Рабочая программа по дисциплине Анатомия и физиология животных, 2021год
календарно-тематическое планирование
Рабочая программа для дисциплина "Анатомия и физиология животных" для обучающихся специальности 36.02.01 Ветеринария
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_distsipliny_anatomiya_i_fiziologiya_zhivotnyh_veterinariya_2021.docx | 81.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"КОНСТАНТИНОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОВЕТТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ (КСХТ)"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 1. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ
специальность: 36. 02. 01 Ветеринария
для очной формы обучения
начало подготовки 2021
2021
Одобрено на заседании предметной Утверждаю
(цикловой) комиссии зооветеринарных Зам.директора по учебной
дисциплин работе
протокол №___от «___»_______2021г. ____________/О.М.Ковалева/
Председатель комиссии_____________ «_____»_____________2021год
/Т.От.Функ/
Рабочая программа учебной дисциплины Анатомия и физиология животных разработана:
в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 Ветеринария, утвержденный Приказом Минпросвещения России от 23.11.20 г. № 657, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21декабря 2020 г., регистрационный № 61609;
с учетом профессионального стандарта «Ветеринарный фельдшер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №1097-н от 21 декабря 2015, зарегистрированным в Минюсте РФ рег. №40744 от 25 января 2016 года;
Организация-разработчик:
ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)»
Разработчик: Пятилетова Татьяна Васильевна, преподаватель ветеринарных дисциплин ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)», высшая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
- Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины….4
- Структура и содержание учебной дисциплины………………...…….7
- Тематический план учебной дисциплины …………………………….8
- Условия реализации учебной дисциплины…………………………27
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины….29
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП 01 Анатомия и физиология животных»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Анатомия и физиология животных» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 36.02.01 «Ветеринария». Учебная дисциплина «Анатомия и физиология животных» формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 36.02.01 Ветеринария и является базовой для получения теоретической и начальной практической подготовки к изучению комплекса ветеринарных дисциплин и профессиональных модулей
ПМ. 02 Проведение профилактических, диагностических и леченых мероприятий:
ПК 2.2. Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных манипуляций.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
ЛР 17. Владеющий системой знаний, необходимых для профессионального, социального и жизненного самоопределении.
ЛР 20. Демонстрирующий навыки самообразования и саморазвития в своем личностном и профессиональном росте.
ЛР 24. Овладение знаниями, выходящими за пределы учебной программы
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 | распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК 2 | определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска У2- находить и использовать необходимую информацию | Номенклатуры информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемов структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации |
ПК 2.2 | У1-определять клиническое состояние животных общими инструментальными методами; У2-пользоваться ветеринарной терапевтической техникой; У3-определять видовые особенности животных; У4-анализировать физиологические функции органов и систем органов животных; У5- анализировать особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных. | З1-анатомо-топографические характеристики организма животных с учетом видовых особенностей З2- нормативные данные физиологических показателей у животных |
Данная учебная дисциплина позволяет достичь следующие личностные результаты:
Личностные результаты реализации программы воспитания | Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | ЛР 10 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, | |
Владеющий системой знаний, необходимых для профессионального, социального и жизненного самоопределении. | ЛР 17 |
Демонстрирующий навыки самообразования и саморазвития в своем личностном и профессиональном росте | ЛР20 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса | |
Овладение знаниями, выходящими за пределы учебной программы | ЛР24 |
1.3 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
объем образовательной нагрузки обучающегося240 часов, в том числе:
теоретическое обучение 110 часов;
практическая подготовка 120 часов,
из них:
лабораторные работы – 62 часа
практические занятия - 58 часов;
Консультации 4 часа;
Промежуточная аттестация 6 часов.
Часы (90 часов) вариативной части направлены на увеличение часов обязательной учебной нагрузки обучающегося по основным разделам дисциплины «Анатомия и физиология животных» с целью более глубокого изучения следующих разделов: «Анатомия» - 64 часа, «Физиология» - 16часов, консультации – 4 часа, экзамен – 6 часов.
Программа вариативной части предусматривает углубленное целенаправленное изучение анатомического строения систем и аппаратов органов, их видовые особенности строения и топографию. Особое место в изучении материала отводится изучению таких тем как:
Строение системы органов пищеварения.
Строение половой системы.
Особенностям строения органов и систем у различных видов животных, в том числе и домашней птицы.
В содержание учебного материала включаются такие важные вопросы как:
Физиология дыхания, ее сущность и регуляция.
Физиологические процессы пищеварения и их особенности у животных.
Физиология размножение и их гуморальная регуляция.
Физиология лактации и ее регуляция.
Функции анализаторов, их взаимодействие и значение в жизни животного.
Процесс и механизм образование условных рефлексов и их значение в производстве.
Цель заключается в глубоком и всестороннем усвоении учебного материала, умении самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, решать проблемные вопросы.
В результате обучающиеся получат дополнительные умения:
- У6 -определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных;
- У7- определять и фиксировать физиологические характеристики животного.
