Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности
методическая разработка
Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oud.06-mu_pz.docx | 88.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ "НОВООСКОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.06. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
2020 г.
Рассмотрено
На заседании ПЦК
Протокол № 1 от 27.08.2020
Председатель ПЦК Ярных Е.А.
Разработчик: Потапов М. В., преподаватель ОГАПОУ «Новооскольский колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………….5
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ……………………………….…6
3. ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПЗ………….…8
4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ………………………………………………………………………...9
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЗ……………………………...9
6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ………………………………...39
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Практические работы по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» являются очень важной формой обучения, так как позволяют обучающимся углубить и расширить теоретические знания; совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебной литературой, учебными фильмами, овладеть методикой составления алгоритмов безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях и оказания доврачебной помощи себе и окружающим людям.
Результаты своей работы обучающиеся должны занести в соответствующие таблицы, разработать и составить алгоритмы поведения, оказания ПМП, сделать и оформить выводы.
Для самостоятельного контроля усвоения материала в конце каждой практической работы приведены вопросы для самопроверки.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ занятия | Наименование вопросов, изучаемых на занятиях, дополнений к типовой программе | Обязательная учебная нагрузка | Коды формируемых компетенций ОК | Материальное и информационное обеспечение занятий (№ позиций из таблиц 4а, 4б, 4в) | |
Количество часов | Вид занятия | ||||
3 | Практическая работа №1 Факторы, способствующие укреплению здоровья. | 2 | Урок формирования умений и навыков | ДИ 6 с.199-205, ОИ 2 с. 268-275, 290-304. | |
4 | Практическая работа №2 Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. | 2 | Урок формирования умений и навыков | ДИ 1 с. 271-307, 232-271, ОИ 1 с.354-361. ОИ 2 с. 8-14 | |
5 | Практическая работа №3 Вредные привычки (алкоголизм, табакокурение) и их профилактика. | 2 | Урок формирования умений и навыков | ОИ 2 с.275-284 | |
7 | Практическая работа №4 Правила и безопасность дорожного движения | 2 | Урок формирования умений и навыков | Интернет-ресурс | |
9 | Практическая работа №5 Правовые основы взаимоотношения полов | 2 | Урок формирования умений и навыков | Интернет-ресурс | |
21 | Практическая работа №6 Прохождение военной службы | 2 | Урок формирования умений и навыков | Интернет-ресурс | |
27 | Практическая работа №7 Понятие первой медицинской помощи. Травматический шок | 2 | Урок формирования умений и навыков | ОИ 1 с.296-297. ОИ 2 с. 304-339, ОИ 4 с. 304-315 | |
28 | Практическая работа №8 Понятие травм. Первая помощь при ранениях, переломах, электротравмах | 2 | Урок формирования умений и навыков | ОИ 4 с. 303-3047, 312-317, 321-324, ОИ 1 с. 329-339, 341-347 | |
29 | Практическая работа №9 Травматический токсикоз. Виды кровотечений | 2 | Урок формирования умений и навыков | ОИ 1 с.294-329 ОИ 4 с.303-312, 315, 317 | |
30 | Практическая работа №10 Понятие, основные виды и степени ожогов | 2 | Урок формирования умений и навыков | ОИ 1 с. 339-341, ОИ 4 с. 317-321 | |
33 | Практическая работа №11 Потеря сознания и обморок. Остановка сердца и реанимационные мероприятия | 2 | Урок формирования умений и навыков | ОИ 4 с. 329-332 |
3. ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПЗ
Перед началом выполнения практических работ преподаватель должен ознакомить обучающихся с техникой безопасности.
Т.к. проведение практических занятий по ОБЖ предусмотрено в учебной аудитории, то обучающимся на практических занятиях необходимо соблюдать общие требования безопасности:
Входить и выходить из аудитории спокойно, не торопясь.
Подготовить свое рабочее место, учебные принадлежности.
Внимательно слушать объяснения и указания преподавателя.
Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте. По окончании работы убрать рабочее место.
4. ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
- обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
- выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,
- выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
- применять полученные знания в области безопасности на практике,
- проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
- распространенные опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера;
- факторы, пагубно влияющие на здоровье человека;
- основные меры защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- основы обороны государства и воинской службы, законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- основы медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если все задания практической работы выполнены в полном объеме, без ошибок, в соответствии с требованиями инструкционной карты. Умения и навыки сформированы полностью;
- оценка «хорошо» - если задания выполнены, но при этом имелось несколько ошибок незначительного характера. Умения и навыки сформированы полностью;
- оценка «удовлетворительно» - если задания практической работы выполнены, но с большим количеством ошибок. Умения и навыки сформированы частично.
- оценка «неудовлетворительно» - если не выполнено ни одно задание практической работы. Умения и навыки не сформированы.
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЗ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1
Дисциплина, МДК: Основы безопасности жизнедеятельности
Наименование работы: «Факторы, способствующие укреплению здоровья».
Цель занятия: обучить студентов умению организации рационального питания, умения правильно составить свой режим дня, соблюдать требования гигиены.
Приобретаемые умения и навыки: уметь применить на практике знания о рациональном питании, правильной организации закаливания организма, составления режима дня.
Литература: В.И. Бондин «Безопасность жизнедеятельности» с. 268-275, 290-304.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1
Записать определения понятий: «здоровье», «режим дня», «биоритмы».
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа с источником.
«Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», — записано в уставе Всемирной организации здравоохранения.
В общем понятии здоровья имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и физическое.
Физическое здоровье предполагает отказ человека от вредных привычек (табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков и др.). Чтобы достигнуть высокого уровня такого здоровья, человек должен рационально питаться, соблюдать правила личной гигиены и безопасного поведения, оптимально сочетать работу и отдых, физический труд и умственную деятельность, выполнять необходимый объем двигательной активности.
Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласии с окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания.
Основные составляющие здорового образа жизни.
Главные составляющие здорового образа жизни:
— оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении;
— закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
— рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы);
— соблюдение режима труда и отдыха;
— личная гигиена;
— экологически грамотное поведение;
— психическая и эмоциональная устойчивость;
— сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
— отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
— безопасное поведение дома, на улице и в школе, позволяющее избежать травм и других повреждений.
Режим дня – продуманный распорядок действий на день, планирование времени с целью его рационального и максимально эффективного использования.
Основными принципами режима являются строгое и четкое его выполнение, недопустимость частых и необоснованных изменений, а также перегрузок, превышающих пределы работоспособности организма.
Умственная и физическая работоспособность школьников зависит от многих факторов: времени суток, недели, четверти, учебного года, состояния здоровья, биологических ритмов организма.
У большинства подростков работоспособность наиболее высока утром с 8 до 12 часов и вечером с 16 до 18 часов, а также в середине рабочей недели и четверти.
Чрезмерная и длительная нагрузка приводит к снижению умственной и физической работоспособности. Человек делает большое количество ошибок, замедляется темп его работы, нарушается координация движений и точность выполнения операций, появляется рассеянность, а иногда головная боль и бессонница. Такое состояние называется утомлением. При неправильной организации труда, непосильных учебных нагрузках и систематических нарушениях режима дня утомление может стать хроническим и перейти в переутомление.
Режим труда и отдыха — это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца, года.
Один из основополагающих принципов режима — строгое его выполнение, недопустимость частых изменений. Если возникает необходимость перехода к новому режиму, то такой переход должен быть постепенным. Эти требования вызваны тем, что организм привыкает к определенному ритму, у него вырабатывается система условных рефлексов, облегчающая выполнение тех или иных его функций.
Второй принцип режима заключается в том, что все виды намеченной в нем деятельности должны быть посильными для организма и не превышать предела работоспособности клеток головного мозга, а отдых должен обеспечивать полное их восстановление.
Всякое нарушение режима приводит к расстройству налаженной системы рефлексов, а это может повлечь за собой негативные изменения в состоянии здоровья, прежде всего утомление и переутомление
Для быстрого восстановления сил и профилактики утомления и переутомления в свой распорядок следует включать физически активные и информационно-познавательные виды отдыха. Очень важно планировать активный отдых в выходные дни. Прогулки в лес, сбор грибов и ягод, занятия физической культурой и спортом, работа на дачном участке — важные составляющие для успешной подготовки к новой трудовой неделе. Хорошо восстанавливает работоспособность спокойный и глубокий сон.
Биоритмы – периодически повторяющиеся изменения характера и биологических процессов в жизни человека.
ЗАДАНИЕ № 2
Записать определение понятия «питания». Перечислить основные гигиенические требования к питанию.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа с источником.
Питание — один из факторов внешней среды, существенно влияющий на здоровье, работоспособность и продолжительность жизни человека.
Питание должно быть сбалансированным и рациональным, т. е. содержать в оптимальном соотношении компоненты пищи (белки, жиры и углеводы). В пищевой рацион должны обязательно включаться мясо, рыба, молоко (источники жиров и белков), овощи и фрукты (источники углеводов).
Важное значение в питании играют витамины, содержащиеся в мясе, яйцах, молоке, дрожжах, овощах, фруктах, крупах, а также минеральные вещества (калий, натрий, магний, кальций, фосфор, цинк, медь, фтор, иод и др.)-
Вопросами полноценного и рационального питания занимается гигиена питания. Основными гигиеническими требованиями к питанию являются следующие:
— пища должна быть безвредной для организма;
— рацион питания должен соответствовать возрастным особенностям человека;
— пища должна быть разнообразной и сбалансированной по содержанию различных веществ;
— технология приготовления пищи и условия ее приема должны соответствовать санитарным нормам;
— суточный рацион питания должен быть правильно распределен по калорийности между завтраком, обедом и ужином;
— необходимо строго соблюдать время приемов пищи и промежутков между ними.
ЗАДАНИЕ № 3
Записать определение понятия «двигательная активность». Какую роль играют занятия спортом и закаливание для здоровья человека?
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа с источником.
Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.
К сожалению, сейчас большой бедой большинства подростков, юношей, девушек (да и взрослых) стала недогрузка мускулатуры, малоподвижность (гипокинезия).
Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом — более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.
Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.
Люди, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.
О физической форме человека свидетельствует состояние ее основных составляющих:
— сердечно-дыхательной выносливости — способности выдерживать в течение длительного времени физическую нагрузку умеренной интенсивности; показатель того, насколько эффективно сердце и легкие обеспечивают организм кислородом при длительной физической активности;
— мышечной силы и выносливости, необходимых для поднятия, перемещения и толкания предметов и выполнения других действий, в том числе в течение некоторого времени и повторно;
— скоростных качеств, необходимых для передвижения с максимальной скоростью, прыжков, перемещений в единоборствах и спортивных играх;
— гибкости, характеризующей пределы движения отдельных звеньев организма.
Объем двигательной активности и физических нагрузок следует контролировать. Достаточно надежными критериями для этого являются самочувствие, аппетит, сон.
Эффективным средством укрепления здоровья является закаливание, которое повышает устойчивость организма к воздействию природных факторов и сезонным простудным заболеваниям. При закаливании чаще всего применяются природные факторы: вода, воздух, солнце.
При закаливании у организма вырабатывается устойчивость к простудам и некоторым другим заболеваниям. У тренированного к охлаждению человека реакция на холод происходит следующим образом: увеличивается выработка тепла и быстро происходит его задержание за счет сокращения сосудов кожи, повышается обмен веществ.
Для полноценного закаливания необходимо соблюдать определенные принципы: постепенность, регулярность и систематичность, многофакторность, учет индивидуальных особенностей организма.
В комплекс закаливающих процедур входят воздушные ванны, солнечные ванны и закаливание водой. Воздушные и солнечные ванны, как правило, являются общими, т. е. действуют на всю поверхность тела. Наибольший эффект при профилактике простудных заболеваний имеет закаливание водой. Оно может быть общим или местным, когда воздействию подвергается определенный орган или участок тела.
Водные процедуры применяются в виде купания в открытых водоемах, обтирания, обливания, ножных ванн, контрастного воздействия теплой и холодной воды. Очень полезно сочетание купания и плавания, так как в этом случае происходит не только закаливание организма, но и массаж кожи и мышц. Движение в воде улучшает обмен веществ, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивает мускулы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Какова необходимая продолжительность дня здорового взрослого человека?
