Профессиональные пробы, как ключевой элемент ранней профориентации школьников.
статья

Профессиональные пробы, как ключевой элемент ранней профориентации школьников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональные пробы, как ключевой элемент ранней профориентации школьников.

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь жизненный дальнейший путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Решить проблему профессионального выбора человека призвана профориентация. Профессиональная ориентация — это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека, и запросам рынка труда.

         У многих из школьников отсутствует индивидуальный образовательный запрос, не сформирована личностная потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования и не выражена готовность к последующей самореализации и дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических, социокультурных условиях. Решение данной проблемы возможно при взаимодействии школ и учреждений начального профессионального образования посредством организации и проведения профессиональных проб.          Профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения обучающийся приобретает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям.

        Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии, позволяющий сформировать у них способность разбираться в сложившихся обстоятельствах, анализировать, исследовать, запрашивать и получать психолого-педагогическую и информационную помощь, поддержку.

         Алгоритм пробы задается таким образом, чтобы обучающиеся в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно выбирали степень сложности задания. Предварительно они знакомятся с условиями пробы и требованиями к ней. Профессиональные пробы выполняются индивидуально, фронтально, в микрогруппах. При этом в выполнении профессиональных проб обеспечивается преемственность урочного и внеурочного времени.

Алгоритм профессиональной пробы включает следующие этапы:

  • Вводно-ознакомительный этап. Педагог даёт обучающимся базовую информацию о профессии.
  • Подготовительный этап. Организация рабочего места, требования к вопросам охраны труда, инструктаж (при необходимости).
  • Практический этап. Моделирование основных элементов разных видов профессиональной деятельности. Педагог объясняет задание, после чего обучающиеся выполняют его. В процессе выполнения задания педагог оказывает им помощь.
  • Заключительный этап (рефлексивный). Подведение итогов, проверка уровня готовности обучающегося к выбору профессии.

         С целью осуществления эффективной профориентационной работы, мною разработана, апробирована и внедрена в работу методика проведения профессиональных проб для технологов пищевого производства, которая направленна на знакомство с востребованными в отрасли направлениями.

  Главная цель профпроб -  обеспечение сознательного выбора профиля обучения школьниками, ориентирование их на получение инженерно-технического образования и работу в пищевом производстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ранняя профориентация школьников как важнейшее направление профессионального становления личности»

Ранняя профориентация школьников важна, так как является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, труд...

Материалы для проведения профессиональных проб по компетенции "Веб-технологии" для школьников

Полный пакет материалов представлен по ссылке : https://disk.yandex.ru/d/L6nCM_zObzWuZAВам предлагаются заготовки для использования  при работе с детьми, краткие справочные материалы по кажд...

Протоколы РМО "Ранняя профориентация школьников" в Кашарском районе. Руководитель: Задорожняя Е.В.

Краткая характеристика выполнения работы, запланированной на заседаниях методического объединения....

Протоколы РМО "Ранняя профориентация школьников" в Кашарском районе. Руководитель: Задорожняя Е.В.

Краткая характеристика о проделанной работе, запланированной на заседаниях РМО....