Методическая разработка по ПМ 05.01 Рабочая профессия "Оператор искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и птицы"
методическая разработка
Методическая разработка по ПМ 05.01. Рабочая профессия "Оператор искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и птиццы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Конь – Колодезский аграрный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Учебного занятия
ПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
МДК 05.01 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы
по специальности 36.02.01 Ветеринария
Тема: «Отработать искусственное осеменение коров ректоцервикальным способом с использованием практико – ориентированного обучения »
Автор: Маслова Нина Петровна
Преподаватель ГОБПОУ «Конь – Колодезский
аграрный техникум»
специальность 36.02.01 Ветеринария
Конь – Колодезь, 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Цели, задачи разработки: Данная методическая разработка предназначена для проведения практической работы по теме «Отработать искусственное осеменение коров ректоцервикальным способом» по специальности 36.02.01 Ветеринария. В данной методической разработке изучается технология практико – ориентированного обучения, так как в настоящее время система образования ставит своей главной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов. Также на данном уроке используется здоровьесберегающая технология.
Технология практико – ориентированного обучения позволяет повысить эффективность и качество обучения.
Целью практико – ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса.
Поэтому целью данной методической разработки является: внедрение в учебный процесс практико – ориентированного обучения. Из выше указанной цели вытекают следующие задачи:
- Технология практико – ориентированного обучения позволяет повысить эффективность и качество обучения.
- Практико – ориентированное обучение позволяет развивать познавательный интерес к выбранной специальности, организовывать поиск новых знаний, умений, навыков, что способствует повышению эффективности образовательного процесса;
- Практико – ориентированное обучение позволяет приобретать новые знания и формировать практический опыт при освоении профессиональных компетенций, решать жизненно важные задачи и проблемы.
- Актуальность методической разработки:
В образовательном процессе каждая общепрофессиональная дисциплина и профессиональный модуль создают предпосылки для формирования у обучающихся компетенций, как профессиональных, так и общих. Компетенции формируются ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения, то есть процесс приобретения новых знаний, умений, навыков и опыта деятельности.
ФГОС нового поколения отводят особую роль профессиональным модулям. Поэтому при изучении профессиональных модулей, а особенно профессионального модуля ПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК 05.01 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы по специальности 36.02.01 Ветеринария, актуальной является проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Поэтому была выбрана технология практико – ориентированного обучения.
1.3. Оригинальность, новизна, преимущества конкурсной работы:
Практико – ориентированное обучение – это процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счет выполнения ими реальных практических задач. В основе практико – ориентированного обучения должно лежать сочетание фундаментального образования и прикладной подготовки.
Пути реализации практико – ориентированной технологии:
- решение профессиональных задач;
- практические занятия;
- творческие работы обучающихся.
У практико – ориентированной технологии имеется много положительных моментов:
- обучающиеся на уроке являются активными творцами, а не пассивными слушателями;
- знания имеют практическую направленность и могут применяться в трудовой деятельности ветеринарного специалиста, оператора искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и птицы;
- знания для обучающихся можно дифференцировать по уровню сложности.
1.4 Практическая значимость методической разработки для системы СПО с указанием целевой аудитории:
В системе практико – ориентированного обучения формируется следующий практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявление причинно – следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении профессиональных знаний. Реализация практико – ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средство познания. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико – ориентированного подхода способствует созданию такого уровня актуализации знаний, при котором осознается их социально – личностная необходимость в совокупности с наличием познавательных потребностей , формирование высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменившейся ситуации в сфере труда, продолжение профессионального роста и образования.
Огромную роль практико – ориентированное обучение играет в развитии творческой и профессиональной деятельности обучающихся. Практико – ориентированное обучение способствует развитию внутренней мотивации учения, создает условия для реализации познавательного поиска, самовыражения и творчества.
Таким образом, если при обучении обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений систематически и целенаправленно использовать практико – ориентированные задачи, то повысится:
- качество профессиональной подготовки обучающихся по специальности 36.02.01 Ветеринария;
- интерес к профессиональному модулю, поскольку для подавляющего большинства ценность образования по специальности 36.02.01 Ветеринария состоит в ее практических возможностях.
1.5 Обоснование соответствия нормативно – правовым актам, степень внедрения в образовательный процесс:
Действующие ФГОС СПО нацеливают образовательные организации на практико – ориентированную подготовку выпускников.
На рынке труда одним из факторов является дефицит высококвалифицированных специалистов. По данным Федеральной службы по труду и занятости РФ, в настоящее время от 60% до 80% вакансий на рынке труда составляют рабочие профессии к которым и относится «Оператор по искусственному осеменению животных и птицы». При этом средний возраст российского рабочего составляет 51 – 54 года. Поэтому практико – ориентированные уроки при изучении МДК 05.01 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы по специальности 36.02.01 Ветеринария необходимы.
ВВЕДЕНИЕ
Новые социально – экономические условия в России, требуют значительного повышения качества профессионального образования выпускников учреждений среднего профессионального образования, предъявляют высокие требования не только к качеству выполнения трудовых функций, культуре труда и межличностных коммуникаций современного работника, но и предусматривает его умения инициативно и творчески решать профессиональные проблемы.
Урок – это основная форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы преподавателя, осуществлять какую – то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты. Как традиционный, классический, так и нетрадиционный уроки должны являться конкретным воплощением и выражением той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность.
Поскольку форма организации практического обучения непосредственно влияет на его продуктивность и, наряду с методами и средствами обучения, наиболее доступна для изучения, варьирования, совершенствования со стороны преподавателя должна быть решена задача проектирования урока – практического занятия, отвечающего выше указанным требованиям. В системе современного образования актуальной является разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания.
В данной методической разработке изучается технология практико – ориентированного обучения, так как в настоящее время система образования ставит своей главной целью подготовку для общества квалифицированных специалистов.
В основе этой технологии лежит практико – ориентированное обучение , которое должно способствовать повышению мотивированности обучаемых на приобретение практических навыков, профессиональных компетенций. В отличии традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико – ориентированное обучение направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков – опыта практической деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно – познавательной деятельности. При практико – ориентированном подходе традиционная модель дополняется новой дидактической единицей: знания – умения – навыки – опыт деятельности, что позволяет сформировать компетентность.
Целью практико – ориентированного обучения является интенсификация процесса поиска, получения и накопления новых знаний, умений и навыков для выработки у обучаемых определенных компетенций. Результатом практико – ориентированного подхода в обучении должен являться выпускник учебного заведения, способный эффективно применять в учебно – познавательной и практической деятельности имеющиеся у него профессиональные компетенции.
На современном этапе производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных, предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Без обращения профессионального образования к практико – ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично подготовить специалистов с такими качествами.
ФГОС нового поколения предусматривает усиление прикладного, практического характера профессионального образования на всех его уровнях, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.
Практико – ориентированное обучение в системе профессионального образования – это процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счет выполнения ими реальных практических задач.
Существует, по крайней мере, три подхода, различаются как степенью охвате элементов образовательного процесса, так с функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико – ориентированного обучения.
Наиболее узкий поход связывает практико – ориентированного обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики.
Второй подход, при практико – ориентированном обучении предполагает использование профессионально – ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей профессионально – направленного обучения профессиональных модулей.
Третий, наиболее широкий подход, сформулирован в контексте деятельностно – компетентностной парадигмы, в соответствии с которой практико – ориентированное обучение направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков – опыта практической деятельности с целью достижения профессиональных и социально – значимых компетенций. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идет от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико – ориентированного подхода является деятельностно – компетентностным подходом.
Можно выделить четыре подхода к организации практико – ориентированного обучения:
- Организация учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки.
- Внедрение профессионально – ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки.
- Создание в учебном заведении инновационных форм профессиональной занятости студентов с целью решения ими реальных научно – практических и опытно – производственных работ в соответствии с профилем обучения.
- Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения в профессиональном учреждении.
