"государственная символика России" методическая разработка урока
методическая разработка на тему
Познакомить детей с историей Государственного герба России; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну.
обобщить знания об истории создания гимна, герба и флага России, воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране, к своему городу и округу;
сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей и стремление воплощать их в повседневной практической деятельности;
привить потребность в использовании государственной символики при проведении различных мероприятий;
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 105
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор ГБОУ НПО ПУ № 105 МО
Уварова М.В.____________ Филичкина М.В.__________
«___»_____________20__г. «___»_____________20__г.
Методическая разработка урока - игры на тему:
«Государственные символы России»
Подготовила: преподаватель Налбантова М.В.
Ногинск 2012г.
Урок-игра "Государственные символы России"
Эпиграф:
… Для полного счастья человеку
необходимо иметь славное Отечество …
Симонид Кеосский, древнегреческий поэт (550-469 гг. до н. э. )
Цели и задачи занятия:
Познакомить детей с историей Государственного герба России; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну.
обобщить знания об истории создания гимна, герба и флага России, воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране, к своему городу и округу;
сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей и стремление воплощать их в повседневной практической деятельности;
привить потребность в использовании государственной символики при проведении различных мероприятий;
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).
Оборудование :
электронная презентация “Государственные символы” (созданная в Microsoft Office PowerPoint);
наглядные пособия: государственная символика России аудиозаписи гимна России.
политическая карта мира, карта Российской Федерации , выставка книг о России , выставка фотографий “Россия – Родина моя”;
выставка творческих работ учащихся – рисунков, поделок, сочинений;
дидактический материал: карточки с заданиями;
грамоты для награждения команд.
Форма проведения : дидактическая игра.
Педагогические технологии урока: игровые технологии, здоровье сберегающие технологии.
Этапы дидактической игры:
Творческая разминка.
Конкурс “Знаешь ли ты карту?”.
Конкурс “Найди слово!”.
Домашнее задание (защита электронных презентаций).
Конкурс “Знаешь ли ты государственные праздники?”.
Конкурс “Я знаю … ”.
Конкурс “Торжественная песня”.
Конкурс капитанов команд.
Конкурс пословиц и поговорок “Я люблю тебя, Россия”
Ход дидактической игры
Вступительное слово , объяснение правил игры.
В игре принимают участие 2 команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.
В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы “Символы России”
Выявляется победитель (команда).
Дети, активно принимавшие участие в игре, получают оценки.
Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.
Состав жюри дидактической игры:
администрация
воспитатели
Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.
Этапы дидактической игры
1. Творческая разминка.
Команды должны прочитать наизусть любимые стихотворения о Родине (Например, Ф. И. Тютчев “Умом Россию не понять …”, А. А. Блок “Россия”, М. Ю. Лермонтов “Бородино”, А. Н. Плещеев “Отчизна”, Ф. Н. Глинка “Москва”, М. И. Цветаева “Стихи о Москве”).
2. Конкурс “Знаешь ли ты карту?”.
Задание команде А:
1. Покажите на карте территорию Российской Федерации. Назовите государства, с которыми граничит наша Родина.
2. Как Вы понимаете смысл выражения: “Россия – связующее звено между Европой и Азией”?
Задание команде Б:
1. Назовите и покажите на карте, какие океаны омывают территорию России? Как Вы думаете, какой из океанов оказывает наибольшее влияние на природу нашей страны и жизнь Россиян? Почему?
2. Какими природными богатствами одарила Россию природа и где они расположены?
Общее задание командам А и Б:
Используя карту, прокомментируйте стихотворение И. Забилы:
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
3. Конкурс “Найди слово!”.
Общее задание командам А и Б:
Найди слово, означающее преданность и любовь к своему отечеству (по вертикали) – (патриотизм).
По горизонтали:
Жезл, один из знаков власти – (скипетр).
Официальный символ власти, олицетворяющий суверенитет государства – (флаг).
Главный город, административно-политический центр страны – (столица).
Официальная эмблема государства, символ государства – (герб).
Торжественная песня, символ государства – (гимн).
