Выполнение программ практик студентами специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» с использованием дистанционных образовательных технологий
статья

Данилюк Галина Георгиевна

Выполнение программ практик студентами специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» с использованием дистанционных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_praktiki_s_do_tehnologiyami.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Разрешите мне представить вашему вниманию доклад на тему «Выполнение программ практик студентами специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» с использованием дистанционных образовательных технологий»

Наше учебное заведение вот уже 135 лет готовит специалистов лесного хозяйства среднего звена, которые могут занимать должности лесников, мастеров, инженеров, лесных инспекторов, лесничих.

При подготовке специалистов лесного хозяйства главным критерием эффективности образования является высокий уровень не только знаний, но и практического опыта.

Как известно, лесное хозяйство относится к отрасли материального производства, где непосредственное участие в процессе производства просто неизбежно.

Получить практический опыт в разных видах профессиональной деятельности в области лесного хозяйства без непосредственного участия, еще совсем недавно, казалось невозможным.

Но современные образовательные технологии с использованием дистанционных методов позволили посмотреть на вопрос прохождения практик и получения ценного практического опыта по-другому.

Я поделюсь с вами опытом использования дистанционных образовательных технологий в нашем колледже.

Впервые учебную, производственную практику по профилю специальности и производственную преддипломную практику с применением дистанционных технологий, в срочном порядке пришлось организовывать весной 2020 г. Отмечу, что наибольшие сложности возникли сразу же при организации учебной практики, которая выполняется под непосредственным руководством преподавателя и на специально подготовленных учебных объектах, маршрутах и полигонах, расположенных на территории лесного фонда Хреновского учебного лесничества. Сразу же возникла необходимость создания фонда видео- и фотоматериалов по основным видам работ на практике для ознакомления с особенностями учебных объектов, так как иногородним студентам такие объекты пришлось подбирать в ближайших лесных массивах самостоятельно. Учебная практика была проведена согласно утвержденному графику, с использованием имеющихся методических материалов и заданий практики, которые были конкретизированы по дням. Акцент был сделан на соблюдении общих требований ФГОС по специальности и программы практики.

Для организации прохождения практики были задействованы средства коммуникации – ZOOM, WhatsApp, ВКонтакте, Дневник.ру и электронная почта.

Общая структура проведения учебной практики с использованием ДОТ выглядела следующим образом:

- в первый день практики были проведены установочные онлайн-консультации с использованием платформы ZOOM, выданы методические указания по практике в электронном виде, проведен инструктаж по технике безопасности, даны рекомендации по организации продуктивной индивидуальной ежедневной работы во время практики, конкретизированы требования к оформлению отчета об учебной практике в зависимости от ее специфики – письменный отчет с приложениями в виде рабочих документов, их копий, картографического материала, фото- или видеоотчета, коллекций вредителей и болезней леса, чертежей, технологических или расчетно-технологических карт, диаграмм, аналитических таблиц и т.д., даны рекомендации по работе с прикладными программами MS Office, специальными программами, используемыми в отрасли типа Турботаксатор, Абрис, Компас, EasyTrace, ЛУГИС и др. в демоверсиях, порядок заполнения дневника практики;

- в последующие дни ежедневно проводились онлайн встречи на платформе ZOOM, преподаватель-руководитель практики корректировал, направлял самостоятельную работу студентов по выполнению программы практики, отвечал на вопросы, контролировал правильность, своевременность выполнения заданий и полноту собранного материала;

-в предпоследний день практики студенты систематизировали весь собранный материал, оформляли отчет о практике и отправляли его на проверку (коллекции в виде фотоотчета или видеоотчета);

- в последний день практики на онлайн-встрече студенты защищали свой отчет об учебной практике, отвечали на вопросы преподавателя.

Нужно отметить, что при прохождении учебной практики по модулю «Выполнение работ по рабочей профессии» (в лесном хозяйстве это или Вальщик леса или Тракторист) можно однозначно сказать, что дистанционные технологии не позволят получить необходимого практического опыта и навыков. При освоении всех остальных ВПД – дистанционные технологии вполне применимы.

Прохождение студентами производственной практики организуется по договорам с профильными предприятиями и организациями лесного хозяйства. Непосредственным руководителем является руководитель практики от предприятия. Функция преподавателя сводится к проведению установочных онлайн консультаций, установлению контактов с руководителем практики от предприятия для корректировки отдельных видов работ (при необходимости), проверке отчетов, своевременности и качестве заполнения дневников и организации онлайн-аттестации по производственной практике, которая проводится при участии руководителя практики от предприятия.

Первый опыт проведения практик дистанционно привел к осознанию того факта, что для организации практик с использованием дистанционных образовательных технологий нужны особые педагогические условия:

1 Единая электронная образовательная среда (несколько средств коммуникации увеличивает нагрузку как на преподавателя, так и на студента);

2 Уровень готовности преподавателя (который должен быть довольно высоким):

Можно выделить готовность

- технологическую (владение ИКТ)

- мотивационную (потребность в творчестве, осознанный выбор вариантов собственного профессионального поведения, способность и готовность выбирать собственные адекватные средства и методы саморазвития, организация продуктивной деятельности в условиях сотрудничества, умение переводить любую ситуацию в педагогическую, развивающую себя и других)

- методическую (совокупность теоретических и практических умений и навыков, формирующих способность преподавателя изыскивать, применять, создавать различные педагогические формы, методы, технологии обучения для формирования общих и профессиональных компетенций)

3 Уровень готовности студента, которая состоит из двух компонентов: мотивационная готовность и технологическая компетентность.

Студента нужно заинтересовать, даже удивить интересным демонстрационным материалом, чтобы вовлечь в процесс и помочь ему заинтересоваться сутью работ на практике, научить получать удовольствие от оценки своей деятельности, самооценки в том числе, уметь активировать его инициативность, творчество, самостоятельность суждений.

Задача учебного процесса – обеспечить условия качественного прохождения практик, чтобы цель была достигнута. ДОТ в решении этих задач способны оказать помощь.

Качество прохождения практики зависит от целого набора факторов, среди которых:

  1. Личная заинтересованность студента, желание стать специалистом, профессионалом (можно мотивировать в учебном процессе, зависит от степени организованности, ответственности, социальной зрелости студента, значимости профессии в обществе …)
  2. Интерес (чаще его отсутствие) у работодателя (руководитель практики от предприятия должен быть заинтересованным или увлеченным специалистом, достаточно грамотным, сознательными т.д.)
  3. Наличие (отсутствие) возможности выполнения конкретных видов работ, требуемых программами профессиональных модулей.
  4. Интерес преподавателя, качество разработки методических указаний и рекомендаций по прохождению практик, фото-видеоматериал, ясность и доступность материалов.

Лесная отрасль России – это многолетний труд целых поколений наших предков. В лесном хозяйстве должны работать преданные своему делу профессионалы, ответственно относящиеся к природным богатствам страны, стремящиеся сберечь их и преумножить.

А сохранить высокий уровень профессионализма в лесном хозяйстве – это задача нашего колледжа и лесного образования в целом.

Литература.

1 Ефремова Е. А., Михалева У.А. Применение ДОТ для организации самостоятельной работы во время прохождения учебной практики студентов техническиз направленностей /статья в журнале/ [Электронный ресурс].- Концепт, научно-методический электронный журнал, №4 (апрель) 2020 г - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-dlya-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-vo-vremya-prohozhdeniya-uchebnoy/viewer

2 Порядок реализации практики с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях санитарно-эпидемиологических мероприятий в ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова», 2020 г.

3

ДО представляет собой целенаправленный, интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются подсистемы: целей, содержания, методов, средств, организационных форм обучения, идентификационно-контрольная, учебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая, маркетинговая.

Система образования, строящаяся на основе дистанционных образовательных технологий, в наибольшей мере отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирая в себя лучшие черты других форм, дистанционное обучение в XXI веке будет использоваться как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования.

Среда дистанционного обучения характеризуется тем, что обучающиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине ОП.16 «Безопасность жизнедеятельности» специальность 35.02.01. «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине ОП.16 «Безопасность жизнедеятельности» специальность 35.02.01. «Лесное и лесопарковое хозяйство» состоят из  введения, ...

Рабочая программа по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" для специальности 35.02.01 "Лесное и лесопарковое хозяйство"

Рабочая программа по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" для специальности 35.02.01 "Лесное и лесопарковое хозяйство" для студентов СПО....

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01. Математика «Математического и общего естественно-научного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство базовый уровень (заочная форма обуче

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы подготовки специалистов среднего звена ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова» в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.01 Ле...

Комплект Контрольно – измерительных материалов по учебной дисциплине ЕН.01.«Математика» Математического и общего естественно-научного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» Базов

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине ЕН.01.«Математика» разработан но основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС СПО) по специальности ср...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Английский язык» по ППССЗ специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» I курс, 11 ЛХО

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» предназначена для изучения английского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» по ППССЗ специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» (Базовый уровень) II - IV курсы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.01 «Лесное и лес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 04. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Специальность 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОГСЭ. 04.  ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Специальность  35.02.01  Лесное и лесопарковое хозяйство...