Рассмотрим особенности организации практик в рамках практико – ориентированного обучения. По логике накопленные умения и навыки можно актуализировать в период практики, постепенно усложняя практическую профессиональную деятельность на разных этапах обучения. В соответствии с этим, практику необходимо сделать непрерывной, желательно на одном и том же предприятии или на другом предприятии той же отрасли.
В ходе учебной практики студенты овладевают академическим опытом познавательной деятельности: вид производства, сырьё, основные технологии, продукция. Учебной практике должно предшествовать изучение студентами дисциплины «Введение в специальность» под руководством, лучше всего, профессионала – практика и теоретических основ в сфере предстоящей профессиональной деятельности. Результатом изучения должно быть приобретение студентами общих знаний о будущей профессии, о конкретных профессиональных компетенциях, которые требуются для исполнения на рабочем месте, о предмете самой ветеринарной деятельности.
В период производственной практики студенты приобретают опыт профессиональной деятельности в качестве стажёров или дублёров специалиста: изучение технологии производства, ознакомление с технологическим оборудованием, особенности контроля и управления технологическим процессом. Приобретается опыт решения конкретной производственной задачи под руководством профессионала в соответствии с индивидуальным заданием. В период, предшествующий производственной практике, целесообразно привлекать профессионалов с производства для формирования мотивации к обучению у студентов, в том числе и при выполнении курсовых работ (проектов) на реальную практическую тему, связанную с будущей профессиональной деятельностью.
В период преддипломной практики студент должен приобрести достаточные знания и опыт под руководством специалиста, чтобы приступить к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей без длительного дополнительного обучения на конкретном рабочем месте. Индивидуальное задание на преддипломную практику в этом случае должно иметь целью решение реальной производственной задачи, которая затем должна стать основой выпускной квалификационной работы.
Такая модель прохождения практик выполнима только при условии наличия постоянных мест практики в соответствии с заключёнными учебным заведением договорами и имеющимися постоянными деловыми (партнёрскими) связями с конкретными предприятиями и организациями. При таких отношениях работодатели рассматривают студентов как потенциальных сотрудников и заинтересованно способствуют формированию требуемой профессиональной компетенции у студентов.
Как мы видим, невозможно процесс практико – ориентированного обучения реализовать исключительно в рамках практик.
Педагогический коллектив с первых дней обучения и далее должен способствовать поэтапно формированию профессиональных компетенций личности студента во время аудиторных занятий и при ведении социально – гуманитарной работы. Работу нужно начинать с адаптации вчерашних школьников к образовательному пространству, параллельно формируя у студентов культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
Профессиональное образование, основанное на практико – ориентированном подходе, включает в себя:
- Ориентированность на потребности рынка труда;
- Гибкая модульная система;
- Активные методы обучения, ориентированные на обучающегося, основанные на самостоятельной практической деятельности под руководством преподавателя;
- Гибкий подход, основанный на конкретной потребности обучающегося с учетом системы зачетных единиц;
- Разнообразие мест проведения практики.
В соответствии со старыми образовательными стандартами более подробное овладение профессией начиналось в конце 2 – начале 3 курсов. Сейчас новые образовательные стандарты максимально ориентированы на профессию, поэтому начало специализации, укрупнение и углубление профессиональных интересов студентов происходит уже в конце 1 – начале 2 курсов. Важное значение, при этом, приобретает содержание практических знаний в виде семинаров, практических и лабораторных работ. Задания лабораторно – практических работ должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет теоретические положения учебного материала, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность. Выполнение лабораторно – практических работ целесообразно организовывать с использованием оборудования, максимально схожего с оборудованием на производстве.
Важно также использовать технологии и методы обучения, способствующие эффективному овладению профессиональными навыками, а также формированию профессионального мышления, развития творчества. Только в этом случае студент будет готов к выполнению заданий на учебной и производственной практиках, получению и накоплению опыта профессиональной деятельности.
Актуально создание учебно – производственных лабораторий, бизнес – инкубаторов, научно – производственных площадок, позволяющих реализовать практико – ориентированное обучение в процессе выполнения студентами реальных задач по осваиваемому профилю обучения при участии профессионалов по заказу предприятий и организаций. В этом контексте целесообразно привлекать студентов к решению научно – исследовательской работы по тематике кафедры, цикловой комиссии, выдавать индивидуальные исследовательские, проектные и конструкторские (нетривиальные) задачи, имеющие научную и практическую значимость.
В результате должна складываться производственно – творческая цепочка по решению конкретной проблемы.
Преподаватель – профессионал – студент-исполнитель – конкретный результат.
Нельзя обойти вниманием и проблемы, которые тормозят переход к практико – ориентированному обучению. К ним можно отнести:
- Преодоление стереотипа мышления у преподавателя по организации практико – ориентированного процесса обучения, от традиционного процесса по передачи знаний, к процессу обучения с приобретением опыта.
- Повышение профессиональной компетенции преподавателя в знании производства.
- Развитие долгосрочных взаимно заинтересованных связей с предприятиями и организациями по профилю обучения.
- Развитие научно – исследовательских и проектно – конструкторских работ с участием студентов.
- Разработка тематики сквозных творческих проектов, переходящих от реферативного исследования проблемы в выпускные квалификационные работы.
- Проведение мероприятий по повышению мотивации студентов к обучению по выбранной профессии.
- Создание действенной системы поиска и стимулирования талантливых студентов, привлечения их к выполнению грантов, научных исследований, реальных проектов и хоздоговоров по заданиям предприятий и организаций.
Технологическая карта практического занятия
Разработал: Маслова Нина Петровна
Должность: преподаватель ветеринарных и кинологических дисциплин высшей категории
Наименование организации: ГОБПОУ «Конь – Колодезский аграрный техникум»
Согласовано
Председатель ЦМК Маслова Нина Петровна
Дата ____________ Подпись _____________
Специальность | 36.02.01 Ветеринария |
ПМ 05 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
МДК 05.01 | Оператор по искусственному осеменению животных и птицы |
Тема практического занятия | Отработать искусственное осеменение коров ректоцервикальным способом |
Регламент занятия | 90 минут |
Вид занятия | Практическая работа, формирование умений и навыков: практико – ориентированный урок имитационного моделирования по искусственному осеменению коров ректоцервикальным способом |
Тип занятия | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению материала: формирование практических умений и навыков обучающихся по искусственному осеменению коров ректоцервикальным способом |
Методы обучения | Словесный – беседа; наглядно – демонстрационные – презентация, показ методов осеменения; практический – выполнение осеменения обучающимися |
Методическая цель | Развитие профессиональной компетенции обучающихся на уроках через использование активных форм и методов обучения по искусственному осеменению коров ректоцервикальным способом |
Обеспечение учебного занятия | Оборудование: - сперма быка замороженная в пайетах и гранулах, инструменты для осеменения коров ректоцервикальным методом (полистироловые катетеры, полиэтиленовые ампулы, одноразовая полиэтиленовая перчатка), муляж коровы, 2,8% раствор цитрата натрия, раствор фурацилина 1:5000, 1% стерильный раствор хлористого натрия, 70% спирт, тампоны ватно – марлевые пропитанные 70% спиртом, баночки с притертыми крышками, баночки с ватными тампонами, пропитанные 96% спиртом, марлевые салфетки, вата, ножницы, корнцанг, пинцет анатомический, подставка под инструменты, журнал учета осеменений и отелов коров и телок, сосуд Дъюара с жидким азотом, термостат с флаконами, микроскоп, покровные и предметные стекла, стеклянная палочка, мыло, полотенце, очки, перчатки, специальная одежда(халат, колпак), журнал по технике безопасности. Программное обеспечение: - компьютер, презентация, видеокамера. Учебно – методическое обеспечение: - раздаточный материал; - методические рекомендации по выполнению практической работы; - учебники, справочники. |
Цели занятия: | |
Образовательные (обучающие) | Создать условия для формирования практических умений и навыков, обучающихся по искусственному осеменению коров, определению у них половой охоты, подготовке инструментов для ректоцервикального осеменения коров, приготовления растворов и материалов, используемых для осеменения, проведения искусственного осеменения коров ректоцервикальным способом; Освоение знаний: Отработка методики искусственного осеменения коров ректоцервикальным способом. Освоение умений: - Проводить осеменение коров ректоцервикальным способом в соответствии с действующими инструкциями; - Проводить подготовку инструментов и растворов необходимых для осеменения коров ректоцервикальным способом; - Проводить размораживание и оценку качества спермы быков – производителей; - Вести журнал искусственного осеменения самок и других установленных форм учета и отчетности; - Соблюдать ветеринарно – санитарные правила по технике безопасности; - предупреждать гинекологические заболевания самок; - выявлять самок в половой охоте; - определять оптимальное время осеменения самок; - обосновывать тот или другой метод осеменения самок; - применять знания биологических основ размножения при совершенствовании существующих пород. Приобретение практического опыта: - проводить осеменение самок в соответствии с действующими инструкциями; - Проводить подготовку инструментов и растворов необходимых для осеменения коров ректоцервикальным способом; - Проводить размораживание и оценку качества спермы быков – производителей; - Вести журнал искусственного осеменения самок и других установленных форм учета и отчетности; - Соблюдать ветеринарно – санитарные правила по технике безопасности; - предупреждать гинекологические заболевания самок; - выявлять самок в половой охоте; - определять оптимальное время осеменения самок. Формирование профессиональных компетенций: ПК 5.2. Выявлять течку и охоту у сельскохозяйственных животных ПК 5.4. Проводить оценку качества спермы ПК 5.5. Разбавлять, хранить и транспортировать сперму ПК 5.6. Осеменять самок сельскохозяйственных животных и птицы различными методами |
Воспитательные | Содействовать воспитанию чувства ответственности и самостоятельности за конечный результат своей профессиональной деятельности; Формирование общих компетенций: ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Развивающие | Способствовать развитию профессионально – аналитического мышления обучающихся, их деловой и творческой активности; Формирование общих компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
Ожидаемый результат | Уметь: обеспечивать безопасную среду для с/х животных и ветеринарных специалистов при получении спермы от производителей; выявлять течку и охоту у сельскохозяйственных и домашних животных; проводить оценку качества спермы; осеменять самок сельскохозяйственных животных разными методами ; фиксировать животных разных видов. Знать: основы анатомии и физиологии половой системы самок сельскохозяйственных животных; ветеринарно -санитарные правила при искусственном осеменении; Практический опыт: выявлять течку и охоту у сельскохозяйственных и домашних животных; приготовление растворов, инструментов и материалов для искусственного осеменения коров ректоцервикальным способом; определение качества спермы; подготовка коровы к проведению искусственного осеменения, осеменение коров ректоцервикальным способом; |
Форма организации студентов | Индивидуальная – каждый студент выполняет индивидуальные задания: Задание 1. Подготовить осеменительный прибор для осеменения коров ректоцервикальным способом. Задание 2. Разморозить сперму быка в необлицованных гранулах или пайетах. Задание 3. Подготовить корову для осеменения ректоцервикальным методом. Задание 4. Провести осеменение коров ректоцервикальным методом. |
Характер работы | Поисковый (продуктивный) – планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение практических задач:
|
Технологии обучения |
Операционная: Выделение в осваиваемой деятельности отдельных операций и освоение каждой простейшей операции: 1.Подготовка рабочего места оператора искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и птицы; 2.Выявление коров в стадию возбуждения полового цикла;
|
Структурные элементы занятия | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
Организационная часть | 2 минуты | Приветствует, проверяет отсутствующих, сообщает тему занятия | Проверяют готовность к занятию, обеспечивают положительную эмоциональную и здоровьесберегающюу обстановку |
Мотивация деятельности | 3 минуты | Сообщает цели занятия. Обосновывает профессиональную значимость занятия. Сообщает об основных этапах занятия и условий получения оценок. | Слушают преподавателя. Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии. |
Актуализация опорных знаний и способов деятельности | 10 минут | Опрашивает студентов по пройденному теоретическому материалу: 1. Экономическая эффективность искусственного осеменения коров ректоцервикальным способом 2. Обоснуйте эффективность искусственного осеменения с точки зрения ветеринарной санитарии. 3. Какое строение имеет спермий? 4.Что такое некроспермия и что видно в поле зрения микроскопа? 5.Как действует на сперму температура? 6.С какой целью разбавляют сперму? 7.Во сколько раз можно разбавлять сперму быка? 8.Как в норме движутся спермии? 9.Что такое реотаксис? 10.Как действует на сперму солнечный свет? 11.Какая бывает сперма по густоте? Какую сперму можно использовать для осеменения коров? 12.Как хранят сперму на пунктах искусственного осеменения? Организует самостоятельное повторение теоретического материала студентами. Студенты отвечают на контрольные вопросы. | Отвечают на поставленные вопросы. Повторяют теоретические материал и отвечают на контрольные вопросы. |
Инструктаж по охране труда и порядку выполнения работы | 5 минут | Инструктирует по охране труда: 1.Иметь спецодежду. 2.Соблюдать осторожность при работе с микроскопами, посудой стеклянной, животными, жидким азотом, сосудом Дъюара. 3.После работы тщательно вымыть руки с мылом. Знакомит с устройством и принципами работы осеменительного прибора и сосуда Дъюара. Рассказывает о порядке выполнения работы. | Слушают преподавателя. Расписываются в журнале по технике безопасности за инструктаж по охране труда, технике безопасности на рабочем месте. |
Самостоятельное выполнение заданий | 55 минут | Организует работу студентов по самостоятельному выполнению заданий. Проводит текущий инструктаж. 1.Подготовить рабочее место оператора искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и птицы. 2.Подготовить инструменты и осеменительный прибор для осеменения коров ректоцервикальным способом. 3.Разморозить сперму и провести оценку ее качества. 4.Подготовитьб корову к искусственному осеменению и провести искусственное осеменение коров ректоцервикальным способом. Контролирует и корректирует деятельность обучающихся. | Подготавливают место и оборудование для работы. Самостоятельно выполняют задания в соответствии с порядком проведения работы. При необходимости фиксируют этапы работы. |
Оформление отчетного документа | 10 минут | Инструктирует о форме и правилах оформления отчета. В рабочей тетради записать тему практического занятия, результаты выполнения заданий работы, ответы на контрольные вопросы. | Оформляют отчетный документ по выполненной работе. |
Подведение итогов и рефлексия занятия | 5 минут | Мобилизует студентов на рефлексию своего поведения и результатов освоения нового материала Подводит итоги и выставляет оценки. Задает домашнее задание к следующему занятию. Основная литература: 1.Гончаров В.П., Черепахин Д.А. Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных – М.: КолосС, 2016 2.Карпов В.А. Акушерство, гинекология мелких домашних животных. - М.: Росагропромиздат, 2015 3.Михайлов М.Н. Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных – М.: Агропромиздат, 2016 Дополнительная литература: 1.Никитин В.Я. Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных – М.: КолосС, 2015 2.Трушина В. Профилактика заболеваний сельскохозяйственных животных и птицы. | Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы. Записывает домашнее задание. Презентация: Методика искусственного осеменения коров ректоцервикальным способом. Оформление практических работ, отчетов и подготовка к защите. Убирают рабочие места. |
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент
Преподаватель приветствует студентов, проверяет присутствующих, отмечает в журнале отсутствующих студентов, обращает внимание на осанку студентов, их внешний вид и состояние здоровья. Сообщает тему урока, которая написана на доске, цели урока. Студенты проверяют готовность к занятию, обеспечивают положительную эмоциональную и здоровьесберегающую обстановку.
