Рабочая программа по дисциплине Анатомия и физиология животных, 2021год
календарно-тематическое планирование

Пятилетова Татьяна Васильевна

Рабочая программа для дисциплина "Анатомия и физиология животных" для обучающихся специальности 36.02.01 Ветеринария

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"КОНСТАНТИНОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОВЕТТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ (КСХТ)"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 1. АНАТОМИЯ  И  ФИЗИОЛОГИЯ  ЖИВОТНЫХ

специальность: 36. 02. 01 Ветеринария

для очной формы обучения

начало подготовки 2021

2021

Одобрено на заседании предметной                               Утверждаю

(цикловой) комиссии зооветеринарных             Зам.директора по учебной

дисциплин                                                           работе

протокол №___от «___»_______2021г.            ____________/О.М.Ковалева/

Председатель комиссии_____________           «_____»_____________2021год                

                /Т.От.Функ/

Рабочая программа учебной дисциплины Анатомия  и  физиология  животных разработана:

 в соответствии  Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 Ветеринария, утвержденный Приказом Минпросвещения России от 23.11.20 г. № 657, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21декабря 2020 г., регистрационный № 61609;

с учетом профессионального стандарта «Ветеринарный фельдшер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты  РФ №1097-н от 21 декабря 2015, зарегистрированным в Минюсте РФ рег. №40744 от 25 января 2016 года;

Организация-разработчик:

ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)»

Разработчик: Пятилетова Татьяна Васильевна, преподаватель ветеринарных дисциплин ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)», высшая квалификационная категория    

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины….4
  2. Структура и  содержание учебной дисциплины………………...…….7
  3. Тематический план учебной дисциплины …………………………….8
  4. Условия реализации учебной дисциплины…………………………27
  5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины….29

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП 01 Анатомия и физиология животных»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:         

Учебная дисциплина «Анатомия и физиология животных» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 36.02.01 «Ветеринария». Учебная дисциплина «Анатомия и физиология животных» формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 36.02.01 Ветеринария и является базовой для получения теоретической и начальной практической подготовки к изучению комплекса ветеринарных дисциплин и профессиональных модулей

ПМ. 02 Проведение профилактических, диагностических и леченых мероприятий:  

ПК 2.2. Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных манипуляций.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 17. Владеющий системой знаний, необходимых для профессионального, социального и жизненного самоопределении.

 ЛР 20. Демонстрирующий навыки самообразования и саморазвития в своем личностном и профессиональном росте.

ЛР 24. Овладение знаниями, выходящими за пределы учебной программы

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:  

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01

распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

определять этапы решения задачи;

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составлять план действия; определять необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 2

определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

У2- находить и использовать необходимую информацию

Номенклатуры информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемов структурирования информации;

формат оформления результатов поиска информации

ПК 2.2

У1-определять клиническое состояние

животных общими инструментальными методами;

У2-пользоваться ветеринарной терапевтической техникой;

У3-определять видовые особенности

животных;

У4-анализировать физиологические функции органов и систем органов

животных;

У5- анализировать особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных.

З1-анатомо-топографические характеристики организма животных с учетом видовых особенностей

З2- нормативные данные физиологических показателей у животных

Данная учебная дисциплина позволяет достичь следующие личностные результаты:

Личностные результаты

реализации программы воспитания

Код личностных результатов реализации программы воспитания

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 10

Личностные результаты

реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

Владеющий системой знаний, необходимых для профессионального, социального и жизненного самоопределении.

ЛР 17

Демонстрирующий навыки самообразования и саморазвития в своем личностном и профессиональном росте

ЛР20

Личностные результаты

реализации программы воспитания,

определенные субъектами образовательного процесса

Овладение знаниями, выходящими за пределы учебной программы

ЛР24

1.3 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

объем образовательной нагрузки обучающегося240 часов, в том числе:

теоретическое обучение 110 часов;

практическая подготовка 120 часов,

из них:

лабораторные работы – 62 часа

практические занятия  - 58  часов;

Консультации 4 часа;

Промежуточная аттестация 6 часов.

Часы (90 часов) вариативной части направлены на увеличение часов обязательной учебной нагрузки обучающегося по основным разделам дисциплины «Анатомия и физиология животных» с целью более глубокого изучения следующих разделов: «Анатомия» - 64 часа, «Физиология» - 16часов, консультации – 4 часа, экзамен – 6 часов.

        Программа вариативной части предусматривает углубленное целенаправленное изучение анатомического строения систем и аппаратов органов, их видовые особенности строения и топографию. Особое место в изучении материала отводится изучению таких тем как:

Строение системы органов пищеварения.

Строение половой системы.

Особенностям строения органов и систем у различных видов животных, в том числе и домашней птицы.

        В содержание учебного материала включаются такие важные вопросы как:

Физиология дыхания, ее сущность и регуляция.

Физиологические процессы пищеварения и их особенности у животных.

Физиология размножение и их гуморальная регуляция.

Физиология лактации и ее регуляция.