Политическая организация общества с определенной формой правления – (государство).
Основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство – (конституция).
Условное обозначение образа, понятия, идеи – (символ).
Выборный глава государства в современной России – (президент).
Столица России – (Москва).
Домашнее задание (защита электронных презентаций).
3 Общее задание командам А и Б:
Представление и защита электронных презентаций:
“Почитание символов государства – важная черта гражданина”;
“Нужны ли России две столицы?”;
“Какими бы мне хотелось видеть символы Российского государства?”.
Конкурс “Знаешь ли ты государственные праздники?”.
4 Общее задание командам А и Б:
Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год
А. 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда
Б. 1 января
3. День защитника Отечества
В. 9 мая
4. Рождество Христово
Г. 1 мая
5. День Победы
Д. 4 ноября
6. День народного единства
Е. 7 января
7. День независимости России
Ж. 8 марта
8. Международный женский день
З. 12 июня
5. Конкурс “Я знаю … ”.
Каждая команда получает по три конверта:
Пазлы гербов РФ
Пазлы флагов РФ
Построчные нарезки гимна РФ
Общее задание командам А и Б:
Соберите герб и флаг РФ.
Сложите и наклейте на бумагу гимн РФ
6. Конкурс “Торжественная песня”.
Командам показывается электронная презентация “Государственные символы”, в которой звучат гимны:
а). “Боже, царя храни!” (муз. А. Ф. Львов, сл. В. А. Жуковский);
б). “Марсельеза” (муз. и сл. Клод Жозеф Руже де Лиль);
в). Гимн РФ (муз. А. В. Александров, сл. С. В. Михалков);
г). “Интернационал” (муз. Пьер Дежейтер, сл. Эжен Потье), сопровождающиеся фрагментами документальных видеофильмов.
7. Общее задание командам А и Б:
Какие гимны звучат в электронной презентации? Укажите авторов музыки и слов.
Задание команде А:
а). “Боже, царя храни!” (муз. А. Ф. Львов, сл. В. А. Жуковский);
в). Гимн РФ (муз. А. В. Александров, сл. С. В. Михалков).
Задание команде Б:
б). “Марсельеза” (муз. и сл. Клод Жозеф Руже де Лиль);
г). “Интернационал” (муз. Пьер Дежейтер, сл. Эжен Потье).
. Задание команде А:
Как первоначально назывался французский гимн “Марсельеза”?
(“Боевая песня рейнской армии”).
Задание команде Б:
Какую песню на музыку А. В. Александрова Вы знаете?
(“Священная война” сл. В. И. Лебедева-Кумача).
8. Конкурс капитанов команд.
. Капитаны получают конверты с заданиями. Если капитан затрудняется с ответом, он может обратиться за помощью к своей команде.
Задание капитану команды А:
Как называется наука о гербах? (Геральдика)
При каком царе на гербе изображение двуглавого орла соединяется с древним княжеским символом России – всадником, поражающим змея? (Иван IV)
Какая песня стала гимном Москвы? (“Я по свету немало хаживал…” муз. И. Дунаевский, сл. М. Лисянский и С. Агранян)
Какие поэтические слова нашел С. Михалков для гимна России, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины? (священная, любимая, родная и др. )
Что означает изображение на гербе? (Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона".)
Задание капитану команды Б:
Как называется наука о флагах? (Вексиллология)
Кто из царей утверждает цвета для изображения герба: орел должен быть черным на золотом поле, всадник красный на белом поле? (Екатерина I)
В каких случаях исполняется гимн России? (при официальных церемониях внутриполитического и международного характера)
Какие поэтические слова нашли М. Лисянский и С. Агранян для гимна Москвы, чтобы показать свою любовь и гордость столицей? (дорогая моя, золотая моя и др. )
Что представляет собой флаг Южного округа города Москвы? (Флаг разделен снизу от древка белой волнистой полосой. В верхней прилегающей к древку пурпурной части полотнища располагается золотая патриаршая митра. В нижней зеленой части полотнища – серебряные ворота Свято-Данилова монастыря. )
9 Общее задание командам А и Б:
Назовите пословицы и поговорки о Родине.
