Доклад по педтехнологии
статья
Предварительный просмотр:
Мункоева Р.Д.,
мастер п/о
Практико-ориентированная обучающая среда как условие повышения качества профессиональных компетенций
Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде того или иного образовательного учреждения.
Сегодня, одна из проблем выпускников - низкая профессиональная компетентность и конкурентоспособность. Один из способов преодоления этих проблем – это практико-ориентированный подход в обучении специалистов.
Практически во всех регионах России определенная часть выпускников СУЗов устраивается на работу не по полученной специальности.
Одна из причин – работодателям нужны готовые специалисты с опытом работы, а его у выпускника обычно нет. В профессиональной подготовке специалистов любого профиля актуальной является проблема усиления практической части (практико - ориентированности) обучения будущих специалистов.
7-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, выполняя положения «Повестки 21-го века», объявила десятилетие (2005-2014 гг.) декадой Образования для устойчивого развития. Образование для устойчивого развития – это процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств – знаний, умений и владений, отношений, стиля деятельности людей и сообществ, черт личности, компетентностей, обеспечивающих постоянное повышение качества жизни и устойчивое развитие отраслевых и региональных рынков услуг.
В основе практико-ориентированного подхода в образовании лежит разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки.
Применение практико-ориентированного подхода должно начинаться в школе и целенаправленно переходить в систему среднего профессионального образования, причем, являться основным методом обучения данной ступени системы образования.
Основная цель практико-ориентированного подхода в образовании – построить оптимальную модель (технологию), сочетающую применение теоретических знаний в решении практических вопросов, связанных с формированием профессиональных компетенций специалиста.
К практико-ориентированным образовательным технологиям, можно отнести технологии интерактивного обучения, технологии контекстно-компетентностного обучения, технологии модульного обучения, технологии саморегулируемого учения.
Построение процесса практико-ориентированного обучения на базе данных технологий позволяет максимально приблизить содержание учебных дисциплин обучающихся к их будущей профессии, дает возможность проектировать целостный учебный процесс, а также помогает создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих рабочих.
В системе современного образования актуальными являются вопросы разработки и внедрения в учебный процесс педагогических технологий, повышающих качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания.
Результатом практико-ориентированного подхода в обучении должен являться профессионал, способный эффективно применять в практической деятельности имеющиеся у него компетенции.
На мой взгляд, в основе методики оценки эффективности применения практикоориентированности в образовательном процессе СУЗа должны лежать специальные критерии, характеризующие качественность полученных результатов.
Данные критерии должны позволять количественно оценить степень освоения каждой компетенции как результата внедрения практико-ориентированного подхода. Кроме того, по каждому критерию должно быть установлено его конкретное оптимальное значение. На определенных этапах внедрения эти критерии должны анализироваться для того, чтобы определить эффективность процесса в целом, выявить его слабые места и внести соответствующие корректировки в учебные планы.
Практико-ориентированный подход обучения должен применяться с первых дней обучения.
Результатом практико-ориентированного подхода в обучении должен являться профессионал, способный эффективно применять в практической деятельности имеющиеся у него компетенции.
Практикоориентированный подход предусматривает перенос обучения на рабочие места и учебные полигоны. Создание материально-технической базы техникума развивает общие и профессиональных компетенций у обучающихся, ведь творческая работа в команде является необходимым условием эффективной профессиональной деятельности.
Не менее важным является и то, что образовательное учреждение имеет право формировать вариативную часть, для специальностей СПО, с учетом пожеланий работодателей. Так в нашем техникуме, по специальности «Овощевод защищенного грунта» разработаны новые учебные дисциплины
Актуальность разработки практико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая обучающимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В практико-ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у обучающихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний.
В своей педагогической практике я стараюсь использовать множество педагогических технологий, в том числе, и современные.
Но почему же я всё-таки выбрала работу именно над этой проблемой? Какой результат я хочу получить? Я убеждена, что процесс развития обучающегося можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы преподавателя и разумно организовать. А новые образовательные технологии позволяют сделать его наиболее эффективным. Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся, для всестороннего гармонического развития личности, для подготовки базы к дальнейшей социализации обучающихся и нужны современные формы и методы обучения.
При выборе форм и методов работы учитываю возрастные особенности обучающихся, мотивы учения.
Не секрет, что, готовясь к уроку, нужно перелистать не одну страницу дополнительной литературы. Но, думаю, что мне удаётся решать эту задачу ради того, чтобы повысить мотивацию обучающихся на уроках. И результаты не заставляют себя долго ждать.
Следует отметить, что все виды инноваций непосредственно реализуются и в технологическом образовании, но имеют место и специфические виды инноваций.
Процесс учения в рамках практико-ориентированного подхода является познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для обучающихся является успешной, а знания - востребованными.
Литература:
1.Солянкина,Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде/ Л.Е.Солянкина// Известия ВГПУ.– 2011.– №1 (0,6п.л.).
2.Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. /Под общ. ред. докт. педагогич. наук, профессора А.А. Скамницкого. – М., 2006. – 247 с.
3. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци; [сост.: В. М. Кларин, А. Н. Джуринский]. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с.
4.Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года».
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 57/254 «О Декаде ООН по образованию для устойчивого развития, начиная с 1 января 2005 г».
7.Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года (Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1)).
8. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся / И.Ю. Калугина. - Екатеринбург, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста"
Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще родители задумываются о раннем развитии ребенка. В этой ситуации музыкальные школы, в соответствии ...
Доклад Доклад на тему «Практика – результат качества обучения
Преподавание дисциплин Якутском торгово-экономическом колледже по предмету « Налоги и сборы физических лиц» Hалоги и налогообложение»предусматривает обновление и поиск современных методов обучен...
Стендовый доклад, как часть публичного доклада директора по результатам деятельности БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» за 2017 год
Стендовый доклад презентует основные профессиональные достижения преподавателей методической комиссии (кафедры) Менеджмента и студентов специальностей 43.02.10 "Туризм" и 43.02.11 "Гост...
Доклад на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»
Выступление на заседании ЦМК № 2 с докладом на тему: «Как правильно подготовить доклад и с успехом выступить на презентации»...
Доклад по ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ и презентация к докладу. Аширова Луиза Харисовна. Тема: «Сестринская помощь при гипертонической болезни». 06. 2018 г.
В июне 2018 г. студентка группы С-401: Аширова Луиза Харисовна - под руководством преподавателя дисциплины «Сестринская помощь в терапии» Рязанцевой В.Н., подготовила и защитила ДИПЛОМНУЮ ...
Доклад студентов Щелковского колледжа на V||| региональной научно-практической конференции студентов и школьников. Наука и техника в экологии и гидрометеорологии. Название доклада Космические технологии дистанционного мониторинга Земли.
Цель работы заключалась в поисках и анализе информации представленной в интернете по вопросу биосферного мониторинга Земли. с использованием современной российской космической техники. Рук...
Педтехнологии педагогики сотрудничества или обучения в сотрудничестве
Понятия и принципы сотрудничества...