- Введение в учебную деятельность
- Мотивация деятельности:
- эмоционально – психологическая установка на урок;
- Знакомство обучающихся с особенностями и структурой урока (распределение по рабочим местам, обучающиеся выполняют индивидуально каждое задание практического занятия);
- Активизация познавательной активности обучающихся путем введения оценочных стимулов (оценка выставляется общая, за работу на протяжении всего урока, для этого имеется оценочная ведомость);
- Определение темы урока через описание приемов работы, обобщение и выводы;
- Целеполагание деятельности и мотивации обучающихся, определение целей урока:
1. Образовательные - создать условия для формирования практических умений и навыков, обучающихся по искусственному осеменению коров, определению у них половой охоты, подготовке инструментов для ректоцервикального осеменения коров, приготовления растворов и материалов, используемых для осеменения, проведения искусственного осеменения коров ректоцервикальным способом;
2. Воспитательные - содействовать воспитанию чувства ответственности и самостоятельности за конечный результат своей профессиональной деятельности;
3. Развивающие - способствовать развитию профессионально – аналитического мышления обучающихся, их деловой и творческой активности.
2.2 Актуализация знаний:
Блиц – турнир (ответы на вопросы):
1.Экономическая эффективность искусственного осеменения коров ректоцервикальным способом
2. Обоснуйте эффективность искусственного осеменения с точки зрения ветеринарной санитарии.
3. Какое строение имеет спермий?
4.Что такое некроспермия и что видно в поле зрения микроскопа?
5.Как действует на сперму температура?
6.С какой целью разбавляют сперму?
7.Во сколько раз можно разбавлять сперму быка?
8.Как в норме движутся спермии?
9.Что такое реотаксис?
10.Как действует на сперму солнечный свет?
11.Какая бывает сперма по густоте? Какую сперму можно использовать для осеменения коров?
12.Как хранят сперму на пунктах искусственного осеменения?
2.3 Усвоение нового материала:
2.3.1 Методы определения половой охоты у коров и телок (рефлексологический, вагинальный, ректальный, метод осмотра, наблюдения).
2.3.2 Ветеринарно – санитарные правила при осеменении (все растворы и инструменты должны быть стерильными, проводится тщательный туалет наружных половых органов и корня хвоста, для проведения туалета наружных половых органов и корня хвоста необходимо сменить белый халат на темный).
2.3.3 Подготовка материалов, растворов и инструментов для осеменения.
2.3.4 Совершенствование практических навыков по решению профессиональных задач, заполнению технологических карт, работе с инструкциями по искусственному осеменению коров ректоцервикальным способом.
2.3.5 Обобщить полученные отчеты, сделать заключение по теоретической подготовке.
2.4 Показ трудовых приемов:
2.4.1 Подбор инструментов, материалов, приготовление растворов, рациональная организация рабочего места при подготовке рабочего места оператора по искусственному осеменению;
2.4.2 Демонстрация преподавателем и анализ безопасных приемов труда.
2.4.3 Отработка обучающимися ректоцервикального метода искусственного осеменения коров.
2.4.4 Проблемные вопросы по ветеринарно – санитарным правилам при выполнении искусственного осеменения коров.
2.5 Подведение итогов работы обучающихся на вводном инструктаже:
2.5.1 Рефлексия обучающихся.
2.5.2 Анализ и оценка работы обучающихся.
2.5.3 Выдача индивидуальных заданий.
План конспект учебного занятия
ПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
МДК 05.01 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы по специальности 36.02.01 Ветеринария
- Организационный момент (3 минуты). Проверка явки обучающихся, их готовности к уроку (наличие халатов, колпаков).
Начинаем урок, давайте поприветствуем наших гостей. Пожалуйста, дежурный, сообщите о готовности группы к началу урока (группа к началу урока готова, присутствуют? Человек, отсутствует? По причине? Все студенты в халатах и колпаках).
2.Введение в учебную деятельность
- Мотивация деятельности:
- эмоционально – психологическая установка на урок:
Урок для вас сегодня не совсем обычный. На нашем уроке присутствуют гости с видеокамерой, но, несмотря на это я прошу вас быть уверенными, активными, постарайтесь максимально показать свои знания и умения.
- Знакомство обучающихся с особенностями и структурой урока (распределение по рабочим местам);
Предлагаю провести урок в форме индивидуального соревнования, проявляя свои личные качества, не забывайте и о коллективном взаимодействии, так как оценка каждого на уроке будет зависеть от результата группы в целом, оценка будет выставляться в конце урока, так как она будет общей: за ответы на вопросы, за выполнение практических заданий.
Вы распределились по своим рабочим местам. И теперь вы будете соревноваться между собой на всех этапах урока.
- Активизация познавательной активности обучающихся путем введения оценочных стимулов.
Оценивать вашу работу я буду путем постоянного наблюдения на всех этапах урока.
Основными критериями оценок будут являться: полные, правильные ответы; рациональная организация рабочего места; безопасные приемы труда и соблюдение ветеринарно – санитарных правил; качество выполненных работ; соблюдение норм времени, отведенных на выполнение задания.
- Определение темы урока через описание техники выполнения осеменения коров, обобщение и выводы.
Внимание на слайд (слайд № 1). На слайде описаны признаки, которые наблюдались у нескольких коров. Скажите, пожалуйста, что вы можете сказать об этом? Действительно это признаки половой охоты у коров. Раз вы определили половую охоту у коров, то тема нашего практического занятия (Слайд №2)
Искусственное осеменение коров ректоцервикальным способом.
- Целеполагание деятельности и мотивации обучающихся, определение задач урока:
В процессе изучения профессионального модуля, вы получили необходимые теоретические знания по данной теме. Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить, чтобы отработать навыки по искусственному осеменению коров? (Выявить самок в охоте, соблюдать своевременность осеменения, правильно приготовить растворы, применяемые при осеменении; правильно подготовить осеменительный прибор; провести размораживание и оценку качества спермы; подготовить корову к проведению искусственного осеменения ректоцервикальным способом; соблюдать ветеринарно – санитарные правила при осеменении). Выставить в сводной ведомости оценки.
3.Актуализация знаний
3.1 Блиц – турнир
А сейчас проведем блиц – турнир по вопросам темы урока, вспоминая теоретические знания. За каждый правильный ответ студент получает один балл, всем внимательно слушать ответы, при несогласии с ответом поднимаете руку для дачи своего ответа или добавление к ответу.
Приступим к ответам на вопросы:
1.Экономическая эффективность искусственного осеменения коров ректоцервикальным способом (незначительные затраты, высокая оплодотворяемость коров, осеменение проводят однократно).
2. Обоснуйте эффективность искусственного осеменения с точки зрения ветеринарной санитарии (Ректоцервикальный способ осеменения коров самый чистый и стерильный).
3. Какое строение имеет спермий?(Головка, шейка, тело, хвостик и хвостовое окончание).
4.Что такое некроспермия и что видно в поле зрения микроскопа?(некроспермия это мертвая сперма, в поле зрения микроскопа спермии неподвижны, с вытянутыми хвостиками, расположены беспорядочно, перемещаются с током жидкости).
5.Как действует на сперму температура? (Оптимальная температура для спермиев 37 – 390С, при понижении температуры их движения замедляются, при температуре 150С их движения замедляются и переходят из поступательных в колебательные, при температуре близкой к 00С спермии перестают двигаться и переходят в состояние покоя – анабиоза, при температуре 40 – 420С спермии быстро расходуют свои энергетические свойства, при температуре 44 – 450С спермии теряют свою оплодотворяющую способность и погибают).
6.С какой целью разбавляют сперму? (Сперму разбавляют для увеличения объема и для сохранения жизни спермиев вне организма).
7.Во сколько раз можно разбавлять сперму быка? (Сперму быка можно разбавлять в 5 – 50 раз).
8.Как в норме движутся спермии? (Спермии движутся прямолинейно - поступательно).
9.Что такое реотаксис? (Это способность спермиев к движению против тока жидкости).
