Викторина по озеленению и цветоводству
занимательные факты
Общие приемы агротехники цветочных культур
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина по озеленению и цветоводству | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока 1.Организационный момент 2.Актуализация знаний 3.Объяснение нового материала 4.Повторение пройденной темы в виде теста 5. Рефлексия 6.Подведение итогов урока Цель урока Формирование профессиональных компетенций специалиста: готовность решать учебно-производственные задачи, принимать самостоятельные решения, развитие самообразовательных информационных компетенций, развитие социальной коммуникации.
Выращивание декоративных растений на природных почвах ведется в цветниках, в хозяйствах, производящих грунтовые многолетники и семена декоративных растений, на коллекционных участках. Однако природные почвы по своим физическим и химическим свойствам могут быть недостаточно благоприятны для растений и требуют улучшения качества — объемной массы, кислотности, прогреваемости , содержания элементов питания. Для этого используют различные садовые субстраты с необходимыми качествами или так называемые натуральные садовые земли и удобрения. Таким образом, для натуральных почв, в цветоводстве используют специально приготовленные субстраты (садовые земли), причем применяют их в довольно больших объемах (от 80 до 180 т на 1 га), в зависимости от вида растений.
Еще шире используют садовые земли при выращивании цветочных культур в закрытом грунте — в оранжереях, парниках, рассадниках, где доля естественной почвы бывает очень небольшой. В закрытом грунте в значительных объемах используют «искусственные» минеральные вещества , такие, как керамзит, гранит, цеолиты, минеральная вата и др.
Так, по отношению к кислотности почвы, растения группируются следующим образом: - цикламен, фуксии, хризантемы, папоротники, пеларгонии требуют кисловатых почв; -азалия, вереск, гортензия, камелия, рододендроны требуют кислых почв; - примула обратноконическая требует слабокислых, нейтральных или слабощелочных почв ; - аспарагус, гвоздики, лилии, цинерарии требуют щелочных почв .
По требованиям к рыхлости и легкости почв растения группируются так: - легкие земли нужны растениям с мочковатой корневой системой — комнатным, тепличным, молодым пальмам; -средние земли необходимы быстрорастущим растениям - гелиотропу, пеларгонии, фуксии и др. Но вообще всем растениям закрытого грунта нужны земли с объемным весом менее 1 г/см 3 , так как более тяжелые земли при частом поливе сильно уплотняются, условия роста корней ухудшаются и растения должны чаще переваливаться (пересаживаться с комом в посуду большего размера), что увеличивает затраты труда.
Дерновая земля заготавливается с участков с хорошим злаково-клеверным травостоем, с глинистой и суглинистой почвой . Ее нельзя заготавливать на заболоченных участках и на кислых подзолах. Толщина дернины 8 — 15 см, ширина — 20 — 30, длина — 30 — 50 см. Дернину складывают послойно в штабеля, трава к траве. Длина штабеля произвольна, ширина — до 1,5 м, высота — 1 — 1,5 м. Между слоями дернины закладывают навоз и известь, ускоряющие разложение органических остатков и обогащающие землю азотом. Наверху штабеля делают желобок для скопления влаги. Заготавливают дернину летом и ранней осенью, когда развившийся травостой еще не образовал семена (лучше всего — в июле). За лето штабеля не менее двух раз перемешивают с помощью бульдозеров и поливают водой для ускорения разложения дернины. На второй год перемешивание продолжают, и к осени второго года земля бывает готова. Осенью дерновую землю убирают в землехранилища . Оставлять ее второй год под открытым небом нельзя, так как корни сгнивают и земля теряет свою упругость, пористость и становится бесструктурной.
Дерновая земля — тяжелая (объемная масса 1,2 — 1,5 т/м 3 ). Использовать ее можно в течение 2 — 3 лет, затем она становится непригодной для посадок. Дерновая земля без примесей используется для горшечной культуры однолетников (гвоздик, левкоев, герани) и для укоренения черенков клейнии , эхеверии , мезембриантемума , герани, загнивающих в гумусовой земле, а также для цитрусовых и пальм.
Перегнойная земля получается из перепревшего парникового навоза, который осенью складывают в штабеля, как и дернину, и в течение 1 — 2 лет готовят с помощью перемешивания. Перегнойная земля — основной поставщик азота. В зависимости от навоза перегнойная земля может быть тяжелой (коровий навоз) или легкой (конский навоз), объемная масса ее колеблется от 0,5 до 0,8 т/м 3 . В чистом виде перегнойная земля не применяется. Вместо перегнойной используется компостная земля , которая получается от перегнивания в течение 2 — 3 лет различных остатков животного или растительного происхождения. Для обеззараживания в компостную землю в процессе ее подготовки добавляют известь. Компостную землю из растительных остатков применяют для посевов летников (кроме астр, левкоя, гвоздики, бегонии).
Что нельзя класть в компостер Единого перечня ингредиентов для компостирования не существует, но при этом есть общие рекомендации, которые позволят получить хорошее удобрение. Начать стоит с тех продуктов, которые нельзя класть в компост. Продукты с высокой кислотностью не подходят для компостирования, по этой причине в будущее удобрение нельзя добавлять цитрусовые. Неорганические отходы не переработаются в удобрение, поэтому металл, стекло, пластик лучше утилизировать другим доступным способом. Сорняки с мощным корневищем и семенами могут в будущем прорасти на грядке, где использовалось удобрение, поэтому добавлять такие растения в компост надо с осторожностью. Растения, пораженные болезнями добавлять опасно. Плоды и листья, пострадавшие мучнистой росой, обрезки со следами яблоневого рака необходимо сжигать Что положить в компостер Для компостирования подходят различные виды органических отходов. Все ингредиенты можно разделить на катализаторы и сырье. Катализаторы ускоряют разложение органики. Рекомендуется использовать ингредиенты с высоким содержанием азота и углерода. Растительные отходы (ботва, листва, трава) – самые распространенный ингредиент для компостирования. Тут подойдут остатки от стрижки газона, сорняки без мощной корневой системы. Много растительных отходов остается после уборки урожая. Подойдет не только свежий материал, но и сухая трава и листва. Листья содержат углероды, а трава является источником азота, поэтому эти два ингредиента прекрасно дополняют друг друга
Дождевые черви – активные участники процесса компостирования, они поедают органические отходы, выделяя питательный для растений биогумус . Конструкция компостера не должна препятствовать проникновению дождевых червей, а кротам, полевкам и другим грызунам доступ в компостер наоборот должен быть закрыт. Черви любят влажную слабокислую или нейтральную почву. Регулировка температуры Жизнедеятельность бактерий, которые участвуют в процессе разложения органики, приводит к повышению температуры внутри перегноя. На пиковой фазе разложения (термофильной) температура может достигать 70 – 75 градусов. Когда процесс образования удобрения переходит на завершающую стадию, то температура снижается. Высокая температура компостирования способствует уничтожению вредных болезнетворных бактерий, но чрезмерный «перегрев» компостера может привести к гибели не только вредных, но и полезных бактерий. Чтобы бактерии не «сгорели» компост перемешивают, добавляют воду и открывают для проветривания. Ускорители – это биопрепараты, которые позволяют ускорить процесс разложения. В их состав входят биобактерии и ферменты , способствующие разложению органических веществ. В некоторые добавки в состав входят аминокислоты и минеральные вещества. Большинство препаратов перед использованием необходимо развести в воде и отстоять, после чего раствор вносится в компостер. Органика тщательно перекапывается. Ускорение процессов компостирования происходит в 3 – 6 раз. При этом сохраняется необходимость соблюдения температурного режима, поддержания уровня влажности и снабжения перегноя кислородом.
Листовая земля получается из листьев деревьев; листья клена, липы, вяза — наилучший материал для ее приготовления. Листья дуба и ивы непригодны для получения листовой земли из-за высокого содержания в них дубильных веществ. Листовая земля легкая, ее объемная масса 0,4 — 0,6 т/м 3 . Для получения земли листья сгребают осенью или весной в кучи, затем, по мере гниения и уплотнения — в штабеля, где они перепревают в течение двух лет. Пока листья лежат рыхло, их нужно уплотнять и поливать, чтобы процесс разложения проходил быстрее. На второй год листовую массу перелопачивают 2 — 3 раза, поливают навозной жижей, с которой вносятся бактерии, ускоряющие разложение. При разложении листьев накапливаются кислоты, тормозящие этот процесс, поэтому необходима нейтрализация смеси известью, которая вносится в количестве 0,5 кг на 1 м 3 . Листовая земля используется : для посевов семян в ящиках; как основа смесей для примулы, цикламена, антуриума, бегонии, глоксинии, камелии, цинерарии; -для выращивания однолетников (левкоя, гвоздики, бегонии) в горшках; - как заменитель вересковой земли в смеси с торфом и песком (2:3:1 или 2:4:1).
Торфяная земля готовится из торфа верховых и низинных болот и из торфяной крошки. Торф в смеси с навозом и известью складируется в штабеля высотой 40 — 60 см. Процесс подготовки грунта происходит в течение 2 лет и включает периодические перелопачивания и полив навозной жижей. Навоз и известь повышают питательность торфяной земли, в процессе подготовки кислотность торфа уменьшается. Торфяная земля легкая, ее объемная масса — 0,4 — 0,6 т/м 3 . Торфяная земля используется: для выращивания гортензий, азалии, камелий, рододендронов, орхидей и папоротников; для посева мелких семян. Торф используют и для приготовления субстратов . Для этого верховой сфагновый торф со степенью разложения 10—25 % проветривают, измельчают и известкуют. Способность адсорбировать питательные элементы и постепенно отдавать их растениям делает его одним из лучших влагоемких субстратов. При использовании торфа учитывают, что из-за малой плотности (0,16—0,2 г/см 3 ) масса торфа в определенном объеме (горшок, стеллаж, котлован) в 8 — 10 раз меньше, чем масса земли с плотностью 0,8 г/см 3 . Чтобы в этих объемах было равное количество питательных элементов, в торф надо добавлять в восемь раз больше подвижных питательных элементов, чем в почву.
В значительно меньшем количестве применяют переходный и низинный торф . Однако для нашей страны использование этого торфа, имеющего высокую степень разложения, под цветочные культуры весьма актуально, поскольку запасы его на нашей территории больше, чем верхового торфа. В отличие от верхового, переходный и низинный торф нельзя применять без специальной обработки, поскольку он имеет высокую степень оседания (уплотнения) и плохо намокает. Специально подготовленный низинный торф чаще всего смешивают с верховым торфом в соотношении от 3:7 до 7:3, а затем добавляют в смесь до 15 % глины (по объему). В последние годы вносят и другие добавки: перлит, вермикулит, древесную кору, минеральную вату.
В нашей стране в качестве рыхлящего компонента свежие опилки хвойных и лиственных пород применяют, например, при выращивании роз (слой 28 — 35 см перекапывают с почвой), гиппеаструма и хризантемы. Хвойные опилки плотностью 0,2 — 0,3 г/см 3 содержат %: азота 0,1 — 0,4; фосфора 0,15 — 0,35; калия 0,07 — 0,13. В опилках лиственных пород содержание азота и калия выше . Опилки придают субстрату благоприятные физические свойства, но в них наблюдается недостаток азота, поскольку этот элемент активно используется в процессе гниения микроорганизмами, разрушающими опилки. Через 2 — 3 месяца, когда опилки перегнивают, биологически закрепленный азот становится доступным для растений. При использовании опилок как составной части субстрата к ним добавляют азотные удобрения в дозе 300— 400 г на 1 м 3 опилок.
Одна из распространенных добавок к почве — песок крупнозернистый речной или озерный (0,5 — 1 мм). Его используют для придания смеси пористости, насыпают на дно емкости в качестве дренажа, применяют при черенковании растений. Перед использованием песок хорошо промывают водой. Плотность крупнозернистого песка — 1,5 — 1,6 г/см 3 .
Все указанные добавки рыхлят почву, делают ее влаго - и воздухоемкой , что особенно важно при выращивании многолетних культур (розы, гвоздики), поскольку плотность почвенной смеси должна быть менее 1 г/см 3 (плотность естественной почвы равна 1,2—1,5 г/см 3 ), причем показатель 0,81 г/см 3 допустим только для субстратов, содержащих черноземную почву с большой емкостью поглощения катионов. Даже к тучным черноземам, обладающим высоким плодородием, необходимо добавлять рыхлящие компоненты, снижая их плотность. В противном случае при обильных поливах корни растений будут испытывать недостаток кислорода По плотности оранжерейные субстраты (грунты) делят на рыхлые (0,1 — 0,4 г/см 3 ), средние (0,5 — 0,7 г/см 3 ), уплотненные (0,8 — 1 г/см 3 ) и плотные (более 1 г/см 3 ). Для хорошего развития растений количество воздуха в субстрате должно составлять не менее 15 — 20 %, общая скважность — 50 — 60%.
Искусственные субстраты. Такие субстраты начали применять в XX в. В качестве субстратов в цветоводстве применяют керамзит, вермикулит, перлит, иониты, цеолиты. Керамзит — круглые гранулы с гладкой, оплавленной, мало подверженной химическим воздействиям поверхностью. Керамзит получают из бескарбонатных глин путем обжига при температуре 1200 0 С и применяют как теплоизолятор в строительстве. При использовании в гидропонных теплицах гранулы керамзита разбивают (их внутренность пористая), чтобы увеличить емкость субстрата. Со временем керамзит засоряется не только легкорастворимыми, но и труднорастворимыми солями . Кроме того, через 7 — 8 лет в нем накапливаются фенолкарбоновые кислоты и еще более токсичные вещества неизвестной природы. По истечении 3—7 лет использования керамзит необходимо очищать и промывать, после чего его можно использовать повторно.
Вермикулит — светлая гидрослюда, состоящая из тонких слоистых пленок, которая представляет собой комплекс силикатов алюминия, магния и железа. При температуре 250 — 350 0 С субстрат вспучивается и увеличивается в объеме в 18 — 25 раз. Этот материал воздухо - и влагоемкий; с плотностью 0,15 г/см 3 и влагоемкостью 300 — 400 %. Для создания благоприятных водно-воздушных условий полив вермикулита должен быть редким и умеренным. Получают вермикулит из Ковдорского (Кольский полуостров) и Потанинского (Урал) месторождений. Потанинский вермикулит лучше, так как содержит меньше окиси магния и алюминия, чем Ковдорский . Кроме того, Ковдорский вермикулит имеет щелочную реакцию. Перлит — это вулканическое стекло, содержащее много (72 — 76 %) кремнезема, окислы калия, натрия, алюминия, железа. При высоких температурах субстрат вспучивается, увеличивается в объеме и приобретает пористую структуру. Плотность перлита — 0,4 г/см 3 . Он имеет высокую адсорбционную способность и влагоемкость 700 — 800 %, однако быстро меняет состав питательного раствора, поэтому работать с перлитом нужно осторожно. В основном перлит используют для укоренения черенков. Увлажняют перлит часто.
Распространено выращивание цветочной продукции на минеральной вате, которая выпускается промышленностью стройматериалов и в перспективе является неиссякаемым субстратом. Преимущества минеральной ваты велики: - она стерильна, - дает возможность обеспечить растения сбалансированным питанием, - имеет малую объемную массу (пористость 95 — 97%) и высокую влагоемкость (до 90 % ). Использование минеральной ваты исключает такой трудоемкий этап, как приготовление смесей, а ее замена занимает мало времени — за 2 недели можно заменить ее на площади оранжереи в один гектар. Реакция у разных марок минеральной ваты щелочная. Прогрев корнеобитаемого слоя более быстрый, чем у торфа.
При использовании минеральной ваты нужно иметь в виду, что распространение болезней в ней более быстрое, чем в органических субстратах, но бороться с ними на минеральной вате легче, и для борьбы требуются более низкие концентрации химикатов.
Тест 1.Почва, состоящая злаков и клевера, заготавливается на сухих лугах с богатым травостоем: а. Торфяная; б. Д ерновая; в. Вересковая; г. Лиственный перегной. 2.Рыхлая, богатая перегноем, подходит при выращивании папоротника, орхидеи, рододендрона т.д.: а. Торфяная; б. Дерновая; в. Вересковая; г. Лиственный перегной. 3.Эта земля состоит из перепревшего навоза: а. Торфяная; б. Перегной; в. Вересковая; а. Лиственный перегной 4.Выращивание растений на водных растворах питательных смесей называется: а. Морозостойкость; б. Гидропоники; в. Мезофиты; г. Гидрофиты 5.Какие группы удобрений относятся к минеральным: а. Торф, помет, компост; б. Ферменты, гормоны, витамины; в. Азот, фосфор, калий.
№6 Какое удобрение относится к органическим ? А ) азофоска; Б ) суперфосфат; В) навоз. №7 Пересадка растения без нарушения земляного кома называется : А) посадка; Б ) пересадка; В ) перевалка №8 Удаление у растений боковых побегов или бутонов, развивающихся в пазухах листьев называется: А ) пикировка; Б ) пасынкование ; В) прищипка. №9 Что применяют для улучшения структуры почвы и ее плодородия? а) хорошо перегнивший навоз или торф; б) садовый компост или листовой перегной; в) можно использовать и то и другое №10Как определить кислотность почвы (грунта) на участке? а) приобретите специальный простой прибор; б) понаблюдать, какие растения особенно хорошо растут на участке; в) подходят оба ответа
Свои ответы представьте для проверки преподавателю. По результатам его проверки оцените себя самостоятельно Если неправильных ответов нет - оценка « 5 ». Если неправильных ответов 1-3 - оценка « 4 », Если 4-6 - оценка « 3 » Если неправильных ответов 7 и более - материал темы не усвоен. Итак, неправильных ответов _________ Получаю оценку _____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Цветоводство"
Одним из путей воспитания у обучающихся любви к природе, к своему краю, дому; бережливого, хозяйственного отношения к ее богатствам является приобщение обучающихся к изучению родной природы и активной...
Конспект и презентация по цветоводству "УХОД ЗА РОЗАМИ ОСЕНЬЮ" 7 класс
Данный конспект урока является одним из сериии уроков по цветоводству и входит в раздел :"Уход за розами." Предложенный материал сопровождается красочной презентацией. Начало урока, опреде...
Учебное пособие по ПМ.02 Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству МДК 02.01. «Цветоводство и декоративное древоводство» для специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Учебное пособие по ПМ.02 Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству МДК 02.01. «Цветоводство и декоративное древоводство» для специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное ст...
План - конспект занятия объединений "Цветоводство" и "Флористика"
Предлагается план-конспект комплексного занятия для воспитанников 3-его года обучения в системе дополнительного образования....
План - конспект комплексного занятия объединений "Цветоводство" и "Флористика"
План- конспект занятия для воспитанников 3-его года обучения в системе дополнительного образования....
Методическая разработка урока по цветоводству и декоративному садоводству "Технология посева семян в посевные ящики"
Урок построен с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащихся, с использованием сохраненных анализаторов и учета особенностей восприятия учебного материала. Органично используется ИКТ сог...
Контрольно-оценочные средства для дифференцированного зачета МДК 02 01«Цветоводство и декоративное древоводство» специальность 35.02.12
МДК 02 01«Цветоводство и декоративное древоводство» специальность 35.02.12 Контрольно-оценочные средства для дифференцированного зачета...