«Приёмы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий».
статья
В данной статье расмотрены приципы и приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Приёмы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий». | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приёмы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий».
Актуальность рассматриваемых требований к проведению современного урока в условиях НПО и СПО, основана на введении стандартов нового поколения, где специфике современного урока (занятия) уделяется огромное внимание.
На современном этапе модернизации образования в России система профессионального образования рассматривается как стратегический ресурс социально-экономического развития страны, а подготовка квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования - как необходимое условие успешной реализации инвестиционной политики государства в различных сферах производства.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. Ими поднимаются вопросы по проведению, проектированию урока на современном этапе.
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?
Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока?
Какие методы и приёмы работы будут эффективными?
Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?
Какие требования необходимо применить к современному уроку?
На данном этапе требования, которые необходимо предъявить к современному уроку, просты и сложны одновременно.
Просты, т.к. все преподаватели в той или иной мере их используют на своих уроках. Сложны, т.к. необходимо применить максимально возможное требований, избежав перенасыщения методикой преподавания и информацией.
Требования, предъявляемые к современному уроку:
- Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
- Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
- Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
- Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. Вывод делают сами учащиеся.
- Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
- Время сбережение и здоровье сбережение.
- В центре внимания урока - дети; Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей.
- Умение демонстрировать методическое искусство учителя.
- Планирование обратной связи.
- Урок должен быть добрым.
Рассмотрим определения урока.
«Урок — это организационная форма, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит в специально отведенном месте коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей школьников»
"Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины»
«Стратегия современного урока далеко выходит за пределы простой передачи знаний: путь к истине - путь расширения и обогащения духовного мира личности ребёнка, приобретения способности осознавать жизнь, оценивать жизнь и определять своё отношение к миру как таковому»
«Современный урок - это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом - интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение»
«Урок – стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю – провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации»
Урок должен проводиться на таком уровне, который бы позволил в первую очередь эффективно работать системе учитель - ученик.
Урок, который бы позволил максимально реализоваться ученику, а учителю применить современные эффективные методики, которые бы сработали в системе НПО и СПО на наиболее полное усвоение программы, в дальнейшем положительно повлияли на подготовку высокопрофессионального рабочего и специалиста.
Готовясь к вопросу приёмы педагогической техники, мне на глаза попалась книга А. Гин «Приёмы педагогической техники».
Описание методического конструктора приёмов на уроке А. Гин.
Современный урок – грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен.
Значит в уроке:
принципы должны проявляться на каждом этапе;
цели урока должны реализовываться;
структура урока, поурочные отборы и организация материала, средства обучения и контроля должны соответствовать характеру концепции и целевой направленности урока.
Поэтому неэффективное использование учителем педагогических приёмов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика. Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приёмы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.
В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея «Конструктор урока», применяемая как эффективное средство для «сборки уроков». Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.
Разработан алгоритм деятельности по применению техники «Конструктор» на основании разработки методического конструктора урока А. Гина (6): обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами;
изучение разных приёмов и их комбинаций;
структурирование всех приёмов в «Конструкторе»;
тематическое планирование с ведением раздела «Конструктор»;
Работа по алгоритму строится следующим образом:
Начало урока.
Объяснение нового матерала.
Закрепление, тренировка, отработка умений.
Повторение.
Контроль.
Домашнее задание.
Конец урока.
Любой из разделов урока может быть реализован разными приёмами или их комбинациями, то есть приёмы, по сути, и есть элементы конструктора урока.
Приёмы педагогической техники, описанные в конструкторе урока – это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приёмы, взаимосвязанные между собой. Все приёмы легко применимы в условиях современной школы. При использовании «Конструктора» значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.
Представляю проверенные на практике приёмы педагогической техники, позволяющие связать фрагменты урока в единую сеть, обеспечив его логическую стройность.
А. Гин выделяет пять основных принципов педагогической техники.
Принцип свободы выбора.
Принцип открытости.
Принцип деятельности.
Принцип обратной связи.
Принцип идеальности.
