Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 08 ОХРАНА ТРУДА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ по профессии СПО35.01.14. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
рабочая программа
Рабочая программа дисциплины «Охрана труда и экологическая безопасность » составлена в соответствии с обязательными требованиями ФГОС к среднему профессиональному образованию по профессии 35.01.14. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.08_ohrana_truda_i_ekologicheskaya_bezopasnost.docx | 44.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство промышленности и торговли Тверской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Вышневолоцкий колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 08 ОХРАНА ТРУДА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ППКРС ПО ПРОФЕССИИ
35.01.14. Мастер по техническому обслуживанию и
ремонту машинно-тракторного парка
Вышневолоцкий городской округ
2022 г.
Рабочая программа дисциплины «Охрана труда и экологическая безопасность » составлена в соответствии с обязательными требованиями ФГОС к среднему профессиональному образованию по профессии 35.01.14. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
Согласовано:
Заместитель директора по УР Т. В. Бордодымова
Одобрена на заседании цикловой комиссии профессионального цикла филиала ГБПОУ «ВВК» в п.Красномайский
«____»_____________________20___ протокол № ______
Председатель: ________________________________
Подпись/ расшифровка подписи
Авторы:
преподаватель ГБПОУ
«Вышневолоцкий колледж»
____________________________________________
Подпись/ расшифровка подписи
преподаватель ГБПОУ
«Вышневолоцкий колледж»
____________________________________________
Подпись/ расшифровка подписи
Рецензенты:
________________________________________________________________________
Должность, место работы, Подпись/ расшифровка подписи
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 14 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.08 ОХРАНА ТРУДА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
- Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Охрана труда и экологическая безопасность » является является вариативной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
- Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 1 - 7 ПК 2.1 – 2.4. ПК 3.1.-3.4. | - ориентироваться в системе нормативных правовых актов по охране труда и использовать их в профессиональной деятельности; - выполнять мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий вредных производственных факторов. планировать мероприятия по снижению уровня загрязнений окружающей среды; - ориентироваться в основных аспектах взаимовлияния человечества и его среды обитания; - прогнозировать и оценивать экологическую опасность, моделировать пути её предотвращения. | - системы нормативных правовых актов по охране труда; - структуры и системы охраны труда в АПК; - источников и способов защиты человека от вредных и опасных производственных факторов; эргономические и психофизиологических основ охраны труда; - глобальных и региональных экологических проблем; - способов снижения техногенной нагрузки на природную среду; - механизмов обеспечения экологической безопасности; - критериев оценки состояния природной и техногенной среды. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 47 |
в т.ч. в форме практической подготовки | |
теоретическое обучение | 24 |
практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа | 11 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда и экологическая безопасность»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Правовые и организационные основы охраны труда | 10 | |||
Тема 1.1. Законодательные основы охраны труда | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Термины и определения охраны труда. Основные законы по трудовому праву в РФ. Основные положения правительства РФ по охране труда в РФ. Государственные гарантии и социальная поддержка граждан РФ. Защита прав и свобод граждан РФ. | 2 | ||
В том числе практических работ | 2 | |||
1 | Практическая работа № 1.Порядок действий работника при несчастном случае. | |||
Тема 1.2. Государственный надзор и контроль за охраной труда на предприятиях | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства по охране труда. Основные функции, задачи, цели и права государственных инспекторов по охране труда. Общественный контроль за охраной труда. Профессиональные союзы. | |||
Тема 1.3. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды | Содержание учебного материала | 4 | ||
Виды, классификация и идентификация негативных факторов. Источники и характеристика негативных производственных факторов. Аттестация рабочих мест по условиям труда Опасные и вредные производственные факторы, их воздействие на работающих, определение уровней воздействия и меры защиты Воздействие на организм человека вредных веществ, находящихся в воздухе. Метеоусловия. Шум и вибрация. Световой поток. Ионизирующее излучение. | 2 | |||
В том числе практических работ | 2 | |||
1 | Практическая работа № 2 Классификация условий труда по степени вредности и опасности. | |||
Раздел 2. Техника безопасности | 16 | |||
Тема 2.1. Основы безопасности в сельскохозяйственном производстве | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Требования безопасности к машинам, механизмам, инструментам и приспособлениям для технического обслуживание машин. Средства индивидуальной защиты от опасных и вредных производственных факторов. Допуск к работе на тракторах, автомобилях, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах. Требования безопасности в учебных помещениях, гараже и на территории предприятия. | 2 | ||
