Рабочая программа Охрана труда
рабочая программа

Петрушкина Татьяна Владимировна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:

-в дополнительном профессиональном образовании по программе повышения квалификации при наличии начального профессионального образования по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;

- в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области механизации сельского хозяйства при наличии среднего или высшего профессионального образования нетехнического профиля.

Дисциплина относится к группе общеобразовательных дисциплин профессионального цикла. В результате освоения дисциплины обучающийся должен

            уметь:

- выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлым, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;

- использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;

- проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонал), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;

- разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охран труда;

- контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасного труда;

-вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

        знать:

- системы управления охраной труда в организации;

- законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

- обязанности работников в области охраны труда;

- фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

- возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);

- порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала);

- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;

- порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. методику оценки условий труда и травмобезопасности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ohrana_truda.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РМ

ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.12. «ОХРАНА ТРУДА»

2018г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования

Организация-разработчик: ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум»

Разработчики: Петрушкина Татьяна Владимировна - преподаватель специальных дисциплин

Рекомендована методической комиссией общепрофессиональных дисциплин, протокол №1 от 05.09.2018 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Охрана труда

1.1. Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования

        Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:

-в дополнительном профессиональном образовании по программе повышения квалификации при наличии начального профессионального образования по профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;

- в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области механизации сельского хозяйства при наличии среднего или высшего профессионального образования нетехнического профиля.

Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе общеобразовательных дисциплин профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

OК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.

ПК 1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины.

ПК 1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.

ПК 1.4. Подготавливать уборочные машины.

ПК 1.5. Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.

ПК 1.6. Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.

ПК 2.1. Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.

ПК 2.2. Комплектовать машинно-тракторный агрегат.

ПК 2.3. Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.

ПК 2.4. Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.

ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК 3.3. Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов.

ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.

ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации.

ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

        уметь:

- выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлым, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;

- использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;

- проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонал), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;

- разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охран труда;

- контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасного труда;

-вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

        знать:

- системы управления охраной труда в организации; законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

- обязанности работников в области охраны труда;

- фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

- возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);

- порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала);

- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;

- порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. методику оценки условий труда и травмобезопасности

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 44 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;

самостоятельной работы обучающегося 10 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

44

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

     практические занятия

10

     контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета                   1


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины        «Охрана труда»

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Правовые вопросы охраны труда.

Содержание

Основные документы, регламентирующие охрану труда. Рабочее время и время отдыха. Организация охраны труда. Термины и определения.

3

Практическое занятие

Ответственность работодателей по охране труда. Надзор и контроль по охране труда.

1

Самостоятельная работа

Выполнение заданий по теме 1

2

Тема 2. Производственный травматизм и профзаболевания.

Содержание

Причины травматизма и профзаболеваний. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Мероприятия по предупреждению травматизма.

2

Практическое занятие

Инструктаж по ТБ.

2

Самостоятельная работа

 Выполнение заданий по теме 2

2

Тема 3. Производственная санитария.

Содержание

Виды и характеристика вредных производственных факторов. Гигиенические критерии оценки условий труда. Производственный шум, ультразвук, инфразвук, вибрация. Электромагнитные излучения (ЭМИ). Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Производственное освещение, общие сведения.

Вредные излучения и защита от них.

5

Практическое занятие

Производственная санитария на рабочем месте.

1

Самостоятельная работа

 Выполнение заданий по теме 3

2

Тема 4.

Техника безопасности.

Содержание

Требование ТБ к устройству предприятий, содержанию территорий и помещений. Электробезопасность. Опасность поражения и действие электрического тока на человека. Общие требования к электроустановкам. Технические способы и средства защиты от поражения электрическим током. Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности Первая помощь при поражении электрическим током. ТБ в сельском хозяйстве, задачи и значение ТБ при организации и проведении погрузочно-разгрузочных работ. Работы на усадьбе.

4

Практическое занятие

Техника безопасности на рабочем месте.

2

Самостоятельная работа

 Выполнение заданий по теме 4.

2

Тема 5.

Пожарная безопасность.

Содержание

Организация пожарной охраны на предприятиях. Пожароопасные свойства веществ и материалов. Классификация объектов по степени пожарной опасности. Противопожарная профилактика. Пожарная безопасность на территории предприятия.

Пожарная безопасность при выполнении работ. Средства тушения пожаров. Пожарная сигнализация, действия в случае пожара.

5

Практическое занятие

Система противопожарной безопасности на предприятии.

2

Самостоятельная работа 

Выполнение домашних заданий по теме 5.