В результате обучающиеся получат дополнительные знания:
З3- строение органов и систем органов животных:
З4- характеристики процессов жизнедеятельности;
З5- физиологические функции органов и систем органов животных;
З6-особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных;
З7 - регулирующие функции нервной и эндокринной систем;
З8 - функции иммунной системы;
З9 - процессы размножения различных видов сельскохозяйственных животных;
З10 –физиологические процессы адаптации животных.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 240 |
теоретическое обучение | 110 |
в том числе в форме практической подготовки | 120 |
в т.ч.: | |
Лабораторные работы | 62 |
практические занятия | 58 |
Консультации | 4 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена в VI семестре | 6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Анатомия и физиология животных»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
ОП 01. Анатомия и физиология животных. | 240 | |||
Раздел 1.Цитология, гистология и эмбриология | 22 | |||
Тема 1.1. Цитология | Содержание учебного материала | 6 | ||
Клеточное строение животного организма, его целостность. Строение живой клетки. Жизненные свойства клетки. Химический состав клетки. Строение хромосом и их значение в передаче наследственности. | 2 | ОК 1 ОК 2 ПК 2.2 | ||
В том числе лабораторных работ: | 4 | |||
Лабораторная работа № 1 Устройство микроскопа. Правила работы с ним. | 2 | ОК 1 ОК 2 ПК 2.2 | ||
Лабораторная работа № 2 Строения клетки. Зарисовка животной клетки и митоза. | 2 | |||
Тема 1.2. Гистология с основами эмбриологии | Содержание учебного материала | 16 | ||
Основы эмбриологии. Строение половых клеток, оплодотворение и развитие зародыша: характеристика основных стадий эмбриогенеза. | 2 | ОК 1 ОК 2 ПК 2.2 | ||
Понятие о тканях, их классификация. Эпителиальные ткани, их морфофункциональная характеристика. Опорно-трофические ткани, морфофункциональная характеристика. Мышечная и нервная ткани. | 2 | |||
В том числе лабораторных работ: | 12 | ОК 1 ОК 2 ПК 2.2 | ||
Лабораторная работа № 3 Строение половых клеток. | 2 | |||
Лабораторная работа № 4 Гистологическое строение эпителиальных тканей. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | |||
Лабораторная работа № 5 Гистологическое строение эпителиальных тканей. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | |||
Лабораторная работа № 6 Гистологическое строение тканей опорно-трофических. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | |||
Лабораторная работа № 7 Гистологическое строение мышечных тканей. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | |||
Лабораторная работа № 8 Гистологическое строение нервных тканей. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | |||
Раздел 2. Анатомия домашних животных | ||||
Тема 2.1. Понятие об органах и системах органов. | Содержание учебного материала | 128 | ||
1 | Понятие об органах, аппаратах и системах органов, организме как едином целом в свете учения И.П. Павлова, А.Н Северцева. Единство организма и среды. Общие закономерности развития и строения органов. Термины, топографические обозначения, применяемые в анатомии. | 2 | ОК 1 ОК 2 ПК 2.2 | |
2 | Общие закономерности строения скелета и его значение. Строение кости как органа, ее химический состав и физические свойства, связь с системой крово-и лимфообращения, нервной системой. Деление скелета на отделы. Строение типичного позвонка и полного костного сегмента. Позвоночный столб и грудная клетка. Характеристика отделов туловища животных разных видов. | 2 | ||
3 | Скелет головы, его развитие и деление на отделы. Строение и характеристика мозгового и лицевого отделов черепа. Синусы черепа. | 2 | ||
4 | Скелет конечностей. Развитие скелетов поясов и свободных конечностей. Строение костей грудной конечности. | 2 | ||
5 | Скелет конечностей. Развитие скелетов поясов и свободных конечностей. Строение костей тазовой конечности. | 2 | ||
6 | Типы соединения костей. Строение суставов и их типы, синовиальная среда суставов. Виды движения в суставах. Соединение костей осевого скелета: позвоночного столба, грудной клетки, костей черепа. Соединение костей периферического скелета. Суставы конечностей их характеристика. | 2 | ||
7 | Общая характеристика мышечной системы. Строение мышцы как органа, вспомогательные органы мышц. Мышцы головы, туловища: позвоночного столба, грудной и брюшной стенок. Паховый канал. | 2 | ||
8 | Мышцы плечевого пояса. Мышцы конечностей. Принцип действия мышц на костные рычаги конечностей. Мышцы, действующие на плечевой, локтевой, запястный суставы и суставы пальцев. | 2 | ||
9 | Мышцы конечностей. Принцип действия мышц на костные рычаги конечностей Мышцы тазобедренного, коленного, заплюсневого пальцевых суставов. | 2 | ||
10 | Строение, значение и развитие кожного покрова и его производных: потовых, сальных и молочных желез. Строение вымени. Особенности строения вымени лошади, свиньи, овцы, козы. Строение, значение и развитие волос, типы волос, копыта, рогов, копытец. | 2 | ||
11 | Строение, развитие и значение органов пищеварения. Деление органов пищеварения на отделы. Строение и функции органов ротовой полости. Особенности ротовой полости животных разных видов. Строение глотки и пищевода. | 2 | ||
