 2102К,  Меркурий 112Ф, микрокалькуляторы.

Методическая цель:  
- продолжить формирование у обучающихся профессионально–значимых 
качеств путем применения элементов коммуникативных и информационных технологий в сочетании группового и  индивидуального методов организации обучения. 
 
Тип урока: Урок по выполнению комплексных работ  

Цели урока:

Учебная:

закрепить  умения  и  навыки    работы  на  ККМ 
различных типов; обобщить знания по  ведению кассовой документации. 

Воспитательная:

-   продолжить  формирование:  активной  жизненной 
позиции,  воспитывать  инициативу  и  самостоятельность  в  трудовой 
деятельности; 

Развивающая:

– развивать у будущих производственников умения: 
- принимать самостоятельное решение; 
- решать проблемные ситуации, задачи; 
- анализировать; 
-  развивать  координацию  движений  пальцев  рук,  концентрацию  и 
устойчивость внимания. 

ХОД УРОКА

1. Организационная часть: 5 мин

Проверка  присутствующих. Отмечаю отсутствующих в журнале. Доклад дежурного. Визуальный осмотр внешнего вида обучающихся, их готовность к уроку: проверяю наличие письменных принадлежностей, тетрадей, наличие на столах микрокалькуляторов.

2. Вводная часть:

Вводной части я отвожу 3 минуты.

Прежде чем приступить к уроку называю  поставленные цели урока,   изучение новой темы и её закрепление. Объясняю учащимся ход урока. Вначале  урока, учащиеся должны ответить на поставленные мною вопросы, полученные на уроке теоретического обучения, ранее изученные по темам: «Эксплуатация ККМ ЭКР- 2102 К и ККМ Меркурий 112Ф». Затем я объясню новый материал, а потом провожу закрепление урока, с помощью самостоятельной работы учащихся. Рассказываю учащимся, что в торговой практике необходимы знания, которые даёт изучение предмета “Работа на контрольно кассовой технике и расчеты с покупателями”

3. Основная часть:

3.1. Повторению пройденной темы: “ Работа на  ККМ  ЭКР 2102 К и Меркурий 112Ф” я отвожу 20 минут.

Знание этой темы позволит лучше разбираться в организации рабочего дня контролера-кассира и четко исполнять обязанности контролера-кассира в течение смены.

Устная работа позволяет учащимся самостоятельно мыслить, правильно строить ход своего ответа, позволяет уметь говорить, вырабатывает уверенность в своих знаниях.

Вопросов всего 10, но они построены так, чтобы можно было кратко выразить суть ответа.

Задаю подготовленные вопросы по теме.

1.Правила техники безопасности при эксплуатации ККМ.

2.Обязанности контролера кассира в начале смены.

3. Обязанности контролера кассира в течение смены.

4. Обязанности контролера кассира в конце смены.

5.Каковы должны быть действия кассира, в случае внезапной поломки ККМ?

6.Что запрещается контролеру-кассиру в течение работы?

7. Назвать основные узлы ККМ ЭКР 2102К.

8.Дать характеристику клавишному полю ККМ ЭКР 2102К.

9. Назвать основные узлы ККМ Меркурий 112Ф.

10.Дать характеристику клавишному полю ККМ Меркурий 112Ф.

3.2. Изложению нового материала я отвожу 25 минут.

Группу делю на 2 подгруппы,  первой подгруппе выдаю тестовые задания,  кроссворды по изученным темам, а второй подгруппе демонстрирую практическую  работу на ККМ

ЭКР 2102К и Меркурий 112Ф.

Показываю учащимся  подготовку контрольно-кассовых машин к работе (заправляю чековую ленту, пробиваю нулевой чек), снимаю показания суммирующих денежных счетчиков  на начало смены  и демонстрирую оформление чеков на ККМ по следующим операциям:

-оформление чека на единичную покупку

- оформление чека на повтор покупки

-оформление чека с количеством

- оформление чека с подсчетом суммы сдачи

- оформление чека на возврат покупки

- оформление чека с аннулированием платежей

-оформление отчетных ведомостей (Х, Z - отчеты )

Далее подгруппы меняются ( вторая подгруппа получает тестовые задания, кроссворды по изученным темам, а первой подгруппе, один из учащихся второй подгруппы, дублирует только что полученные практические знания под контролем преподавателя)

3.3.Для закрепления нового материала я отвожу 30 минут. Закрепление материала будет происходить в ходе самостоятельной работы. (Учащийся получает  карточку-задание, зачитывает ее, оговаривает порядок нажатия клавиш, при получении данного чека и получает чек на ККМ, все остальные учащиеся в тетрадях записывают порядок оформления чеков)

Учащимся выдаются карточки – задания.

1.  Продано покупателю: 
-  колбасы «Докторской» - 830 г   по цене 72-00 за кг; 
-  колбасы «Красовской» - 220 г   по цене 74-00 за кг; 
-  масла сливочного          – 330 г по цене 55-00 за кг; 
-  сосисок сливочных       – 270 г  по цене 75-00  за кг
  
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 200 рублей. 

2.  Продано покупателю: 
 
-  шоколад «Пористый»       - 3 плитки по цене  18-50; 
-  карамель «Абрикос»         - 400 г по цене 78-00; 
-  конфеты «Ласточка»        - 1 кг 250 г по цене 98-00; 
-  сухари с маком                 – 850 г по цене 55-00  за кг
 
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500 рублей 

3.  Продано покупателю: 
 
-  сахар                                – 1 кг 100г по цене 30-00 за кг; 
-  газированная вода          – 3 шт. по цене 9-00 за шт.; 
-  яблоки                             – 1 кг 750 г по цене 25-00 за кг; 
-  баранки                           – 250 г по 40-00 за кг; 
-  майонез «Провансаль»  - 2 банки по цене 16-00 за банку
 
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 300-00 рублей

4. Продано покупателю: 
 

-  каша «Быстров»                      - 6 пачек по 27-00 за шт.; 
-  маргарин «Хозяюшка»           - 3 пачки по 8-50 ; 
-  майонез «Нижегородский»    - 3 шт. по цене 11-00; 
-  яблоки                                      – 4 кг 250 г по цене 35-00 за кг; 
-  рыба «Путасу»                         - 1 кг 320 г по цене 24-00 за кг 
 
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 600-00 рублей
 
5.  Продано покупателю: 
   
-  карамель «Му-му»        - 620 г по цене 42-00 за кг; 
-  торт «Причуда»             - 1 шт. по цене 37-00; 
-  консервы овощные       – 3 шт. по цене 17-00 за шт.; 
-  кофе «Нескафе»            - 2 шт. по цене 109-00; 
-  мороженое                     - 1 шт. по цене 32-00 

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с1000-00 рублей

6.Обслужить покупателя

-чай «Индийский»         - 3 шт. по цене 15-00; 
-  кофе разовое                – 5 шт. по цене 2-50; 
-  кетчуп «Острый»         - 3 шт. по цене 15-00; 
-  пряники «Фигурные» -  1кг 300 г по цене 25-00; 
-  печенье «Юбилейное» - 800 г по цене 28-50 
 Покупатель при расчете отказывается  от последней покупки(печенье Юбилейное 800г по цене 28-50)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 400-00 рублей

7.Обслужить покупателя

-  груши                           – 1 кг 250 г по цене 30-00; 
-  кефир питьевой           – 3 шт. по цене 12-00; 
-  конфеты «Весна»         - 1 кг 300 г по цене 44-30 за кг; 
-  колбаса «Докторская» - 2 кг 350 г по цене 155-00; 
-  соль                               – 3 пачки по цене 17-00 
 Покупатель при расчете отказывается  от последней покупки(соль 3 пачки по цене 17-00)

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу  с 500-00  рублей

8.Обслужить покупателя

-  бананы                             – 2 кг 150 г по цене 28-00 за кг; 
-  масло шоколадное          – 500 г по цене 140-00 за кг; 

-  печенье «Кокосовое»      - 350 г по цене 70-00 за кг; 
-  торт «Причуда»              - 1 шт. по цене 45-00; 
-  йогурт                             – 3 шт. по цене 8-50 
 Покупатель при расчете отказывается  от покупки(торт Причуда 1 шт по цене 45-00)

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000-00 рублей

9.Обслужить покупателя

-  вермишель  - 500 г по цене 16-00 за 1 кг; 
-  кофейный напиток – 2 пачки по цене 15-00; 
-  кисель фруктовый – 6 пачек по цене 8-50; 
-  торт «Сказка» - 2 кг 600 г по цене 99-00 за кг; 
-  печенье «Сливочное» - 300 г по цене 84-00 
 Покупатель при расчете отказывается  от покупки(Кисель фруктовый 1 пачка по цене

8-50)

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000-00 рублей

10.Обслужить покупателя

Колбаса Московская – 0,54 гр по цене 172-00

Молоко топленое – 1 пачка по цене 17-80

Творог – 0,650 гр по цене 120-00

Шоколад Десертный – 3 шт по цене 27-90

Сок Апельсиновый – 2 пачки по цене 11-40

Покупатель при расчете отказывается от покупки (шоколад Десертный 1 шт по цене

27-90)

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000-00 рублей

«Решение торговых ситуаций» 
  
Ситуация № 1 
За 10 минут до закрытия магазина был прекращен допуск покупателей 
в торговый зал. 
Правильно ли поступила администрация магазина? 
 
 
Ситуация № 2 
При снятии кассы обнаружены излишки денежной суммы в размере 50 
рублей. 
Кассир объявил, что это его деньги. 
Прав ли кассир? 
 
Ситуация №  3 
Покупателю не был продан товар, выставленный в витрине. 
Правильно ли поступил продавец? 
 
 
Ситуация №  4 
Покупатель попросил продавца продать ему дезодорант из 
парфюмерного набора фабричного производства.  
Продавец отказал. Прав ли продавец? 
 
 
Ситуация № 5 
При покупке в магазине мягкой мебели покупатель оставил ее на 
хранение на 1 сутки. 
С покупателя была взята плата за хранение. 
Правильно ли поступила администрация магазина? 
 
 
Ситуация № 6 
Продавец по просьбе покупателя не нарезал ему купленный батон 
колбасы, объясняя это тем, что это не входит в его обязанности. 
Прав ли продавец? 

Ситуация № 7

При расчете с покупателем, покупатель получив чек и сумму сдачи - утверждает, что не верно выдана сумма сдачи. Ваши действия? 

Ситуация № 8

При обслуживании покупателя -  вышел чек с неясными реквизитами. Ваши действия?

Ситуация № 9

При обслуживании покупателей отключили электропитание. Ваши действия?

Ситуация № 10

Покупатель через 20 минут возвращает купленный товар (хлеб), требуя возврата денег, объясняя причину возврата – хлеб на разрезе не пропеченный, мякиш сырой. Каковы ваши действия?

4. Заключительная часть 

Заключительной части я отвожу 5 минут. За это время я провожу подведение итогов работы группы в целом, а также отдельных учащихся. Выставляю оценки учащимся за устную и самостоятельную работу.

Выявляю положительные и отрицательные моменты урока, а именно с каким заданием учащиеся справились без затруднений, а в каких заданиях возникли сложности.

Делаю основные выводы по теме урока, а именно важность умения для контролера -кассира, грамотно и аккуратно обслуживать покупателей, оперативно и правильно оформлять чеки  на ККМ различных типов

Делаю упор на необходимость всех приобретённых знаний для будущей профессиональной деятельности. Говорю учащимся, чтобы они никогда не забывали, что они учатся очень важной и ответственной профессии продавца, контролера-кассира. Ведь от внимательного отношения к работе зависят профессиональные навыки работника.

5. Задание на дом: 2 мин

В конце урока даю задание на дом: Изучить порядок оформления чеков на ККМ ЭКР 2102К и Меркурий 112Ф

Урок окончен. Все учащиеся свободны.


Назвать порядок регистрации единичных продаж без подсчета и с подсчетом суммы сдачи на ККМ ЭКР 2102 К.

9. Назвать порядок регистрации продаж с количеством  на ККМ ЭКР 2102 К.

10. Назвать порядок регистрации продаж с аннулированием платежей на

ККМ ЭКР 2102 К.

11.Порядок получения отчетных ведомостей на ККМ ЭКР 2102К.

14. Назвать порядок регистрации единичных продаж на ККМ Меркурий 112Ф.

15. Назвать порядок регистрации единичных продаж без подсчета и с подсчетом суммы сдачи на ККМ Меркурий 112Ф.

16. Назвать порядок регистрации продаж  с количеством на ККМ Меркурий 112Ф

17. Назвать порядок регистрации продаж с аннулированием платежей на ККМ

Меркурий 112Ф

18. Порядок получения отчетных ведомостей на ККМ Меркурий 112Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Работа с детьми с нарушениями развития . ДЦП "

Ранее эстетическое развитие- эта работа посвещенна работе с детьми младше школьного возраста . Раннее  обучение в школах искусств очень востребованно. Сейчас можно встретить смешенные группы...

Методическая разработка открытого урока "Работа над крупной формой"

Цель урока: Знакомство с вариационной формой, анализ произведения, создание первоначального художественного образа....

Методическая разработка открытого урока "Работа над полифонией в младших классах"

-Знакомство с Маленькой прелюдией До мажор И.С.Баха-Основные этапы работы над полифонической пьесой...

Методическая разработка урока «Работа с таблицами в Microsoft Word»

Цель работы: научиться выполнять операции по созданию и форматированию таблиц в документе; операции по обработке данных таблицы: сортировка, вычисление;научиться создавать табличную модель на основе т...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по учебной практики ПМ 01 «Продажа непродовольственных товаров» Тема урока: Работа по изучению товаросопроводительных документов По профессий продавец, контролер-кассир

Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики по теме «Работа по изучению товаросопроводительных документов.»  Дисциплина: «Учеб...

Методическая разработка урока РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ПРЕЛЮДИИ Ф. ШОПЕНА E-MOLL. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЕ

Данная методическая разработка посвящена одной из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением. Основу работы над музыкальным произведением составляет всестор...

Учебно – методическая разработка к открытому уроку : «Работа над средствами музыкальной выразительности в произведении Р. Глиэра «Романс».

Работа над звуком - это прежде всего работа над его качеством - над певучестью - главным качеством звука....