1

Тема 6. Доврачебная помощь пострадавшим при несчастном случае.

Содержание

Средства доврачебной помощи. Организация доврачебной помощи.

Первая помощь пострадавшему при несчастном случае.

3

Практическое занятие

Оказание первой помощи при несчастном случае.

2

Самостоятельная работа

Выполнение домашних заданий по теме 6.

1

Контрольная работа

Организация работ по охране труда.

1

Зачет

1

Всего:

44


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Охрана труда»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда»;

- противогазы гражданские, военные, респираторы, марлевые повязки;

- общевойсковые защитные комплекты, индивидуальные средства защиты, противохимические пакеты, медицинские аптечки;

- огнетушители порошковые, кислотные, водоимульсионные.

Технические средства обучения:

- мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Калошин А.И. Охрана труда М.;ВО Агропромиздат, 2011- 304с.

2.Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник 5-е изд., испр. И доп.- М: ФОРУМ ИНФРА –М, 2012-496 с.

3.Арустамов Э.А. Охрана труда. Учебник – 11-е изд., 2012- 476с

Дополнительные источники:

1.Беляков Г.Н. Охрана труда. М.; Колос, 2005-272с.

2.Луковников А.В., Тургиев А.К. Охрана труда в сельскохозяйственном производстве: Учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования.-М.:Колос; ИПРО, Издательский центр «Академия», 2006-128с.

3.Сиднев Ю.Г. Охрана труда для газоэлектросварщиков, электриков и механиков, Ростов-на-Дону. Феникс, 2005-286с.

4.Изобретатель и рационализатор: научно-практический журнал, утвержденный МСХ РФ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлым, настоящим или планируемыми видами профессиональной деятельности

лабораторные работы

использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности

практические задания

проводить вводный инструктаж подчиненных (персонал),

инструктировать их по вопросам техники безопасности

на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ

практические занятия

разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда

практические занятия

контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда

практические занятия

вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения

домашняя работа

Знания:

системы управления охраной труда в организации

практические занятия

законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации

индивидуальные задания

обязанности работников в области охраны труда

контрольная работа

фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда

практические занятия

возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом)

контрольная работа

порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала)

практические занятия

порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты

индивидуальные задания

порядок поведения аттестации рабочих мест по условиям труда в т.ч. методику оценки условий труда и травмобезопасности

практические занятия

Вопросы к зачету.

1. Основные документы, регламентирующие охрану труда. Рабочее время и время отдыха.

2. Организация охраны труда. Термины и определения.

3. Ответственность работодателей по охране труда. Надзор и контроль по охране труда.

4. Причины травматизма и профзаболеваний. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

5. Мероприятия по предупреждению травматизма. Инструктаж по ТБ.

6. Виды и характеристика вредных производственных факторов.

7. Гигиенические критерии оценки условий труда.

8. Производственный шум, ультразвук, инфразвук, вибрация. Электромагнитные излучения (ЭМИ).

9. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.

10. Производственное освещение, общие сведения.

11. Вредные излучения и защита от них.

12. Электробезопасность. Опасность поражения и действие электрического тока на человека.

13. Общие требования к электроустановкам. Технические способы и средства защиты от поражения электрическим током.

14. Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности.

15. Первая помощь при поражении электрическим током.

16. Работы на усадьбе.

17. Организация пожарной охраны на предприятиях. Пожароопасные свойства веществ и материалов.

18. Классификация объектов по степени пожарной опасности.

19. Противопожарная профилактика. Пожарная безопасность на территории предприятия.

20. Пожарная безопасность при выполнении работ.

21. Средства тушения пожаров.

22. Пожарная сигнализация, действия в случае пожара.

23. Средства доврачебной помощи.

24. Организация доврачебной помощи.

25. Первая помощь пострадавшему при несчастном случае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины ОП.06 Охрана труда по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС) Тамбовского областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Многоотраслевой колледж&r...

Рабочая программа Охрана труда спец.23.02.03.Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая программа предназначена  дисциплины "Охрана труда" предназначена для спец.23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта Целью дисциплины "...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Охрана труда«общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.09. Машинист локомотива

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Охрана труда«общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  23.01.09. Машинист локомотива...

Рабочая программа Охрана труда 35.02.15

Рабочая программа на основе ФГОС для СПО по специальности 35.02.15 Кинология...

Рабочая программа «Профильный труд» 10 класс (профессия: швея) (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по профильному труду учащихся 10 классов по профессии «Швея», составлена на основе программы, предназначенной для профессиональной подготовки рабочих по профессии «...