Открытый урок "Доильные аппараты"
план-конспект урока

Кандыба Наталья Николаевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
  ОТКРЫТОГО  УРОКА

 

по ПМ02 Эксплуатация сельскохозяйственной техники  МДК 02.03   Технологии механизированных работ в животноводстве

 

Тема урока:  Механизация и автоматизация доения и переработки молока

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_doiln._apparaty.docx45.09 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«ОКТЯБРЬСКИЙ  АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ТЕХНИКУМ»

       

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 
 
ОТКРЫТОГО  УРОКА

по ПМ02 Эксплуатация сельскохозяйственной техники  МДК 02.03   Технологии механизированных работ в животноводстве

Тема урока:  Механизация и автоматизация доения и переработки молока

Место проведения -  ГБПОУ РО «ОАТТ»

Группа – ТМ-1-14

Специальность – 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Преподаватель -  Кандыба  Наталья  Николаевна

Октябрьский район

                                           п. Качкан

2017 год

Согласовано:                                                                              Утверждаю:                                                                            Старший методист                                                                     зам. директора по ПО и П

Задёра М.И. ___________                                                          Данилова Е.А.__________                                                                                                      

«____»__________2017 года                                                      «____»___________2017 года  

                                                   

Дата_____________

Группа ТМ-1-14 (4 курс) Специальность  35.02.07 Механизация  сельского хозяйства

Тема урока:  «Механизация и автоматизация доения и переработки молока»                                           

Методическая цель урока:  Вовлечение студентов в активный когнитивный процесс путем использования мультимедийных технологий на различных этапах урока.

Цели урока: 1. Образовательные:

  • ознакомить с устройством доильных аппаратов и  установок.
  •  изучить разновидности доильных установок для доения в стойлах и в доильных залах.

                 2. Развивающие:

  • развивать  навыки логического мышления,
  • развивать умение обосновывать свои высказывания, делать  выводы.

                 3. Воспитательные:

  •   воспитывать интерес к познанию окружающего мира,
  •   воспитывать любовь к животным,
  • прививать интерес к  специальности.

Тип урока – комбинированный

Вид урока – рассказ, беседа, устный опрос, тестовая работа.

Методы обучения – словесный, наглядный, репродуктивный, эвристический.

Междисциплинарные связи – ОУД.12 Химия (Темы «Металлы и сплавы», «Растворы»),  ОУД.05 Физика (Тема «Давление в жидкостях и газах»).

МТО урока – презентация к уроку,  компьютер, проектор,  плакаты. Литература  -   Выполнение механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /А.И. Купреенко, Х.М. Исаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. 

Интернет-источники:

Доильный аппарат Моя Милка — анализ цены, выбора и преимуществ : [Электронный ресурс]. Авторская статья. URL: http://oselhoztehnike.ru/oborudovanie/moloko-doenie/kupit-doilnyj-apparat-moya-milka.html (дата обращения: 09.09.2017).

Доильный аппарат «Волга»: [Электронный ресурс]. Подробное описание. URL: http://volga-agregat63.ru/catalog/oborudovanie_dlya_zhivotnovodcheskikh_ferm/doilnyd_apparat_volga/ (дата обращения: 09.09.2017).

Доильный зал «Параллель» : [Электронный ресурс]. Авторская статья. URL: https://agroserver.ru/b/doilnyy-zal-parallel-316540.htm (дата обращения: 10.09.2017).

Техника доения коров : [Электронный ресурс]. Авторская статья, 2012. URL: http://cjzone.ru/osnov-skotovodstvo/texnika-doeniya-korov/ (дата обращения: 11.09.2017).

План урока

Этапы

Содержание

Методы работы

Время, мин

1.

Организационный момент

устно

1

2.

Целеполагание и мотивация

устно

До 3

3.

Актуализация опорных знаний

устно

До 6

4.

Формирование новых понятий

Устно, запись

До 22

4.1.

Устройство доильной машины

запись

4.2.

Доильные аппараты с переносными ведрами

запись

4.3.

Передвижные доильные аппараты

Запись, тест

4.4.

Доильные установки с молокопроводом

запись

4.5.

Доение в залах

Запись, устно

5.

Рефлексия

Карточки, устные вопросы

До 10

6.

Итог урока

2

7.

Домашнее задание

1

Ход урока.

1.Организационный момент –  1 мин.  Приветствую студентов, делаю перекличку.  Отмечаю готовность студентов к уроку.  

2. Целеполагание и мотивация – до 3 мин. Обозначаю цель урока.

             Мы с вами  изучили физиологические основы получения молока и рассмотрели принципы ручного доения.   Понятно, что в настоящее время, в связи с увеличением потребности в молоке и молочных продуктах, фермы, имеющие достаточно большое поголовье коров, не могут обойтись ручным доением. Необходимо наличие  доильных машин, аппаратов и соответственно, создание  и внедрение технологий машинного доения. В связи с этим тема нашего урока звучит следующим образом:

(слайд 2)

«Механизация и автоматизация доения и переработки молока».

Прошу студентов записать тему урока в тетради.

       Основная цель урока - ознакомиться с общим устройством доильных аппаратов и  установок, а также изучить разновидности доильных установок для доения в стойлах и в доильных залах (слайд 3).

       В процессе проведения урока вы будете фиксировать новую для вас  информацию в своих тетрадях. А для проверки усвоения нового материала я предложу вам выполнить некоторые задания.

      Обязательно будет учитываться и активность на уроке.

Критерии оценивания:

По ходу урока студентам предлагается выполнить тест из 3х вопросов.  Ответы на тест и их оценка приведены в таблице ниже.

Таблица 1.

Количество верных ответов

Максимальное количество баллов

3

2

2

1,5

1

1

Правильный ответ при работе с  карточкой, либо ответ на заданный вопрос или актуальное дополнение к ответу другого студента дает студенту дополнительно 2 балла.

Активность на уроке учитывается преподавателем субъективно и может добавить 1-2 балла студенту.

Общая оценка активности студента суммируется и не может превысить 5 баллов.

3.  Актуализация опорных знаний – до  6 мин.  

 Чтобы подготовиться к изучению нового материала, я прошу студентов устно ответить на несколько вопросов. (слайды 4-5)

 Молоко вырабатывают животные класса млекопитающие. Этих животных много, но приручил и одомашнил человек лишь несколько видов. 

              а) Перечислите животных, которых человек использует для получения молока.

Преимущественное, массовое распространение получило коровье молоко. В сложном  процессе образования молока принимает участие весь организм животного, но основным органом является вымя.

            б) Назовите три основных формы вымени коровы.

            в) Как вы думаете, коровье вымя какой формы лучше поддается машинному доению?

        г) Назовите основные требования, предъявляемые к доению коров.

         д) Перечислите  операции ручного доения. Поясните содержание каждой из них.

4. Формирование новых понятий – до 22 мин.

Машинное доение значительно облегчает труд доярок и в несколько раз повышает производительность труда, а также эффективность производства молока.

Несмотря на различное конструктивное исполнение, основными элементами всех современных доильных машин являются: вакуумный насос 7 с электродвигателем; магистральный вакуумный трубопровод 6 с вакуумным баллоном 5, вакуумметром 4 и вакуумным регулятором  3, доильные аппараты  2 с доильными стаканами 1.

(слайд 6)

Прошу студентов записать в тетради устройство доильной машины, пользуясь слайдом 6  или информацией  учебника на стр.344

      Характерно, что вся история развития доильных машин, по сути дела, представляет собой непрерывный процесс копирования естественного акта сосания теленком.

В машинах для доения коров использовано действие вакуума, а доильные стаканы, надеваемые на соски, как бы заменяют рот теленка. При этом работа машины заключается в том, что вакуумный насос 7 выкачивает воздух из трубопровода 6, проложенного на ферме, и из доильных аппаратов 2, присоединенных к этому трубопроводу с помощью резиновых шлангов. Разреженный воздух (вакуум) через доильные стаканы 1 воздействует на соски коровы и отсасывает из них молоко. Вся работа выполняется главным образом через доильные стаканы, которые являются рабочей частью доильного аппарата.

(Слайд 7)

Доильный аппарат состоит из доильных стаканов 5, коллектора 4, пульсатора 3, соединительных патрубков 6, 7 и шлангов 8, 9.

Прошу студентов записать в тетради устройство доильного аппарата, пользуясь слайдом 7. 

Пульсатор преобразует постоянный вакуум, создаваемый вакуумным насосом, в пульсирующий, при котором разрежение в системе за пульсатором периодически сменяется атмосферным давлением. Пульсатор создает и поддерживает режим работы доильных стаканов.

Коллектор служит для распределения переменного вакуума по доильным стаканам и сбора из них молока. Кроме того, коллектор трехтактного доильного аппарата создает такт отдыха, во время которого в подсосковое пространство стаканов поступает атмосферный воздух.

По принципу действия доильные аппараты бывают двух- и трёхтактные.

Двухтактные аппараты работают в два такта: сосание и сжатие.  В нашей стране применяются двухтактные доильные аппараты «Майга» (ДА-2М), «Импульс» и трёхтактные «Волга», за рубежом — в основном двухтактные.

Воздействие на сосок двухтактного доильного аппарата несколько нарушает нормальное кровообращение, и поэтому не должно быть длительным.

Чтобы сделать аппарат более безвредным для животного, инженеры вместе с биологами разработали трёхтактный доильный аппарат, в который введен третий такт, так называемый такт отдыха.

(Слайд 8)

Такт сосания и сжатия здесь по-прежнему сохранены, но такт сжатия сокращен по времени и в конце его на определенный промежуток времени в подсосковую камеру вводится атмосферный воздух. Благодаря этому выравнивается давление в подсосковой и межстенной камерах, сосковая резина распрямляется, и сосок не сжимается: на него уже не действует вакуум, и мышцы его как бы отдыхают от работы. В соске полностью восстанавливается кровообращение, нарушенное в период такта сосания. Так как такт отдыха введен не за счет такта сосания, а за счет такта сжатия, это не привело к заметному снижению скорости доения, а, следовательно, и к уменьшению производительности доильного аппарата, но зато значительно смягчило действие вакуума на соски. (запись в тетрадь)

Для доения коров в стойлах  существуют агрегаты с переносными ведрами, а также доильные установки с молокопроводом.

Доильный агрегат  АД-100А  состоит из 10 доильных трёхтактных аппаратов типа  «Волга» (с переносными ведрами). (Слайд 9)

Технологический процесс работы данного агрегата включает 5 операций:

  1. мойку доильного аппарата перед доением
  2. подготовка коров к доению
  3. надевание стаканов на соски и доение
  4. слив молока из доильного ведра в бидон и его транспортировка
  5. мойка и дезинфекция доильных аппаратов после доения

Прошу студентов записать в тетради технологический процесс работы доильного агрегата, пользуясь слайдом 9.

Аппараты с переносными ведрами служат для доения небольшого поголовья коров.

Доильные установки с молокопроводом служат для доения коров в стойлах, транспортирования молока по стеклянному трубопроводу в молочное отделение, группового учета молока, и т.д.

Эти доильные установки предназначены для доения коров  свыше 100 голов.

Предлагаю студентам посмотреть видеоролик о доении коровы путем использования доильной установки с молокопроводом.  (Слайд 10).

Для доения небольшого поголовья (10...20 коров) выпускаются передвижные доильные агрегаты, представляющие собой одноосную тележку с установленными на ней вакуумной установкой, доильным аппаратом (иногда — двумя аппаратами) и пускорегулирующей аппаратурой.

Ознакомимся с различными представителями этих аппаратов и их характеристиками. (слайды 11-14 )

Сейчас мы посмотрим видеоролик, который демонстрирует устройство одного из представителей передвижных  доильных  аппаратов  «Моя Милка».

(Обращаю внимание студентов на то, что материал нужно смотреть внимательно, т.к. после просмотра видеоролика им предстоит выполнить небольшой тест.) (Слайд 15).

После просмотра студенты выполняют тестовое задание в тетрадях

(Слайд 16).

  1. Вопрос: Какова максимальная вместимость бака доильного аппарата «Моя Милка»?

Ответ: 25 литров.

  1. Вопрос: Какое максимальное  количество коров можно выдоить аппаратом «Моя Милка» за 1 час?

Ответ: 8 коров.

  1. Вопрос: Доильный  аппарат «Моя Милка» - это аппарат одновременного или попарного доения?

      Ответ: это аппарат попарного доения.

Мы рассмотрели передвижные доильные аппараты, которые, конечно же, облегчают труд доярок. Но  на фермах и молочных комплексах с большим количеством поголовья молочного скота применяются специальные доильные установки для доения в доильных залах. (Слайд 17)

Достоинством таких доильных установок является глубокая специализация труда операторов, исключающая выполнение таких операций, как раздача корма, чистка стойл и др. Наличие заглубленной траншеи и регулируемого по высоте пола в ней исключает работу дояра в наклонном положении при проведении подготовительных и заключительных операций.

Доильные установки для доения коров в специальных станках бывают следующих типов: «Тандем», «Елочка», «Параллель», «Карусель»

Установки «Тандем» выпускаются с индивидуальными станками, боковым входом и независимым обслуживанием коров или с групповыми продольными станками. Применяются они чаще всего на фермах с разными по продуктивности и степени тугодойкости стадом с поголовьем до 400 голов (запись).

(Слайд 18)

Установки «Елочка» имеют групповые станки, более производительны, требуют подобранного стада и применяются на фермах с поголовьем до 600 голов (запись).

(Слайд 19)

Установки «Параллель» обеспечивают одновременный выход коров из станков после доения, что повышает пропускную способность доильного зала. Расположение коров перпендикулярно траншее позволяет уменьшить ее длину. Применяются такие установки на фермах с поголовьем до 800 голов (запись).

(Слайд20)  

Установки «Карусель» чаще всего бывают с расположением коров на платформе    «бок о бок» головами внутрь. Регулируемая частота вращения платформы составляет шесть—девять оборотов в час. Она может быть настроена в зависимости от скорости молокоотдачи животных. Вращение может быть остановлено, если животное сбивает доильный аппарат или неправильно покидает платформу. Установки в зависимости от диаметра платформы и типа станков могут вмещать одновременно от 12 до 90 коров. Применяются такие установки при поголовье более 800 голов (запись).

     Доильный зал «Карусель» позволяет операторам достичь высоких результатов. На такой установке осуществляется дойка 100... 120 коров в час.

      Контрольная панель, находящаяся в центре доильного зала, позволяет оператору отслеживать многие показания: начало и окончание процесса доения, скорость, движение коров в доильном зале и т.д. (в зависимости от персональной настройки оборудования).

В последнее время за рубежом все более широкое распространение получила система добровольного доения с применением робота-дояра. Это полноценный автоматизированный комплекс технологий, позволяющий осуществлять дойку наиболее физиологичным для коров способом и получать высококачественное молоко (Слайд 22).

Предлагаю студентам посмотреть видеоролик о роботизированной доильной установке «добровольного доения». (Слайд 23).

Система добровольного доения. Данная система используется в мире с 2000 г. С 2008 г. система добровольного доения работает и в России.

Достоинствами системы являются минимизация трудовых затрат на процесс доения, хорошее обслуживание при доении коров. Кроме того, для системы добровольного доения не требуется строительство доильного зала.

Основой системы добровольного доения коров является робот-дояр. Чаще всего это доильный бокс с индивидуальным роботом. Робот-дояр является многофункциональным автоматом-манипулятором, оснащенным лазерным сканером, сенсорными датчиками, ультразвуковым устройством, оптической системой, системой преддоильной обработки сосков, контроля качества молока и другими необходимыми при доении устройствами.

Основным рабочим элементом робота-дояра является многофункциональный манипулятор, сконструированный по образу руки человека. Привод манипулятора — гидравлический. В отличие от пневматических систем гидравлический привод более надежен и требует меньших затрат на сервисное обслуживание. При работе манипулятор осуществляет поиск сосков, подсоединение промывочного оборудования и доильных стаканов, выравнивание шлангов во время доения и обработку сосков вымени после доения.

Один робот рассчитан на 55...65 коров с продуктивностью до 10 тыс. кг в год.

Основной проблемой на пути дальнейшего распространения роботизированных машин доения является их высокая стоимость, как при покупке, так и при сервисном обслуживании.

5. Рефлексия – 10 мин. 

