Аналитический обзор работы опорной площадки по активным методам обучения и технологии модерации ГБПОУ КК "АЛХТ"
статья на тему

Оглезнева Наталья Михайловна

Аналитический обзор работы опорной площадки по активным методам обучения и технологии модерации ГБПОУ КК "АЛХТ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитический обзор работы опорной площадки по активным методам обучения и технологии модерации ГБПОУ КК «АЛХТ»

Н.М. Оглезнева

Методист государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Апщеронский лесхоз-техникум», г. Апшеронск

В современном быстро меняющемся мире системе образования приходится отвечать на многочисленные вызовы времени. В рамках различных национальных образовательных систем наиболее актуальные проблемы и пути их решения видятся по-разному. Одной из острейших проблем системы российского образования является реальный переход от «знаниевого» к деятельностному, практикоориентированному подходу. Решение этой проблемы затрагивает не только содержательные, но и технологические аспекты образовательного процесса. Среди последних особенно важны технологии формирования и оценки компетенций обучающихся [3].

Данная статья посвящена аналитическому обзору работы опорной площадки по активным методам обучения и технологии модерации ГБПОУ КК «АЛХТ».

Активные методы обучения (АМО) - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности обучающихся. Именно такое обучение сейчас общепринято считать «наилучшей практикой обучения» [1].

Деятельность опорной площадки по технологии активных методов обучения и технологии модерации ГБПОУ КК «АЛХТ» направлена на:

1. Освоение;

2. Внедрение;

3. Распространение современного педагогического опыта по выбранному направлению анализа, обеспечивающего решение приоритетных задач системы образования, включающих эффективное внедрение ФГОС.

Рассмотрим результаты деятельности опорной площадки по каждому направлению отдельно и вкупе.

  1. Освоение

Начало деятельности опорной площадки ГБПОУ КК «АЛХТ» - сентябрь 2014 года. Для получения статуса опорной площадки по технологии активных методов обучения и технологии модерации группой педагогических работников ГБПОУ КК «АЛХТ» на образовательном портале «Мой университет» были освоены дистанционные онлайн - курсы повышения квалификации «Подготовка методистов-модераторов по технологии активных методов обучения». В течение последующих трех лет было организовано активное обучение преподавателей техникума АМО и технологии модерации:

- 2014-2015 учебный год – проведено три цикла семинаров - тренингов, обучено 33 педагогических работника техникума;

- 2015-2016 учебный год – проведен один цикл семинаров - тренингов, обучено 14 педагогических работника техникума;

- 2016-2017 учебный год – проведен один цикл семинаров - тренингов, обучено 7 педагогических работников техникума. Всем участникам семинаров выданы свидетельства за участие в цикле семинаров-тренингов «Технология активных методов обучения» программы подготовки специалистов по технологии АМО образовательного портала «Мой университет» [4]

Таким образом, практически все педагогические работники техникума освоили активные методы обучения и технологии модерации.

  1. Внедрение

Использование АМО и технологии модерации в рамках профессиональной деятельности педагогических работников техникума достаточно разнообразно. Активные методы обучения значительно расширяют выбор видов деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала, т.к. АМО обеспечивают практическую направленность, игровое действие и творческий характер обучения в разных формах (фронтальной, индивидуальной, групповой), вовлекая все виды памяти и мышления обучающихся. Существенно расширяется коммуникативный диапазон: за счет применения интерактивных методов обучения. На деле осуществляется деятельностный, практикоориентированный подход на всех этапах учебного занятия.  

Использование АМО возможно не только в образовательном процессе (практические занятия, интерактивные лекции, семинары, учебные практики), но и при проведении:

- открытых уроков;

- классных часов;

- педагогических советов;

- педагогический чтений;

- конкурса методических разработок «Калейдоскоп идей»;

- конкурса «Преподаватель года»;

- аттестации на квалификационную категорию;

- и реализации социальных и экологических проектов.

И это не просто слова, т.к. практически все открытые уроки, представленные педагогами нашего техникума в период с сентября 2014г. по май 2017г., выстроены именно с применением АМО и технологии модерации. В текущем, 2016-2017 учебном году, конкурс методических разработок «Калейдоскоп идей», полностью основывался на активных методах обучения и их возможностях. В 2014-2015 учебном году преподаватель математики Н.В. Марченко в краевом конкурсе «Преподаватель 2015 года» заняла 2 место на зональном этапе. Открытый урок, представленный в рамках конкурсной программы, был сформирован с применением АМО и технологии модерации.

Методические разработки проведенных уроков с применением АМО и технологии модерации и отзывы на них активно используются преподавателями при аттестации на квалификационную категорию по должности «преподаватель».

При проведении двух ключевых педагогических советов: 01.10.2015г. на тему «Ступени восхождения» и 24.03.2017г. на тему «Духовно-нравственное воспитание обучающихся», администрацией техникума также были использованы АМО и технологии модерации.

Таким образом, АМО и технологии модерации используются по самым различным направлениям образовательной деятельности техникума.

  1. Распространение

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться,

если не помогает усовершенствоваться другим.

Чарльз Диккенс

Формирование у педагогических работников навыков использования на уроках активных методов обучения и технологии модерации могут обеспечить более высокий уровень активизации образовательной деятельности и способствовать саморазвитию личности обучающегося, если:

- на уроке создана активная обучающая среда;

- педагог, не зависимо от типа образовательного учреждения, эффективно использует в профессиональной деятельности потенциал активных методов обучения и технологии модерации для реализации поставленной цели [2].

Поэтому деятельность опорной площадки направлена не только на освоение и внедрение, но и распространение методического и практического опыта в рамках сетевого и партнерского взаимодействия.

Сотрудниками техникума проведено два семинара «АМО и технологии модерации» на краевом уровне в 2014-2015 учебном году и в текущем (2016-2017) учебном году [4].

Проведен цикл семинаров - тренингов «АМО и технологии модерации» в рамках сотрудничества между ГБПОУ КК «АЛХТ» и МБОУ ООШ № 9 ст. Нефтяной Апшеронского района [4].

На всероссийскую педагогическую научно-практическую конференцию «Последние тенденции в области науки и технологий обучения в системе СПО и ВПО» представлены две методические разработки уроков с применением АМО и технологии модерации.

В текущем (2016-2017) учебном году в рамках сетевого взаимодействия осуществляется внедрение экологического проекта «Школьное лесничество. Лесной патруль». Реализация проекта полностью основана на использовании АМО и технологии модерации.  

Для распространения своего педагогического опыта в области применения АМО и технологии модерации сотрудники техникума делятся им на страничках социальной сети работников образования и конечно же на образовательном портале «Мой университет».

Таким образом, сотрудники техникума самосовершенствуются не только сами, но и помогают самосовершенствоваться коллегам из разных образовательных учреждений.

Все вышеизложенное приводит к следующему выводу:

все три направления (освоение, внедрение, распространение) деятельности опорной площадки по АМО и технологии модерации реализованы, т.к. практически все педагогические работники техникума освоили активные методы обучения и технологии модерации; АМО и технологии модерации используются по самым различным направлениям образовательной деятельности техникума; сотрудники техникума самосовершенствуются не только сами, но и помогают самосовершенствоваться коллегам из разных образовательных учреждений.

Проведенный анализ позволяет считать деятельность опорной площадки по АМО и технологии модерации ГБПОУ КК «АЛХТ» за анализируемый период (2014-2017г.г.) успешной, а накопленный методический и практический опыт модераторов обязывает внедрять и распространять АМО и технологии модерации не только в рамках своего образовательного учреждения, но и за его пределами.

Список использованных источников

  1. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения высшей школе. / Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии» / Е.Ю. Грузинская - Нижний Новгород, 2007, 182 с.
  2. Лазарев Т.В. «Образовательные технологии новых стандартов / Настольная книга современного педагога. Ч.1: Технология АМО» / Т.В. Лазарев - Петрозаводск: Verso, 2012. – 255 с.
  3. Миэринь Л. А. Современные образовательные технологии в вузе / Учебно-методическое пособие / Л. А. Миэринь, Н. Н. Быкова, Е. В. Зарукина. – СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 169 с.
  4. Отчетная документация о работе опорной площадки по АМО и технологии модерации ГБПОУ КК «АЛХТ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии активных методов обучения

Данная статья обобщает опыт преподавателей Курского монтажного техникума в использовании активных методов обучения для студентов строительных специальностей....

Разработка урока физики по технологии "Активные методы обучения" в условиях внедрения ФГОС.

Способы и средства активации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики. Для общеобразовательных дисциплин....

ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

В данном методическом пособии определена логика использования АМО на уроках или во внеклассных мероприятиях. Данный материал показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поск...

Активные методы обучения и технология модерации

Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использова...

Организация работы группы при использовании активных методов обучения на практических занятиях

Суть темы исследования связана с целесообразностью использования активных методов обучения на лабороторно - практических занятияхв учебном процессе учреждений профессионального образования....

ИННОВАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Применение активных методов обучения в процессе освоения обучающимися современных сельскохозяйственных технологии»

При выполнении этой инновационной работы, я решил ряд проблемных вопросов.1. Повышение знаний, умений и навыков обучающихся. 2. Повышение интереса к профессии тракториста- машиниста широкого проф...

Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...