- От чего зависит количество принимаемой человеком пищи?
- Какова суточная норма приема воды для здорового человека?
- Перечислить показатели, по которым необходимо контролировать уровень двигательной активности человека.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2
Дисциплина, МДК: Основы безопасности жизнедеятельности
Наименование работы: «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».
Цель занятия: обучить студентов способам снижения негативного влияния техносферы на человеческий организм
Приобретаемые умения и навыки: уметь анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения при использовании различных технических средств, используемых в повседневной жизни.
Литература:Т. Хван «Основы безопасности жизнедеятельности» с.354-361.
В. Бондин «Безопасность жизнедеятельности» с. 8-14
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1
Перечислить основные источники загрязнения литосферы (почвы), атмосферы, гидросферы.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа с источником.
Состояние окружающей среды в последние годы ухудшается, особенно это касается состояния суши, атмосферы и гидросферы. Суша (почва и недра) является важнейшим элементом биосферы и во многом определяет состояние внешней среды обитания человека. Нерациональное использование земельных ресурсов (перегрузка почв удобрениями и пестицидами, строительство индустриальных объектов на плодородных землях, чрезмерное развитие пастбищного животноводства) приводит к деградации почвы.
Серьезную опасность представляет загрязнение почвы промышленными и бытовыми отходами. Наиболее токсичны отходы, содержащие ртуть, мышьяк, свинец, кадмий, медь, цинк, аммиак, радиационные загрязнения. Почва имеет способность к самоочистке, но это долгий и сложный процесс.
Чтобы сохранить почву, следует меньше загрязнять ее, использовать щадящие способы ее обработки, правильно проводить ее обводнение и осушение, лучше очищать сточные воды промышленных предприятий и городов.
Важное значение для всех биологических форм жизни на Земле имеет атмосфера. Сегодня серьезные опасения вызывают потепление климата, обусловленное парниковым эффектом, разрушение озонового слоя, увеличение количества кислотных осадков и вредных выбросов в атмосферу. Эти явления происходят в результате загрязнения атмосферы мелкодисперсной пылью, фреонами, диоксидом серы, оксидом углерода, оксидом азота и углеводородами.
Для улучшения состояния воздушной среды необходимо шире внедрять бестопливные источники энергии, установить на промышленных предприятиях оборудование по очистке выбросов, автомобильный транспорт обеспечить эффективными нейтрализаторами выхлопных газов.
Особое место на Земле занимает вода. Она входит в состав любого организма. Естественные запасы воды, особенно пресной, не безграничны. В результате антропогенного воздействия качество природной воды ухудшается. Причины этого ухудшения следующие:
— загрязнение пресных вод серной и азотной кислотами из атмосферы, увеличение содержания в них сульфатов и нитратов;
— увеличение содержания кальция, магния, кремния в подземных и речных водах вследствие вымывания и растворения этих веществ подкисленными дождевыми водами;
— увеличение содержания тяжелых металлов, прежде всего свинца, кадмия, ртути, мышьяка и цинка;
— увеличение содержания в поверхностных и подземных водах солей в результате их поступления со сточными водами, из атмосферы и за счет смыва твердых отходов;
— увеличение содержания органических соединений, прежде всего биологически стойких (пестициды, продукты их распада и другие токсичные, канцерогенные и мутагенные вещества);
— уменьшение содержания кислорода, прежде всего в результате увеличившегося расхода воды на окислительные процессы;
— уменьшение прозрачности воды в водоемах (в загрязненных водах размножаются вирусы и бактерии — возбудители инфекционных заболеваний);
— загрязнение радиоактивными изотопами.
В связи с этим сохранение естественных источников воды и их защита от загрязнения является одной из главных задач экологии.
Негативные изменения окружающей среды отрицательно сказываются на здоровье людей. Так, нарушение биохимического состава почвы приводит к изменению содержания в воде, растениях, организме животных и человека таких важных микроэлементов, как иод, кобальт, фтор, марганец, бор, стронций, и многих других. Помимо этого в почве накапливаются болезнетворные микроорганизмы, яйца и личинки червей, паразитирующих в организме человека и животных и вызывающих различные заболевания.
Изменение состава и свойств воздушной среды тоже неблагоприятно сказывается на здоровье человека. Особенно страдают от вредных компонентов атмосферного воздуха дыхательная, сердечно-сосудистая и иммунная системы организма.
Особую опасность для здоровья населения представляет загрязнение воды. Недоброкачественная вода является источником распространения тяжелых инфекционных заболеваний (холера, дизентерия, брюшной тиф, болезнь Боткина и др.). В ней могут содержаться яйца и личинки глистов.
Вредное биологическое воздействие на человека производят мощные электрические, электромагнитные и сверхвысокочастотные поля, шумы и используемые в производстве и быту химикаты. Эти факторы вызывают нарушение работы сердечно-сосудистой и нервной систем, обмена веществ, снижение условно-рефлекторной деятельности и ухудшение репродуктивной функции, расстройство слуха и зрения.
ЗАДАНИЕ № 2
Составить план ликвидации последствий аварии, связанной с радиоактивным загрязнением окружающей среды (на примере ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС).
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа после просмотра фильма.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Признаки радиоактивного облучения человека.
- Что обозначает термин «дезактивация»?
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3
Дисциплина, МДК: Основы безопасности жизнедеятельности
Наименование работы: «Вредные привычки (алкоголизм, табакокурение) и их профилактика»
Цель занятия: обучить студентов способам анализа факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, навыкам ведения здорового образа жизни.
Приобретаемые умения и навыки: уметь анализировать причины и последствия употребления алкоголя и табакокурения.
Литература: Н.В.Косолапова «Основы безопасности жизнедеятельности» с. 30-39.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1
Перечислить факторы влияния курения на организм человека.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа с источником, просмотр фильма.
К вредным привычкам относятся злоупотребление алкоголем, курение, наркомания и токсикомания. Все они отрицательно влияют на здоровье человека, разрушающе действуя на его организм и вызывая различные заболевания.
Курение табака является одной из наиболее распространенных вредных привычек. С течением времени она вызывает физическую и психическую зависимость курильщика.
Табакокурение — одна из самых распространенных вредных привычек, характеризующаяся регулярным потреблением табачных изделий. Табачный дым представляет собой аэрозоли, состоящие из жидких и твердых частиц, находящихся во взвешенном состоянии. Он содержит никотин, угарный газ, аммиак, синильную кислоту, цианистый водород, ацетон и значительное количество веществ, способных вызывать образование злокачественных опухолей. Наиболее опасен никотин. К нему организм привыкает быстро, поэтому острое отравление им имеет очень короткую фазу. Его признаки: головокружение, кашель, тошнота, горечь во рту. Иногда к ним присоединяются слабость, недомогание, бледность лица.
Угарный газ, растворяющийся в крови курильщика, приводит к кислородному голоданию организма, от чего страдает прежде всего сердце.
Но больше всего от воздействия табачного дыма страдает легочная система. Ядовитые вещества табачного дыма постепенно разрушают механизмы защиты легких, вызывая легочные заболевания. Кроме раздражения слизистой оболочки гортани, трахеи, бронхов и альвеол (легочные пузырьки), развивается хроническое заболевание дыхательных путей — бронхит курильщика. Им страдают 80% курильщиков. Крайне неблагоприятны последствия курения для женского организма, в частности для его детородной функции.
Часть табачных ингредиентов растворяется в слюне и, попадая в желудок, вызывает воспаление слизистой, впоследствии развивающееся в язвенную болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки.
Крайне вредно табакокурение сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы и часто приводит к сердечной недостаточности, стенокардии, инфаркту миокарда и другим заболеваниям.
Содержащиеся в табачном дыме радиоактивные вещества иногда способны вызвать образование раковых опухолей.
Ребенок курящей женщины весит при рождении в среднем на 250 г меньше, чем у некурящей; в 2 раза чаще у курящих женщин встречаются выкидыши, рождаются неполноценные и мертворожденные дети.
Курящие люди часто неуважительно относятся ко всем, кто не курит. Только этим можно объяснить тот факт, что большинство из них, пренебрегая здоровьем окружающих, курят где угодно. Конечно, от этого страдают все, кто не курит. Табачный дым вызывает у них головную боль, недомогание, снижение работоспособности, быстрое утомление, обострение заболеваний верхних дыхательных путей.
Некурящий человек, находясь в одном помещении с курильщиком в течение только одного часа, по сути, каждый раз выкуривает половину сигареты. Наблюдения показали, что у него тоже происходят негативные изменения в деятельности нервной системы, нарушается состав крови, мочи. Пассивные курильщики тоже подвергаются риску возникновения злокачественных новообразований не только в легких, но и в других органах. Особенно опасно пассивное курение для детей.
В настоящее время во многих странах ведется серьезная научная пропаганда за полное прекращение курения. Предлагаются различные способы и средства для организации активного отдыха и здорового образа жизни. Важными направлениями профилактики табакокурения являются повышение нравственности, общей и медицинской культуры населения и другие меры психологического и педагогического воздействия.
ЗАДАНИЕ № 2
Перечислить факторы влияния алкоголя на организм человека.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа с источником, просмотр фильма.
Алкоголь разрушающе действует на все системы и органы, так как хорошо растворяется в крови и разносится ею по всему организму.
Попадая в желудок, этиловый спирт негативно воздействует на его слизистую, а через центральную нервную систему — на всю пищеварительную функцию. При частом употреблении алкоголя это может привести к хроническому алкогольному гастриту.
Очень вредное влияние оказывает алкоголь на печень, которая не способна справляться с большим количеством спирта. Работа печени с перенапряжением приводит к гибели ее клеток и развитию цирроза.
Злоупотребление спиртными напитками приводит к тяжелым нарушениям в деятельности желез внутренней секреции, прежде всего поджелудочной и половой.
Особенно страдает от алкоголя головной мозг, в результате чего нарушается координация движений, изменяются речь и почерк, снижается моральный и интеллектуальный уровень человека, а в дальнейшем происходит социальная деградация личности.
Снижается интеллектуальный потенциал и моральный уровень, все интересы формируются вокруг одной проблемы — достать спиртное. Прежние друзья заменяются на новых, соответствующих устремлениям пьющего. Забываются семейные друзья и друзья по работе. Возникают сомнительные знакомства с лицами, склонными к воровству, мошенничеству, подлогам, грабежу, пьянству. Ведущим мотивом поведения становится получение средств для приобретения спиртных напитков. В связи с разрушением личности алкоголика и фактами супружеской неверности распадается семья.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Объяснить причины возникновения кислородного голодания головного мозга при употреблении алкоголя.
- Что означает «пассивное курение». Почему оно более опасно, чем активное курение?
- Чем опасно курение для водителя?
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4
Дисциплина, МДК: Основы безопасности жизнедеятельности
Наименование работы: «Правила и безопасность дорожного движения»
Цель занятия: обучить студентов способам моделирования поведения пешеходов, пассажиров и велосипедистов в различных ситуациях организации дорожного движения.
Приобретаемые умения и навыки: уметь составлять алгоритм безопасного поведения при организации дорожного движения.
Источник: интернет-ресурс
.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1
Составить алгоритм основных правил безопасного поведения пешеходов, пассажиров, велосипедистов при организации дорожного движения, заполнив пробелы в тексте.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа с источником.
Пешеход, безопасное поведение пешехода на улицах и дорогах.
Участники дорожного движения — это водители и пассажиры транспортных средств и пешеходы. Они обязаны выполнять требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, знаков, разметки, распоряжения регулировщиков и не должны причинять вреда и создавать опасность для движения.
Участникам дорожного движения ___________загрязнять и повреждать дороги, приводить в негодность и самовольно ______________ дорожные знаки, светофоры, другие технические средства, загораживать дороги и оставлять на них предметы, мешающие движению.
Пешеходом называется лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам относятся люди, передвигающиеся в инвалидной коляске без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, коляску.
Движение пешеходов осуществляется по _________ и пешеходным дорожкам, а где их нет — по ________или велосипедным дорожкам. Двигаться можно как ________________ движения транспортных средств, так и _____________ направлении. Вне населенных пунктов при отсутствии пешеходной и велосипедной дорожек, обочин пешеходам разрешается идти по краю проезжей части _____________ транспортному потоку.
Переход проезжей части пешеходом ______________ по переходам, обозначенным дорожной разметкой или дорожным знаком, а также на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Автомобильную дорогу вне населенных пунктов ___________ переходить кратчайшим путем в местах, где она хорошо ______________ в обе стороны.
В местах, где движение регулируется светофором или регулировщиком, переход разрешается только по ________________.
Группы людей должны передвигаться по ___________ стороне проезжей части колоннами не более ________ человек в ряд. Впереди и позади колонны с левой стороны должны следовать сопровождающие: днем — с ___________ флажками, а в темное время суток или при ограниченной видимости — с зажженными фонарями (впереди — с ____________, а позади — с __________).
Группы детей должны двигаться в сопровождении взрослых и только по __________ и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по _____________, но только в светлое время.
2. Пассажир, правила безопасного поведения пассажира в общественном транспорте.
К общественному транспорту относятся автобусы, троллейбусы, трамваи и метро. Аварийные ситуации при проезде в автобусах, троллейбусах и трамваях чаще всего возникают в результате столкновения, резкого торможения, падения с высоты, затопления салона и пожаров. В троллейбусах и трамваях, кроме того, существует опасность поражения электрическим током.
Основные правила безопасного поведения пассажиров при пользовании этими видами транспорта заключаются в следующем:
— ожидать маршрутные транспортные средства следует только на ___________, обозначенных указателями;
— садиться в транспорт можно только после его _____________;
— не разрешается стоять на выступающих частях и _________ транспортных средств, прислоняться к ________, __________ водителя разговорами во время движения;
— высаживаться из транспорта можно только после его ________________;
— при движении не следует спать, по возможности нужно ____________ за ситуацией на дороге;
— если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в _____, а руками в ____________ (панель) и наклонить голову ___________;
— при аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения электрическим током следует только ___________.
Аварийные ситуации в метрополитене возникают из-за столкновения и схода с рельсов поездов, взрывов, пожаров, разрушения конструкций эскалаторов, падения вещей и пассажиров на пути.
Наиболее опасными зонами в метро являются турникеты, эскалаторы, перроны и вагоны.
Безопасное поведение в метро заключается в выполнении следующих правил:
— не пытайтесь пройти в метро бесплатно (удар створок турникета довольно сильный);
— не ________ по эскалатору, не ставьте вещи на его ________, не садитесь на них, не стойте _________ по ходу движения;
— не ____________, выходя с эскалатора;
— не подходите к краю платформы и к вагону поезда до его _______________;
— не пытайтесь __________ упавшую на пути вещь, обратитесь к дежурному по станции;
— в случае неожиданного разгона или разрушения ленты эскалатора следует перебраться на _______________перекатившись через ограждение.
При возникновении любой аварийной ситуации на городском общественном транспорте или в метро следует организованно и четко выполнять указания водителя, кондуктора и машиниста поезда.
В условиях активизации террористической деятельности при обнаружении бесхозных вещей (сумок, коробок, пакетов, свертков и т. д.) следует немедленно _____________ об этом должностным лицам на транспорте (водителям транспортных средств, машинистам поездов, дежурным по станции) или сотрудникам милиции и действовать в соответствии с их ____________.
3. Водитель. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда.
Регулирование дорожного движения, в том числе с применением технических средств и автоматизированных систем, возложено на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Регулирование осуществляется сигналами светофоров и регулировщиков, дорожными знаками и дорожной разметкой.
Под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий.
Безопасность дорожного движения достигается соответствием дорог установленным требованиям и обустройством их объектами сервиса, хорошим техническим состоянием и оборудованием транспортных средств, организацией движения и выполнением участниками дорожного движения соответствующих законодательных и нормативных правовых актов.
Водителем называется лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, а также погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.
Управлять велосипедом разрешается с ____ лет, а мопедом — с ___ лет. На велосипедах и мопедах разрешается двигаться по крайней ___________ полосе в ______ ряд или по обочине. Колонны велосипедистов должны быть разделены на группы, не более ___ человек каждая. Расстояние между группами должно составлять __________ м.
Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
— ездить, не ___________ за руль хотя бы одной рукой;
— перевозить пассажиров, за исключением ребенка до 7 лет на _______________ с надежными подножками;
— перевозить груз, мешающий управлению или выступающий по длине и ширине за габариты более чем на ____ м;
— при наличии велосипедной дорожки двигаться по ___________;
— разворачиваться и поворачивать __________ на дорогах с трамвайным движением или имеющих более одной полосы движения в данном направлении;
— _____________ велосипеды и мопеды, а также велосипедами и мопедами, кроме специального прицепа.
На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой (вне перекрестка) водители велосипедов и мопедов должны __________________ транспортные средства, движущиеся по этой дороге.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5
Дисциплина, МДК: Основы безопасности жизнедеятельности
Наименование работы: «Правовые основы взаимоотношения полов»
Цель занятия: научиться определять для себя приоритеты при вступлении в брак, при планировании семьи и отношений с детьми и близкими людьми, научиться строить семью на основе взаимоуважения и согласия.
Приобретаемые умения и навыки: уметь применить на практике знания об основных положениях Семейного кодекса РФ.
Источник: интернет-ресурс.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1
Изучить основные положения Семейного кодекса Российской Федерации.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа с источником
1. Брак и семья, основные понятия. Условия и порядок заключения брака.
Правовые аспекты взаимоотношения полов в основном регулируются семейным правом, которое представляет собой совокупность норм, устанавливающих условия и порядок вступления в брак, прекращение брака, отношения между членами семьи, а также определяющих порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Брак в семейном праве — это добровольный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в соответствии с определенными правилами с целью создания семьи. Условия и порядок заключения брака изложены в Семейном кодексе Российской Федерации. Заключение брака производится в специальных учреждениях (загсах) при условии взаимного согласия лиц, вступающих в него и достигших брачного возраста.
Под семьей понимается союз лиц, основанный на браке или родстве, характеризующийся общностью быта, интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью.
В своем развитии семья проходит ряд периодов, основными из которых являются:
• зарождение семьи (адаптация к семейной жизни, психологическим особенностям супруга или супруги, формирование внутрисемейных и внесемейных отношений);
• семья с детьми, не начавшими трудовую деятельность (возрастание воспитательной функции семьи, стремление находить общность интересов в условиях, когда люди сильно загружены трудовыми и домашними обязанностями);
• завершающие этапы жизнедеятельности семьи (прекращение воспитательной функции в отношении детей, создавших собственные семьи, новые роли бабушек и дедушек, окончание трудовой
деятельности, сужение круга возможностей).
Следует учитывать, что взаимоотношения полов имеют настолько интимный, личный характер и поэтому не могут быть полностью урегулированы правовыми нормами.
2. Семейное законодательство Российской Федерации. Личные права и обязанности супругов.
Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Основным документом семейного законодательства является Семейный кодекс Российской Федерации. В разделе II этого кодекса излагаются положения о заключении брака, его прекращении и признании недействительным.
В разделе III определены: личные права и обязанности супругов; законный режим имущества супругов; договорный режим имущества супругов (порядок заключения и содержание брачного контракта); ответственность супругов по обязательствам.
Раздел VI рассматривает формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. вопросы усыновления, опеки и попечительства над детьми, определяет приемную семью.
Раздел VII устанавливает применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Раздел VIII содержит Заключительные положения о порядке введения в действие настоящего кодекса, применении норм и приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим кодексом.
Личные права и обязанности супругов установлены главой 6 кодекса, в которой говорится:
Ст. 31. Равенство супругов в семье.
Ст. 32. Право выбора супругами фамилии: по своему желанию выбирают фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый сохраняет свою добрачную фамилию. Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.
3. Семья в современном обществе. Функции семьи. Влияние семейных отношений на здоровье человека.
Современная семья выполняет ряд функций, главными из которых являются:
1. Хозяйственно-бытовая — заключающаяся в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), в сохранении их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
2. Сексуально-эротическая — обеспечивающая удовлетворение физиологических потребностей супругов.
3. Репродуктивная — обеспечивающая рождение детей, новых членов общества.
4. Воспитательная — состоящая в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях.
5. Эмоциональная — заключающаяся в удовлетворении потребностей в уважении, признании, взаимной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.
6. Духовного общения — состоящая во взаимном духовном обогащении.
7. Первичного социального контроля — обеспечивающая выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля: она заключается больше не во власти отца семейства над нижестоящими членами семьи, а в той мотивации к труду и достижениям, которую порождает семья. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождение внебрачных детей, супружеские измены и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.
Семейные отношения имеют большое значение для здоровья людей. Благоприятный морально-психологический климат семьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут.
4. Нравственность и формирование правильного взаимоотношения полов как составляющие здорового образа жизни.
Поскольку современный брак основан прежде всего на любви, важнейшую роль в нем играют сохранение и развитие этого чувства в совместной жизни. Однако семейные отношения часто усложняются сразу после свадьбы. Типичные до свадьбы мечты о семейном счастье нередко сменяются после нее разочарованием друг в друге, в семейной жизни. Вообще до свадьбы и он и она стремились показать себя с наиболее хорошей, выгодной стороны, а после свадьбы начинают проявляться истинные качества и недостатки. Завоевывать друг друга уже не надо, молодожены расслабляются и часто перестают следить за собой (за своей внешностью, одеждой, манерой поведения, речи), забывают быть внимательными, нежными друг с другом, становятся неблагодарными и придирчивыми. Девушка из роли принцессы часто сразу после свадьбы попадает в положение служанки, которой никто не скажет спасибо за приготовленный обед или выстиранную рубашку. Атрибуты красивой свободной жизни исчезают, сменившись многочисленными семейными заботами. А если еще возникают проблемы, где жить, на что жить, как уживаться, то все вокруг начинают казаться недостаточно хорошими или даже невыносимо плохими. Возникают разногласия, которые рождают споры, обиды и ссоры, раздражение и недовольство друг другом.
Гармония содружества во многом зависит от совместимости мужа и жены, на которую большое влияние имеют следующие факторы:
• ценностно идеологическая совместимость — совместимость жизненных ценностей, устремлений, интересов, убеждений;
• согласованность функционально половых ожиданий, представлений человека о своих правах, обязанностях, функциях в супружеском союзе. Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другим ожидания и соответствующие им требования, семья заведомо малосовместима и конфликтна;
• совместимость индивидуально психологических характеристик. К примеру, благополучные семейные пары с устойчивыми отношениями часто отличаются противоположными темпераментами супругов.
В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми у человека должны быть три основных качества характера: способность критически относиться к себе, терпимость и доверие к другим.
Достичь взаимопонимания, сохранить любовь и уважение друг к другу в семейной жизни помогут следующие психологические советы:
• никогда не ссорьтесь, даже в критических ситуациях;
• если что-то не нравится, не ругайтесь, помогите друг другу;
• не пытайтесь перевоспитывать друг друга, не заставляйте друг друга менять те сложившиеся привычки, которые не доставляют вам удовольствия, если они, конечно, не во вред окружающим;
• не критикуйте друг друга, тем более в присутствии посторонних; нельзя критиковать человека, в крайнем случае можно критиковать только его действия; старайтесь ни о ком не отзываться дурно, а тем более о супруге;
• научитесь ценить друг друга;
• оказывайте друг другу знаки внимания, не забывайте поблагодарить друг друга (за вкусный обед, за помощь в стирке и т.п.), сделать маленький сюрприз (подарить цветы или галстук и т. п.);
• не считайте, что вы правы, пока не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны;
• будьте вежливы: все, что говорится грубо, может быть сказано тактично; ругань — это психологическое, моральное уничтожение другого человека; в семье ругань недопустима;
• общайтесь; не молчите, говорите о том, что вы чувствуете, что вы думаете, что вас беспокоит; не копите раздражение, если что-то не нравится, скажите об этом;
• помните только хорошее; умение помнить хорошее — это умение забывать плохое; умейте прощать друг друга;
• берегите здоровье, свое и близких;
• предупредите других о своем плохом настроении или усталости; постарайтесь побыстрее привести себя в норму (примите душ, расслабьтесь), а не вымещать усталость или раздражение на близких.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
Решение ситуационных задач:
- Владимир и Галина, которым уже исполнилось по 18 лет, подали в ЗАГС заявление о заключении брака. При этом они обратились с просьбой заключить их брак через 2 недели, так как Владимира через 20 дней призывают на действительную службу в армию. Может ли быть зарегистрирован их брак до истечения месячного срока?
- Николай возбудил дело о расторжении брака с Татьяной, имея с ней общую 9-тимесячную дочь. Примет ли суд к рассмотрению его заявление?
- Игорь скрыл от Елены при вступлении в брак, что у него врожденный порок сердца. Может ли это быть основанием для признания брака недействительным?
Вопросы:
- Какие два условия обязательны для заключения брака?
- Какой минимальный брачный возраст установлен Российским законодательством?
- В каких случаях не допускается заключение брака?
- В каких случаях родители могут быть лишены родительских прав?
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6
Дисциплина, МДК: Основы безопасности жизнедеятельности
Наименование работы: Понятие первой медицинской помощи. Травматический шок.
Цель занятия: научить студентов умению определять по состоянию пострадавшего вид ПМП, которую необходимо оказать; определять признаки жизни.
Приобретаемые умения и навыки: уметь применить на практике знания о признаках жизни и состояниях, при которых оказывается ПМП.
Литература: В. Бондин «Безопасность жизнедеятельности» с.304-309,
В. Микрюков «Основы военной службы» с. 315.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1
Изучить основные правила оказания доврачебной помощи.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа после просмотра учебного фильма.
- Назвать пять юридических аспектов оказания доврачебной помощи.
- Какие категории граждан обязаны оказывать доврачебную помощь пострадавшему?
- У кого нужно спросить разрешение на оказание доврачебной помощи?
- В каких случаях не нужно спрашивать разрешение на оказание доврачебной помощи?
- Назвать три признака критической ситуации.
- Как определить отсутствие сознания, дыхания, кровообращения? В каких случаях можно не определять отсутствие пульса?
ЗАДАНИЕ № 2
Дать характеристику травматического шока.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа после просмотра учебного фильма.
- Назвать причины травматического шока.
- Перечислить признаки травматического шока.
- Какую доврачебную помощь нужно оказать при травматическом шоке?
Ситуационная задача:
Обнаружен пострадавший с тяжелой травмой живота. Общее состояние: вялость, бледность, холодный пот, тошнота, просит пить.
Поставить диагноз, определить вид необходимой доврачебной помощи.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 7
Дисциплина, МДК: Основы безопасности жизнедеятельности
Наименование работы: Понятие травм. ПМП при ранениях, переломах, электротравмах.
Цель занятия: научиться по внешним признакам определять характер травм и правильно определять методы оказания ПМП при этом.
Приобретаемые умения и навыки: уметь применить на практике знания о характере различных травм и состояниях, при которых оказывается ПМП.
Литература: В. Микрюков «Основы военной службы» с.303-304
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1
Дать определение ранам. Перечислить виды ранений. От чего зависит интенсивность боли при ранении?
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа с литературой В. Микрюков с.303-304.
ЗАДАНИЕ № 2
Дать определение переломам. Перечислить виды переломов и их признаки.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа после просмотра учебного фильма о ПМП при переломах.
Перелом костей – это полное или частичное нарушение целости кости.
Переломы бывают открытые и закрытые, со смещением и без смещения.
Признаки переломов: боль, припухлость, кровоподтек, ненормальная подвижность в месте перелома, нарушение функции конечности.
Ответить на вопросы:
- Назвать пять правил оказания доврачебной помощи при переломах.
- Что такое иммобилизация и для чего она предназначена?
- Какие подручные средства можно использовать для иммобилизации части тела при переломе?
ЗАДАНИЕ № 3
Записать причины ушиба и сотрясения головного мозга, их признаки и ПМП при этом.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа с источником.
Причины ушиба и сотрясения головного мозга: травма головы.
Признаки ушиба: головная боль, поташнивание, рвота, сознание присутствует.
Признаки сотрясения: потеря сознания, тошнота и рвота, сильные головные боли, головокружение, нарушение отдельных рефлексов.
ПМП при ушибе и сотрясении: полный покой и холод на голову.
ЗАДАНИЕ № 4
Электротравмы. Оказание помощи пострадавшему.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа после просмотра учебного фильма.
Ответить на вопросы:
- Причины электротравм. Какое действие оказывает электроток на организм человека?
- От чего зависит степень поражения электротоком?
- Оказание ПМП человеку, попавшему под действие электрического тока.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 8
Дисциплина, МДК: Основы безопасности жизнедеятельности
Наименование работы: Травматический токсикоз. Виды кровотечений.
Цель занятия: научиться по внешним признакам определять вид кровотечений и правильно определять методы оказания ПМП при этом.
Приобретаемые умения и навыки: уметь применить на практике знания о видах кровотечений, при которых оказывается ПМП.
Литература: В. Микрюков «Основы военной службы» с. 315, 303-312.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1
Дать определение кровотечению. Составить таблицу признаков различных видов кровотечений.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа с литературой В. Микрюков с. 303-305.
Кровотечение – это истечение крови из разрушенного сосуда.
Признаки кровотечений разных видов
№№ | Вид кровотечения | Признаки |
1 | Артериальное | |
2 | Венозное | |
3 | Капиллярное | |
4 | Смешанное | Присутствуют признаки разных видов кровотечений |
ЗАДАНИЕ № 2. Остановка кровотечения, наложение давящей повязки.
- Назвать три правила остановки любого вида кровотечения.
- Правила наложения жгута:
- Места наложения жгута;
- В каких случаях накладывается жгут?
- На какой срок по времени накладывается жгут?
- Назначение давящей повязки.
- Виды перевязочного материала.
- Как в домашних условиях получить стерильный перевязочный материал?
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа после просмотра учебного фильма.
ЗАДАНИЕ № 3. Синдром длительного сдавливания:
3.1. В каких случаях возникает травматический токсикоз?
3.2. Ситуационная задача: Пострадавший обнаружен через три часа после разрушения здания, рука придавлена бетонным блоком и выше сдавления багрово-синего цвета, отечна. Пострадавший в сознании, но реагирует с трудом. Ваш диагноз и действия.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа после просмотра учебного фильма.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 9
Дисциплина, МДК: Основы безопасности жизнедеятельности
Наименование работы: Понятие, основные виды и степени ожогов.
Цель занятия: научиться по внешним признакам определять степень ожогов и правильно определять методы оказания ПМП при этом.
Приобретаемые умения и навыки: уметь применить на практике знания о характере различных травм и состояниях, при которых оказывается ПМП.
Литература: В. Микрюков «Основы военной службы» с.317-326
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1
Дать определение термическим ожогам и охарактеризовать признаки различных степеней ожогов.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа с литературой В. Микрюков с.317-318, просмотр учебного фильма
Контрольные вопросы:
- Температура воды для охлаждения обожженного участка тела.
- Длительность охлаждения водой обожженного участка тела.
- Обезболивающие препараты, которые можно применять в домашних условиях без назначения врача.
- Главный признак ожога третьей степени.
- Какая температура воды для охлаждения ожога третьей степени.
- Симптомы послеожогового состояния, при которых необходимо обратиться к врачу.
ЗАДАНИЕ № 2
Записать причины, виды и ПМП при химических ожогах.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа с литературой В.Микрюков с. 318-319
Виды и ПМП при химических ожогах
№№ | Виды | ПМП |
1 | ||
2 |
ЗАДАНИЕ № 3
Последствия воздействия высоких температур на организм человека.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа после просмотра учебного фильма.
Контрольные вопросы:
- В чем разница между тепловым и солнечным ударом?
- Что означает теплопродукция и теплоотдача организма? От чего зависит теплоотдача организма?
- Главный признак теплового удара.
- ПМП при солнечных ожогах.
- ПМП при солнечном или тепловом ударе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №10
Дисциплина, МДК: Основы безопасности жизнедеятельности
Наименование работы: «Потеря сознания и обморок. Остановка сердца и реанимационные мероприятия»
Цель занятия: научиться оказывать ПМП при потере сознания, остановке сердца.
Приобретаемые умения и навыки: уметь применить на практике знания о проведении реанимационных мероприятий, ПМП при обмороке, потере сознания.
Литература: В.Микрюков «Основы военной службы» с. 329-332.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1
Перечислить основные правила сердечно-легочной реанимации.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа после просмотра фильма.
ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ:
- Назвать приемы сердечно-легочной реанимации.
- С чего начинают реанимацию? Какое количество нажатий и вдохов необходимо выполнять?
- По какому признаку можно судить о правильном выполнении искусственного дыхания?
- Когда можно обратиться за медицинской помощью при проведении реанимационных мероприятий?
- Какое из реанимационных мероприятий можно не выполнять?
- Назовите действия после успешной реанимации до приезда медицинской помощи.
ЗАДАНИЕ № 2
Дать понятие обморока и ПМП при этом.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Самостоятельная работа после просмотра фильма.
ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ:
- Назвать основные причины обморока.
- ПМП при обмороке.
4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основные источники (ОИ):
1. Н.В. Косолапова Основы безопасности жизнедеятельности: учебник.-9е изд., стер.-М.: ИЦ Академия,2014.-336 с.
2. Н.В. Косолапова Безопасность жизнедеятельности: учебник.-2е изд., стер.-М.: ИЦ Академия, 2018.-288 с.
3. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций: базовый уровни/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2014.- 320 с.
Дополнительные источники (ДИ):
1 Т.А. Хван. Безопасность жизнедеятельности : уч. пособие.- Ростов н./Д: ФЕНИКС, 2010г.-414 с.
2. Т.А. Хван. Основы безопасности жизнедеятельности для СПО. -Ростов н/Д: Феникс,2012.-415с.
3. В.Ю. Микрюков Основы военной службы: учебник для СПО/В.Ю. Микрюков.-М.: ФОРУМ,2012.-384 с.
4. В.И. Бондин Безопасность жизнедеятельности для СПО .-М.:Академия,2012.-349с
Электронные ресурсы (И-Р):
1.А.Т. Смирнов Основы безопасности жизнедеятельности учебник для 10 кл./М.: Просвсещение, 2008-288 с.
2. А.Т. Смирнов Основы безопасности жизнедеятельности учебник для 11 кл./М.: Просвсещение, 2008-288 с.
3. Ю.Н. Сычев Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях учебное пособие для СПО/М.: МГУ,2005.-226 с.
4.Т.А. Хван, П.А. Хван Безопасность жизнедеятельности учебное пособие для ВПО/Ростов/на Дону.: «Феникс»,2004.-416 с.
5. Г.С. Ястребов Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф , учебник для СПО/Ростов на Дону: Феникс, 2012-397 с.
6. Э.А. Арустамов Безопасность жизнедеятельности. Учебник для СПО.-М.: Изд. центр «Академия» ,2013г.-176 с.
7. Н.В. Косолапова Безопасность жизнедеятельности: учебник.-12е изд., стер.-М.: ИЦ Академия,2013.-176 с.
8. Н.В. Косолапова Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие.-М.: ИЦ Академия,2013.-144 с.
9. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций: базовый и профил. Уровни/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2013.- 351 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине "Обществознание".
Данные методические указания предназначены для проведения практических работ студентами среднего профессионального образования социально-экономического профиля. В работе содержатся тематическое планир...
Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине "Право".
Данные методические указания предназначены для подготовки и проведения практических занятий студентами среднего професионального образования социально - экономического профиля. В работе содержатся тем...
Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине "Экономика".
Данные методические указания предназначены для подготовки и проведения практических занятий студентами среднего профессионального образования социально-экономического профиля. В методической разработк...
Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине Химические основы экологии
Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине Химические основы экологии...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению практических занятий по учебной дисциплине ОП.03. МЕНЕДЖМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению практических занятий по учебной дисциплине ОП.03. МЕНЕДЖМЕНТ для специальности Прикладная информатика...
методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине ОУД. 03. иностранный язык (немецкий)
Методические указания обучающимся по проведению практических занятий по дисциплине ОУД.03. Иностранный язык (немецкий) предназначены для изучения иностранного языка в учреждениях среднего профессионал...
Методические указания по выполнению практических заданий по учебной дисциплине ОУП.04 Основы безопасности жизнедеятельности специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине ОУП.04 Основы безопасности жизнедеятельности для специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культу...