Методическая разработка по проведению экскурсии в Северо-Осетинский государственный природный заповедник.
методическая разработка

Касабиева Фаиза Хаджимуратовна

Методическая разработка урока предназначена для  студентов 2  курса  «Лесного и лесопаркового хозяйства»

В методической разработке кратко и, по возможности, максимально доступно изложена позиция, что экскурсия, как форма организации учебно - воспитательного процесса позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью и позволяет учащимся проводить наблюдения, изучать предметы и явления в естественных или искусственно созданных условиях.

Экскурсия как форма организации нестандартной формы обучения. объединяющая учебный процесс с реальной жизнью и постоянно меняющимися нормативно правовыми актами по природоохранной деятельности

Решение учебной задачи при проведении экскурсии на территорию природного заповедника  стимулирует познавательную активность учащихся. Преподаватель формирует у своих учащихся убеждение в необходимости получения и применения знаний для того, чтобы быть востребованным и полезным в профессиональной сфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_2018_urok_ekskursiya.docx686.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж» структурное подразделение «Северо - Кавказский лесной техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По проведению  экскурсии в Северо-Осетинский государственный природный  заповедник.

По дисциплинам:

 ОП. 06  Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц

  ЕН. 03 Экологические  основы  природопользования


РАЗРАБОТАЛИ:

ЧЕРЧЕСОВА ЕЗА АГУБЕЕНА

КАСАБИЕВА ФАИЗА ХАДЖИМУРАТОВНА

Алагир 2018 г.

                                                                                         РАССМОТРЕНО

на заседании цикловой комиссии

естественно-научных дисциплин

Протокол № ____от «____»______2018 г.

Председатель ЦК _________    Г.М.Зозуля

Введение

Методическая разработка урока предназначена для  студентов 2  курса  «Лесного и лесопаркового хозяйства»

В методической разработке кратко и, по возможности, максимально доступно изложена позиция, что экскурсия, как форма организации учебно - воспитательного процесса позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью и позволяет учащимся проводить наблюдения, изучать предметы и явления в естественных или искусственно созданных условиях.

Экскурсия как форма организации нестандартной формы обучения. объединяющая учебный процесс с реальной жизнью и постоянно меняющимися нормативно правовыми актами по природоохранной деятельности

Решение учебной задачи при проведении экскурсии на территорию природного заповедника  стимулирует познавательную активность учащихся. Преподаватель формирует у своих учащихся убеждение в необходимости получения и применения знаний для того, чтобы быть востребованным и полезным в профессиональной сфере.

Методические особенности урока-экскурсии

Эта экскурсия является  одним из заключительных уроков по  дисциплинам:

ОП. 06  Основы лесной энтомологии, фитопатологии и биологии, лесных зверей и птиц

  ЕН. 03 Экологические  основы  природопользования

В зависимости от дидактической цели урок является итоговый, т.к. основная цель экскурсии закрепление пройденного материала.

В методике проведения экскурсии выделяют три блока:

1) подготовку экскурсии;

2) выход учащихся к изучаемым объектам и усвоение

(закрепление) учебного материала по темам занятия:

  • Новые  эколого-экономические  подходы  к  природоохранной  деятельности.
  • Охрана лесных зверей и птиц на территории СОГПЗ.

3) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.

В системе урока экскурсии выполняется  ряд дидактических функций:

· реализуется принцип наглядности обучения;

· повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с

практикой;

· расширяется технологический кругозор учащихся;

 им предоставляется возможность  общения с высококлассными специалистами заповедника.

Цель экскурсии:

Разработка педагогического механизма формирования профессионального самоопределения , профессиональной направленности студентов в условиях реализации непрерывного образования.

Задачи:

Обеспечить  координированность действий техникума и работодателей по профориентации для повышения качества подготовки специалистов.  

Профессионального развития обучающихся на всех этапах уровневой профессиональной подготовки

Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

 Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью их включения в систему специально организованных профессиональных проб.

                                Перечень формируемых знаний и умений

Во время экскурсии студенты должны:

  • сформировать умения различать основные отряды лесных зверей и птиц,  распространённых  на территории  заповедника
  • получит знания по Новым  эколого-экономическим   подходам  к  природоохранной  деятельности.

Экскурсия  будет проходить совместно со  специалистами СОГПЗ;

План экскурсии

  1. Организационный момент. Инструктаж о правилах поведения.
  2. Краткая вступительная беседа преподавателя.
  3. Беседа  заместителя  директора по охране территории  СОГПЗ  - Гуриева Измаила Дударикоевича
  4. Беседа начальника отдела экопросвещения - Урумовой Светланы Махарбековны
  5. Посещение музея.
  6. Заключительное слово преподователя.

ХОД ЭКСКУРСИИ

  1. Организационный момент. Инструктаж о правилах поведения.

2. Краткая вступительная беседа преподавателя.

           «Милый сердцу отчий край. Здесь ты родился, здесь живут твои близкие. Эту землю завещали нам деды и прадеды. Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: бескрайние поля, меловые холмы, тенистые дубравы… Это природа. Она щедра и бескорыстна. Наша жизнь неотделима от нее. Сегодня мы совершим  путешествие в удивительный мир природы…

                                               

Туда не приведут нас
Дороги и мосты.
Дубы там вековые

Заняли посты,
Напоминают бабочек
Прекрасные цветы,
И гроздья спелых ягод

Хранят в лесу кусты.
Там птиц многоголосье,
Свобода для зверей,
На много километров
Не встретишь там людей.
Там все подчинено
Законам красоты.

Кто догадался, о чем идет речь в стихотворении? (о заповеднике)

-Знакомо ли вам это слово?

-Что вы знаете о заповедниках?

-С какой целью человек создает заповедники?

- Заповедные территории - что это такое?

-Зачем нужны охраняемые территории?

3. Беседа  заместителя  директора по охране территории  СОГПЗ  - Гуриева Измаила Дударикоевича.

Ознакомление с фауной.

         В районе Бокового хребта обитают около 1 500 туров. Есть две изолированные популяции серн,  на Скалистом и Водораздельном хребтах всего их не более 130.

    В широколиственных лесах заповедника обитают зубркосуля и кабан. Численность кабана и косули не превышает 60 особей. Популяция зубра была искусственно восстановлена в 1960-х годах, когда на территории заказника «Цейский» на Лесистом хребте расселили 48 зубров. К середине 1980-х годов в заказнике уже насчитывалось более 200 зубров. Популяция медведя в заповеднике достигает 30—35 животных.

    В межгорной Унальской котловине обитает шакал. 

      Лесной кот встречается, но немногочислен. Барсук встречается повсюду. В широколиственных лесах распространена лесная куница. В 1951 году были искусственно акклиматизированы американская норка и енотовидная собака; они теперь обычны. В 1952 году была искусственно акклиматизирована белка. Есть также заяц-русак.

       В заповеднике обитают 175 видов птиц. Регулярно наблюдается редкий чёрный аист. Многочисленны чёрный дрозд, певчий дрозд и зарянка. Распространен крапивник, который гнездится повсеместно, вплоть до скальных массивов вблизи Цейского ледника. В лесной зоне также гнездится пять видов дятлов и синицы: большая, лазоревка, московка, длиннохвостая. Кроме того, в широколиственных лесах обитают вяхирь, канюк, серая неясыть, филин, сойка, ворон. Из малоизученных птиц высокогорий выделяют большую чечевицу. На территории заповедника обитает более 2 000 видов беспозвоночных и насекомых.

Среди них занесённые в Красную книгу СССР — дыбка степнаяаскалаф пёстрыйжужелицы кавказская и венгерскаякрасотел пахучий, бабочки — махаон,подалирийаполлонмнемозина

аполлон Нордманналента орденская малиноваябражники — мёртвая голова и олеандровыймедведицы Гера и госпожа. Из необычных для заповедника беспозвоночных встречаются тарантулфалангабогомол испещрённый. В Шуби - Ныхасской пещере обитает пять видов летучих мышейОстроухая ночница образует колонию до 1 300 экземпляров. В небольшом количестве имеются малый и большой подковоносы. Один раз наблюдалась усатая ночница. В 1982 году в пещере впервые для Кавказа наблюдалась малая ночница.

Вымершие виды

В 1920-х годах был полностью истреблён благородный олень. Исчез также и леопард.

На территории заповедника обнаружено более 2000 видов беспозвоночных животных, в том числе 9 видов кивсяков, 11—13 — губоногих многоножек, 10 — дождевых червей, около 70 видов наземных моллюсков, два из которых описаны впервые. Остальную фауну беспозвоночных животных (около 90%) составляют насекомые. Среди скрытночелюстных насекомых преобладают многохвостки — свыше 80 видов. Из настоящих насекомых наиболее изучены жуки (не менее 1000 видов), из них около 180 видов жужелиц, 15 — мертвоедов, 200 — стафилинов, 80 — пластинчатоусых, 30 — щелкунов, 44 — листоедов, 37 — усачей, более 100 видов слоников и т. д. Известно 115 видов дневных бабочек, 128 — совок. На заповедной и соседней территории обнаружено 53 вида прямокрылых, 25 — ос-блестянок, 18 — блох.

В Красную книгу РФ и РСО-Алания занесены: дыбка степная, аскалаф пестрый, жужелицы кавказская и венгерская, красотел пахучий, бабочки — махаон, подалирий, аполлон, мнемозина, аполлон Нордманна, лента орденская малиновая, бражники — мертвая голова и олеандровый, медведицы Гера и госпожа.

В широколиственных лесах с началом цветения весенних эфемероидов появляются первые бабочки — лимонницы, траурницы, крапивницы, дневной павлиний глаз. Обследуют сухие деревья фиолетовые пчелы-плотники. В подстилке начинают бегать жужелицы: нотиофилюсы, карабусы. С первой листвой выходят другие, «летние» беспозвоночные. Рыщут в поисках корма крупные, красивые жужелицы — Адамса, Шамиля, ямконосная, эксаратус. Изредка попадается жужелица кавказская. Из других жужелиц для этих лесов наиболее характерны птеростихи черный и черноватый, леистус темный, обитатели подстилки — стомис, лицинус, быстряк схожий. На усыхающих деревьях встречаются рогачи — кавказский жук-олень, рогач синий. Там же обычны усачи — плотник, моримус, ропалорус, пармена. В гнилых стволах, дуплах много личинок жуков-носорогов, оленька, рогача однорогого, жуков-щелкунов. По кустарникам и травянистым растениям лазают кузнечики — кустолюбкапепельная.

Сосняки значительно беднее беспозвоночными обитателями. Чаще всего здесь встречаются такие жужелицы, как карабусфоссигер, крибратус, улиткоедмедный.

В березняках у верхней границы леса обитают в основном животные, связанные с подстилкой: мокрицы, кивсяки, костянки, сенокосцы, пауки. Из насекомых обычны мелкие жуки — катопиды, стафилины, ощупники, скрытноеды. Среди крупных жужелиц чаще других встречаются карабусы Кенига и осетинский, птеростих кавказский.

Особый интерес представляет фауна беспозвоночных горных котловин, где в трагакантниках и ковыльно-бородачовых степях велик процент степных видов. Среди жуков здесь обычны чернотелки, толстые медлительные майки, пестроокрашенные нарывники, получившие название за свою ядовитую гемолимфу. Из усачей обычны корнееды. Нередки слоники — отиоринхусы, клеопусы, ларинусы. Жужелицы представлены разными видами амар, харполюсов, несколькими видами циминдисов, бомбардиров и др. Здесь же нередки крупные карабусы — эрранс, клипеатус, бессарабский, ямконосный, Адамса. Изредка попадается кавказский подвид венгерской жужелицы, а в местах скопления виноградных улиток обычна жужелица кавказская.

Из других необычных для заповедника беспозвоночных во внутренних котловинах встречаются тарантул, фаланга, богомол испещренный.

В широколиственных лесах из земноводных обычны зеленая жаба, малоазиатская и озерная лягушки и квакша. Пресмыкающихся можно разделить на околоводных — обыкновенного и водяного ужей; обитателей опушек, полян — веретеницу, прыткую ящерицу, медянку и сухих каменистых биотопов — Кавказскую ящерицу и степную гадюку.

Орнитофаунистический комплекс широколиственных лесов включает 175 видов птиц. Самый массовый вид буковых лесов — черный дрозд. Многочисленны также певчий дрозд и зарянка. Обычен здесь и крапивник, особенно охотно населяющий влажные леса в поймах рек и ручьев, но в отличие от дроздов и зарянки он гнездится и в более высоких поясах, вплоть до скальных массивов у Цейского ледника. Характерны для лесного пояса дятлы (5 видов) и синицы: большая, лазоревка, московка, длиннохвостая.

Из крупных редких птиц в широколиственных лесах регулярно появляется черный аист, он гнездится на низкогорном участке заповедника. В 1980/81 г. одна птица зимовала на незамерзающих ручьях в пойме Ардона.

В широколиственных лесах гнездятся вяхирь, канюк, серая неясыть, филин и др. Сойка обычна во всех лесах заповедника. Иногда она залетает даже в высокогорье. Так же разнообразны и гнездовые биотопы ворона.

В буково-грабовых лесах обитают обыкновенный еж и крот. Поймы рек и ручьев населяет обыкновенная кутора, а влажные высокотравные биотопы — бурозубка Радде. Самые многочисленные насекомоядные широколиственных лесов — обыкновенная и особенно малая бурозубки.

В Шуби-Ныхасской пещере обнаружены на зимовке пять видов летучих мышей. Остроухая ночница образует зимовальную колонию численностью до 1300 зверьков. Малый и большой подковоносы малочисленны, а усатая ночница встречена здесь только один раз. В 1982 г. в пещере во время пролета впервые для Кавказа отмечена малая ночница.

Из грызунов в широколиственных лесах преобладает лесная мышь. Мышь-малютка, кавказская мышовка и сони (лесная и полчок) немногочисленны. Кустарниковая полевка обитает по опушкам и кустарникам. Белка была акклиматизирована в горах Северной Осетии в 1952 г. В буково-грабовых лесах ее, как правило, мало. Чаще белку можно встретить в дубняках и лещинниках.

Заяц-русак избегает сплошных лесных массивов и держится по опушкам и лесным полянам.

Из копытных в широколиственных лесах обитают зубр, косуля и кабан. Кабаны предпочитают буково-грабовые или дубовые леса с подлеском из рододендрона желтого и лещины, где животные находят себе корм и укрытие.

Численность кабана и косули в широколиственных лесах заповедника не превышает 60 особей. Небольшая, изолированная популяция косули существует и на Боковом хребте. В 80-е годы сюда проник кабан.

Из хищников в широколиственных лесах обычны лесная куница и акклиматизированные в 1951 г. американская норка и енотовидная собака. Выдра, к сожалению, практически исчезла, отмечаются лишь единичные и нерегулярные ее заходы в заповедник. Шакал несколько расширил область обитания и проник в межгорную Унальскую котловину. Лесной кот обычен, но немногочислен. Барсук распространен повсюду. Норы он устраивает в скалах, под отдельными валунами или в песчанике. Есть барсук на северных и южных склонах Бокового хребта, но на основную территорию заповедника не проникает.

Видовой состав земноводных и пресмыкающихся на Боковом хребте заметно обеднен по сравнению с широколиственными лесами. Здесь нет квакши и озерной лягушки, но малоазиатская лягушка и зеленая жаба живут повсюду, причем поднимаются не только на субальпийские луга, но даже в ледниковые цирки. Единственный многочисленный здесь вид пресмыкающихся — кавказская ящерица, населяющая лесной и субальпийские пояса. Обыкновенный уж и медянка встречаются в увлажненных биотопах, а веретеница и степная гадюка многочисленны только в антропогенных ландшафтах — остепненных лугах, сенокосах; в заповеднике они редки.

Фауна птиц сосновых лесов малоспецифична. Наиболее характерными птицами этого пояса можно назвать желтоголового королька, клеста-еловика, зяблика, обыкновенную пищуху. Более своеобразен мир пернатых субальпийского пояса. Здесь появляются типичные горные виды: белозобый дрозд, пеночка Лоренца, кавказский тетерев, горный конек. Выходы скал в субальпийском поясе, а также лужайки, перемежающиеся с осыпями и лавинными лотками, — характерные места обитания альпийской завирушки, краснокрылого стенолаза, альпийской галки и большой чечевицы. У небольших водоемов вблизи осыпей и скал, у границы ледников гнездится краснобрюхая горихвостка. Эти же виды птиц поднимаются выше других, вплоть до субнивального пояса, населяя скальные острова-нунатаки среди ледников. Характерная птица высокогорий — кавказский улар; по ледниковым моренам гнездится рогатый жаворонок.

Одной из наиболее интересных и малоизученных птиц высокогорий можно назвать большую чечевицу.

Гнездится в заповеднике бородач и стервятник. Часто встречаются белоголовые сипы, известны отдельные залеты черных грифов. Гнездование этих птиц не отмечено.

Особым комплексом птиц отличаются поймы Ардона и Фиагдона. Здесь по зарослям шиповника и облепихи гнездится кавказский жулан. Среди травы в каменистой почве устраивает гнезда кулик-перевозчик. Повсеместно вдоль рек и ручьев, от высокогорий до выхода на равнину, встречается оляпка.

Через заповедник проходит магистральный путь пролета многих видов птиц. В большом количестве пролетают серые журавли, степные орлы, канюки, черные коршуны. Летят также орлы-могильники, орланы-белохвосты, полевые луни, ястребы — перепелятник и тетеревятник, пустельги, лебеди-шипуны, серые гуси, разные виды цапель. Большими стаями преодолевают осевые хребты Кавказа перепела, жаворонки, золотистые щурки, вальдшнепы и др.

На Боковом хребте распространены два вида грызунов — эндемиков Кавказа: гудаурская и прометеева полевки. Прометеева полевка — единственный эндемичный род позвоночных Кавказа. Она живет преимущественно в субальпийских лугах с развитым почвенным покровом, поскольку ведет роющий образ жизни. В районе своего распространения этот зверек — доминирующий вид грызунов.

Гудаурская полевка — интразональный вид. Она обитает в каменистых россыпях и массивах скал от лесного пояса до нивального.

На заповедной территории Бокового хребта живет около 1500 туров. Плотность популяции тура составляет летом 120, а зимой — 200 животных на 1000 га; на отдельных участках зимовок она достигает 500—600 животных на 1000 га. Летними днями группы, состоящие обычно из 20—40 животных, держатся на гребнях хребтов, в ледниковых цирках. Вечером туры спускаются со скал и пасутся на субальпийских лугах, зарастающих моренах и осыпях, а иногда заходят и в лес.

В отличие от тура серна пока не смогла восстановить свою численность в заповеднике, и во многих районах былого обитания ее сейчас нет. Существуют всего две изолированные популяции; их общая численность не превышает 130 животных, живущих преимущественно в лесном поясе.

К сожалению, до наших дней дожили не все исконные обитатели гор Северной Осетии. Выбеленные солнцем рога благородного оленя и сейчас еще можно увидеть в некоторых святилищах, но сам олень был истреблен еще в 20-е годы. Другой зверь, не выдержавший пресса охоты, — леопард. Достоверных сведений об обитании этого хищника в заповеднике или на окружающей территории нет.

Следы жизнедеятельности медведя, численность которого в заповеднике достигает 30— 35 животных, можно увидеть во многих местах, однако сам зверь редко попадается на глаза из-за ночного и сумеречного образа жизни. Волк на основной территории постоянно не обитает; он здесь бывает лишь заходами, преимущественно зимой, когда иногда пытается охотиться на туров. Основные районы обитания этого хищника находятся в охранной зоне.

Лисица на заповедной территории тоже редка; она встречается в предгорьях и межгорных котловинах. Численность рыси в заповеднике не превышает 10—12 зверей.

Каменная куница обитает от предгорной равнины до альпийского пояса. Избегает она только сплошных массивов широколиственных лесов. Горностай широко распространен на основной территории заповедника, встречаясь как в лесном поясе, так и на высокогорных лугах.

Наиболее охраняемые виды:

Птицы

  • аист чёрный
  • бородач
  • вяхирь
  • горихвостка
  • жаворонок рогатый
  • жулан
  • канюк мохноногий
  • неясыть
  • сип белоголовый
  • стервятник
  • улар кавказский
  • филин

Насекомые

  • аполлон
  • бражник олеандровый
  • дыбка степная
  • красотел пахучий
  • махаон

Млекопитающие

  • барсук
  • выдра
  • зубр
  • кабан
  • косуля
  • куница
  • лисица
  • медведь бурый
  • мышь-малютка
  • полёвка
  • серна
  • собака енотовидная
  • соня лесная
  • соня-полчок
  • тур кавказский

4. Беседа начальника отдела экопросвещения - Урумовой Светланы Махарбековны

Одной из важнейших задач, возложенных на заповедник, является формирование и развитие экологической культуры граждан. С сентября 1997 года в Северо-Осетинском государственном природном заповеднике функционирует отдел экологического просвещения.

Основные направления работы отдела экологического просвещения:

  • Работа со средствами массовой информации
  • В рамках сотрудничества с региональными и российскими СМИ отдел экопросвещения предоставляет журналистам информацию о деятельности заповедника, о природных процессах, происходящих на его территории, организует интервью с сотрудниками отделов науки и охраны
  • Много внимания уделяется популяризации СОГПЗ в средствах массовой информации – опубликовано около 800 заметок на природоохранные темы в центральных и республиканских газетах и журналах, в числе которых журналы «Природа» ( № 12, 1988); «Охота и охотничье хозяйство» ( № 3, 1974); «В мире животных» ( № 10, 2002). Издано 3 книги о СОГПЗ (1974, 1988, 1989 гг.). Информация о заповеднике содержится и в многотомнике «Заповедники СССР»: «Заповедники Кавказа» (Амирханов и др.,1990).
  • Рекламно-издательская деятельность
  • Одним из самых важных инструментов формирования положительного отношения к заповеднику и популязации его является рекламно-издательская продукция. Научными сотрудниками подготовлены и изданы: буклеты экотуров, тексты экскурсий, календари, плакаты, брошюры, фотоальбомы.
  • Экспозиционная и музейная деятельность
  • В 2011 году завершено строительство Музея природы, общая площадь которого 640 кв.м.
  • Традиционным направлением просветительской работы с населением служат экспозиционный зал и визит-центр заповедника
  • В настоящее время в Музее идет работа над созданием видео-зала, где можно будет посмотреть сюжеты и фильмы не только о ФГБУ СОГПЗ, но и других заповедниках и национальных парках.
  • Кроме того, в рамках деятельности экспозиционного зала функционирует передвижная фотовыставка работ сотрудников научного отдела
  • Сотрудники СОГПЗ сняли своими силами, или принимали участие в съемках нескольких кино и видеофильмов: К.П. Попов – научный редактор кинофильмов «Заповедь» и «В горах Дигории» (Северо-Кавказская студия кинохроники), «О заповеднике» и «Об историческом традиционном природопользовании» (Пятигорская краевая студия телевидения); Ю.Е. Комаров – автор 5 научно-просветительских видеофильмов серии «Неизвестная Осетия» (грибы, растения – 2 части, птицы, звери) (авторы сценариев Ю.Е. Комаров, К.П. Попов, И.А. Николаев, видеооператор Ю.Е. Комаров). В1999 г. специалистами Пятигорской краевой  студии телевидения  с участием сотрудников заповедника, сняты фильмы «Северо-Осетинский заповедник» и «Историческое традиционное природопользование»
  • Экологические праздники и акции