Функции анализаторов, их взаимодействие и значение в жизни животного.

Процесс и механизм образование условных рефлексов и их значение в производстве.

Цель заключается в глубоком и всестороннем усвоении учебного материала, умении самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, решать проблемные вопросы.

В результате обучающиеся получат дополнительные умения:

- У6 -определять топографическое расположение и строение органов                                      и частей тела животных;

- У7- определять и фиксировать физиологические характеристики животного.

В результате обучающиеся получат дополнительные знания:

З3- строение органов и систем органов животных:

З4- характеристики процессов жизнедеятельности;

З5- физиологические функции органов и систем органов животных;

З6-особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных;

З7 - регулирующие функции нервной и эндокринной систем;

З8 - функции иммунной системы;

З9 - процессы размножения различных видов сельскохозяйственных животных;

З10 –физиологические процессы адаптации животных.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

240

теоретическое обучение

110

в том числе в форме практической подготовки

120

в т.ч.:

Лабораторные работы

62

практические занятия

58

Консультации

4

Промежуточная аттестация в форме экзамена в VI семестре

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 «Анатомия и физиология  животных»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

ОП 01. Анатомия и физиология животных.    

240

Раздел 1.Цитология, гистология и эмбриология

22

Тема 1.1.

Цитология

Содержание учебного материала

6

Клеточное строение животного организма, его целостность. Строение живой клетки. Жизненные свойства клетки. Химический состав клетки.  Строение хромосом и их значение в передаче наследственности.

2

ОК 1

ОК 2

ПК 2.2

В том числе лабораторных работ:

4

Лабораторная работа № 1 Устройство микроскопа. Правила работы с ним.

2

ОК 1

ОК 2

ПК 2.2

Лабораторная работа № 2 Строения клетки. Зарисовка животной клетки и митоза.

2

Тема 1.2. Гистология с основами эмбриологии

Содержание учебного материала

16

Основы эмбриологии.  Строение половых клеток, оплодотворение и развитие зародыша: характеристика основных стадий эмбриогенеза.

2

ОК 1

ОК 2

ПК 2.2

Понятие о тканях, их классификация. Эпителиальные ткани, их морфофункциональная характеристика. Опорно-трофические ткани, морфофункциональная характеристика. Мышечная и нервная ткани.

2

В том числе лабораторных работ:

12

ОК 1

ОК 2

ПК 2.2

Лабораторная работа № 3 Строение половых клеток.

2

Лабораторная работа № 4 Гистологическое строение эпителиальных тканей. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов.

2

Лабораторная работа № 5 Гистологическое строение эпителиальных тканей. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов.

2

Лабораторная работа № 6 Гистологическое строение тканей опорно-трофических. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов.

2

Лабораторная работа № 7  Гистологическое строение  мышечных тканей. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов.

2

Лабораторная работа № 8 Гистологическое строение нервных тканей. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов.

2

Раздел 2. Анатомия домашних животных

Тема 2.1. Понятие об органах и системах органов.

Содержание учебного материала

128

1

Понятие об органах, аппаратах и системах органов, организме как едином целом в свете  учения И.П. Павлова, А.Н Северцева. Единство организма и среды. Общие закономерности развития и строения органов. Термины, топографические обозначения, применяемые в анатомии.

2

ОК 1

ОК 2

ПК 2.2

2

Общие закономерности строения скелета и его значение. Строение кости как органа, ее химический состав и физические свойства, связь с системой крово-и лимфообращения, нервной системой. Деление скелета на отделы. Строение типичного позвонка и полного костного сегмента. Позвоночный столб и грудная клетка. Характеристика отделов туловища животных разных видов.

2

3

Скелет головы, его развитие и деление на отделы. Строение и характеристика мозгового и лицевого отделов черепа. Синусы черепа.

2

4

Скелет конечностей. Развитие скелетов поясов и свободных конечностей. Строение костей грудной конечности.

2

5

Скелет конечностей. Развитие скелетов поясов и свободных конечностей. Строение костей тазовой конечности.

2

6

Типы соединения костей. Строение суставов и их типы, синовиальная среда суставов. Виды движения в суставах. Соединение костей осевого скелета: позвоночного столба, грудной клетки, костей черепа. Соединение костей периферического скелета. Суставы конечностей их характеристика.

2

7

Общая характеристика мышечной системы. Строение мышцы как органа, вспомогательные органы мышц.  Мышцы  головы, туловища: позвоночного столба, грудной  и брюшной стенок. Паховый канал.

2

8

Мышцы плечевого пояса. Мышцы конечностей. Принцип действия мышц на костные рычаги конечностей. Мышцы, действующие на плечевой, локтевой, запястный суставы и суставы пальцев.

2

9

Мышцы конечностей. Принцип действия мышц на костные рычаги конечностей Мышцы тазобедренного, коленного, заплюсневого пальцевых суставов.

2

10

Строение, значение и развитие кожного покрова и его производных:  потовых, сальных и молочных желез. Строение вымени.  Особенности строения вымени лошади, свиньи, овцы, козы. Строение, значение и развитие  волос, типы волос, копыта, рогов, копытец.