(Отвечает каждый участник команды по очереди, если не знает, ход переходит другой команде. )
(Например:
Родина – мать, умей за нее постоять.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Нет ничего краше, чем Родина наша.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Русский в словах горд, в делах тверд.
Москва – всем городам мать.
Всякому мила своя сторона. )
10.Конкурс «Немного о родном городе».
-Какой герб у нашего города Ногинска?
-Гимн нашего города?
-Сколько лет исполнилось Ногинску?
Команда А вносит флаг России.
Команда Б вносит герб России.
Предлагается всем вместе исполнить гимн России (в это время демонстрируется электронная презентация “Государственные символы” со слайдами достопримечательностей России и музыкой гимна Российской Федерации).
Жюри подводит итоги дидактической игры.
Команда победитель в дидактической игре награждается почетной грамотой.
Подводится итог занятия .Символы государства – это и история страны, и её сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Творческому усвоению истории символов государства мы посвятили урок, классный час, работу над проектом. Учебная игра показала не только знания учащихся, но и умение применять их на практике. Ученики продемонстрировали, что разбираются в государственных символах, овладели историческими сведениями о них. Осмыслили этот материал и умеют сопоставлять, прослеживать связи, делать выводы на основе имеющихся знаний. Многие задания были проблемными, нетрадиционными, носили творческий характер. Но, проявив смекалку, ребята справились с ними.
Библиография:
Раков С. Государственная и общественная символика / C. Раков // Воспитание школьников. – 2011. – №1. – С.8-14.
Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус.яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 2008. Т.3. П–Р. – 752с.
Конституция Российской федерации : Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ. – М : АСТ : Астрель, 2006. – 63 с. –(ЦГБ, Б-9, 23).
О государственном флаге Российской Федерации : Федер. конституц. Закон от 25.12.2000 (ред. от 07.03.2005) // Рос. газ. – 2009. – 25 дек. ; 2005. – 11 марта. – (ЦГБ).
О государственном гербе Российской Федерации : Федер. конституц. закон от 25.12.2000 (ред. от 30.06.2003) // Рос. газ. – 2009. – 27 дек. ; 2008. – 2 июля. – (ЦГБ).
О государственном гимне Российской Федерации : Федер. конституц. закон от 25.12.2000 (ред. от 22.03.2001) // Рос. газ. 2011. – 27 дек. – (ЦГБ).
См. в Прил. 1 текст Гимна в ред. от 22.03.2013 ФЗ
Книги о символике России:
Весь мир: Страны. Флаги. Гербы: справочное издание. - Минск : Харвест, 2007. - 698 с. : рис. - (Энциклопедический справочник). – (Б-37).
Государственная символика Российской Федерации: Конституция РФ, Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ, Государственный гимн РФ. - М. : Экзамен, 2007. - 63 с. - (Кодексы и Законы). – (Б-19, 24, 8).
Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн : (В помощь учителям начальных классов): материалы для проведения уроков, посвящённых государственной символике России/ сост. Т. В. Шепелева. - Волгоград : Учитель, 2007. - 69 с. : рис. – (Б-20).
Гербы городов России. Кн. 2 / отв. за вып.: М. Заячковский, А. Польщикова ; ред.: Л. Белова [и др.] ; худож. В. Блинов. - М. : Профиздат, 2006. - 222 с. : цв. ил. – (ЦГБ).
Гербы городов России. Кн. 1 / отв. за вып.: М. Заячковский, А. Польщикова ; ред.: Л. Белова [и др.] ; худож. В. Блинов. - М. : Профиздат, 2008. - 223 с. : цв. ил. – (ЦГБ).
Голованова М. И. Герб, флаг, гимн России. – М. : Росмэн, 2005. – 47 с. : ил. – (ЦДБ, Б-23, 37).
Государственные символы России : справ. для детей / М. Голованов, В. Шергин. – М. : Росмэн, 2006. – 159 с. : ил. – (Б-6, 37).
Константино М. Флаги : ил. справ. / пер. с англ. И. Лейтес. =- М. : Арт-Родник, 2006. – 256 с. : ил. – (Б-3).
Символы, святыни и награды Российской державы / В. Н. Балязин и [др.] – М. : Олма-пресс; Красный пролетарий, 2005. – 335 с. : ил. – (ЦГБ).
Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе : метод. реком. / сот. М. К. Антошин. – М. : Айрис-Пресс, 2005. – 73 с. – (Методика). – (ЦГБ, Б-10, 23).
Сапрыков В. Н. Государственная символика регионов России / отв. ред. А. Я. Дегтярев ; худож. Л. Лифатов. – М. : Парад, 2009 - 95 с. : ил. - (ЦГБ).
Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика России» (Гимн, Герб, Флаг). – М. : ВАКО, 2011. – 190 с. : ил. – (Б-16).
Пчелов Е. В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн : учеб. пособие. – М. : Рус. слово, 2012. – 135 с. : ил. – (Б-5).
Символы российской государственности / авт.-сост. Н. В. Бугаев, С. Г. Макаров. – Иркутск : ОГУ «ЦСИУМ», 2011. – 74 с. – (ЦГБ).
Флаги. Знамёна. Гербы. Вымпелы / У. Крэмптон ; пер. с англ. А. Мосолова. – М. : Астрель ; АСТ, 2011. – 43 с. – (Детская энциклопедия). – (Б-16).
Флаги Российской империи и СССР в документах / авт.-сост. В. А. соколов. – М. : МГИУ, 2011. – 634 с. : ил. – (Б-12).
Чиркин В. Е. Государствоведение : учебник. – М. : Юристъ, 2009. – 398 с. – (institutionis). – (Б-16).
Герб и флаг России X-XX века. – М. : Юрид. лит., 2007. – 559 с. : ил. – (Б. № 13).
Лебедев В. Державный орёл России. – М. : Родина, 2008. – 239 с. – (ЦГБ).
Соболева Н. А. Символы России / Н. А. Соболева, В. А. Артамонов. – М. : Панорама, 2013. – 208 с. : ил. – (ЦДБ, ЦГБ; Б-23, 37, 16).
Семнадцать маршей и Гимн России (2 варианта) [Звукозапись]. – [М.] : ООО «Лагуар», [2005]. – 1 зв. кассета. – (ЦГБ, ИБО).
Статьи из периодики:
Григайтес Н. Торжественная песнь орла и триколора // История. – 2007. - № 9. – С. 42-47. – (Приложение к газете «Первое сентября»). – (ЦГБ).
Никулина О. Эпопея орла и всадника : [гос. символы России] // История. – 2007. - № 29 . - С. 22-27. - (Приложение к газете «Первое сентября»). – (ЦГБ).
Кеверик Е. Государственные символы России // Воспитание школьников. – 2008. - № 9. – С. 27-30. – (ЦГБ).
Вилинбахов Г. Герб России : [родословная] // Родина. – 2008. - № 2. – С. 80-81. –
Приложение 1
Гимн
Музыка А. Александрова
Слова С. Михалкова
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Безработица в России"
Разработка урока выполнена в режиме презентации. Учебный материал содержит основные понятия, связанные с безработицей, статистический материал об уровне безработицы в России и других странах и его ана...
Методическая разработка урока "Россия в Первой мировой войне"
Методическая разработка открытого урока по истории "Россия в Первой мировой войне".На основе "каркасной" презентации построен урок. Студенты отвечают на вопросы, возникающие на экране. Вопросы поставл...
Методическая разработка урока, посвященного дню России. Государственные символы России
Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ....
Методическая разработка урока по русскому языку "Перенос слов" (Школа России) 1 класс
Цуканова Е.А. учитель начальных классов...
Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Санкт – Петербург – промышленный центр России и Европы". (включает краеведческий компонент)
Методическая разработка урока для 8 класса, включающая краеведческий компонент по по теме "промышленность Выборгского райна"...
Классный час на тему "Государственная символика России"
материал для классного часа...
Государственная символика России и Удмуртии
конспект занятия...