  • С 1997г. ФГБУ СОГПЗ традиционно принимает участие в таких Всероссийских акциях как «День птиц», «Марш парков», «День воды». Эти мероприятия проводятся совместно с образовательными структурами и в тесном сотрудничестве с учительским корпусом. Подобные мероприятия являются эффективным средством привлечения внимания людей к проблемам заповедного дела
  • Взаимодействие с учительским корпусом
  • Эколого-просветительская работа заповедника ведется в тесном сотрудничестве с образовательными структурами, прежде всего с педагогами местных образовательных учреждений. Регулярно проводятся выездные тематические занятия и лекции для детей дошкольного и школьного возраста
  • Для преподавателей школ проведен семинар «Заповедники и национальные парки России», а совместно с районной библиотекой и редакцией газеты «Заря» – круглый стол, на котором обсуждались экологические проблемы г. Алагира и его окрестностей.
  • В рамках разработанной правительством Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии РФ программы по развитию экологического туризма, в том числе и на территории особо охраняемых природных территориях, Северо-Осетинский государственный природный заповедник обустраивает центры для приема туристов.
  • Силами отдела экологического просвещения осуществляется работа с отдыхающими в летних детских лагерях в санатории «Тамиск» и пансионате «Алагир» детьми, в том числе прибывающими из Чеченской республики и Украины.
  • По территории охранной зоны заповедника проходят три экскурсионных маршрута, общей протяженностью15 км.  В рамках возрождения рекреации проектируются экотропы в Цейском ущелье, осуществляется выбор объектов экообразовательного каркаса.

Экологический туризм в заповедниках разрешен законодательно и введен в перечень основных направлений  деятельности — это свершившийся факт. Под экотуризмом подразумеваются любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране природы. Таким образом, очевидны различия между организаторами “традиционных” природных туров и экотуризма. Первые не берут на себя обязательств по охране природы или управлению природными территориями — они просто предлагают клиентам возможность побывать в красивых местах. Таким образом, перед заповедником ставится задача: с привлечением потока туристов (с развитием экотуризма) необходимо этот поток контролировать, для чего бы потребовалось увеличить штат госинспекторов (чего по причинам недостаточного финансирования заповедник сделать не может).

 Ни для кого не секрет, что большинство заповедников, в том числе и Северо-Осетинский, не имеют достаточного государственного финансирования и нуждаются в сторонней помощи. Такую помощь заповеднику оказало ОАО РусГидро, благодаря которому появилась возможность благоустроить две экологические тропы в Цейском ущелье. Но у заповедника еще много нереализованных идей и планов, таких как открытие еще нескольких экологических троп, обустройство смотровых площадок с возможностью показа животных в природе (тур и зубр), привлечение местного населения в экотуристическую деятельность (в качестве гидов и арендодателей вьючного транспорта), возрождение и развитие многовековых народных промыслов и ремесел, развитие производства сувенирной продукции, создание рекламно-информационной базы.

Отношение к заповедным территориям как к закрытым учреждениям, охраняющим в научных целях нетронутые природные территории в прошлом, привело к серьезным проблемам – оторванности от общего социально-экономического развития региона и отсутствию поддержки со стороны на региональном уровне. Для реализации своих идей и решения проблем заповедник в настоящем очень нуждается в этой поддержке.

Беседы специалистов сопровождались показом презентации.

  1. Посещение музея заповедника.
  2. Заключительное слово преподавателя.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\1 з.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления для  специальности среднего профессионального образования...

"государственная символика России" методическая разработка урока

Познакомить детей с историей Государственного герба России; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну.обобщить знания  об истории создания ...

Методическая разработка урока, посвященного дню России. Государственные символы России

Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по МДК. 02.01 Кадастры и кадастровая оценка земель на тему: Единый государственный реестр объектов капитального строительства и порядок его ведения.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»   Кирячек С.Н....

Методическая разработка открытого урока, посвященного Дню России.Государственные символы России

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого урока патриотической направленности...

Методическая разработка. Час общения по теме российского государственного праздника «День народного единства» .

Час общения с использованием игровых форм (квэст, викторина, театрализация) для учащихся старшей школы и СПО....