12 | Брюшная полость, брюшина, ее производные, их значение. Типы желудков, строение и топография однокамерного желудка, свиньи, лошади, собак. Многокамерный желудок жвачных. Строение и топография. Пищеводный желоб. | 2 | ||
13 | Застеночные пищеварительные железы. Строение, топография печени и поджелудочной железы, их функции, видовые особенности. Связь с нервной системой и органами крово- и лимфообращения. Тонкий отдел кишечника. Строение и положение двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. Особенности строения у других видов животных. Толстый отдел кишечника. Строение и расположение слепой, ободочной и прямой кишок. | 2 | ||
14 | Видовые особенности строения органов пищеварения. Особенности строения и топографии. | 2 | ||
15 | Строение, развитие и значение органов дыхания. Деление органов дыхания на отделы. Строение носовой полости, околоносовых пазух, гортани, трахеи, их топография. Видовые особенности. Строение легких и грудной полости, плевра, ее взаимосвязь с легкими. Плевральная полость, средостение. Топография легкого, видовые особенности. | 2 | ||
16 | Характеристика и значение систем органов крово - и лимфоообращения. Связь органов с другими системами органов. Органы кроветворения и иммунной системы, их строение, топография. Возрастные особенности органов кроветворения. Сердце, его строение, положение, иннервация и кровоснабжение. Особенности сердца животных других видов. Большой и малый круги кровообращения. | 2 | ||
17 | Строение стенки кровеносных сосудов. Общие закономерности развития, хода и ветвления сосудов. Анастомозы и коллатерали. Основные артерии и вены туловища, головы, грудной и тазовой конечностей. Основные венозные магистрали. | 2 | ||
18 | Лимфатическая система и ее строение. Строение лимфоузла. Главные лимфатические узлы головы, шеи, конечностей, вымени, грудной, брюшной и тазовой полостей, их топография. Особенности кровообращения плода. | 2 | ||
19 | Органы мочевыделения. Строение и значение системы мочевыделения, ее связь с другими системами. Строение и типы почек. Строение нефрона. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный и мочеполовой каналы. Топография органов мочевыделения у разных видов животных. | 2 | ||
20 | Строение и топография органы размножения самцов: семенник и его придаток, семяпровод, семенной канатик, придаточные половые железы, половой член и препуций. Семенниковый мешок, мошонка. Особенности строения и положения органов размножения самца у животных разных видов. | 2 | ||
21 | Строение и топография органы размножения самок. Характеристика органов размножения самок. Строение и положение половых органов самки у животных разных видов. | 2 | ||
22 | Строение и расположение гипофиза, эпифиза, щитовидной, околощитовидной желез, надпочечников, параганглиев. Строение островков Лангерганса поджелудочной железы, половых желез. | 2 | ||
23 | Общая характеристика и деление нервной системы на отделы. Нейронное строение нервной системы. Строение и расположение спинного и головного мозга и их оболочек. Проводящие пути и центры спинного мозга. Сосуды головного мозга. Периферическая и вегетативная часть нервной системы. Спинномозговые и черепно-мозговые нервы, их строение и взаимосвязь с вегетативной нервной системой. | 2 | ||
24 | Органы чувств. Понятие о трех отделах анализаторов. Зрительный анализатор его строение. Защитные и вспомогательные приспособления органов зрения. Органы слуха и равновесия, обоняния, вкуса, осязания. | 2 | ||
25 | Биологические особенности строения органов домашней птицы. Факторы, влияющие на изменение органов. Особенности в строении аппарата движения, кожного покрова, органов пищеварения. Строение органов дыхания, мочеотделения, размножения, их отличительные особенности от соответствующих органов млекопитающих. Органы крово-и лимфообращения, железы внутренней секреции, нервная система и органы чувств. | 2 | ||
В том числе лабораторных работ: | 30 | |||
Лабораторная работа № 9 Гистологическое строение кости. Изучение под микроскопом и зарисовка компактного и губчатого вещества кости. | 2 | ОК 01 ОК 02 ПК 2.2 | ||
Лабораторная работа № 10 Строение мышцы как органа. Зарисовать строение мышцы. | 2 | |||
Лабораторная работа № 11 Гистологическое строение кожи и ее производных. Изучение и зарисовка под микроскопом гистологических препаратов кожи и ее производных. | 2 | |||
Лабораторная работа № 12 Гистологическое строение органов пищеварения. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | |||
Лабораторная работа № 13 Гистологическое строение органов пищеварения. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | |||
Лабораторная работа № 14 Гистологическое строение органов дыхания. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | |||
Лабораторная работа № 15 Гистологическое строение органов кровообращения и кроветворения. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов: стенки сердца, кровеносных сосудов. | 2 | |||
Лабораторная работа № 16 Гистологическое строение органов лимфообращения. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | |||
Лабораторная работа № 17 Гистологическое строение органов кроветворения. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов. | 2 | |||
Лабораторная работа № 18 Гистологическое строение органов мочеполового аппарата. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов органов мочеотделения. | 2 | |||
Лабораторная работа № 19 Гистологическое строение органов мочеполового аппарата. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов органов размножения самок. | 2 | |||
Лабораторная работа № 20 Гистологическое строение органов мочеполового аппарата. Изучение под микроскопом и зарисовка гистологических препаратов органов размножения самцов. | 2 | |||
Лабораторная работа № 21 Гистологическое строение желез внутренней секреции. Изучение и зарисовка гистопрепаратов желез внутренней секреции. | 2 | |||
Лабораторная работа № 22 Гистологическое строение желез внутренней секреции. Изучение и зарисовка гистопрепаратов желез внутренней секреции. | 2 | |||
Лабораторная работа № 23 Гистологическое строение органов нервной системы. Изучение и зарисовка гистопрепаратов нервной системы | 2 | |||
В том числе практических занятий: | 48 | |||
Практическое занятие №1. Строение костей осевого скелета. Определение строения костей осевого скелета разных видов животных по препаратам, скелетам животных и по таблицам. | 2 | ОК 1 ОК 2 ПК 2.2 | ||
Практическое занятие №2. Скелет головы- череп. Определение строения костей головы разных видов животных по препаратам, скелетам животных и по таблицам. | 2 | |||
Практическое занятие №3. Скелет грудной конечности. Определение строения костей грудной конечности разных видов животных по препаратам, скелетам животных и по таблицам. | 2 | |||
Практическое занятие №4. Скелет тазовой конечности. Определение строения костей тазовой конечности разных видов животных по препаратам, скелетам животных и по таблицам. | 2 | |||
Практическое занятие №5. Суставы и связки скелета. Определение типа соединения костей осевого скелета, строения и топографии суставов и связок на анатомических препаратах, животных, по таблицам. | 2 | |||
Практическое занятие №6. Суставы и связки скелета. Определение типа соединения костей конечностей, строения и топографии суставов и связок на анатомических препаратах, животных, по таблицам. | 2 | |||
Практическое занятие №7. Мышцы черепа. Изучение топографии мышц на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения групп мышц. | 2 | |||
Практическое занятие №8. Мышцы осевого скелета. Изучение топографии мышц туловища на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения функциональных групп мышц. | 2 | |||
Практическое занятие №9. Мышцы грудной конечности. Изучение топографии мышц на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения функциональных групп мышц. | 2 | |||
Практическое занятие №10. Мышцы тазовой конечности. Изучение топографии мышц на сухих и влажных препаратах. Зарисовка схем расположения функциональных групп мышц. | 2 | |||
Практическое занятие №11. Анатомическое строение кожи и ее производных. Определение строения кожи и ее производных на анатомических препаратах, муляжах и животных. Видовые особенности строения. | 2 | |||
Практическое занятие №12. Анатомическое строение кожи и ее производных. Определение строения кожи и ее производных на анатомических препаратах, муляжах и животных. Видовые особенности строения. | 2 | |||
Практическое занятие №13. Анатомическое строение органов пищеварения. Определение строения и топографии органов пищеварения различных видов животных на трупном материале, препаратах, живых объектах и по таблицам. | 2 | |||
Практическое занятие №14. Анатомическое строение органов пищеварения. Определение строения и топографии органов пищеварения различных видов животных на трупном материале, препаратах, живых объектах и по таблицам. | 2 | |||
Практическое занятие №15. Анатомическое строение органов дыхания. Определение строения и топографии органов дыхания на боенском материале, живых объектах, препаратах, моделях и по таблицам. | 2 | |||
Практическое занятие №16 Анатомическое строение органов кровообращения и лимфообращения. Определение строения и топографии органов крово- и лимфообращения на боенском материале и на животных. | 2 | |||
Практическое занятие №17 Анатомическое строение органов кровообращения и лимфообращения. Определение строения и топографии органов крово- и лимфообращения на боенском материале и на животных. | 2 | |||
Практическое занятие №18Анатомическое строение органов мочеполового аппарата. Определение строения и топографии органов мочевыделения и размножения самки и самца на боенском материале, анатомических препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам. | 2 | |||
Практическое занятие №19Анатомическое строение органов мочеполового аппарата. Определение строения и топографии органов мочевыделения и размножения самки и самца на боенском материале, анатомических препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам. | 2 | |||
Практическое занятие №20 Анатомическое строение органов мочеполового аппарата. Определение строения и топографии органов мочевыделения и размножения самки и самца на боенском материале, анатомических препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам. | 2 | |||
Практическое занятие №21 Анатомическое строение органов нервной системы и анализаторов. Определение строения и топографии головного и спинного мозга, их оболочек, периферических нервов на анатомических препаратах, муляжах и по таблицам. | 2 | |||
Практическое занятие №22 Анатомическое строение органов нервной системы и анализаторов. Определение строения и топографии органов зрения и слуха на анатомических препаратах, муляжах и по таблицам. | 2 | |||
Практическое занятие №23 Анатомическое строение органов домашней птицы. Определение строения и топографии органов и систем органов домашней птицы на анатомических препаратах, трупном материале, муляжах, по таблицам. | 2 | |||
Практическое занятие №24 Анатомическое строение органов домашней птицы. Определение строения и топографии органов и систем органов домашней птицы на анатомических препаратах, трупном материале, муляжах, по таблицам. | 2 |
Раздел 3.Физиология | 80 | ||||
Тема 3.1. Процессы жизнедеятельности сельскохозяйственных животных | Содержание учебного материала: | 60 | |||
1. | Кровь, тканевая жидкость и лимфа как внутренняя среда организма. Гомеостаз. Основные функции крови. Физико-химические свойства крови. Состав плазмы. Значение минерального состава и белков плазмы крови. Состав крови. Характеристика форменных элементов и их функция. | 2 | ОК 01 ОК 02 ПК 2.2 | ||
2. | Лейкоциты. Строение и функции. Тромбоциты, их строение и функции. Процесс свертывание крови, регуляция свертывания крови. Группы крови. Резус- фактор. Кроветворение. Регуляция процессов кроветворения. Лимфа и тканевая жидкость. Состав, свойства и значение лимфы и тканевой жидкости. | 2 | ОК 01 ОК 02 ПК 2.2 | ||
3. | Физиология сердца. Свойства сердечной мышцы. Систолический и минутный объем кровотока, тоны сердца, сердечный толчок. Биоэлектрические явления в сердце и методы их исследования. Регуляция работы сердца и ее виды. Артериальный пульс, его характеристика, методы исследования. Венный пульс. Давление крови, факторы, его обуславливающие. | 2 | |||
4. | Движения крови по кровеносным сосудам и факторы его обуславливающие. Скорость кровотока в различных сосудах. Регуляция кровообращения. Роль коры полушарий в регуляции кровообращения. Особенности кровообращения в головном мозге, печени, легких, почках, селезенке. Депо крови. Образование лимфы и ее движение. Роль лимфатических сосудов. | 2 | |||
5. | Механизм теплорегуляции. Химическая и физическая теплорегуляция, ее особенности у животных разных видов. Регуляция температуры тела у животных. Температура тела у животных и птицы. | 2 | |||
6. | Сущность дыхания. Внешнее дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Типы и частота дыхания у животных разных видов. Жизненная емкость легких. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Особенности дыхания птицы. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью, между кровью и клетками. Связывание и перенос кровью кислорода и углекислого газа. Регуляция дыхания. Дыхательный центр, его функции. Дыхательные защитные функции. Зависимость дыхания от возраста, вида, продуктивности животного, мышечной работы, атмосферного давления. | 2 | |||
7. | Сущность пищеварения. Основные функции органов пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Методы изучения функций органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Прием корма и воды. Состав и свойства слюны. Особенности слюноотделения у животных разных видов. Регуляция слюноотделения и глотания. | 2 | |||
8. | Пищеварение в однокамерном желудке, общие закономерности. Состав и свойства желудочного сока. Фазы секреции желудочного сока, их регуляция. Пищеварение в желудке лошади и свиньи. | 2 | |||
9. | Пищеварение в многокамерном желудке жвачных. Роль микрофлоры и микрофауны в рубцовом пищеварении. Значение летучих жирных кислот, образующихся в рубце. Функции сетки, книжки, пищеводного желоба. Жвачный процесс. Пищеварение у молодняка жвачных в молочный и переходный периоды. | 2 | |||
10. | Пищеварение в тонком отделе кишечника. Состав и свойства поджелудочного сока. Фазы секреции поджелудочного сока, их регуляция. Состав желчи. Образование и выделение желчи и их регуляция. Состав кишечного сока, механизм его секреции. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторная функция тонкого кишечника. | 2 | |||
11. | Пищеварение в толстом отделе кишечника у животных. Всасывание продуктов расщепления белков, углеводов, липидов, воды и минеральных веществ. Формирование кала и дефекация. Особенности пищеварения у домашней птицы. | 2 | |||
12. | Роль выделительной системы в поддержании гомеостаза. Функции почек. Механизм образования мочи. Состав и количество мочи у животных. Регуляции образования и выделения мочи. | 2 | |||
13. | Кожа, ее функции. Секреторная функция кожи. Свойства и значение пота, регуляция потоотделения. Сальные железы, секреция кожного сала, его состав. Значение жиропота овец. Копчиковые железы птицы.волосяной покров, физиология линьки. | 2 | |||
14. | Половая и физиологическая зрелость самок и самцов. Значение показателей в животноводстве. Физиология органов размножения самцов. Процесс образование спермиев, их передвижение и хранение в придатках семенников. Образование спермы, ее физико-химические свойства. Половые рефлексы самцов. Нервная и гуморальная регуляция половой функции самцов. | 2 | |||
15. | Половой цикл, его стадии. Рост и развитие фолликулов. Овогенез, овуляция и образование желтого тела. Регуляция полового цикла. Спаривание как сложнорефлекторный акт. Типы осеменения. Оплодотворение. Беременность, ее продолжительность у животных разных видов. Образование и функции плодных оболочек. Типы плаценты. Рост и развитие плода, его питание. Процесс родов и его регуляция. | 2 | |||
16. | Понятие о лактации. Продолжительность лактации у животных разных видов. Рост и развитие молочных желез. Молоко, его состав. Процесс молокообразования и его регуляция. Распределение молока в отделах емкостной системы вымени. Выделение молока, регуляция лактации. Физиология доения, физиологические основы машинного доения. | 2 | |||
17. | Основные свойства живой ткани: раздражимость, возбудимость, лабильность. Оптимум, пессимум и парабиоз по Н.Е. Введенскому, физиологические механизмы их возникновения. Физиология мышц. Строение и свойства скелетных мышц. Виды сокращения мышц. Сила, работы мышц и утомление. | 2 | |||
18 | Строение и функции обонятельного анализатора, значение его для животных. Вкусовой анализатор, его строение, функции. Взаимодействие вкусового и обонятельного анализаторов. Зрительный анализатор, его строение, функции, механизм действия. Цветовое и бинокулярное действие. Строение и функции двигательного в жизни животного. Слуховой анализатор, строение м функции. Вестибулярный аппарат с двигательным и зрительным анализаторами. Строение и функции рецепторов кожного и интерорецептивного анализаторов. Их роль и значение в жизни животных. | 2 | |||
В том числе лабораторных работ: | 16 | ||||
Лабораторная работа № 24 Определение скорости свертывания крови, условий на нее влияющих. Определение количества гемоглобина и осмотической резистентности эритроцитов. | 2 | ОК 01 ОК 02 ПК 2.2 | |||
Лабораторная работа № 25 Работа сердца. Наблюдение и регистрация сокращений сердца лягушки, роль проводящей системы. | 2 | ||||
Лабораторная работа № 26 Кровообращение в капиллярах. Наблюдение кровообращения в капиллярах. | 2 | ||||
Лабораторная работа № 27 Исследование дыхательных движений: тип, частота, глубина дыхания. | 2 | ||||
Лабораторная работа № 28 Микрофлора рубца. Наблюдение инфузорий рубца под микроскопом | 2 | ||||
Лабораторная работа № 29 Свойства ферментов. Определение действия ферментов желудочного сока на белок, желчи на жиры. | 2 | ||||
Лабораторная работа № 30 Лабораторное исследование мочи. Определение физик- химических свойств мочи. | 2 | ||||
Лабораторная работа № 31 Лабораторное исследование молока. Подсчет количества жировых шариков. | 2 | ||||
В том числе практических занятий: | 8 | ||||
Практическое занятие № 25 Исследование сердца и пульса; наблюдение сердечного толчка, исследование пульса, измерение давления. | 2 | ||||
Практическое занятие № 26 Прием корма и воды. Наблюдение за приемом корма и воды, за жвачным процессом. | 2 | ||||
Практическое занятие № 27 Исследование моторики рубца у жвачных животных. Наблюдение за жвачным процессом | |||||
Практическое занятие № 28 Исследование анализаторов. Наблюдение за реакцией на свет. Исследование глазного дна у животных, аккомодации, костной и воздушной проводимости. Определение локализации звука. | 2 | ||||
Тема 3.2. Обмен веществ и энергии. | Содержание учебного материала: | 4 | |||
1. | Обмен веществ и энергии. Методы его изучения. Обмен белков. Значение белков в организме. Полноценные и неполноценные белки, незаменимые и заменимые аминокислоты. Азотистый баланс. Регуляция белкового обмена. Значение углеводов в организме. Анаэробное и аэробное расщепление углеводов. Регуляция обмена углеводов. Состав, значение липидов, их обмен. Кетоновые тела, их значение в организме. Холестерин и его значение в организме. Регуляция обмена липидов. Роль печени в обмене веществ. Общая характеристика витаминов, механизм их действия. Жирорастворимые и водорастворимые витамины, их роль в организме животного. Значение воды и минеральных веществ в организме. Потребность в воде животных разных видов. Макро- и микроэлементы, их роль в организме. Регуляция водного и минерального обмена. | 2 | ОК 01 ОК 02 ПК 2.2 | ||
2. | Этология. Ее история. Методы изучения поведения животных. Врожденное поведение на основе инстинктов. Адаптация животных. Общие механизмы адаптации. Роль гипоталамогипофизарной и симпатоадреналовой систем в адаптации. Адаптация животных к внешней температуре, газовой среде, освещению, условиям промышленного содержания. Адаптация животных, виды адаптаций | 2 | |||
Тема 3.3. Центральная нервная система. | Содержание учебного материала: | 12 | |||
1. | Общая характеристика строения и функции центральной нервной системы. Рефлексы, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Нервные центры и их свойства. Физиология спинного и головного мозга, их центры, проводящие пути. Центры и проводящие пути продолговатого мозга и варолиева моста. Вегетативный отдел нервной системы и его деление на отделы. Рефлекторная дуга вегетативной нервной системы. Значение вегетативной нервной системы в деятельности организма. | 2 | ОК 01 ОК 02 ПК 2.2 | ||
2. | Железы внутренней секреции и методы изучения их функций. Характеристика гормонов, механизм их действия. Роль центральной нервной системы в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система. | 2 | |||
3 | Гормоны долей гипофиза, щитовидной железы, околощитовидных желез, надпочечников, семенников, яичника, плаценты, тимуса, эпифиза, поджелудочной железы, их действие. Применение гормонов и гормональных препаратов в животноводстве и ветеринарии. | 2 | |||