2 | Меры безопасности при весенне-полевых работах Меры безопасности при работе с удобрениями и ядохимикатами Требования по охране труда при уборке зерновых и технических культур Требования по охране труда при послеуборочной обработке зерна Меры безопасности при подготовке семян к посеву. | 2 | ||
3 | Правила безопасности при хранении, погрузке, выгрузке и перевозке топливосмазочных материалов, и при работе с ними. Меры безопасности при использовании антифриза, смазочных материалов. Применение и хранение ветоши. Меры безопасности при использовании баллонов, наполненных сжиженным и сжатым газами. Применение спецодежды и средств индивидуальной защиты при работе с эксплуатационными материалами. | 2 | ||
В том числе практических работ | 2 | |||
1 | Практическая работа № 3. Применение средств индивидуальной защиты от опасных и вредных производственных факторов. | |||
Тема 2.3. Основы пожарной безопасности | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Основные понятия. Классификация производственных объектов по пожаровзрывоопасности. Организационные и технические противопожарные мероприятия. Пожарная безопасность объекта. Предотвращение пожаров в организациях. Первичные средства пожаротушения. Причины возникновения пожаров. | 2 | ||
В том числе практических работ | 2 | |||
1 | Практическая работа № 4. Изучение устройства огнетушителя. Отработка приемов работы с огнетушителем. | |||
Тема 2.4. Основы электробезопасности | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Особенности поражения электрическим током. Причины электротравматизма. Допуск к работе с электричеством и электрифицированными машинами. Защита от статического электричества. Молниезащита зданий и сооружений. Правила поведения во время грозы в поле и в помещении. Оказание помощи человеку, попавшему под действие электрического тока. | 2 | ||
В том числе практических работ | 2 | |||
1 | Практическая работа № 5. Выбор средств обеспечения электробезопасности. Оказание первой помощи пострадавшим при поражении электрическим током. | |||
Раздел 3. Экологическая безопасность | 8 | |||
Тема 3.1. Понятие об экологической безопасности | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие об экологической безопасности. Экологическая политика как целенаправленная деятельность государственных органов по обеспечению экологической безопасности населения, рационального природопользования и охраны природы. Уровни экологической безопасности: международный, национальный, региональный, локальный. Приоритеты глобальной экологической безопасности (сохранение биоразнообразия, мониторинг климатических изменений, сохранение лесов и т. п.) и их значение для формирования политики на национальном и региональном уровнях. Природоохранное законодательство как основа экологической политики. Цель и задачи экологической безопасности и их проецирование на региональный уровень. Основные направления государственной экологической безопасности. Экологическая доктрина РФ, ее значение для устойчивого развития регионов. | |||
Тема 3.2. Глобальные экологические проблемы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Глобальные и региональные экологические проблемы. Загрязнение воздушной среды и её защита. Нарушение озонового слоя. Проблема кислотных и щелочных осадков. Изменение климата. Обеспечение безопасности гидросферы. Истощение запасов пресной воды, загрязнение вод Мирового океана. Таяние ледников. Деградация естественных ландшафтов. Деградация почвенного покрова. Опустынивание. Проблемы и способы защиты биосферы в современных условиях. Деградация биоразнообразия (редкие, исчезнувшие, находящиеся под угрозой исчезновения виды, и т.п.). Сокращение площади лесов. Красная книга МСОП, Красные книги федерального и регионального значения. Критерия внесения видов в Красную книгу. | |||
Тема 3.3. Прикладные экологические проблемы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Основные аспекты взаимодействия человечества и его среды обитания. Способы снижения техногенной нагрузки на природную среду. Механизмы обеспечения экологической безопасности. Критерии оценки состояния природной и техногенной среды. Экология городов (урбоэкология). Перенаселение планеты. Накопление поллютантов и ксенобиотиков в средах и организмах, их миграция в трофических цепочках. Ухудшение качества жизни, рост числа заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды (в т. ч. генетических), появление новых болезней. Энергетические проблемы | |||
Тема 3.4. Региональная экологическая безопасность | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Понятие о региональной экологической безопасности. Региональная экологическая политика как часть комплексной региональной политики государства. Цель и задачи региональной экологической политики: сохранение и восстановление природных систем и их экологических функций для устойчивого развития регионов России, повышения качества жизни и улучшения здоровья населения регионов, обеспечения их экологической безопасности. Основные направления региональной экологической безопасности. Государственная экологическая политика и подходы к ее реализации в регионах России. Основные направления региональной экологической политики в России. Региональные экологические программы: в сфере энергосбережения и развития альтернативных источников энергии; утилизации отходов; территориальной организации и оптимизации землепользования; развития сетей особо охраняемых природных территорий и сохранения биоразнообразия. Статус "особой экономической зоны" региона и его роль в формировании региональной экологической политики. | 2 | ||
В том числе практических работ | 2 | |||
1 | Практическая работа № 6. Определение антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в сельскохозяйственном производстве. | |||