2

11

Строение, развитие и значение органов пищеварения. Деление  органов пищеварения на отделы. Строение и функции органов ротовой полости. Особенности ротовой полости животных разных видов. Строение глотки и пищевода.

2

12

Брюшная полость, брюшина, ее производные, их значение. Типы желудков, строение и топография однокамерного желудка, свиньи, лошади, собак. Многокамерный желудок жвачных.  Строение и топография. Пищеводный желоб.

2

13

Застеночные пищеварительные железы. Строение, топография печени и поджелудочной железы, их функции, видовые особенности. Связь с нервной системой и органами крово- и лимфообращения. Тонкий отдел кишечника. Строение и положение двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. Особенности строения у других видов животных. Толстый отдел кишечника. Строение и расположение слепой, ободочной и прямой кишок.

2

14

Видовые особенности строения органов пищеварения. Особенности строения и топографии.

2

15

Строение, развитие и значение органов дыхания. Деление органов дыхания на отделы. Строение носовой полости, околоносовых пазух, гортани, трахеи, их топография. Видовые особенности. Строение легких и грудной полости, плевра, ее взаимосвязь с легкими. Плевральная полость, средостение. Топография легкого, видовые особенности.

2

16

Характеристика и значение систем органов  крово - и лимфоообращения. Связь органов  с другими системами органов. Органы кроветворения и иммунной системы, их строение, топография. Возрастные особенности органов кроветворения. Сердце, его строение, положение, иннервация и кровоснабжение. Особенности сердца животных других видов. Большой и малый круги кровообращения.

2

17

Строение стенки кровеносных сосудов. Общие закономерности развития, хода и ветвления сосудов. Анастомозы и коллатерали. Основные артерии и вены туловища, головы, грудной и тазовой конечностей. Основные венозные магистрали.

2

18

Лимфатическая система и ее строение. Строение лимфоузла. Главные лимфатические узлы головы, шеи, конечностей, вымени, грудной, брюшной и тазовой полостей, их топография.  Особенности кровообращения плода.

2

19

Органы мочевыделения. Строение  и значение системы  мочевыделения, ее связь с другими системами.  Строение и типы почек. Строение нефрона. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный и мочеполовой каналы.  Топография органов мочевыделения у разных видов животных.

2

20

 Строение и топография органы размножения самцов: семенник и его придаток, семяпровод, семенной канатик, придаточные половые железы, половой член и препуций. Семенниковый мешок, мошонка. Особенности строения и положения органов размножения самца у животных разных видов.

2

21

Строение и топография органы размножения самок. Характеристика органов размножения самок. Строение и положение половых органов самки у животных разных видов.

2

22

Строение и расположение гипофиза, эпифиза, щитовидной, околощитовидной желез, надпочечников, параганглиев. Строение островков Лангерганса поджелудочной железы, половых желез.

2

23

Общая характеристика и деление нервной системы на отделы. Нейронное строение нервной системы. Строение и расположение спинного и головного мозга и их оболочек. Проводящие пути и центры спинного мозга. Сосуды головного мозга. Периферическая и вегетативная часть нервной системы. Спинномозговые и черепно-мозговые нервы, их строение и взаимосвязь с вегетативной нервной системой.

2

24

Органы чувств. Понятие о трех отделах анализаторов. Зрительный анализатор его строение. Защитные и вспомогательные приспособления органов зрения. Органы слуха и равновесия, обоняния, вкуса, осязания.

2

25

Биологические особенности строения органов домашней птицы. Факторы, влияющие на изменение органов. Особенности  в строении аппарата движения, кожного покрова, органов пищеварения. Строение органов дыхания, мочеотделения, размножения, их отличительные особенности от соответствующих органов млекопитающих. Органы крово-и лимфообращения, железы внутренней секреции, нервная система и органы чувств.

2

В том числе лабораторных работ:

30

Лабораторная работа № 9 Гистологическое строение кости. Изучение под микроскопом и зарисовка компактного и губчатого вещества кости.

2

ОК 01

ОК 02

ПК 2.2

Лабораторная работа № 10 Строение мышцы как органа. Зарисовать строение мышцы.

2

Лабораторная работа № 11 Гистологическое строение кожи и ее производных. Изучение и зарисовка под микроскопом   гистологических препаратов кожи и ее производных.

2

Лабораторная работа № 12 Гистологическое строение органов пищеварения. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов.

2

Лабораторная работа № 13 Гистологическое строение органов пищеварения. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов.

2

Лабораторная работа № 14 Гистологическое строение органов  дыхания. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов.

2

Лабораторная работа № 15 Гистологическое строение органов кровообращения и кроветворения. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов: стенки сердца, кровеносных сосудов.

2

Лабораторная работа № 16 Гистологическое строение органов лимфообращения. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов.

2

Лабораторная работа № 17 Гистологическое строение органов кроветворения. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов.

2

Лабораторная работа № 18 Гистологическое строение органов мочеполового аппарата. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов органов мочеотделения.

2

Лабораторная работа № 19 Гистологическое строение органов мочеполового аппарата. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов органов размножения самок.

2

Лабораторная работа № 20 Гистологическое строение органов мочеполового аппарата. Изучение под микроскопом и зарисовка  гистологических препаратов органов размножения самцов.

2

Лабораторная работа № 21 Гистологическое строение желез внутренней секреции. Изучение и зарисовка гистопрепаратов желез внутренней секреции.

2

Лабораторная работа № 22 Гистологическое строение желез внутренней секреции. Изучение и зарисовка гистопрепаратов желез внутренней секреции.

2

Лабораторная работа № 23 Гистологическое строение органов нервной системы. Изучение и зарисовка гистопрепаратов нервной системы

2

В том числе практических занятий:

48

Практическое занятие №1. Строение костей осевого скелета. Определение строения костей осевого скелета разных видов животных по препаратам, скелетам животных и по таблицам.

2

ОК 1

ОК 2

ПК 2.2

Практическое занятие №2. Скелет головы- череп. Определение строения костей   головы  разных видов животных по препаратам, скелетам животных и по таблицам.

2

Практическое занятие №3. Скелет грудной конечности. Определение строения костей  грудной конечности  разных видов животных по препаратам, скелетам животных и по таблицам.

2

Практическое занятие №4. Скелет тазовой конечности. Определение строения костей  тазовой конечности  разных видов животных по препаратам, скелетам животных и по таблицам.

2

Практическое занятие №5. Суставы и связки скелета. Определение типа соединения костей осевого скелета, строения и топографии суставов и связок на анатомических препаратах, животных, по таблицам.

2

Практическое занятие №6. Суставы и связки скелета. Определение типа соединения костей конечностей, строения и топографии суставов и связок на анатомических препаратах, животных, по таблицам.

2

Практическое занятие №7.  Мышцы черепа. Изучение топографии мышц на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения групп мышц.

2

Практическое занятие №8. Мышцы осевого скелета. Изучение  топографии мышц туловища  на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения функциональных групп мышц.

2

Практическое занятие №9. Мышцы грудной конечности. Изучение  топографии мышц  на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения функциональных групп мышц.

2

Практическое занятие №10. Мышцы тазовой конечности. Изучение  топографии мышц   на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения функциональных групп мышц.

2

Практическое занятие №11. Анатомическое строение кожи и  ее производных. Определение строения кожи и ее производных на анатомических препаратах, муляжах и животных. Видовые особенности строения.

2

Практическое занятие №12. Анатомическое строение кожи и ее производных. Определение строения кожи и ее производных на анатомических препаратах, муляжах и животных. Видовые особенности строения.

2

Практическое занятие №13. Анатомическое строение органов пищеварения.  Определение строения и топографии органов пищеварения различных видов животных на трупном материале, препаратах, живых объектах и по таблицам.

2

Практическое занятие №14. Анатомическое строение органов пищеварения.  Определение строения и топографии органов пищеварения различных видов животных на трупном материале, препаратах, живых объектах и по таблицам.

2

Практическое занятие №15. Анатомическое строение органов дыхания. Определение строения и топографии органов дыхания на боенском материале, живых объектах, препаратах, моделях и по таблицам.

2

Практическое занятие №16 Анатомическое строение органов кровообращения  и лимфообращения. Определение строения и топографии органов крово- и лимфообращения на боенском материале и на животных.

2

Практическое занятие №17 Анатомическое строение органов кровообращения  и лимфообращения. Определение строения и топографии органов крово- и лимфообращения на боенском материале и на животных.

2

Практическое занятие №18Анатомическое строение органов мочеполового аппарата. Определение строения  и топографии  органов мочевыделения и размножения самки и самца  на боенском материале, анатомических препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам.

2

Практическое занятие №19Анатомическое строение органов мочеполового аппарата. Определение строения  и топографии  органов мочевыделения и размножения самки и самца  на боенском материале, анатомических препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам.

2

Практическое занятие №20 Анатомическое строение органов мочеполового аппарата. Определение строения  и топографии  органов мочевыделения и размножения самки и самца  на боенском материале, анатомических препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам.

2

Практическое занятие №21 Анатомическое строение органов нервной системы и анализаторов. Определение строения и топографии головного и спинного мозга, их оболочек, периферических нервов  на анатомических препаратах, муляжах и по таблицам.

2

Практическое занятие №22 Анатомическое строение органов нервной системы и анализаторов. Определение строения и топографии органов зрения и слуха на анатомических препаратах, муляжах и по таблицам.

2

Практическое занятие №23 Анатомическое строение органов домашней птицы. Определение строения и топографии органов и систем органов домашней птицы на

анатомических препаратах, трупном материале, муляжах, по таблицам.

2

Практическое занятие №24 Анатомическое строение органов домашней птицы. Определение строения и топографии органов и систем органов домашней птицы на

анатомических препаратах, трупном материале, муляжах, по таблицам.

2

Раздел 3.Физиология

80

Тема 3.1.

Процессы жизнедеятельности сельскохозяйственных животных

Содержание учебного материала:

60

1.

Кровь, тканевая жидкость и лимфа как внутренняя среда организма. Гомеостаз. Основные функции крови. Физико-химические свойства крови. Состав плазмы. Значение минерального состава и белков плазмы крови. Состав крови. Характеристика форменных элементов и их функция.

2

ОК 01

ОК 02

ПК 2.2

2.

Лейкоциты. Строение и функции. Тромбоциты, их строение и функции. Процесс свертывание крови, регуляция свертывания крови. Группы крови. Резус- фактор. Кроветворение. Регуляция процессов кроветворения. Лимфа и тканевая жидкость. Состав, свойства и значение лимфы и тканевой жидкости.

2

ОК 01

ОК 02

ПК 2.2

3.

Физиология сердца. Свойства сердечной мышцы.  Систолический и минутный объем кровотока, тоны сердца, сердечный толчок. Биоэлектрические явления в сердце и методы их исследования. Регуляция работы сердца и ее виды. Артериальный пульс, его характеристика, методы исследования. Венный пульс. Давление крови, факторы, его обуславливающие.

2

4.

Движения крови по кровеносным сосудам и факторы его обуславливающие. Скорость кровотока в различных сосудах. Регуляция кровообращения. Роль коры полушарий в регуляции кровообращения. Особенности кровообращения в головном мозге, печени, легких, почках, селезенке. Депо крови. Образование лимфы и ее движение. Роль лимфатических сосудов.

2

5.

Механизм теплорегуляции.  Химическая и физическая теплорегуляция, ее особенности у животных разных видов. Регуляция температуры тела у животных. Температура тела у животных и птицы.

2

6.

Сущность  дыхания. Внешнее дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Типы и частота дыхания у животных разных видов. Жизненная емкость легких. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.   Особенности дыхания птицы. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью, между кровью и клетками. Связывание и перенос кровью кислорода и углекислого газа. Регуляция дыхания. Дыхательный центр, его функции. Дыхательные защитные функции. Зависимость дыхания от возраста, вида, продуктивности животного, мышечной работы, атмосферного давления.

2

7.

Сущность пищеварения. Основные функции органов пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Методы изучения функций органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Прием корма и воды. Состав и свойства слюны. Особенности слюноотделения у животных разных видов. Регуляция слюноотделения и глотания.

2

8.

Пищеварение в однокамерном желудке, общие закономерности. Состав и свойства желудочного сока. Фазы секреции желудочного сока, их регуляция. Пищеварение в желудке лошади и свиньи.

2

9.

Пищеварение в  многокамерном желудке  жвачных. Роль микрофлоры и микрофауны в рубцовом пищеварении. Значение летучих жирных кислот, образующихся в рубце. Функции сетки, книжки, пищеводного желоба. Жвачный процесс. Пищеварение у молодняка жвачных в молочный и переходный периоды.

2

10.

Пищеварение в тонком отделе кишечника. Состав и свойства поджелудочного сока. Фазы секреции поджелудочного сока, их регуляция. Состав желчи. Образование и выделение желчи и их регуляция. Состав кишечного сока, механизм его секреции. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторная функция тонкого кишечника.

2

11.

Пищеварение в  толстом отделе  кишечника у животных. Всасывание продуктов расщепления белков, углеводов, липидов, воды и минеральных веществ. Формирование кала и дефекация. Особенности пищеварения у домашней  птицы.

2

12.

Роль выделительной системы в поддержании гомеостаза. Функции почек. Механизм образования мочи. Состав и количество мочи у животных. Регуляции образования и выделения мочи.

2

13.

Кожа, ее функции. Секреторная функция кожи. Свойства и значение пота, регуляция потоотделения. Сальные железы, секреция кожного сала, его состав. Значение жиропота овец. Копчиковые железы птицы.волосяной покров, физиология линьки.

2

14.

Половая и физиологическая зрелость самок и самцов. Значение показателей в животноводстве. Физиология органов размножения самцов. Процесс образование спермиев, их передвижение и хранение в придатках семенников. Образование спермы, ее физико-химические свойства. Половые рефлексы самцов. Нервная и гуморальная регуляция половой функции самцов.

2

15.

Половой цикл, его стадии. Рост и развитие фолликулов. Овогенез, овуляция и образование желтого тела. Регуляция полового цикла. Спаривание как сложнорефлекторный акт. Типы осеменения. Оплодотворение. Беременность, ее продолжительность у животных разных видов. Образование и функции плодных оболочек. Типы плаценты. Рост и развитие плода, его питание. Процесс родов и его регуляция.

2

16.

Понятие о лактации. Продолжительность лактации у животных разных видов. Рост и развитие молочных желез. Молоко, его состав. Процесс молокообразования и его регуляция. Распределение молока в отделах емкостной системы вымени. Выделение молока, регуляция лактации. Физиология доения, физиологические основы машинного доения.

2

17.

Основные  свойства живой ткани: раздражимость, возбудимость, лабильность. Оптимум, пессимум и парабиоз по Н.Е. Введенскому, физиологические механизмы их возникновения. Физиология мышц. Строение и свойства скелетных мышц. Виды сокращения мышц. Сила, работы мышц и утомление.

2

18

Строение и функции обонятельного анализатора, значение его для животных. Вкусовой анализатор, его строение, функции. Взаимодействие вкусового и обонятельного анализаторов. Зрительный анализатор, его строение, функции, механизм действия. Цветовое и бинокулярное  действие.  Строение и функции двигательного в жизни животного. Слуховой анализатор, строение м функции. Вестибулярный аппарат с двигательным и зрительным анализаторами. Строение и функции рецепторов кожного и интерорецептивного анализаторов. Их роль и значение в жизни животных.

2

В том числе лабораторных работ:

16

Лабораторная работа № 24  Определение скорости свертывания крови, условий на нее влияющих. Определение количества гемоглобина и осмотической резистентности эритроцитов.

2

ОК 01

ОК 02

ПК 2.2

Лабораторная работа № 25 Работа сердца. Наблюдение и регистрация сокращений сердца лягушки, роль проводящей системы.

2

Лабораторная работа № 26 Кровообращение в капиллярах. Наблюдение кровообращения в капиллярах.

2

Лабораторная работа № 27 Исследование дыхательных движений: тип, частота, глубина дыхания.

2

Лабораторная работа № 28 Микрофлора рубца. Наблюдение инфузорий рубца под микроскопом

2

Лабораторная работа № 29 Свойства ферментов. Определение действия ферментов желудочного сока на белок, желчи на жиры.

2

Лабораторная работа № 30 Лабораторное исследование мочи. Определение физик- химических свойств мочи.

2

Лабораторная работа № 31  Лабораторное исследование молока. Подсчет количества жировых шариков.

2

В том числе практических занятий:

8

Практическое занятие № 25 Исследование сердца и пульса; наблюдение сердечного толчка, исследование пульса, измерение давления.

2

Практическое занятие № 26 Прием корма и воды. Наблюдение за приемом корма и воды,  за жвачным процессом.

2

Практическое занятие № 27 Исследование моторики рубца у жвачных животных. Наблюдение за жвачным процессом

Практическое занятие № 28 Исследование анализаторов. Наблюдение за реакцией на свет. Исследование глазного дна у животных, аккомодации, костной и воздушной проводимости. Определение локализации звука.

2

Тема 3.2.

Обмен веществ и энергии.

Содержание учебного материала:

4

1.

Обмен веществ и энергии. Методы его изучения. Обмен белков. Значение белков в организме. Полноценные и неполноценные белки, незаменимые и заменимые аминокислоты. Азотистый баланс. Регуляция белкового обмена. Значение углеводов в организме. Анаэробное и аэробное расщепление углеводов. Регуляция обмена углеводов. Состав, значение липидов, их обмен. Кетоновые тела, их значение в организме. Холестерин и его значение в организме. Регуляция обмена липидов. Роль печени в обмене веществ. Общая характеристика витаминов, механизм их действия. Жирорастворимые и водорастворимые витамины, их роль в организме животного. Значение воды и минеральных веществ в организме. Потребность в воде животных разных видов. Макро- и микроэлементы, их роль в организме. Регуляция водного и минерального обмена.

2

ОК 01

ОК 02

ПК 2.2

2.

Этология. Ее история. Методы изучения поведения животных. Врожденное поведение на основе инстинктов. Адаптация животных. Общие механизмы адаптации. Роль гипоталамогипофизарной и симпатоадреналовой  систем в адаптации. Адаптация животных к внешней температуре, газовой среде, освещению, условиям промышленного содержания. Адаптация животных, виды адаптаций

2

Тема 3.3.

Центральная нервная система.

Содержание учебного материала:

12

1.

Общая характеристика строения и функции центральной нервной системы. Рефлексы, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Нервные центры и их свойства. Физиология спинного и головного мозга, их центры, проводящие пути. Центры и проводящие пути продолговатого мозга и варолиева моста. Вегетативный отдел нервной системы и его деление на отделы. Рефлекторная дуга вегетативной нервной системы. Значение вегетативной нервной системы в деятельности организма.

2

ОК 01

ОК 02

ПК 2.2

2.

Железы внутренней секреции и методы изучения их функций. Характеристика гормонов, механизм их действия. Роль центральной нервной системы в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система.

2

3

Гормоны долей гипофиза, щитовидной железы, околощитовидных желез, надпочечников, семенников, яичника, плаценты, тимуса, эпифиза, поджелудочной железы, их действие. Применение гормонов и гормональных препаратов в животноводстве и ветеринарии.

2

4.

Понятие о ВНД. Методы изучения функций коры больших полушарий головного мозга животных разных видов. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова в изучении физиологии коры больших полушарий. Учение И.П.Павлова об условных рефлексах, отличия безусловных и условных рефлексов. Методика выработки условных рефлексов у животных. Процесс и механизм образования условных рефлексов, их значение. Торможение условных рефлексов.

2

5.

Биологическое значение условных рефлексов. Анализ и синтез в коре больших полушарий. Динамический стереотип, его значение в организации ухода и содержания животных. Сон и бодорствование, их особенности у животных. Типы высшей нервной деятельности. Связь типа высшей нервной деятельности с продуктивностью животных. Учение И.П.павлова о первой и второй сигнальных системах.

2

В том числе практических занятий:

2

Практическое занятие № 29  Исследование рефлексов у животных, торможение рефлексов.

2

ОК 01

ОК 02

ПК 2.2

Тема 3.4.

Физиология иммунной системы.

Содержание учебного материала:

4

1.

Иммунитет, его значение. Иммунная система. Клетки иммунной системы. Естественный иммунитет, его факторы. Адаптивный (приобретенный) иммунитет. Антитела, антигены, их функция. Использование иммунологии в животноводстве

4

ОК 01

ОК 02

ПК 2.2

Теоретическое обучение

110

Практическая подготовка, в том числе

120

Лабораторные работы

62

Практические занятия

58

Консультации

4

промежуточная аттестация - экзамен

6

Всего:

240

        

                

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомия и физиология животных»  

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся – 25 мест, столы, стулья, доска.

Кабинет «Анатомия и физиология животных» не оборудован современными  ТСО, но при необходимости проведения урока с использованием ТСО, занятия проводятся в 301 кабинете «Метрологии, стандартизации и подтверждения качества», который оборудован:

•          компьютер

•        интерактивная доска

•        мультимедиапроектор

Оборудование лаборатории: плакаты, схемы, таблицы, инструкционные карты, анатомические атласы, микроскопы, гистологические препараты по общей и частной гистологии, эмбриологии, динамические пособия по гистологии, анатомические препараты: сухие и влажные, находящиеся в анатомическом музее и в специальных баках в секционном помещении. Анатомические инструменты; анатомический набор, отдельные пинцеты, скальпели, анатомические зонды, спецодежда, эмалированные кюветы, спиртовки, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы и столики, лабораторная посуда, химические реактивы, фильтровальная бумага, лабораторные животные, лягушки, электростимулятор, фонендоскопы.

Автоматизированное рабочее место - преподавателя компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения и доступом к сети Интернет, посадочные места по количеству обучающихся; классная доска, комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Анатомия и физиология животных».

Оборудование и инструментарий: микроскопы бинокулярные, микроскопы оптические монокулярные, комплекты дидактических материалов по всем темам курса, наборы анатомических инструментов, муляжи животных, макеты органов, влажные препараты тканей, органов и мелких экзотических животных в формалине, микроскопы, лабораторная посуда, наборы костей от животных, наборы влажных препаратов. ", Электрифицированный стенд "Кровеносная система с/ж"

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания

  1. В. И. Максимов, Н.А. Слесаренко, С.Б. Селезнев, Г.А. Ветошкина – Анатомия и физиология домашних животных, Москва ИНФРА-М, 2018
  2. Зеленевский Н.В., Васильев А.П., Логвинова Л.К. – Анатомия и физиология животных, М.: «Академия», 2018.
  3. Писменская, В. Н. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Писменская, Е. М. Ленченко, Л. А. Голицына. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 292 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07684-4.
  4. "Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных. Учебник и практикум для СПО" - Писменская В., Ленченко Е., Голицына Л. Издатель: Юрайт Серия: Бакалавр. Прикладной курс - Год издания: 2017 - 281 с.

3.2.2. Основные электронные издания

1. Зеленевский, Н. В. Анатомия и физиология животных : учебник для спо / Н. В. Зеленевский, М. В. Щипакин, К. Н. Зеленевский ; под общей редакцией Н. В. Зеленевского. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 368 с Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154381

2. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). Издание: 14-е изд.,2021

3.Степанов, Д. В. Практические занятия по животноводству : учебное пособие / Д. В. Степанов, Н. Д. Родина, Т. В. Попкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 352 с. — ISBN 978-5-8114-1270-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:

https://e.lanbook.com/book/168414 

4. И.С. Константинова, М.И. Булатова – Основы гистологии и эмбриологии животных, 2020- Электронная коллекция учебников для СПО Лань

Дополнительные источники:

  1. В.Г.Скопичев «Поведение животных», «Санкт-Петербург – Москва – Краснодар», 2009г.
  2. Т.А.Дмитриева, П.Т.Саленко, М.Ш.Шакуров «Топографическая анатомия животных», Москва «КолосС» 2008г.
  3. В.Ф.Лысов, И.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С.Шевелев «Практикум по физиологии и этологии животных», Москва «КолосС» 2010г
  4. В.Н. Письменская, Е.М. Ленченко, Л.А.ГолицынаА.Ф.Климов – Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных, Москва «КолосС 2007.
  5. Елисеев А.П., Сафонов Н.А., Бойко В.И. – Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных, М.: Агропромиздат, 1991.
  6. И.В.Хрусталева  – Анатомия домашних животных. М.: Колос, 2000.
  7. Голиков А.Н. – Физиология сельскохозяйственных животных, М.: Агропромиздат, 1991.