10.Как действует на сперму солнечный свет? (Прямые солнечные лучи возбуждают движение спермиев, но быстро их убивают. Рассеянный свет не вреден. Поэтому на пунктах искусственного осеменения окна занавешивают марлей, жалюзями, закрашивают белой краской).
11.Какая бывает сперма по густоте? Какую сперму можно использовать для осеменения коров? (Густая, средняя и редкая, для осеменения используют густую и среднюю сперму).
12.Как хранят сперму на пунктах искусственного осеменения? (На пунктах искусственного осеменения сперму хранят в сосудах Дъюара).
4. Усвоение нового материала
4.1 Приготовление растворов для искусственного осеменения
При искусственном осеменении применяются различные растворы. Перечислите эти растворы. (0,9 % раствор натрия хлорида, раствор фурацилина 1:5000, 70% раствор спирта ректификата, мыльный раствор).
- Приготовление марлевых салфеток, используемых при искусственном осеменении
При искусственном осеменении используют салфетки различных размеров, назовите эти размеры (применяют салфетки 30*30; 60*60; 90*90 и ватные тампоны).
Вы справились с этим заданием и теперь подведем предварительные итоги.
4.3Представить логическую схему осеменения ректоцервикальным методом. Схема должна отражать последовательность выполнения операций (соблюдение правил личной гигиены, выявление коров в половой охоте, подготовка рабочего места, подготовка осеменительного прибора и инструментов, размораживание спермы и оценка ее качества, подготовка коровы к проведению искусственного осеменения ректоцервикальным методом, проведение искусственного осеменения коровы ректоцервикальным методом). Выставление оценок.
- Показ трудовых приемов.
Корову размещают в станке (имеется муляж коровы), обучающиеся располагаются полукругом.
Для искусственного осеменения коровы необходимо оборудовать рабочее место. Для этого, в зависимости от способа искусственного осеменения , вы приготовили растворы, используемые в искусственном осеменении, марлевые салфетки, а так же инструменты.
Перед проведением осеменения размороженную сперму необходимо проверить на подвижность (активность) и густоту. Сперма пригодна для осеменения густая с подвижностью не менее 4 баллов (активность размороженной спермы быка должна быть не менее 4 баллов).
Преподаватель демонстрирует ректоцервикальный метод искусственного осеменения коров.
Для искусственного осеменения ректоцервикальным способом используют одноразовые инструменты, шприц – катетер.
Проводят туалет наружных половых органов с помощью тампона теплым мыльным раствором, орошают фурацилина, насухо вытирают. Почему используют теплые растворы для подготовки инструментов? (Потому что сперма при соприкасании с холодными инструментами получит холодовый шок и для осеменения будет не пригодна).
После туалета наружных половых органов коровы большим и указательным пальцами одной руки, одетой в полиэтиленовую перчатку, раскрывают у животного половые губы и, не касаясь пипеткой наружных половых органов, вводят другой рукой во влагалище.
После введения осеменительного прибора во влагалище, руку в полиэтиленовой перчатке увлажняют теплой водой или смазывают стерильным вазелином и вводят в прямую кишку.
Убедившись, что конец осеменительного прибора лежит вблизи отверстия шейки матки, приступают к исследованию матки и яичников. Скажите, на что именно необходимо обратить внимание? (Нет ли в половых органах патологических процессов, не беременна ли самка, в каком из яичников находится зрелый фолликул).
После исследования проводят массаж матки в технике от шейки матки к рогам матки, после чего влагалищную часть шейки матки фиксируют всей кистью руки. При этом канал шейки матки нащупывают мизинцем или большим пальцем и под его контролем направляют осеменительный прибор. Убедившись, что осеменительный прибор вошел в канал шейки матки, осторожно, вращательными движениями вводят осеменительный прибор на глубину 6 – 8 см, медленно надавливают на поршень или ампулу, одновременно оттаскивая осеменительный прибор назад. Затем не отпуская поршень шприца – катетера или ампулы извлекают из канала шейки матки, влагалища, а руку в прямой кишке оставляют, так как проводят массаж матки начиная от шейки матки и заканчивая рогами матки в течение 1 – 2 минут. Извлекают руку из прямой кишки и еще проводят легкий массаж клитора, что способствует всасывающей активности, усилению сократительной функции матки.
Искусственное осеменение коров проводят обязательно при наличии у них половой охоты. Осеменяют коров обычно дважды в одну охоту: первый раз – сразу после выявления у них половой охоты и второй раз – через 10 – 12 часов. После осеменения коров рекомендуется выдерживать на привязи или в стойле отдельно от стада до прекращения признаков половой охоты.
Теперь обучающиеся берут инструкционные карты с заданиями и приступают к их выявлению. Для обучающихся предусмотрены следующие задания:
1.Подготовить рабочее место оператора искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и птицы.
2.Подготовить инструменты и осеменительный прибор для осеменения коров ректоцервикальным способом.
3.Разморозить сперму и провести оценку ее качества.
4.Подготовитьб корову к искусственному осеменению и провести искусственное осеменение коров ректоцервикальным способом.
Всем понятны задания? Вопросы имеются? Тогда приступаем к выполнению заданий.
Выполнение работы.
При выполнении заданий оказывать консультативную помощь, наблюдать за ходом выполнения заданий. Наблюдатели фиксируют недочеты в работе.
- Обратить внимание на проведение туалета половых органов. Чем проводится (теплый, мыльный раствор и ватным тампоном), вытирается ли насухо?
- Правильно ли подобраны и подготовлены инструменты для ректоцервикального способа осеменения коров? (есть ли все необходимые инструменты для ректоцервикального способа осеменения коров), соблюдена технология приготовления инструментов для искусственного осеменения коров ректоцервикальным способом.
- Правильно ли проводится разморозка и оценка качества спермы (подготовка микроскопа, покровного и предметного стекол, работа с сосудом Дъюара, размораживание и оценка качества спермы).
- Выполняется ли техника осеменения? (соблюдается ли алгоритм проведения искусственного осеменения).
- Соблюдаются ли ветеринарно – санитарные правила при искусственном осеменении коров ректоцервикальным способом?
Заключительный инструктаж:
Отметить достижения и упущения каждого обучающегося.
Подвести итог индивидуальной работы.
Рефлексии деятельности. Давайте подведем предварительный итог деятельности каждого обучающегося. Озвучить предварительные результаты. Отметить лучших обучающихся.
Преподаватель напоминает обучающимся о необходимости в срок подготовить отчет о выполненной работе.
Оценивает работу студентов во время проведения урока.
- Студенты делятся впечатлениями.
- Уточняют вопросы по теме урока, по оформлению отчета. Записывают задание для внеаудиторной самостоятельной работы.
Инструкционная карта
Практическая работа № 13
Тема: Искусственное осеменение сельскохозяйственных животных.
Наименование работы: Отработка методики искусственного осеменения коров ректоцервикальным способом.
Цель занятия – Освоить методику искусственного осеменения коров ректоцервикальным способом. Активизировать познавательную активность, самостоятельность обучающихся.
Вид занятия: Урок формирования умений и навыков.
Тип урока: урок практической работы.
Оснащение рабочего места: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, учебные пособия, инструкции.
Место проведения занятия: учебная лаборатория.
Правила техники безопасности:
1. Иметь спецодежду.
2.Соблюдать осторожность при работе с микроскопами, посудой стеклянной.
3. После работы тщательно вымыть руки с мылом.
Литература: основная – 1,2,3.
Дополнительная – 1,2,3,4,5,6.
Ход работы.
Взяв ампулу со спермой протирают её тампоном, смоченным 96%-ным спиртом, срезают со стороны дна, после чего всасывают из неё сперму в пипетку, сжимая и отпуская, пустую ампулу, соединенную с ней. Если сперма доставлена или разморожена (гранулы) во флаконах, то из флакона в пипетку набирают её 0,5 – 1,0 мл (сперму перед всасыванием в пипетку нужно смешать осторожным вращением ампулы или флакона).