4. | Понятие о ВНД. Методы изучения функций коры больших полушарий головного мозга животных разных видов. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова в изучении физиологии коры больших полушарий. Учение И.П.Павлова об условных рефлексах, отличия безусловных и условных рефлексов. Методика выработки условных рефлексов у животных. Процесс и механизм образования условных рефлексов, их значение. Торможение условных рефлексов. | 2 | |||
5. | Биологическое значение условных рефлексов. Анализ и синтез в коре больших полушарий. Динамический стереотип, его значение в организации ухода и содержания животных. Сон и бодорствование, их особенности у животных. Типы высшей нервной деятельности. Связь типа высшей нервной деятельности с продуктивностью животных. Учение И.П.павлова о первой и второй сигнальных системах. | 2 | |||
В том числе практических занятий: | 2 | ||||
Практическое занятие № 29 Исследование рефлексов у животных, торможение рефлексов. | 2 | ОК 01 ОК 02 ПК 2.2 | |||
Тема 3.4. Физиология иммунной системы. | Содержание учебного материала: | 4 | |||
1. | Иммунитет, его значение. Иммунная система. Клетки иммунной системы. Естественный иммунитет, его факторы. Адаптивный (приобретенный) иммунитет. Антитела, антигены, их функция. Использование иммунологии в животноводстве | 4 | ОК 01 ОК 02 ПК 2.2 | ||
Теоретическое обучение | 110 | ||||
Практическая подготовка, в том числе | 120 | ||||
Лабораторные работы | 62 | ||||
Практические занятия | 58 | ||||
Консультации | 4 | ||||
промежуточная аттестация - экзамен | 6 | ||||
Всего: | 240 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомия и физиология животных»
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся – 25 мест, столы, стулья, доска.
Кабинет «Анатомия и физиология животных» не оборудован современными ТСО, но при необходимости проведения урока с использованием ТСО, занятия проводятся в 301 кабинете «Метрологии, стандартизации и подтверждения качества», который оборудован:
• компьютер
• интерактивная доска
• мультимедиапроектор
Оборудование лаборатории: плакаты, схемы, таблицы, инструкционные карты, анатомические атласы, микроскопы, гистологические препараты по общей и частной гистологии, эмбриологии, динамические пособия по гистологии, анатомические препараты: сухие и влажные, находящиеся в анатомическом музее и в специальных баках в секционном помещении. Анатомические инструменты; анатомический набор, отдельные пинцеты, скальпели, анатомические зонды, спецодежда, эмалированные кюветы, спиртовки, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы и столики, лабораторная посуда, химические реактивы, фильтровальная бумага, лабораторные животные, лягушки, электростимулятор, фонендоскопы.
Автоматизированное рабочее место - преподавателя компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения и доступом к сети Интернет, посадочные места по количеству обучающихся; классная доска, комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Анатомия и физиология животных».
Оборудование и инструментарий: микроскопы бинокулярные, микроскопы оптические монокулярные, комплекты дидактических материалов по всем темам курса, наборы анатомических инструментов, муляжи животных, макеты органов, влажные препараты тканей, органов и мелких экзотических животных в формалине, микроскопы, лабораторная посуда, наборы костей от животных, наборы влажных препаратов. ", Электрифицированный стенд "Кровеносная система с/ж"
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
- В. И. Максимов, Н.А. Слесаренко, С.Б. Селезнев, Г.А. Ветошкина – Анатомия и физиология домашних животных, Москва ИНФРА-М, 2018
- Зеленевский Н.В., Васильев А.П., Логвинова Л.К. – Анатомия и физиология животных, М.: «Академия», 2018.
- Писменская, В. Н. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Писменская, Е. М. Ленченко, Л. А. Голицына. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 292 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07684-4.
- "Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных. Учебник и практикум для СПО" - Писменская В., Ленченко Е., Голицына Л. Издатель: Юрайт Серия: Бакалавр. Прикладной курс - Год издания: 2017 - 281 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зеленевский, Н. В. Анатомия и физиология животных : учебник для спо / Н. В. Зеленевский, М. В. Щипакин, К. Н. Зеленевский ; под общей редакцией Н. В. Зеленевского. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 368 с Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154381
2. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). Издание: 14-е изд.,2021
3.Степанов, Д. В. Практические занятия по животноводству : учебное пособие / Д. В. Степанов, Н. Д. Родина, Т. В. Попкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 352 с. — ISBN 978-5-8114-1270-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/168414
4. И.С. Константинова, М.И. Булатова – Основы гистологии и эмбриологии животных, 2020- Электронная коллекция учебников для СПО Лань
Дополнительные источники:
- В.Г.Скопичев «Поведение животных», «Санкт-Петербург – Москва – Краснодар», 2009г.
- Т.А.Дмитриева, П.Т.Саленко, М.Ш.Шакуров «Топографическая анатомия животных», Москва «КолосС» 2008г.
- В.Ф.Лысов, И.В. Ипполитова, В.И. Максимов, Н.С.Шевелев «Практикум по физиологии и этологии животных», Москва «КолосС» 2010г
- В.Н. Письменская, Е.М. Ленченко, Л.А.ГолицынаА.Ф.Климов – Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных, Москва «КолосС 2007.
