Экология
презентация к уроку
Цели и задачи дисциплины - Экология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseli_i_zadachi_distsipliny_-ekologiya.pptx | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная цель дисциплины – формирование экологической культуры и профессиональной экологической грамотности будущего специалиста . Задачи дисциплины: - ознакомление с элементами и основными понятиями общей экологии; - рассмотрение понятия «биосфера» и ее эволюции, места и роли человека в биосфере; - изучение важнейших антропогенных факторов окружающей среды и влияния научно-технической деятельности человека на биосферу; - характеристика основных экологических проблем на современном этапе; - определение подходов к рациональному использованию природных ресурсов, знакомство с приоритетными научно-техническими направлениями энергосбережения в экономике; - знакомство с традиционными и нетрадиционными источниками энергии, вопросами производства, распределения и потребления энергии; экологические аспекты энергосбережения.
В настоящее время перед человечеством стоят три важные задачи: - обеспечение экономического развития - производство необходимой энергии - сохранение здоровой и безопасной окружающей природной среды В решении этих задач возникают сложные противоречия, порождающие глобальные экологические проблемы: -истощение природных ресурсов -разрушение естественных экосистем -снижение биологического разнообразия загрязнение окружающей среды Связующим звеном между экономикой и охраной природы стала наука , зародившаяся в середине 19 века - ЭКОЛОГИЯ
Экология как область исследований своими корнями уходит в далекое прошлое. Потребность в знаниях, определяющих «отношение живого к окружающей его органической и неорганической среде», возникла очень давно. Достаточно вспомнить труды Аристотеля (384–322 до н. э.), Плиния Старшего (23–79 н. э.) и многих других, в которых обсуждалось значение среды обитания в жизни организмов и приуроченность их к определенным местообитаниям, чтобы убедиться в этом
Классическая экология разделяется на три подраздела: Аутэкология – раздел науки, изучающий взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой (жизненные циклы и поведение как способ приспособления к окружающей среде). Демэкология – раздел науки, изучающий взаимодействие популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой. Синэкология – раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами. Глобальная экология разрабатывает проблемы биосферы в целом. Также выделяют геоэкологию, биоэкологию , гидроэкологию , ландшафтную экологию, этноэкологию , социальную экологию, химическую экологию , радиоэкологию, экологию человека и др. В связи с многогранностью предмета и методов исследований в настоящее время некоторые ученые рассматривают экологию как комплекс наук, который изучает функциональные взаимосвязи между организмами (включая человека и человеческое общество в целом) и окружающей их средой, круговорот веществ и потоков энергии, делающих возможность жизнь
С 1964 начались работы, проводимые в рамках Международной биологической программы (МБП): её основная цель – изучение продуктивности экосистем в разных областях земного шара. В процессе выполнения МБП стандартизирована методика определения продукции различных трофических звеньев. Исследования по биологической продуктивности продолжены международной программой «Человек и биосфера» ( ЧиБ ), в которой главное внимание уделено анализу воздействия деятельности человека на биосферу. Объединению экологов разных стран способствовало возникновение Международного общества экологов (ИНТЭКОЛ), 1-й конгресс которого состоялся в Гааге еще в 1974.
У экологии, как и у любой другой науки, есть свои законы. Наиболее ярко, в виде афоризмов, они были сформулированы американским экологом Барри Коммонером: - Всё связано со всем – в законе отражён экологический принцип холизма (целостности). - Всё должно куда-то деваться – закон говорит о необходимости замкнутого круговорота веществ и обеспечения стабильного существования биосферы. - Природа знает лучше – закон имеет двойной смысл – одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами. - Ничто не даётся даром – закон говорит о том, что каждое новое достижение неизбежно сопровождается утратой чего-то прежнего. Второй и четвёртый законы по сути являются перефразировкой основного закона физики – сохранения вещества и энергии . Первый и третий законы – действительно основополагающие законы экологии, на которых должна строиться парадигма данной науки. Основным законом является первый, который может считаться основой экологической философии.
Экология (от греч. óikos – жилище, местопребывание и ...логос (наука), наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. Часто экологию определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы. В настоящее время наблюдается бурный рост экологических исследований во всём мире. Причина его, во-первых, – в зрелости самой экологии как науки, чётком определении объектов и методов исследования ; во-вторых, в актуальности проблем повышения продуктивности экосистем и охране окружающей среды, необычайно возросшей в ходе научно-технической революции . Параллельно развивается и теоретическое направление в экологии, широко использующее математическое моделирование. Характерная черта современной экологии – исследование процессов, охватывающих всю биосферу . Особенно пристально изучается взаимодействие человека и биосферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Экология и автомобиль"
Содержит тематическое и календарно-тематическое планирование учебного материала для профессий автомеханик....
Рабочая программа Экология и автомобиль
Программа "Экология и автомобиль" ФГОС-3 для профессии "Автомеханик"...
Программа элективного курса по экологии «Экология человека»
Данный элективный курс может преподаваться учащимся биолого-химических, биолого-медицинских, гуманитарных классов, так как соответствует целям обучения и уровню мышления школьников. Программа электив...
Методическая разработка урока по экологии "Экология и энергосбережение"
Познакомить учащихся с проблемами нерационального использования человеком энергии и возможностями альтернативного использования энергоресурсов, показать значимость применения знаний в области энергоэф...
Методическая разработка «ЭкологИЯ» Тема: «ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА».
Методическая разработка «ЭкологИЯ» Тема: «ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА»....
Презентация к теоретическому занятию по Гигиене и экологии человнка на тему "Предмет гигиены и экологии" для преподавания в среднем профессональном образовательном учреждении.
Данная презентация сопровождает проведение теоретического занятия по образовательной дисциплине Гигиена и экология для студентов медицинских колледжей....
Презентация к теоретическому занятию по Гигиене и экологии на тему "Предмет гигиены и экологии"
Данная презентация предназначается для проведения теоретического занятия по образовательной дисциплине Гигиена и экология для студентво специальности Сестринсоке дело медицинского колледжа. Учеб...