СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО. Выступление на Республиканской научно-практической конференции преподавателей «Вектор развития СПО»
статья

В структуре ФГОС формирование общих компетенций имеет свою специфику. Первая особенность заключается в том, что формирование профессиональных компетенций стандартизировано ФГОС через учебные дисциплины, профессиональные модули, а подходы к формированию общих компетенций не имеют четких ориентиров. Вторая особенность проявляется в том, что о сформированности профессиональных компетенций принимается однозначное решение после освоения программы профессионального модуля, а сформированность общих компетенций можно оценить только после освоения всей профессиональной образовательной программы. Третья особенность состоит в том, что на этапах освоения сформированность аспектов общих компетенций должна оцениваться в соответствии с требованиями к уровню деятельности обучающихся в процессе формирования каждой компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vishnyakova_tezisy.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

Вишнякова Г.В.

преподаватель дисциплин профессионального цикла

ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М. Н. Ербанова»

Кижингинский филиал

В структуре ФГОС формирование общих компетенций имеет свою специфику. Первая особенность заключается в том, что формирование профессиональных компетенций стандартизировано ФГОС через учебные дисциплины, профессиональные модули, а подходы к формированию общих компетенций не имеют четких ориентиров. Вторая особенность проявляется в том, что о сформированности профессиональных компетенций принимается однозначное решение после освоения программы профессионального модуля, а сформированность общих компетенций можно оценить только после освоения всей профессиональной образовательной программы. Третья особенность состоит в том, что на этапах освоения сформированность аспектов общих компетенций должна оцениваться в соответствии с требованиями к уровню деятельности обучающихся в процессе формирования каждой компетенции.

Основными результатами образования являются планируемые и измеряемые индивидуальные достижения обучающихся и выпускников, выраженные как знания, умения, опыт практической деятельности, профессиональные и общие компетенции и описывающие, что будет в состоянии делать обучающийся или выпускник по завершении всей или части образовательной программы.

Общие компетенции (ОК) понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально – трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально – трудовые отношения на рынке труда».

Анализ определения и содержания общих компетенций позволяет выделить их существенные признаки:

- не сводятся к знаниям, умениям и даже к опыту практической деятельности, носят интегративный характер;

- состоят из различных аспектов, показателей;

- формируются и проявляются только в условиях осознанной и активной деятельности субъекта;

- несут в себе отношенческий компонент (осознанная и активная деятельность не может осуществляться без смыслового, ценностного, эмоционального отношения);

- универсальны в отношении объектов воздействия;

- долгосрочны по времени формирования;

- развиваются, отталкиваясь от исходного уровня, т.е. имеют уровневый характер;

- определяются с помощью описания конкретной деятельности (операции), которую совершает обучающийся, демонстрируя тот или иной уровень сформированности общей компетенции [3].

Таким образом, формирование общих компетенций обучающихся - это процесс формирования личности при реализации образовательной программы. Для успешного формирования общих компетенций необходимо создать ряд условий, научить студентов:

- с первых уроков организовывать собственную деятельность;

- пользоваться нормативно-правовыми документами, которые содержат в себе требования к выполнению профессиональных работ; в частности, по любой получаемой специальности необходимо познакомить студентов с должностной инструкцией и квалификационным справочником, что сформирует у них представление о получаемой специальности;

- применять информационно-коммуникационные технологии для представления обработанной информации;

- грамотно использовать ресурсы интернета, информационные источники с первых дней обучения в филиале колледжа и т.д.

Поскольку общие компетенции являются личностными качествами, то для определения критериев формирования общих компетенций рассмотрим процесс формирования качеств.

Изучению данного процесса в педагогической литературе посвящены работы И.С. Кона, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламова и других исследователей. В контексте нашего исследования, согласно их точке зрения, в структуре общих компетенций можно выделить компоненты, предполагающие потребность и стремление овладевать данными компетенциями, владение знанием содержания компетенций посредством включения студентов в познавательную деятельность и практическое применение знаний, связанных с формируемой компетенцией, опыт их проявления в различных ситуациях [5]. На основе обобщения данной структуры были выделены три базовых критерия сформированности общих компетенций, соответствующие структурным компонентам компетенций:

1) мотивационный - совокупность мотивов для овладения конкретной общей компетенцией, понимание её значения в профессиональной подготовке и практической деятельности. Методами диагностики данного компонента компетенции может служить опрос в виде анкетирования или беседы;

2) когнитивный - совокупность знаний, на основе которых формируется общая компетенция с проекцией на будущую профессиональную деятельность. Для диагностики когнитивного компонента компетенции можно воспользоваться такими инструментами, как тестирование, анкетирование, наблюдение, решение ситуационных задач, беседа;

3) поведенческий - совокупность умений и навыков для решения профессиональных задач с использованием общей компетенции. Методами диагностики являются наблюдение на лабораторных, практических и семинарских занятиях, изучение продуктов деятельности студентов, выполнение исследовательских и внеаудиторных работ студентов, участие в различных проектах, мероприятиях, соревнованиях.

Другой важной при оценивании общих компетенций составляющей является диагностика. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования результатов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития событий. Диагностику могут проводить, например, кураторы групп, мастера производственного обучения, закрепленные за определенной группой.

Оценка ОК нигде не локализована, рассредоточена. Собирать доказательства формирования ОК студента необходимо в течение всего периода обучения, возможная форма - портфолио.

Портфолио – совокупность учебных достижений, по которым можно судить об уровне освоения дисциплины, междисциплинарных курсов, модулей, практики, или отдельных разделов. Портфолио как оценочное средство предполагает определение определенного количества учебных заданий, необходимых для получения, зачета, экзамена, итоговой аттестации.

Для итоговой оценки сформированности ОК по результатам освоения профессиональной образовательной программы необходимо проведение анализа оценочных листов (рейтинговая модель) полученных по окончании изучения всех дисциплин, профессионального модуля профессиональной образовательной программы. Результаты анализа сформированности ОК сводятся в общую таблицу, представляемую аттестационной комиссии.

Такие исследователи, как А.В. Хуторской, М.Б. Челышкова, Н.В. Ефремова и др., предлагают более инновационные средства оценки: наблюдение, контент-анализ документов, интервью, беседу, анкетирование, сравнение, классификацию, тестирование, контрольные и курсовые работы, анализ продуктов деятельности, активно-игровые диагностические методики и технологии (методы конкретных ситуаций, case-method и др.), проективные диагностические методики и др., которые ориентированы именно на определение уровня компетенции.

Методики тестирования хороши тем, что они предполагают возможность компьютерной обработки данных и работают с большими объемами информации. Анкетирование позволяет выявить отсутствие или наличие каких-либо характеристик у опрошенных. Интервью дает большой психологический материал, выявляет уровень интеллекта, мотивацию, характер специалиста. Метод портфолио ориентирован не только на процесс оценивания полученных результатов, но и на самооценку, активное и сознательное отношение самого обучающегося к процессу и результатам обучения, как подчеркивает Н.Ф. Ефремова [3].

Указанные инновационные модели оценки представляют особый интерес, однако критерии для них по-прежнему не разработаны. Сформированность компетенции можно определить по результату разрешения проблемных ситуаций. При этом критерии успешности достижения этих результатов должны быть разработаны заранее. ФГОС СПО, по нашему мнению, страдают отсутствием фонда оценочных средств, нормативной базы в сфере диагностики. Отсутствие четкого фонда оценочных средств приводит к рассредоточенности всей системы диагностики сформированности компетенций.

Для оценки так же можно использовать следующие формы и методы:

Собеседование - это один из наиболее известных способов получения информации непосредственно от обучаемых. Собеседование может быть двусторонним, так как обучаемый тоже может задавать вопросы преподавателю. Собеседование может использоваться как для оценки, так и для оказания помощи в корректировке процесса обучения.

Анкета - это структурное письменное интервью, состоящее из набора вопросов, относящихся к конкретной области деятельности обучаемого. Анкеты особенно подходят для оценки результатов обучения, связанных с отношениями, чувствами, интересами и опытом. Задание в тестовой форме - единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложение с неизвестными. Подстановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание.

Компетенцию студента оценивание портфолио.

Тестирование проверяет знания, но не вид профессиональной деятельности, каковым является компетенция.