Когда доставили в соломинках-капиллярах (пайеттах), то её размораживают, затем открытый конец капилляра с помощью полиэтиленовой муфты присоединяют к укороченной полистироловой пипетке, соединённой со шприцем, и прокалывают свободный конец стерильной иглой.
Подготовленные для осеменения инструменты кладут на стерильную подставку. Каплю спермы выдавливают на предметное стекло, сверху кладут покровное и определяют под микроскопом активность. Когда всё готово, большим и указательным пальцами одной руки, одетой в полиэтиленовую перчатку, раскрывают у животного срамные губы и, не касаясь пипеткой наружных половых органов, вводят её другой рукой во влагалище до соединения со шприцем (ампулой, баллончиком).
После введения пипетки во влагалище, руку в полиэтиленовой перчатке увлажняют тёплой водой и вводят в прямую кишку, несколько отведя пипетку другой рукой в сторону. Если пипетка на своём пути к влагалищной части шейки попадает в складку влагалища, то шейку матки рукой, введенной в прямую кишку, подвигают несколько вперед (к голове животного), что приводит к натяжению стенок влагалища и распрямлению складок.
Убедившись, что конец пипетки лежит вблизи отверстия шейки матки, приступают к исследованию матки и яичников. Если при исследовании устанавливают беременность или отмечают ненормальности в половых органах, то осеменять животное не следует. Окончательный диагноз должен поставить ветеринарный специалист.
Следует иметь в виду, что шейку матки нельзя фиксировать в период напряжения кишечной стенки, так как возможно травмирование её слизистой оболочки или прободение. Ослабление напряжения достигается лёгким поглаживанием слизистой оболочки.
После исследования, влагалищную часть шейки матки фиксируют всей кистью руки. При этом отверстие шейки матки нащупывают мизинцем или большим пальцем и под его контролем направляют пипетку. Убедившись, что пипетка попала в отверстие, осторожно лёгкими вращательными движениями, чтобы не повредить поперечных складок слизистой оболочки, шейку матки как бы натягивают на пипетку. Введя пипетку на глубину 6 – 8 см., медленно надавливают на ампулу или поршень шприца-катетера, одновременно несколько оттягивая пипетку назад. Затем, не разжимая ампулу пальцами или не вытягивая поршень, пипетку осторожно извлекают из влагалища, а руку из прямой кишки.
Нельзя при фиксации захватывать тело матки, а не саму шейку матки; влагалищная часть шейки матки в этом случае опускается вниз, и конец пипетки трудно ввести в её отверстие.
Ректоцервикальное осеменение коров и тёлок имеет ряд преимуществ по сравнению с осеменением при помощи шприца-катетера и влагалищного зеркала.
1. Устраняется раздражение и травмирование слизистой оболочки влагалища металлическим зеркалом, а также холодовые и болевые ощущения, нарушающие окситоциновый рефлекс.
2. Уменьшается инфицирование влагалища и шейки матки бактериями и грибками, проникающими туда вместе с воздухом при раскрытии влагалища зеркалом.
3. Применение одноразовых, стерильных инструментов, позволяет проводить осеменение в условиях асептики и исключает надобность в стерилизации вводимых в половые пути зеркал и шприцов катетеров, что на местах не всегда можно обеспечить с недостаточной тщательностью.
4. Обеспечивается введение спермы в более глубокую часть шейки матки (в переднюю треть цервикального канала), что предупреждает обратное вытекание её во влагалище. В результате этого спермии быстрее и в достаточном количестве достигают яйцеводов, сохраняя при этом высокую оплодотворяющую способность.
5. Проведение пальпации и массажа половых органов при исследовании их в процессе осеменения снимает оборонительную реакцию животных на введение инструментов во влагалище, а также усиливает моторику матки, что способствует более быстрому продвижению спермы из шейки матки в её рога и яйцеводы.
6. Ректальное исследование внутренних половых органов перед осеменением даёт возможность выявить стельных коров и больных животных.
7. При условии ректального контроля над состоянием яичников (созревания фолликулов и процессом овуляции) создаётся возможность однократного осеменения коров в одну охоту.
Опыт показывает, что цервикальное осеменение с ректальным контролем является более экономичным. При осеменении коров этим способом с соблюдением всех правил, оплодотворяемость повышается на 8 – 10% , особенно при более значительных степенях разбавления спермы.
Недостатком цервикального осеменения с ректальной фиксацией матки является то, что при этом способе исключается возможность определения степени раскрытия канала шейки матки и характера содержащейся в ней слизи. Кроме того, затрудняется исключение патологических состояний влагалища и шейки матки, устанавливаемых осмотром при введении зеркала. Поэтому в ряде стран, где этот способ осеменения коров практикуется как основной, осеменение коров с неярко выраженной течкой и охотой или трудно оплодотворяющихся, проводят с использованием влагалищного зеркала.
Животное фиксируют.
Подготавливают инструменты. Для этого полиэтиленовую ампулу или шприц присоединяют к катетеру. Проводят размораживание и оценку спермы по определенной методике. Затем ампулу сдавливают для удаления из нее воздуха и засасывают порцию замороженно-оттаяного или свежеразбавленного семени. После тщательного туалета наружных половых органов коровы на руку одевают перчатку, омывают ее стерильным физиологическим раствором или 2,9% раствором цитрата натрия. Другой рукой раздвигают половые губы, вводят катетер во влагалище. Во избежание попадания в отверстие мочеиспускательного канала катетер сначала продвигают снизу вверх и вперед, далее горизонтально до упора в шейку матки. Руку в перчатке вводят в прямую кишку, фиксируют шейку матки между указательным и средним пальцами. Большим пальцем прощупывают отверстие канала шейки и вводят туда катетер. Некоторую трудность представляет фиксация отверстия шейки из-за ее несколько большего диаметра по сравнению с диаметром самой шейки. Чтобы преодолеть это можно, ухватив шейку, слегка подтянуть ее на себя. Повторив эту процедуру 2-3 раза, добиваются расслабления шейки и возможности захвата влагалищного отверстия шейки путем последовательных перехватов ее по длине. При попадании катетера в канал шейки матки вращательными движениями шейку натягивают на катетер. Катетер продвигают в шейку насколько возможно глубже. Наилучшим приемом есть прохождение катетером всей шейки и выдавливание спермы в полость тела матки. После этого руку осторожно извлекают из прямой кишки. От катетера отсоединяют шприц или ампулу. Затем катетер начинают осторожно и медленно вытягивать, сопровождая эту процедуру легким массажем клитора. Визуально наблюдают всасывание остатков спермы из катетера, что является подтверждением наличия всасывающей функции шейки. После извлечения катетера массаж клитора продолжают еще 1-2 минуты. После осеменения животному обеспечивают покой.
Недостаток способа: необходимость высокой квалификации оператора. Вероятность травм канала шейки при неосторожных манипуляциях катетером. Показатель оплодотворяемости - около 90-95 %.
Задание 1.Подготовить осеменительный прибор для осеменения коров ректоцервикальным методом.
Методика выполнения:
Изучить методику подготовки осеменительного прибора для осеменения коров ректоцервикальным способом, подготовить осеменительный прибор для осеменения коров ректоцервикальным способом:
- Соблюдение правил личной гигиены: надеть следующие предметы одежды: халат, чепчик, фартук, защитные очки и перчатки по ходу работы.
- Подготовить водяную баню с температурой +38 – 400С. Добавить дистиллированной воды (по необходимости), установить термометр, контроль температуры осуществляется с помощью термометра.
- На чистый стол поставить тампонницу с тампонами, пропитанными 70% раствором спирта.
- На край стола положить инструментарий: перчатки, канцелярские скрепки, пипетки, (защитные чехлы) ампулы с цитратом натрия (изотон), стерильные салфетки, подставка для инструментов, ножницы, осеменительный инструмент, малый пинцет, пинцет или корнцанг (на выбор), стеклянную палочку, санитарную рубашку.