- Елисеев А.П., Сафонов Н.А., Бойко В.И. – Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных, М.: Агропромиздат, 1991.
- И.В.Хрусталева – Анатомия домашних животных. М.: Колос, 2000.
- Голиков А.Н. – Физиология сельскохозяйственных животных, М.: Агропромиздат, 1991.
Интернет – ресурсы:
- www. davnland – book.ru
- wwwhistologu. narod. ru
- wwwbestreferat. Ru
- wwwryadom – s – name. ru
- sobaka. ru
- sloraniyandeks. ru
- dic academic. ru
- zoodrug. ru
- medical – enc. ru
- medicalbrain. ru
- studentbank. ru
- studentFiles. ru
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения[1] | Критерии оценки | Методы оценки |
умения | ||
У1- определять клиническое состояние животных общими и инструментальными методами. ЛР № - 4, 7,8 ПЗ № - 1, 2, 3, 4 | Характеристика цифровой оценки (отметки): Отметку «5» - получает студент, если он демонстрирует глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, грамотно, логично излагает ответ, умеет связывать теорию с практикой, высказывать и обосновывать свои суждения, при ответе формулирует самостоятельные выводы и обобщения Отметку «4» - получает студент, если он вполне освоил учебный материал, ориентируется в изученном материале осознанно, применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности или ответ неполный. Отметку «3» - получает студент, если он обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, не умеет доказательно обосновать свои суждения. Отметку «2» - получает студент, если он имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач. | Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов лабораторных работ и практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля и экзамена. |
У 2- пользоваться ветеринарной терапевтической техникой ЛР № - 1, 4, 7,8 ПЗ № - 1, 2, 3, 4 | ||
У3-определять строение органов и тканей ЛР № 2,3,4,5,6.7,8,9,10,11,12,13, 14,15.16.17.18,19,20,21,22,23 ПЗ № 1-22 | ||
У 4- определять видовые особенности органов ПЗ № - 2.3.4, 11, 12, 13,14,15,18, 19,23, 24 | ||
У4-анализировать физиологические функции органов и систем органов животных; ЛР № 27, 30,31 ПЗ № -25,26,27,28 | ||
У5- анализировать особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных. ПЗ № 23, 24 | ||
У6 -определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных;* ПЗ 5, 6, 7, 8, 9,10 | ||
- У7- определять и фиксировать физиологические характеристики животного* ЛР № 24, 27, 30,31 ПЗ № -25,26,27,28 | ||
знания | ||
З1 - анатомо-топографические характеристики организма животных с учетом видовых особенностей ПЗ № - 2.3.4, 11, 12, 18, 19,23, 24 | Характеристика цифровой оценки (отметки): Отметку «5» - получает студент, если он освоил все практические навыки и умения, предусмотренные программой. Отметку «4» - получает студент, если он освоил все практические навыки и умения, предусмотренные программой, однако допускает некоторые неточности. Отметку «3» - получает студент, если он владеет лишь некоторыми практическими навыками и умениями, предусмотренными программой. Отметку «2» - получает студент, если он практические навыки и умения выполняет с грубыми ошибками или не было попытки продемонстрировать свои теоретические знания и практические умения | Экспертная оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов лабораторных работ и практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля и экзамена. |
З 2 -нормативные данные физиологических показателей у животных ЛР № 24, 27, 30,31 ПЗ № -25,26,27,28 | ||
З3- строение органов и систем органов животных* ПЗ № - 2.3.4, 11, 12, 18, 19,23, 24 | ||
З4- характеристики процессов жизнедеятельности* ЛР № 24, 27, 30,31 ПЗ № -25,26,27,28 | ||
З5- физиологические функции органов и систем органов животных* ЛР № 24, 27, 30,31 ПЗ № -25,26,27,28 | ||
З6-особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных* ЛР № 24, 27, 30,31 ПЗ № -25,26,27,28 | ||
З7 - регулирующие функции нервной и эндокринной систем* ПЗ № 21, 22, 29 | ||
З8 - функции иммунной системы* ЛР № 24 | ||
З9 - процессы размножения различных видов сельскохозяйственных животных* ПЗ № 31 | ||
З10 –физиологические процессы адаптации животных* ПЗ № 29 |
[1] В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология животных"
Рабочая программа дисциплины «Анатомия и физиология животных» включает в себя перечень требования к результатам освоения дисциплины, которые студент должен получить в результате освоения учебного мате...
Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария, укрупненной группы 36.00.00, п...
Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека"
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело, ...
Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по специальности Акушерское дело
Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по специальности Акушерское дело составлена на основе требования ФГОС СПО . Программа разработана для применения в медициннских у...
Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по специальности Лечебное дело
Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по специальности Лечебное дело составлена на основании примерной программы по дисциплине и в соотвествии с требованиями ФГОС СПО....
Рабочая программа по дисциплине Анатомия и физиология животных, 2023 год
Программа разработана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01Ветеринария, утвержденный Приказом Минпрос...
- Мне нравится (1)