Интернет – ресурсы:

  1. www. davnland – book.ru
  2. wwwhistologu.  narod.  ru
  3. wwwbestreferat.  Ru
  4. wwwryadom – s – name. ru
  5. sobaka. ru
  6. sloraniyandeks. ru
  7. dic academic. ru
  8. zoodrug. ru
  9. medical – enc. ru
  10. medicalbrain. ru
  11. studentbank. ru
  12. studentFiles. ru

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения[1]

Критерии оценки

Методы оценки

умения

У1- определять клиническое состояние животных общими и инструментальными методами.

ЛР № - 4, 7,8

ПЗ № - 1, 2, 3, 4

Характеристика цифровой оценки (отметки):

 Отметку «5» - получает студент,  если он демонстрирует глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, грамотно, логично излагает ответ, умеет связывать теорию с практикой, высказывать и обосновывать свои суждения, при ответе формулирует самостоятельные выводы и обобщения

 Отметку «4» - получает студент, если он вполне освоил учебный материал, ориентируется в изученном материале осознанно, применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности или ответ неполный.

 Отметку «3» - получает студент, если он обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, не умеет доказательно обосновать свои суждения.

Отметку «2» - получает студент, если он имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.

Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении   и защите результатов лабораторных работ и практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля и экзамена.

У 2- пользоваться ветеринарной терапевтической техникой

ЛР № - 1, 4, 7,8

ПЗ № -  1, 2, 3, 4

У3-определять строение органов и тканей

ЛР № 2,3,4,5,6.7,8,9,10,11,12,13, 14,15.16.17.18,19,20,21,22,23

ПЗ № 1-22

У 4- определять видовые особенности органов

ПЗ № -  2.3.4, 11, 12, 13,14,15,18, 19,23, 24

У4-анализировать физиологические функции органов и систем органов

животных;

ЛР №  27, 30,31

ПЗ № -25,26,27,28

У5- анализировать особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных.

ПЗ № 23, 24

У6 -определять топографическое расположение и строение органов                                      и частей тела животных;*

ПЗ 5, 6, 7, 8, 9,10

- У7- определять и фиксировать физиологические характеристики животного*

ЛР № 24, 27, 30,31

ПЗ № -25,26,27,28

знания

З1 - анатомо-топографические характеристики организма животных с учетом видовых особенностей

ПЗ № -  2.3.4, 11, 12, 18, 19,23, 24

Характеристика цифровой оценки (отметки): Отметку «5» - получает студент, если он освоил все практические навыки и умения, предусмотренные программой.

 Отметку «4» - получает студент, если он освоил все практические навыки и умения, предусмотренные программой, однако допускает некоторые неточности.

Отметку «3» - получает студент, если он владеет лишь некоторыми практическими навыками и умениями, предусмотренными программой.

 Отметку «2» - получает студент, если он практические навыки и умения выполняет с грубыми ошибками или не было попытки продемонстрировать свои теоретические знания и практические умения

Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении   и защите результатов лабораторных работ и практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля и экзамена.

З 2 -нормативные данные физиологических показателей у животных

ЛР № 24, 27, 30,31

ПЗ № -25,26,27,28

З3- строение органов и систем органов животных*

ПЗ № -  2.3.4, 11, 12, 18, 19,23, 24

З4- характеристики процессов жизнедеятельности*

ЛР № 24, 27, 30,31

ПЗ № -25,26,27,28

З5- физиологические функции органов и систем органов животных*

ЛР № 24, 27, 30,31

ПЗ № -25,26,27,28

З6-особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных*

ЛР № 24, 27, 30,31

ПЗ № -25,26,27,28

З7 - регулирующие функции нервной и эндокринной систем*

ПЗ № 21, 22, 29

З8 - функции иммунной системы*

ЛР № 24

З9 - процессы размножения различных видов сельскохозяйственных животных*

ПЗ №  31

З10 –физиологические процессы адаптации животных*

ПЗ № 29


[1] В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология животных"

Рабочая программа дисциплины «Анатомия и физиология животных» включает в себя перечень требования к результатам освоения дисциплины, которые студент должен получить в результате освоения учебного мате...

Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария, укрупненной группы 36.00.00, п...

Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.01  Лечебное дело,  ...

Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по специальности Акушерское дело

Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по специальности Акушерское дело составлена на основе требования ФГОС СПО . Программа  разработана для применения в медициннских у...

Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по специальности Лечебное дело

Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по специальности Лечебное дело составлена на основании примерной программы по дисциплине и в соотвествии с требованиями ФГОС СПО....

Рабочая программа по дисциплине Анатомия и физиология животных, 2023 год

Программа разработана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01Ветеринария, утвержденный Приказом Минпрос...