- Подготовка рабочего места. Мытье стола и рук.
- Подготовка к работе, стерилизация спиртовыми тампонами, Достать пинцетом 1 – ый тампон, обработать пальцы рук и рабочую (свободную) часть стола, тампон выбросить.
- Достать пинцетом 2 – ой тампон, обработать подставку для инструментов, установить ее на стерильную рабочую часть стола, тампон выбросить.
- Достать пинцетом 3 – ий тампон, обработать инструменты для осеменения, разместить на стерильной подставке (ножницы, осеменительный инструмент, малый пинцет, пинцет или корнцанг, стеклянную палочку).
- Взять пинцетом 4 – ый тампон и обработать край пакета с одноразовыми инструментами для осеменения, тампон выбросить.
- Угол пакета надрезать стерильными ножницами и выдвинуть катетер на 1/3 длины, допускается извлечь из пакета и расположить на стерильную поверхность подставки, но, не касаяь стерильными началом чехла каких – либо находящихся рядом приборов.
- Пакеты с одноразовыми ампулами и катетерами закрепить канцелярскими скрепками.
- Подогреть осеменительный инструмент.
- Уборка рабочего места, инструменты и оборудование убрать в шкаф.
- Соблюдение правил техники безопасности и культуры работы.
Задание 2.Разморозить сперму быка в необлицованных гранулах или пайетах и оценка качества спермы.
Методика выполнения:
Изучить методику размораживания спермы быка, провести размораживание спермы быка и оценку качества размороженной спермы:
- Соблюдение правил личной гигиены: надеть следующие предметы одежды: халат, чепчик, фартук, защитные очки и перчатки по ходу работы.
- Уметь работать с микроскопом. Снять чехол с микроскопа. Протереть и подготовить микроскоп к работе. Отрегулировать освящение.
- Подготовить нагревательный столик. Разместить на нем предметные и покровные стекла.
- Обработать ампулу или флакон с 2,9 % раствором цитрата натрия (изотон) тампон выбросить.
- Вскрыть ампулу или флакон с 2,9 % раствором цитрата натрия (изотон) в водяную баню или на нагревательный столик (допускается: сразу же цитрат натрия стеклянной палочкой нанести на уже подогретое предметное стекло каплю цитрата натрия).
- Поместить вскрытую ампулу или флакон с 2,9 % раствором цитрата натрия (изотон) в водяную баню или на нагревательный столик.
- Оттаивание спермы в соломинках (пайетах). Проверить температуру водяной бани. Надеть защитный фартук, очки перчатки.
- Открыть сосуд Дьюара, быстро (не более чем за 5 секунд) поднять канистру с соломинками или гранулами не выше верхней трети горловины сосуда Дьюара.
- Извлечь стерильным, предварительно охлажденным в азоте пинцетом или корнцангом пайету (гранулу), удалить колебательными движениями остатки азота и немедленно погрузить пайету (гранулу) в водяную баню (цитрат натрия).
- Погрузить соломинку в водяную баню, отсчитать 10 секунд.
- Закрыть и опустить канистру с оставшимся семенем в сосуд Дьюара, закрыть сосуд.
- Перемещая медленными круговыми движениями в водяной бане, извлечь соломинку пинцетом и осушить ее стерильной сухой салфеткой.
- Проверить, что воздушный пузырек находится у запаянного конца соломинки (при необходимости соломинку встряхнуть).
- Взять осеменительный инструмент, оттянуть поршень до упора, отрезать стерильными ножницами выступающий конец соломинки на расстоянии 7 мм строго перпендикулярно, надеть защитный чехол на осеменительный инструмент.
- Оценка качества спермы. Первую каплю спермы удалить.
- Вторую каплю спермы нанести на предварительно подогретое предметное стекло, рядом с каплей спермы нанести каплю 2,9 % раствора цитрата натрия.
- Накрыть подогретым покровным стеклом, определить подвижность спермиев при увеличении 120 – 300 раз.
- Оценка спермы (подвижность, тип движения).
- Уборка рабочего места, использованные стекла поместить в емкость с дезинфицирующим раствором, инструмент убрать в шкаф.
- Соблюдение правил техники безопасности и культуры работы.
Задание 3.Подготовить телку для осеменения ректоцервикальным методом.
Методика выполнения:
Выявить коров в стадию возбуждения полового цикла, поставить в станок, провести туалет наружных половых органов и корня хвоста.
- Соблюдение правил личной гигиены: надеть следующие предметы одежды: халат, чепчик, фартук, защитные очки и перчатки по ходу работы.
- Хвост зафиксировать с помощью веревки.
- Вульву и корень хвоста промыть мыльным раствором, вытереть насухо.
- Вульву и корень хвоста обмыть дезинфицирующим раствором (стерильный раствор фурацилина, стерильный физиологический раствор).
- Соблюдение правил техники безопасности и культуры работы.
Задание 4.Провести осеменение коров ректоцервикальным методом.
- Соблюдение правил личной гигиены: надеть следующие предметы одежды: халат, чепчик, фартук, защитные очки и перчатки по ходу работы.
- После тщательного туалета наружных половых органов и корня хвоста коровы на руку надевают перчатку, омывают ее стерильным физиологическим раствором или 2,9 % раствором цитрата натрия.
- Другой рукой раздвигают половые губы, вводят осеменительный прибор во влагалище. Во избежание попадания в отверстие мочеиспускательного канала катетер сначала продвигают снизу вверх и вперед, далее горизонтально до упора в шейку матки.
- Руку в перчатке вводят в прямую кишку, фиксируют шейку матки между указательным и средним пальцами руки.
- Большим пальцем прощупывают отверстие канала шейки матки, определяют степень раскрытия канала шейки матки.
- Проводят исследование яичников, тела и рогов матки на степень подготовленности к восприятию спермы.
- Проводят массаж шейки, тела и рогов матки, начиная от шейки матки и продвигаясь к рогам матки.
- Некоторую трудность представляет фиксация отверстия шейки матки из – за ее несколько большего диаметра по сравнению с диаметром самой шейки матки. Чтобы преодолеть это, необходимо ухватить шейку матки, слегка подтянуть ее на себя. Повторив эту процедуру 2 – 3 раза, добиваются расслабления шейки матки и возможности захвата влагалищного отверстия шейки матки путем последовательных перехватов ее рол длинне.
- Осеменительный прибор продвигают из влагалища в канал шейки матки.
- При попадании катетера в канал шейки матки вращательными движениями шейку матки натягивают на катетер.
- Катетер продвигают в шейку матки насколько это возможно – глубже .Наилучшим приемом есть прохождение катетером всей шейки матки и выдавливание спермы в полость тела матки.
- Осеменительный прибор осторожно извлекают из шейки матки и влагалища, при этом, не отнимая пальцев руки от ампулы или поршня шприца.
- Вновь проводят очень осторожно массаж шейки, тела и рогов матки, начиная от шейки матки и продвигаясь к рогам матки.
- После этого руку осторожно извлекают из прямой кишки, снимают перчатку и утилизируют ее.
- Проводят легкий массаж клитора 1- 2 минуты.
- После искусственного осеменения животному обеспечивают покой.
- Моют осеменительный прибор и убирают его.
- Соблюдение правил техники безопасности и культуры работы.
Задание 5. Ситуационно – проблемные задачи.
Задача №1. При анализе крови небеременной самки обнаружено, что содержание прогестерона составляет верхнюю границу нормы, а содержание эстрогенов приближается к нижней границы нормы. В какую стадию эстрального цикла был взят анализ крови? Обоснуйте ответ.
Задача № 2. При анализе крови небеременной самки обнаружено, что содержание прогестерона приближается к нижней границе нормы, а содержание эстрогенов достигает верхней границы нормы. В какую стадию эстрального цикла был взят анализ крови? Обоснуйте ответ.
Задача № 3. При анализе крови небеременной самки обнаружено, что содержание прогестерона и эстрогенов приближается к нижней границе нормы. В какую стадию эстрального цикла был взят анализ крови? Обоснуйте ответ.
Ответы на задачи:
№1. В метаэструсе
№2. В конце проэструса.
№3. В эструсе (только произошла овуляция).
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. В чем преимущества ректоцервикального метода осеменения коров?
2. Из чего состоит осеменительный прибор? Зарисовать его в рабочей тетради.
3. Какой процент оплодотворяемости коров ректоцервикальным методом?
4. как проводят подготовку осеменительного прибора для ректоцервикального осеменения коров?
5. Методика размораживания спермы в гранулах и пайетах (отличия).
6. Методика осеменения коров ректоцервикальным способом.
Отчет о проделанной работе:
Тема:
Наименование работы
Ответы на контрольные вопросы и результаты полученные при выполнении заданий занести в рабочие тетради.
Практико – ориентированное обучение способствует формированию коммуникативных компетенций:
- Уметь выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.
- Выступать на публике.
- Сотрудничать и работать в команде.
Заключение
В ходе проведения практического занятия обучающиеся изучают основные этапы искусственного осеменения коров ректоцервикальным методом, определяют наиболее экономичные методы осеменения коров, подготовки инструментов, растворов, подготовку коровы к проведению искусственного осеменения, искусственное осеменение коровы ректоцервикальным методом. При выполнении практических заданий обучающиеся внимательно следят за проведением методики выполнения заданий, делают замечания по выполнению задания. Бесспорно, что систематическая работа по решению практико – ориентированных задач и использование разнообразных приемов обеспечивает стабильные результаты учебной деятельности по профессиональному модулю:
- отмечается положительная динамика уровня познавательной мотивации;
- наблюдается сформированность у обучающихся умения видеть причину возникшего затруднения при решении задачи и самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках;
- увеличилось количество обучающихся, имеющих достаточный уровень интеллектуального развития (умение анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию и классификацию, логически мыслить, действовать по алгоритмам);
- произошли различные изменения и в ценностных установках обучающихся: в отношении к освоенному материалу, в способности и возможности мобилизовать знания в экстремальной ситуации, в готовности предъявить их для независимой внешней оценки.
Таким образом, если при обучении рабочей профессии «Оператор искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и птицы» систематически, на протяжении всего курса целенаправленно использовать практико – ориентированные задания с учетом их профессиональной направленности, то повысится не только качество профессиональной подготовки обучающихся, но и интерес к специальности, а также будут сформированы профессиональные и общие компетенции, которые будут использованы ими в их профессиональной деятельности.
Обучение с использованием практико-ориентированных заданий также приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.
Список информационных источников при реализации профессионального модуля ПМ 05 по рабочей профессии «Оператор искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и птицы»
Основные источники:
- Гончаров В.П., Черепахин Д.А. Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных. – М.: КолосС, 2016. – 328с.
- Никитин В.Я. Акушерство и гинекология сельскохозяйственных животных / Под ред. В.Я.Никитина. – М.: КолосС, 2016
- Никитин В.Я., Миролюбов М.Г., В.П.Гончаров и др. Практикум по акушерству, гинекологии и биотехнике размножения животных – М.6 КолосС, 2017.
Дополнительные источники:
- Дюльгер Г.П. Акушерство, гинекология и биотехника размножения кошек. – М.: КолосС, 2017
- Кунаков А.А. Справочник ветеринарного врача, издательство «Лань», 2016
- Полянцев Н.И., Подберезный В.В. Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных; Учебное пособие / Серия «Ветеринария и животноводство». Ростов н/Д: Феникс, 2017
- Российский ветеринарный журнал «Сельскохозяйственные животные» - М.: Издательство «КолосС», 2014 – 2018 г.
- Российский ветеринарный журнал «Мелкие домашние и дикие животные» - М.: издат. «КолосС» 2014-2018 г.
- Журналы: Ветеринария сельскохозяйственных животных
Приложение
Требования техники безопасности во время занятий и в условиях производства
- Начинать исследовать животного можно с разрешения преподавателя.
- Перед выполнением задания следует убедиться в надежности фиксации животного.
- При выполнении задания нужно придерживаться правил обращения с животными, не делать резких движений и грубых окликов.
- При чрезмерном беспокойстве животного необходимо прекратить выполнение задания, успокоить ее.
- К крупным животным нужно подходить сбоку, разговаривать с ним, успокоить его поглаживанием кожи шеи, лопатки и за ушами.
- Для фиксации большого рогатого скота сдавливают носовую перегородку пальцами, щипцами или фиксируют животного удерживают за рога, носовое кольцо, накладывают петли из веревки на тазовые конечности.
- При лабораторных исследованиях используют реактивы с этикетками или надписями.
- Щёлочи, кислоты и прочие реактивы набирают пипеткой с грушей или автоматической пипеткой. Запрещается их засасывать в пипетку ртом.
- При использовании для исследования и лечения животных электрических приборов их необходимо заземлить.
- Следует быть внимательным, придерживаться дисциплины, поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте, где должны быть лишь необходимые материалы, приборы и инструменты.
- Принимая больное животное, необходимо выяснить эпизоотологическое состояние хозяйства (относительно бешенства, лейкоза, сибирской язвы, бруцеллеза и др. болезней).
- При приеме больных собак следует требовать от владельца предъявления паспорта на него. В случае отсутствия в нем записи про прививку против бешенства принимать животного запрещается.
- При работе с животными, подозрительными в заболеваниях, общих для животных и человека (анаэробная инфекция, бруцеллез, лейкоз и др.), нужно использовать клеенчатые фартуки, резиновые сапоги и гинекологические перчатки.
- Перед началом работы нужно проверить состояние кожного покрова своих рук (раны, царапины и др.). При необходимости провести обработку и использовать гинекологические перчатки.
- Проводя ректальное исследование коров, необходимо находиться за пределами зоны движения задних конечностей.
- Для фиксации животных во время курации привлекаются другие кураторы.
- Студенту запрещается самовольно отлучаться из места проведения лабораторных и практических занятий в аудитории, манеже, стационаре, на животноводческой ферме, мясокомбинате или на пункте искусственного осеменения сельскохозяйственных животных.
- Во время работы студентов с животными запрещается без обслуживающего персонала подходить к животным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого классного часа на тему: «Отношение к природе и животным как нравственная проблема»
Целью открытого классного часа на тему:"Отношение к природе и животным как нравственная проблема" способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.- формировать негативную ...
методическая разработка по дисциплинам "Основы зоотехнии", "Кормление сельскохозяйственных животных", "Животноводство", тема "Устами студента"
Данная методическая разработка посвящена раскрытию темы: "Устами студента" в процессе обучения специальным ветеринарным дисциплинам "Основы зоотехнии", "Кормление сельскохозяйственных животных", "Живо...
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю. ПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Рабочая профессия «Оператор по искусственному осеменению животных и птицы».
Комплект контрольно- оценочных средств по профессиональному модулю разработан на на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ и рабоче...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по ПМ.05 Выполнение работ по профессии: Оператор по искусственному осеменению животных и птиц. УП.05.01 Техника искусственного осеменения самок сельскохозяйственных животных и птиц.
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия учебной практики ПМ.05 выполнение работ по профессии: Оператор по искусственному осеменению животных и птицы УП. Оператор по искусст...
Методическая разработка открытого практического занятия на тему «Мечение сельскохозяйственных животных» ОП 04 «Основы зоотехнии» специальность 36. 02.01. Ветеринария.
Методическая разработка предназначена для обучающихся вторых курсов по специальности Ветеринария, в помощь по проведению практических занятий....
Методическая разработка по МДК 02.01. Методики диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных тема "Физиология родов"
Методическая разработка по МДК 02.01. Методики диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйсмтвенных животных тема "Физиология родов"...
Методическая разработка студенческого форума "Будущее за рабочими профессиями"
Методическая разработка студенческого форума "будущее за рабочими профессиями"...