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, заданных преподавателем). Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
| 11 | |||
Всего | 47 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета « Безопасности жизнедеятельности и охраны труда»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
- Булгаков, А. Б. Охрана труда: несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания : учебное пособие для СПО / А. Б. Булгаков. — Саратов : Профобразование, 2021. — 116 c. — ISBN 978-5-4488-1136-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/105149.html . — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
- Ковальчук А. Н. Охрана труда на предприятиях АПК : учебное пособие / А. Н. Ковальчук. — Красноярск: КрасГАУ, 2021. — 328 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/225149 . — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Корнийчук, Г. А. Охрана труда на транспорте : законодательные и нормативные акты с комментариями / Г. А. Корнийчук. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2009. — 168 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/1554.html . — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Кривова, М. А. Охрана труда : учебное наглядное пособие для СПО / М. А. Кривова, Д. А. Мельникова, Н. Г. Яговкин. — Саратов : Профобразование, 2022. — 156 c. — ISBN 978-5-4488-1397-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/116280.html . — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
- Луцкович, Н. Г. Охрана труда при производстве механизированных работ в агропромышленном комплексе : учебное пособие / Н. Г. Луцкович, М. В. Сосонко. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2017. — 188 c. — ISBN 978-985-503-651-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/67709.html . — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
- Охрана труда : учебное пособие для СПО / составители А. Б. Булгаков, В. Н. Аверьянов. — Саратов : Профобразование, 2021. — 197 c. — ISBN 978-5-4488-1137-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/105148.html . — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
1 | 2 | 3 |
Умения: | ||
ориентироваться в системе нормативных правовых актов по охране труда и использовать их в профессиональной деятельности | порядок действий работника при несчастном случае. | оценивание выполнения практических работ |
выполнять мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий вредных производственных факторов | классификация условий труда по степени вредности и опасности | оценивание выполнения практических работ |
Знания: | ||
Системы нормативных правовых актов по охране труда | система нормативных правовых актов по охране труд; организация охраны труда; порядок расследования и оформления несчастных случаев | оценка устных и письменных ответов |
Структуры и системы охраны труда в АПК | обеспечение безопасности при выполнении основных видов работ в лесном хозяйстве | оценка устных и письменных ответов |
Источников и способов защиты человека от вредных и опасных производственных факторов | идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды; способы защиты человека от вредных и опасных производственных факторов | оценка устных и письменных ответов |
Знания эргономических и психофизиологических основ охраны труда | эргономические основы безопасности труда; психологические аспекты безопасности труда | оценка устных и письменных ответов |
Глобальных и региональных экологических проблем
| Глобальные и региональные экологические проблемы | оценка устных и письменных ответов |
Способов снижения техногенной нагрузки на природную среду | Способы снижения техногенной нагрузки на природную среду. | оценка устных и письменных ответов |
Механизмов обеспечения экологической безопасности | Обеспечение экологической безопасности | оценка устных и письменных ответов |
Критериев оценки состояния природной и техногенной среды | Критерии оценки состояния природной и техногенной среды | оценка устных и письменных ответов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 "Экономика отрасли и предприятия" по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 "Экономика отрасли и предприятия" Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»...
Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика" для специальности 090305 Информационная безопасность автоматизированных систем
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС для специальности СПО 090305 Информационная безопасность автоматизированных систем, 2 курс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 « Основы технологии общестроительных работ» по профессии 11196 «Бетонщик»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 « Основы технологии общестроительных работ» по профессии 11196 «Бетонщик»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 « Основы технологии общестроительных работ» по профессии 11196 «Бетонщик»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 « Основы технологии общестроительных работ» по профессии 11196 «Бетонщик»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Организация охраны труда на предприятиях" по профессии "Парикмахер"
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (СПО) 43.01.02 «пар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.02 ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОТДЕЛОЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ специальности 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы технологии отделочных строительных работ...
Программа учебной дисциплины ОП12. Охрана труда
Рабочая программа учебной дисциплины Охрана труда для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования...