Основы ландшафтоведения
рабочая программа

Гордеева Майя Павловна

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 04 разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального образования 35.02.01  Лесное и лесопарковое хозяйство  (базовая подготовка), входящей в состав укрупнённой группы специальностей 35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО.

              

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.14 Основы ландшафтоведения

2020 г.


Рабочая программа профессионального модуля ПМ 04 разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального образования 35.02.01  Лесное и лесопарковое хозяйство  (базовая подготовка), входящей в состав укрупнённой группы специальностей 35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО.

        

Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум»

Разработчик:

Гордеева М.П., преподаватель ГБПОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум».

Рассмотрена на заседании Методического совета техникума, рекомендована к использованию в учебном процессе.

Протокол №   от

Председатель Методического совета  

Принята  на заседании Педагогического совета техникума

Протокол №   от

@ ГБПОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум»

@ Гордеева М.П. преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РПАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы ландшафтоведения

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы,  разработанной  в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство  входящей в состав укрупнённой группы специальностей 35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО, область образования СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в программах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих:

13376 – лесовод;

17531 – рабочий зеленого хозяйства;

12982 -контролер лесозаготовительного производства и лесосплава;

        11939 – егерь

  1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся

 должен уметь:

  • Характеризовать зональные пояса России;
  • Строить ландшафтный профиль (России);
  • Проводить ландшафтно-экологический анализ природных условий административного района;
  • Характеризовать геологическое строение, рельеф, климат, гидрология, почвенный покров, антропогенное воздействие на природу.

должен знать:

  • Краткую историю ландшафтоведения;
  • Природную геосистему -  как совокупность взаимосвязанных компонентов;  
  • Ландшафт – как основную  единицу геосистемной иерархии.
  • Морфологическую структуру ландшафта;
  • Понятие о саморазвитии природных геосистем;
  • Основные закономерности ландшафтной дифференциации суши;
  • Этапы эволюции человечества и земной природы.
  • Современные антропогенные ландшафты;
  • Производственную оценку ландшафтов и ландшафтно-географический прогноз. Ландшафтно-экологическая экспертизу;
  • Современные методы ландшафтных исследований;

  1. Количество часов на освоение рабочей  программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;

самостоятельной работы обучающегося 22 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

     практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

Промежуточная аттестация   в форме     экзамена 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы ландшафтоведения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

                      Введение. Общенаучные представления о системах.

Содержание

 Ландшафтоведение  как  наука о ландшафтной оболочке и ее структурных составляющих, природных и природно-антропогенных геосистемах. Краткая история ландшафтоведения.

2

2

Принципы системного познания мира. Геосистемная концепция в ландшафтоведении. Понятия «ПТК», «природная геосистема», «природно-антропогенная геосистема».

Структура ПТК.

2

Самостоятельная работа

Подготовка доклада: «Экосистемная концепция. Соотношение понятий «геосистема» – «экосистема». Ландшафтный и экологический подходы в научных географических исследованиях».

4

1

Тема 2.

Природная геосистема как совокупность взаимосвязанных компонентов  

Содержание

Вертикальная структура геосистем и ПК. Вещественные, энергетические, информационные свойства природных компонентов. Классификации природных компонентов.  Их роль в формировании, дифференциации и интеграции географической и ландшафтной оболочек.

Основные подходы к иерархии – индивидуальный и типологический.

2

2

Крупные геосистемы индивидуального подхода: материк, физико- географическая страна, физико- географическая область, физико-географическая провинция. Крупные геосистемы типологического подхода:  тепловые пояса, географические пояса, природные зоны.

2

Самостоятельная работа

Подготовка доклада и презентация на тему: «Элементарные природные геосистемы – фации».

8

Тема 3.

Ландшафт – основная  единица геосистемной иерархии. Морфологическая структура ландшафта

Содержание

Зональность и провинциальность ландшафтов. Территориальная организованность ландшафта и факторы ее определяющие. Морфологическая структура и морфологические единицы ландшафта (местность, урочище, подурочище, фация). Моно- и полидоминантные ландшафты. Рисунок (текстура) ландшафта.

Горизонтальная структура ландшафта. Классификации ландшафтов.

2

1

Тема 4. Принцип историзма и генетический подход в ландшафтоведении. Внешние и внутренние факторы развития геосистем.

Понятие о саморазвитии природных геосистем 

Содержание

Этапы эволюции ландшафтной оболочки. Первичная сукцессия, климакс ландшафта. Палеогеографический анализ развития современных ландшафтов. Ландшафтные реликты. Генетические ряды ландшафтов. Возраст ландшафта.  Динамические (ритмические) изменения геосистем. Природные ритмы ландшафтов (суточные, погодные, сезонные, годичные, многолетние). Динамические тренды геосистем. Антропогенная динамика ландшафтов. Цепные реакции антропогенных процессов в ландшафтах. Восстановительная сукцессии.

Устойчивость и саморегуляция ландшафта. Компенсационность, дополнительность, необходимое разнообразие ландшафтной структуры как факторы поддержания устойчивости. Инерционность, упругость, пластичность ландшафтных структур. Закон толерантности. Пороговые нагрузки и пределы устойчивости разноранговых систем. Ландшафтно-экологические ситуации. Критерии,  характеризующие их остроту. Ландшафтные катастрофы..

2

 1

Самостоятельная работа

 Составить презентацию на тему: « Ландшафтные катастрофы»

4

Тема 5.

Основные закономерности ландшафтной дифференциации суш

Содержание

Природные факторы пространственной дифференциации ландшафтов. Типы ландшафтной зональности. Азональность. Географическая секторность. Ее влияние на ландшафтые структуры. Высотная поясность. Экспозиция склонов и ландшафты. Инсоляционная и циркуляционная асимметрия ландшафтов. Понятие физико-географического (ландшафтного) районирования.

2

1

Практическое занятие №1.

Изучение зональных поясов. Местоположение, рельеф, климат, воды, почвы, растительный покров, животный мир, антропогенный фактор, экологическая ситуация. 

2

Практическое занятие №1.

Изучение зональных поясов. Местоположение, рельеф, климат, воды, почвы, растительный покров, животный мир, антропогенный фактор, экологическая ситуация. 

2

Практическое занятие №2

Изучение азональных стран. Местоположение, геол. строение.   Географическая страна с точки зрения политической структуры.  Зоны в данной стране. Типы ландшафтов. Формы мезорельефа в данной стране. Растительный компонент, болото и пр..    

2

Практическое занятие №2

Изучение азональных стран. Местоположение, геол. строение.   Географическая страна с точки зрения политической структуры.  Зоны в данной стране. Типы ландшафтов. Формы мезорельефа в данной стране. Растительный компонент, болото и пр..    

2

Практическое занятие №3

Определение рельефа, его типы. Морфоструктуры и морфоскульптуры. Мега-, Макро-, Мезо-, Микро- и нанорельеф.

2

Тема 6.

Этапы эволюции человечества и земной природы.

Содержание

Понятие о социосфере, этносфере, техносфере, ноосфере. «Антропогенное ландшафтоведение», «геоэкология», «социальная экология», «охрана окружающейсреды». Природно-антропогенные ландшафты,  специфика их структуры, энергетики. Функционирование антропогенных ландшафтов.

Взаимоотношения людей и природной среды на различных этапах. Экологические кризисы в истории различных цивилизаций. Становление природно-антропогенных ландшафтов, их исторические типы. Виды антропогенного воздействия (целенаправленное и побочное). Обратимые и необратимые антропогенные изменения природы. Основные направления антропогенизации ландшафтной оболочки.

2

1

Самостоятельная работа

Составить презентацию на тему: «Современные антропогенные ландшафты»

      4

Тема 7.

Современные антропогенные ландшафты

Содержание

Классы современных антропогенных ландшафтов (селитебные, промышленные,  сельскохозяйственные, дорожные, лесные, водные, беллигеративные, рекреационные). Социально-экономические функции ландшафтов. Учение о геотехнических системах (ГТС). Основы «мягкого» управления природой. Экологический каркас. ООПТ. Гармонические каноны природы Теория золотого сечения, симметрия, дисимметрия, асимметрия. Спиралевидные структуры. Явления масштабного самоподобия. Закон ритма. Ритмика ландшафтного пространства и времени.

2

1

Тема 8.

Производственная оценка ландшафтов и ландшафтно-географический прогноз. Ландшафтно-экологическая экспертиза.

Содержание.

Сущность прикладных ландшафтных исследований, их информационная основа, принципы, методы. Оценка ландшафтов для различных хозяйственных целей.

Оценка антропогенного воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Ландшафтное обоснование рационального природопользования. Ландшафтно- географическое обеспечение районных планировок и территориальных комплексных схем охраны природы. Ландшафтный мониторинг и прогнозирование..

2

1

Практическое занятие №4 

Построение ландшафтного профиля (Россия) с  описанием форм рельефа, геологии, почвы, растительного и животного  мира.

2

Тема 9.

Развитие научных представлений о культурном ландшафте. Современные концепции культурного ландшафта

Содержание

Культурогенез и ландшафты. Историко-этнографическая концепция хозяйственно-культурных типов ландшафтов, этнически сложившиеся стереотипы природопользования. Современные культурные ландшафты – их структура, функционирование, возможности регуляции. Эмоциональность пейзажа. Ландшафт и этнический характер. Эстетическая оценка пейзажей.

2

1,2

Самостоятельная работа

Составить сообщение на тему: «Научные представления о культурном ландшафте»

2

Тема 10.

Современные методы ландшафтных исследований

Содержание

Ландшафтное моделирование. Роль моделей в научных исследованиях. Концептуальные ландшафтно-географические модели.  Классификация и систематика ландшафтов. Ландшафтное картографирование.  Типы общенаучных и прикладных ландшафтных карт. Методы ландшафтной индикации. Дистанционное (аэрокосмическое) ландшафтное моделирование. Ландшафтное дешифрирование аэрокосмических снимков. Дистанционный мониторинг. Ландшафтные кадастры и геоинформационные системы

2

1

Практическое занятие №5

Проведение ландшафтно-экологического анализа природных условий административного района. Геологическое строение, рельеф, климат, гидрология, почвенный покров, антропогенное воздействие на природу. 

2

Практическое занятие №5

Проведение ландшафтно-экологического анализа природных условий административного района. Геологическое строение, рельеф, климат, гидрология, почвенный покров, антропогенное воздействие на природу.

2

Практическое занятие №6

Определение физико-географической  характеристики административного района (характеристика ландшафтной страны, области, зоны, провинции). Критерии оценки ландшафтных зон.  Построение ландшафтного профиля района.

2

Практическое занятие №6

Определение физико-географической  характеристики административного района (характеристика ландшафтной страны, области, зоны, провинции). Критерии оценки ландшафтных зон.  Построение ландшафтного профиля района.

2

66

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы ландшафтоведения».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся из расчета на 25 чел.

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект учебно-наглядных пособий;

Технические средства обучения:

-компьютер;

-мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Бобкова, Ю.А. Ландшафтоведение: учебно-методическое пособие / Ю.А.  Бобкова,  Н.И.  Абакумов.— Орел:  издательство  Орел ГАУ, 2015. — 56 с.

2.Ганжара, Н. Ф. Ландшафтоведение [Текст] : учебник / Н. Ф. Ганжара, Б. А. Борисов, Р. Ф. Байбеков ; Министерство сельского хозяйства РФ ;  Российский гос. аграрный ун-т МСХА им. К. А. Тимирязева. - 2-е изд. - Москва : ИНФРА-М, 2016 - 239 с.

Дополнительные источники:

1.Ландшафты урбанизированных территорий: краткий курс лекций для студентов IV курса специальности (направления подготовки) 20.03.02  «Природообустройство и водопользование» / Сост.: А.Б. Овчинников // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». - Саратов, 2016 - 37 с.

2.Ландшафтоведение : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. К. Казаков. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 336 с. — (Сер. Ба калавриат).

2. Хорошев А.В. Полимасштабная организация географического ландшафта / А.В. Хорошев - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2016. - 416 с. 

Интернет-ресурсы:

  1. Геодезическая информационная система: htt:www.geobook.ru.
  2. Официальный сайт научно-технической библиотеки СГГА. – Режим доступа: http://lib.ssga.ru/. – загл. с экрана.
  3. Электронно-библиотечная система научно-издательского центра «ИНФРА-М». – Режим доступа: http://znanium.com/. – загл. с экрана.
  4. Электронно-библиотечная система издательства «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/. – загл. с экрана.
  5. Научная электронная библиотека. – Режим доступа: http://elibrary.ru/. – загл. с экрана
  6. http://www.lesoustroistvo.ru
  7. http://www.rosleshoz.gov.ru
  8. http:// www.consultant.ru.
  9.  Сайт журнала «Природные ресурсы» - http://www.ac.by/publications/natur/nr01_4.html   Большая советская энциклопедия – http://bse.sci-lib.com  

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена, который проводит преподаватель данной дисциплины.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по  программе подготовки специалистов среднего звена.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблицы).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

Характеризовать зональные пояса России;

Оценка выполнения:

 внеаудиторной самостоятельной работы;

практических занятий; тестирование

Строить ландшафтный профиль (России);

Оценка выполнения:

 внеаудиторной самостоятельной работы;

практических занятий; тестирование

Проводить ландшафтно-экологический анализ природных условий административного района;

Оценка выполнения:

 внеаудиторной самостоятельной работы;

практических занятий; тестирование

Характеризовать геологическое строение, рельеф, климат, гидрология, почвенный покров, антропогенное воздействие на природу.

Оценка выполнения:

 внеаудиторной самостоятельной работы;

практических занятий; тестирование

знания:

Краткой истории ландшафтоведения; 

Оценка выполнения:

 внеаудиторной самостоятельной работы;

практических занятий; тестирование

Природной геосистемы -  как совокупности взаимосвязанных компонентов;

Ландшафта – как основной  единиыу геосистемной иерархии.

Оценка выполнения:

 внеаудиторной самостоятельной работы;

практических занятий; тестирование

Морфологической структуры ландшафта;

Оценка выполнения:

 внеаудиторной самостоятельной работы;

практических занятий; тестирование

Понятия о саморазвитии природных геосистем;

Оценка выполнения:

 внеаудиторной самостоятельной работы;

практических занятий; тестирование

Основных закономерностей ландшафтной дифференциации суши;

Оценка выполнения:

 внеаудиторной самостоятельной работы;

практических занятий; тестирование

Этапов эволюции человечества и земной природы.

Оценка выполнения:

 внеаудиторной самостоятельной работы;

практических занятий; тестирование

Современных антропогенных ландшафтов;

Оценка выполнения:

 внеаудиторной самостоятельной работы;

практических занятий; тестирование

Производственной оценки ландшафтов и ландшафтно-географического прогноза.

Оценка выполнения:

 внеаудиторной самостоятельной работы;

практических занятий; тестирование

Ландшафтно-экологической экспертизы;

Оценка выполнения:

 внеаудиторной самостоятельной работы;

практических занятий; тестирование

Современных методов ландшафтных исследований;

Оценка выполнения:

 внеаудиторной самостоятельной работы;

практических занятий; тестирование

Промежуточный контроль  в форме экзамена

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).  

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 - 100

5

отлично

80 - 89

4

хорошо

70 -79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по УД Основы экономики, менеджмента, маркетинга (раздел Основы менеджмента) для студентов заочной формы оучения специальность 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Контрольная работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В пособии представлены теоретические и практические задания для самостоятельного выполнения студентами ОЗО. Контрольная работа со...

Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга »для специальности 260807«Технология продукции общественного питания» -раздел "Основы экономики".

Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы экономики» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы экономики, ...

Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга »для специальности 260807«Технология продукции общественного питания» по разделу «Основы маркетинга».

Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы  маркетинга» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы экон...

Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» для специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» по разделу «Основы менеджмента».

Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы  менеджмента» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы эко...

Вопросы по "Теоретическим основам организации внеурочной работы" и "Основам организации обучения"

Предлагается перечень вопросов для подготовки студентов педагогического колледжа к экзамену по  данному предмету....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Дисциплина ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики Тема: «Биохимические и молекулярные основы наследственности»

Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Биохимические и молекулярные основы наследственности» дл...

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОП.04. Основы мелиорации и ландшафтоведения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля  и оценки образовательных достижений обучающихся, студентов, освоивших программу учебной дисциплины «Основы мелиорации и ландш...