Профессиональные пробы, как ключевой элемент ранней профориентации школьников.
статья
Профессиональные пробы, как ключевой элемент ранней профориентации школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnye_proby_kak_klyuchevoy_element_ranney_proforientatsii_shkolnikov.docx | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональные пробы, как ключевой элемент ранней профориентации школьников.
Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь жизненный дальнейший путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Решить проблему профессионального выбора человека призвана профориентация. Профессиональная ориентация — это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека, и запросам рынка труда.
У многих из школьников отсутствует индивидуальный образовательный запрос, не сформирована личностная потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования и не выражена готовность к последующей самореализации и дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических, социокультурных условиях. Решение данной проблемы возможно при взаимодействии школ и учреждений начального профессионального образования посредством организации и проведения профессиональных проб. Профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения обучающийся приобретает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям.
Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии, позволяющий сформировать у них способность разбираться в сложившихся обстоятельствах, анализировать, исследовать, запрашивать и получать психолого-педагогическую и информационную помощь, поддержку.
Алгоритм пробы задается таким образом, чтобы обучающиеся в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно выбирали степень сложности задания. Предварительно они знакомятся с условиями пробы и требованиями к ней. Профессиональные пробы выполняются индивидуально, фронтально, в микрогруппах. При этом в выполнении профессиональных проб обеспечивается преемственность урочного и внеурочного времени.
Алгоритм профессиональной пробы включает следующие этапы:
- Вводно-ознакомительный этап. Педагог даёт обучающимся базовую информацию о профессии.
- Подготовительный этап. Организация рабочего места, требования к вопросам охраны труда, инструктаж (при необходимости).
- Практический этап. Моделирование основных элементов разных видов профессиональной деятельности. Педагог объясняет задание, после чего обучающиеся выполняют его. В процессе выполнения задания педагог оказывает им помощь.
- Заключительный этап (рефлексивный). Подведение итогов, проверка уровня готовности обучающегося к выбору профессии.
С целью осуществления эффективной профориентационной работы, мною разработана, апробирована и внедрена в работу методика проведения профессиональных проб для технологов пищевого производства, которая направленна на знакомство с востребованными в отрасли направлениями.
Главная цель профпроб - обеспечение сознательного выбора профиля обучения школьниками, ориентирование их на получение инженерно-технического образования и работу в пищевом производстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ранняя профориентация школьников как важнейшее направление профессионального становления личности»
Ранняя профориентация школьников важна, так как является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, труд...
Материалы для проведения профессиональных проб по компетенции "Веб-технологии" для школьников
Полный пакет материалов представлен по ссылке : https://disk.yandex.ru/d/L6nCM_zObzWuZAВам предлагаются заготовки для использования при работе с детьми, краткие справочные материалы по кажд...
Протоколы РМО "Ранняя профориентация школьников" в Кашарском районе. Руководитель: Задорожняя Е.В.
Краткая характеристика выполнения работы, запланированной на заседаниях методического объединения....
Протоколы РМО "Ранняя профориентация школьников" в Кашарском районе. Руководитель: Задорожняя Е.В.
Краткая характеристика о проделанной работе, запланированной на заседаниях РМО....
План работы МО по ранней профориентации школьников на 2023-2024 учебный год
План работы МО на 2023-2024 учебный год...