          Спрашиваю студентов,   понравился ли им урок? Узнали ли они сегодня что-нибудь для себя  новое и интересное? Появились ли вопросы по теме урока?

Предлагаю студентам проверить, насколько четко они следили за ходом урока. Для проверки имеются заранее подготовленные карточки с заданиями. Поясняю ребятам, что пока трое из них будут выполнять задания по карточкам, с остальными мы устно обсудим некоторые аспекты новой темы. (Слайды 24-27)

Вопрос №1: Мы говорили о том, что по принципу действия доильные аппараты бывают двух- и трёхтактные. В чем состоит главное отличие трёхтактного аппарата от двухтактного? Какой же аппарат лучше использовать при доении коровы и почему?

Вопрос №2: Бывают случаи, когда доение закончилось, а дояр не успел оперативно снять доильные стаканы. Чем это может быть опасно для животного?  

Вопрос №3: Как называется гормон, препятствующий отдаче молока коровой? Каким образом можно снизить его воздействие на животное? Вопрос №4: Для чего сдаивают первые струйки молока в отдельную посуду?

Вопрос №5: Какие доильные агрегаты используют для доения небольшого количества коров (10-20 голов)? А для доильного зала для фермы   с поголовьем свыше 800 голов?

(Слушаю ответы  студентов).

       Собираю карточки с выполненными заданиями.

Напоминаю, что студенты в своих тетрадях выполняли небольшой тест после просмотра видеоролика «Моя Милка». Вывожу на экран правильные ответы на вопросы  теста (Слайд 29) и прошу студентов проверить свои варианты ответов. Спрашиваю, каковы результаты проверки? Все ли справились с заданием? Прошу их самостоятельно начислить себе за это баллы.

Если справились все,   объясняю это внимательным отношением к уроку, хвалю студентов.

6. Итог урока –  2 мин.  Подвожу итог урока.

        1.  Проверяю выполненные задания студентов по карточкам.

        2. Выставляю и аргументирую оценки за работу на уроке.

        3. Цель нашего урока сегодня: ознакомиться с общим устройством доильных аппаратов и  установок, а также изучить разновидности доильных установок для доения в стойлах и в доильных залах. (слайд 30)  

         Мы с вами узнали устройство доильной машины, поняли, чем отличаются передвижные доильные аппараты от установок с молокопроводом, разобрались, чем хороши установки для доения в залах.

Делаю вывод о достижении цели урока.

На следующем уроке мы поговорим с вами об оборудовании для первичной обработки, очистки и охлаждении молока.  

7. Домашнее задание – 1 мин. (слайд 31)

 1. Повторить изученный материал, пользуясь конспектом и учебником 

2. Выполнение механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / А.И. Купреенко, Х.М. Исаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2016, стр.114-152.

3. Самостоятельная работа: подготовить сообщение на тему «Оборудование и аппараты для производства масла».

Преподаватель      Кандыба Н.Н. ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие -презентации "Строение голосового аппарата"

Пособие создано в форме презентации. Оно может быть востребовано педагогами, занимающимися с учащимися пением в музыкальных  и общеобразовательных школах....

Научно-методическая разработка открытого урока "ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ"

Развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных навыков  в работе над звуковыми качествами произведения.Воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной отзывч...

Научно-методичекая разработка открытого урока "ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ"

Развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных навыков  в работе над звуковыми качествами произведения.Воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной отзывч...

Методическая разработка открытого занятия по фортепиано. «Работа над крупными видами техники: организация игрового аппарата»

Методическая разработка открытого занятия по фортепиано  по теме «Работа над крупными видами техники: организация игрового аппарата»...

Открытый урок "Звукоизвлечение и организация движений исполнительского аппарата аккордеониста"

Открытый урок на тему: "Звукоизвлечение и организация движений исполнительского аппарата аккордеониста"...

Занятие 2. 30/11/2021Краткое описание работы и условий для св аппарата полуавтоматической сварки,занести в конспект способы настройки аппарата( миг 2500)его устройство , использовать ресурсы интернета..

Сварка полуавтоматом Теоретическая часть: Устройство аппарата полуавтоматической сварки Выбираем газ для сварки полуавтоматом Проволока для сварки полуавтоматом Сварка полуавтоматом без...