Принцип свободы выбора
1. Взаuмоопрос: в течение 3-5 мин ученики опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы, повторяют ее. Отметки, выставленные учениками друг другу, в журнал обычно не ставятся.
2. Защитный лист: перед каждым уроком ученик (без объяснения причин) может вписать свою фамилию в "Лист защиты", который находится всегда в одном и том же месте. После этого он может быть уверен, что его сегодня не спросят. Учитель может реагировать на запись в "Листе защиты" следующим образом: "Я очень огорчен, что так получилось. Наверное, у вас были важные причины. Но завтра все будут готовы наилучшим образом. Правда? Я постараюсь дать вам возможность показать свои знания"; "Ладно, но завтра контрольный тест" (срез, контрольная), и "Лист защиты" не работает. Все должны быть готовы».
3. Задание массивом: ученикам предлагается сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы). Каждый школьник должен выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
4. Самостоятельный выбор задания дает учащимся дополнительную возможность самореализации, из множества зданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен "замахнуться", отслеживая, таким образом, уровень своей компетентности.
5. Свои пpимepы: ученики готовят свои примеры к новому материалу, например, они придумывают свои задачи, выдвигают идеи по применению изученного материала.
6. Обсуждаем домашнее задание: учитель вместе со школьниками ищет ответ на вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен качественно?
При регулярном использовании этот прием значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания.
Принцип открытости
1. Выход за пределы: в ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов.
2. Удивляй: учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками.
Например, на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении темы "Вода" учитель рассказывает историю:
- Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ!
А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходи по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег).
Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.
3. Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой (например, переносом реального или литературного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае будут развиваться события; рассмотрением ситуации с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека).
4.Вопрос к тексту: при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы:
— вопросы, на которые можно ответить на уроке;
— вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.
Дополнительно можно провести конкурс на самый интересный, сложный (проблемный), важный, оригинальный вопрос;
организовать взаимоопрос учеников по составленным вопросам;
использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов (проектов) учащихся.
При чтении художественного текста с использованием технологии продуктивного чтения используются приемы изучающего чтения (диалог с автором и комментированное чтение), школьники учатся выявлять подтекстовую информацию и контролировать себя по ходу чтения, задавая вопросы автору.
5.Пересечение тем: ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, вопросы, связывающие материал, изученный на данном уроке, с любой ранее изученной темой, указанной учителем.
Например, по русскому языку можно предложить выполнить задание: найти разные виды предложений по цели высказывания, найти слова на определённую орфограмму, несколько простых (сложных) предложений в произведении, изучаемом на уроках литературного чтения и т.д.
Принцип деятельности
1. Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь.
Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).
2. Отсроченная реакция: учитель приучает школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешает выкрикивать с места. Высокий темп урока (вопрос — быстрый ответ) иногда допустим, но педагог должен понимать, что этим он способствует «забиванию» активными и энергичными учащимися всех остальных;
ученикам толковым, но обладающим медленной реакцией, и школьникам с низкой самооценкой приходится в этом случае поневоле занимать пассивную позицию. Именно поэтому здесь работает правило: вопрос — пауза — ответ.
3. Лови ошибку: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала он предупреждает учеников об этом, иногда подсказывает «ошибочные» места интонацией или жестом. Педагог учит школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком (жестом) или пояснением, когда оно требуется, поощряет внимание и готовность вмешаться.
Например, преподаватель по теории решения изобретательских задач
(ТРИЗ) В.И. Тимохов на уроках в начальных классах использовал в качестве награды за внимание переходящую почетную шляпу Фомы Неверующего.
Также ученик может получить текст (или решение задачи) со специально допущенными ошибками. Он должен поработать учителем и исправить их.
4.Повторяем с контролем: ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие (по вызову учителя или спрашивающего одноклассника) отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга. Также можно провести конкурс списков вопросов.
Например, после изучения темы «Имя существительное» учащиеся составили такие вопросы: Что такое имя существительное?
Что обозначает имя существительное?
Какие имена существительные относятся к одушевленным и.сущ.?
