Методическая разработка открытого занятия по фортепиано. «Работа над крупными видами техники: организация игрового аппарата»
методическая разработка на тему

Рычкова Анна Владимировна

Методическая разработка открытого занятия по фортепиано  по теме «Работа над крупными видами техники: организация игрового аппарата»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

открытого занятия

Тема:

«Работа над крупными видами техники: организация игрового аппарата»

Автор:                                                          Рычкова Анна Владимировна,

                                                            педагог дополнительного образования

Методическое сопровождение:               Лебедева Лариса Антоновна, методист

Санкт – Петербург

2017 год

Информационная карта открытого занятия.

  1. Педагог: Рычкова Анна Владимировна
  2. Стаж работы:8 лет
  3. Место проведения:  ГБУ ДОД ДДТ Красносельского района
  4. Дата проведения: 22.11.2016 
  5. Образовательная программа:  «Инструментальное музицирование

(фортепиано)»

  1.  Форма занятия: индивидуальная
  2. Фамилия и имя ребёнка: Жуков Виктор
  3. Возраст: 12 лет
  4. Год обучения: 5 год обучения

Пояснительная записка

Тема: Работа над крупными видами техники: организация игрового аппарата.

Цель: осознанное использование ребёнком средств, позволяющих исполнять крупную технику.

 Задачи: 

Образовательные:

- рассказать об особенностях исполнения крупной техники с точки зрения анатомии и участия различных частей руки в игре

- сформировать навык контроля  движений всех частей рук при игре на инструменте

- сформировать практические навыки  игры:

  • «вдох – выдох»  рук  между  музыкальными фразами.
  • мышечное поведение рук  во время игры  различных технических трудностей, динамических задач.

Развивающие:

- развитие  осознанности в  использовании пианистических приёмов

- развитие эмоционально – чувственной сферы ребёнка.

Воспитательные:

- воспитание органической связи моторно-двигательной сферы с эмоционально-слуховой сферой

- воспитание эмоциональной отзывчивости к  исполняемой музыке

- укрепление уверенности исполнения при наличии слушателей.

Методы обучения:

Практический: помощь в освоении новых игровых движений.

Словесный: беседа об исполняемой музыке, словесная оценка исполнения.

Метод диалога: обсуждение исполнения, прослушанной музыки.

Слуховой: прослушивание отрывка Ноктюрна Ф. Шопена с-moll.

Метод самонализа: учащийся занимается рефлексией

Наглядный: показ верных движений педагогом.

Музыкальный материал:

1) С. Франк. Пьеса

2) С. Майкапар. Росинки (этюд).

3) К. Хачатурян. «Галоп» и «Помидор» из балета «Чиполлино».

Оборудование: Фортепиано, ноты, звуковоспроизводящая аппаратура.


Ход занятия

Этапы занятия

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

Результат для учащегося

1

5 мин.

- Приветствие аудитории и представление педагога.

- Вступительное слово к теме занятия.

Настройка на рабочий лад, адаптация к атмосфере открытого занятия.

Психологический комфорт.

2

10 мин.

Разыгрывание: подготовка игрового аппарата к игре – гаммы (диатонические и хроматические), четырёхзвучные аккорды. Подготовка ученика к работе за инструментом (посадка, приготовление нот к работе).

Исполнение гамм, аккордов

Игровой аппарат готов  к работе.

3

15 мин.

Работа над  Пьесой Франка:

- Игра пьесы наизусть.

-Обсуждение получившегося/неполучившегося

 - Работа над аккомпанементом левой уроки - организация движений (вспомогательные упражнения «Качели», если необходимы).

-Исполнение Пьесы в ансамбле с педагогом.

- Прослушивание отрывка Ноктюрна с-moll Ф. Шопена

- Работа над динамическим планом второй части.

-Играет Пьесу.

-Анализ своего исполнения.

-Вместе с педагогом открывает для себя удобные движения при игре крупной техники.

- Исполнение Пьесы в ансамбле с педагогом.

- Слушает Ноктюрн Шопена с-moll.

-Обсуждение услышанного применительно к собственным задачам: единство мелодической фразы, ровная поступь аккомпанемента.

Исполнение пьесы в новом качестве.

4

4 мин

Работа над этюдом «Росинки» Майкапара.

- Проигрывание домашнего задания.

-  Распределение звукового баланса.

- Исполнение партии аккомпанемента отдельно.

 -Играет «Росинки».

- Учится распределять опору  в прикосновении  к клавишам, развивает координацию в игре.

-Учится распределять баланс звучания.

Развиваем связь между слуховым представлением и тактильным ощущением.

Качественные изменения в исполнении левой руки.

5

8 мин.

 Работа над ансамблями.

- Игра в ансамбле с педагогом.

- Прорабатывание сложных мест

- Работа над динамическим планом пьес и их эмоциональным наполнением.

-Совместное с педагогом исполнение.

-Учится одновременно слушать себя и партнёра.

Яркое, раскрепощённое в эмоциональном плане исполнение.

6

3 мин.

Выводы: запись домашнего задания в тетрадь.

-Высказывает свои впечатления

- Вместе с педагогом  формулирует  домашнее задание.

Обобщение опыта. Совместная формулировка задания позволяет более чётко представить себе задачи.


Список литературы

  1. Берстайн С.  20 уроков клавиатурной хореографии. СПб., Композитор, 2001. - 152 с.
  2. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений. М., Владос, 2003.-252 с.
  3. Егорова Н.Л . Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа « Инструментальное музицирование (фортепиано)» , Санкт –Петербург , 2015.  - 52 с.
  4. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. - М.: Музыка, 1971.
  5. Мазель В.Х. Музыкант и его руки. СПб.: Издательство «Композитор», 2006. – 50 с.
  6. Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения». - М: Классика XXI, 2001.
  7. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.-Л., 1947.
  8. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. - М.: Советский композитор, 1987.
  9. Путь к совершенству. Диалоги, статьи, материалы о фортепианной технике. – СПб.: Издательство «Композитор». Санкт-Петербург, 2007.-392 с., нот. Составитель – Стуколкина С.М.
  10. Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. М., Классика XXI, 2015. -  82 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Экономика организации" по теме "Прибыль и рентабельность"

Разработка открытого занятия - изучение нового материала  с использованием элементов технологии критического мышления предназанчена для работы со студентами технических специальностей СПО....

Методическая разработка открытого занятия «Работа в технике Арт-текстиль»

Дополнительное образование определяется как гармоничное единство познания, творчества и общения учащихся и педагогов, в основе которого лежит свободный поиск пути к мастерству и постижение смысла жизн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по ПМ.05 Выполнение работ по профессии: Оператор по искусственному осеменению животных и птиц. УП.05.01 Техника искусственного осеменения самок сельскохозяйственных животных и птиц.

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия учебной практики ПМ.05 выполнение работ по профессии: Оператор по искусственному осеменению животных и птицы УП. Оператор по искусст...

Методическая разработка открытого занятия по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» МП 03. «Выполнение каменных работ»

Методическая разработка открытого занятия выполнена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее ФГОС) по профессии СПО 08.01.07 «Мастер общестроительных работ...

Методическая разработка открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лаборатория журналиста"»

Тема занятия:Ознакомление с новым видом деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лаборатория журналиста".Возраст обучающихся: 13 лет.Продолжительность за...

Методическая разработка открытого занятия "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций." МДК 01.02 Тема 2.4 Организация сервиса в пассажирских поездах

В методической разработке представлен план проведения открытого занятия и презентация по теме: "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций" по МДК 01.02 Эксплуатация...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого занятия по МДК.01.01 «Практические основы бухгалтерского учёта активов организации»

Методическая разработка открытого урока на тему "Понятие, документальное оформление и оценка материально-производственных запасов" преследует общие цели обогатить знаниями студентов, способс...