Формы тестовых заданий:

- закрытая (варианты ответов);

- открытая (ответы, формулировки в свободной форме);

- задания на соответствие;

- задание на установление правильной последовательности.

Преимущества тестирования:

- высокая скорость и объективность контроля знаний;

- высокая дифференцированность оценки.

К негативным моментам тестирования можно отнести то, что трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления; велика вероятность случайности; не позволяет проверить творческое применение усвоенных знаний, их применение в ситуации.

Мы рассмотрели теоретико-методические аспекты применения способов оценивания общих компетенций обучающихся СПО. Компетентностный подход в профессиональном образовании ставит в центр внимания вопросы личностного развития будущего специалиста, обеспечивает успешную адаптацию на рынке труда, в социальном и профессиональном сообществах и отвечает современным требованиям модернизации образования.

На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, так же как и нет единой точки зрения на то, как их измерять и оценивать.

Формирование общих компетенций обучающихся - это процесс формирования личности при реализации образовательной программы.

Оценка ОК нигде не локализована, рассредоточена. Собирать доказательства формирования ОК обучающегося необходимо в течение всего периода обучения, возможная форма - портфолио.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта - стандарта нового поколения в учреждениях среднего профессионального образования предполагает изменение, прежде всего, результата образования. Под результатами образования в стандарте ФГОС понимаются наборы компетенций - общих и профессиональных - выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины, профессионального модуля или всей Основной профессиональной образовательной программы по профессии или специальности.

Появление таких новых объектов оценивания, как общие и профессиональные компетенции, обуславливает необходимость применения инновационных подходов к оценке качества подготовки студентов.

Компетентностный подход в профессиональном образовании ставит в центр внимания вопросы личностного развития будущего специалиста, обеспечивает успешную адаптацию на рынке труда, в социальном и профессиональном сообществах и отвечает современным требованиям модернизации образования.

На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, так же как и нет единой точки зрения на то, как их измерять и оценивать.

Формирование общих компетенций обучающихся - это процесс формирования личности при реализации образовательной программы.

Оценка ОК нигде не локализована, рассредоточена. Собирать доказательства формирования ОК обучающегося необходимо в течение всего периода обучения.

Список литературы

1. Андреев А. Знания или компетенции / Высшее образование в России. - 2013. - № 2.

2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2014. - № 11.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2013. - 480 с.

4. Темняткина О.В. Методика формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся в учреждениях НПО и СПО [Текст]: методические рекомендации. Екатеринбург: ИРО, 2012. - 82 с.

5. Творогова Г.А. Системно-деятельностный подход основа ФГОС, http://pedsovet.org.

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2013. Центр "Эйдос" www.eidos.ru/news/compet.htm

7. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждениях СПО https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-obschih-i-professionalnyh-kompetentsiy-studentov-v-uchrezhdenii-srednego-professionalnogo-obrazovaniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на научно-практической конференции в АППО

Тема: "Применение информационно-коммуникационных технологий при проведении учебных занятий по истории в ГОУ СПО"...

«Технология развития критического мышления как способ организации активного обучения»: электронное научное издание статей участников научно-практической онлайн - конференции

В периодическом сборнике научных статей преподавателей спецдисциплин образовательных учреждений среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики освещаются современные подходы для п...

«Внедрение опыта работы с использованием инновационных технологий при подготовке специалистов среднего звена»: материалы ІІ научно-практической интернет- конференции преподавателей Горловского территориального образовательного округа

В сборнике представлены научные доклады участников региональной научно-практической конференции «Внедрение опыта работы с использованием инновационныхтехнологий при подготовке специалистов среднего зв...

4.3.10. Выступление на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях

Педагогические чтения — периодически проводимые мероприятия учителей и других работников народного образования, а также представителей общественности и родителей учащихся, имеющие целью обо...

Учебно – методическое пособие Использование ИКТ и видеоматериалов на учебных занятиях как способ формирования общих компетенций обучающихся

Учебно - методическое пособие поможет преподавателям истории и обществознания более эффективно использовать ИКТ и видеоматериалы на учебных занятиях с целью формирования общих компетенций студентов...