На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?
Расскажи о правописании имен собственных.
Как изменяются имена сущ.?
Как определить род имени сущ.?
5.Идеальное задание: учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся.
6.Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.
7.Игры-тренинги: если необходимо выполнить большое число однообразных упражнений, то учитель заключает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Например, при формировании умения выполнять сложение с переходом через десяток ученики могут «покорять вершины», решая примеры и перемещая фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов: чтобы альпинист покорил вершину, нужно решить правильно много примеров.
8. Театрализация, т.е. разыгрывание сценок на учебную тему.
9. "Да" и "Нет". Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":
связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию;
слушать и слышать учеников.
Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".
Вот иллюстрация одного из фрагментов игры. Ребята должны отгадать загаданный учителем предмет быта (лампочку).
Принцип обратной связи
1. Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.
2. Невербальное управление: учитель использует для управления классом несловесные команды. Поскольку основную учебную информацию, дисциплинарные замечания и управляющие действия учитель передает голосом, то это уменьшает их эффективность, ибо «подобное растворяется в подобном». Невербальное общение предполагает, что, например, руки могут стать одним из управляющих сигналов на уроке.
3. Резюме: ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Использовать резюме можно в III-IV классах не чаще одного раза в месяц.
4. "Мордашки : ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.
5. Светофор: при опросе ученики поднимают светофор (полоску картона, с одной стороны красного, а с другой зеленого цвета), одной из сторон к учителю, сигнализируя о своей готовности (неготовности) к ответу.
6. Опрос «по цепочке»: учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому.
7. Оценка — не отметка: учитель отмечает вслух (или жестом) каждый успех ученика.
Принцип идеальности
1. Демонстрация профессионального уровня: учитель показывает пример выполнения творческого или сложного задания. Это дает ученикам возможность убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом.
2. Вход в урок: учитель начинает урок с настройки, которой может стать короткая музыкальная фраза, интеллектуальная разминка (два-три вопроса на размышление), определение темы урока учащимися после нескольких наводящих предложений, знакомство с планом урока и др.
3. Завершение урока: учитель заканчивает урок традиционным словом или несловесным действием. Необходимо делать это сразу после звонка, не говоря: "Ой, забыла сказать самое главное!"
4. Показательный ответ: один ученик отвечает у доски, остальные слушают. По результатам многолетних наблюдений психологов, известно, что следят за ответом у доски в этот момент не более 15 % учеников. Следовательно, прием полезен, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, формируя тем самым у одноклассников образ ответа, к которому нужно стремиться.
5. Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Поскольку у некоторых учеников в этом случае будет постоянно работать защитная реакция (см. прием "Защитный лист"), то не следует применять этот прием часто.
6. Тренировочная контрольная работа: учитель проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников.
7 . Блиц контрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.).
8. Знакомьте с критериями: учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.
9. Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд.
10. Кредит доверия: иногда учитель ставит отметку «в кредит» (например, в случае спорной отметки за четверть).
11. Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии.
Немаловажным результатом использования описанных приемов в условиях реализации ФГОС НОО является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих младшим школьникам умение учиться способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие УУД в результате применения описанных приемов педагогической техники представлено в таблице.
Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.
Развитие УУД
Универсальные учебные действия | Приемы педагогической техники | Результаты развития УУД |
Личностные | Задание массивом. | Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение. Самоопределение, смыслообразование |
Регулятивные | "Лист защиты". | Саморегуляция, как способность к преодолению препятствий. Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция, как способность к мобилизации сил, к волевому усилию. Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона |
Познавательные | Свои примеры. | Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. \ Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий. |
Коммуникативные | Взаимоопрос. | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы при обучении иноязычной лексике
Данная статья представляет собой обзор нормативных документов, в которых подчёркивается значимость необходимости владения учащимися универсальными учебными действиями. Далее представлен пример т...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...
Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"
За последние десятилетия в обществе произошли кардингальные изменения о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овлад...
Проект " Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 1-ом классе"
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.Происходит переход к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладени...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия
Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...
Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий.
Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий....