Знакомство с профессией «Водитель автомобиля категории «В»
методическая разработка на тему

Мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_2_.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Починковский сельскохозяйственный техникум»

Методическая разработка

Мастер – класс

Тема: «Знакомство с профессией «Водитель автомобиля категории «В»»

        

Разработал:

Мастер производственного обучения

Бурдин А.Ю.

с. Починки 2014 г.

Группа № 3 «М»

Профессия: «Водитель автомобиля категории «В»».

Тема занятия: «Знакомство с профессией «Водитель автомобиля категории «В»»

Цель занятия: сформировать представление у присутствующих гостей о профессии водитель автомобиля категории «В», показать основные приёмы и технику выполнения комплекса упражнений.

Задачи занятия:

  1. Формирование представлений о технике управления автомобилем.

Изучения особенности выполнения комплекса упражнений.

  1. Развивающая: Развитие у обучающегося зрительной памяти, наблюдательности.
  2.  Воспитательная: Воспитание положительного отношения к получаемой профессии, умение использовать профессиональные навыки.

Оборудование: автомобиль ВАЗ – 2105.

Место проведения: Автодром.

Ход проведения

1. Приветствие участников.

Добрый день абитуриенты и дорогие гости!

Мы рады приветствовать вас на нашем мастер классе «Знакомство с профессией «Водитель автомобиля категории «В»».  Моими помощниками в данном мероприятии будут  обучающиеся старших курсов, которые уже умеют выполнять экзаменационные упражнения на автодроме.

Прежде чем приступить к вождению мы пройдем инструктаж по технике безопасности. При выполнении упражнений на автодроме необходимо соблюдать осторожность. Не допускается нахождение во время упражнений на автодроме посторонних (другие участники находятся за пределами автодрома).

2. Практическое вождение.

На нем проверяются: движение по «змейке» передним ходом; постановка автомобиля на габаритную стоянку и в «бокс» задним ходом; трогание на подъеме. Определяю последовательность выполнения упражнений.

  1. Все упражнения демонстрируют обучающиеся ГБОУ СПО ПСХТ.
  2.   Во время выполнения упражнений нахожусь рядом с обучающимся.

Первое упражнение которое мы рассмотрим это постановка автомобиля в «бокс» габаритный. Он отрабатывается на ровной площадке с твердым покрытием  в следующей последовательности:

-         въезд в «бокс» передним и задним ходом из положения прямо, выезд из «бокса» прямо;

-         въезд в «бокс» передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево) под углом 90, выезд из «бокса» с поворотом направо (налево).

Кроме того необходимо добиваться, чтобы транспортное средство ставилось по центру «бокса» и как можно ближе к задней стенке. При этом передний бампер автомобиля должен пересечь створ ворот.

Второе упражнение: постановка автомобиля на стоянку габаритную, также как предыдущие упражнения, развивает глазомер и расчет движения в сочетании с техникой выполнения и соблюдением требований безопасности движения. Оно предусматривает постановку автомобиля на стоянку, находящуюся с правой стороны по ходу движения и ограниченную спереди и сзади стоящими другими машинами. Учащийся должен овладеть методикой постановки автомобиля на стоянку при движении задним ходом и выезда с нее передним ходом.

Постановка автомобиля на стоянку задним ходом выполняется в следующей последовательности:

-         проехать передним ходом мимо места предполагаемой стоянки и остановиться параллельно автомобилю, стоящему перед этим местом, с интервалом не менее 0,5 м;

-         включить передачу заднего хода и указатель правого поворота;

-         начать движение задним ходом;

-         с момента проезда задними колесами около заднего бампера, объезжаемого легкового автомобиля (заднего борта грузового автомобиля) повернуть рулевое колесо вправо до упора;

-         двигаться в сторону места стоянки до момента, когда передняя дверная стойка поравняется с задним бампером стоящего справа легкового автомобиля (заднего борта грузового автомобиля);

-         повернуть рулевое колесо в крайнее левое положение в момент нахождения автомобиля под углом 45 к бордюру стоянки;

-         двигаться до автомобиля, стоящего сзади, выпрямить руль и остановиться;

-продвинуться вперед, поворачивая рулевое колесо вправо, с расчетом постановки автомобиля параллельно и на некотором расстоянии от бордюра;

-         остановить автомобиль посредине между впереди и сзади стоящими машинами;

-         перевести рычаг стояночного тормоза в положение торможения, рычаг переключения передач в нейтральное положение;

-         отпустить педали сцепления и тормоза;

-         выключить указатель правого поворота;

-         остановить двигатель.

Выезд со стоянки передним ходом выполняется в следующей последовательности:

-         произвести пуск двигателя;

-         включить указатель левого поворота;

-         выключить педаль сцепления и включить передачу заднего хода;

-         внешним осмотром убедиться в отсутствии опасности для начала движения;

-         продвинуть автомобиль назад, освобождая место впереди для совершения последующего маневра по выезду влево;

-         остановиться перед сзади стоящей машиной, включить первую передачу;

-         тронуться вперед, одновременно поворачивая руль влево с расчетом проезда около впереди стоящего автомобиля.

Третье упражнение: трогание на подъеме отрабатывается на наклонной ровной поверхности с твердым покрытием. Ширина проезжей части, обозначенная ограничителями, должна быть 3,75 м, величина продольного уклона - от 8 до 16%, коэффициент сцепления колеса с покрытием не ниже 0,4.

Упражнение отрабатывается в следующей последовательности:

-         выехать на наклонный участок дороги всеми колесами;

остановиться перед условной линией «СТОП» (ограничителями);

-         зафиксировать положение автомобиля ножным тормозом;

-         перевести рычаг стояночного тормоза в положение торможения;

-        перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение;

-         отпустить педали сцепления и тормоза;

-         выключить сцепление;

-         включить первую передачу;

-         плавно отпустить педаль сцепления с одновременным увеличением оборотов двигателя путем нажатия на педаль подачи топлива;

-         в момент «срабатывания» сцепления, когда автомобиль начинает двигаться, постепенно отпустить стояночный тормоз с одновременным дополнительным нажатием на педаль подачи топлива (при выполнении этой операции скатывание автомобиля назад не должно превышать расстояния L).

L = 0,0125а + 0,1, где а - величина продольного уклона (в процентах). При уклоне 8% L = 0,2 м, а 16% L = 0,3 м.

Четвёртое упражнение: проезд по змейке передним ходом, является продолжением выполнения поворотов направо и налево. Однако сложность его выполнения значительно повышается из-за чередования правых и левых поворотов (один за другим), да ещё в ограниченных условиях. Кроме того, скорость движения небольшая, а вращать рулевое колесо приходится быстрее.

Цель этого упражнения направлена на продолжение развития глазомера  и расчёта движения, внимательности и осторожности, а так же на совершенствование умений и навыков вращения рулевого колеса.

Следует объяснить обучающемуся, что данное упражнение является так же подготовкой к вождению авто на дорогах с крутыми, чередующимися правым и левым поворотами.

Техника выполнения данного упражнения заключается в строгом движении авто на траектории, обеспечивающей прохождение задних колёс на минимальном расстоянии от каждого объезжаемого ограничителя. Т.е., объезжая ограничитель с лев, правое задние колесо авто должно проходить в непосредственной близости от него, а при объезде с права- это требование будет относится к левому заднему колесу. При выполнении этого требования важно научить обучающегося определять, и выдерживать правильное направление движения передних колёс, учитывая, что радиус поворота задних колёс всегда меньше, чем передних.

Во время движения перед каждым очередным поворотом на право или на лево необходимо немного отпускать педаль подачи топлива и тем самым уменьшать скорость, а в начале каждого движения по прямой между ограничителями, наоборот, нажимать на педаль подачи топлива и увеличивать скорость. Особое внимание обращается н своевременное начало вращения рулевого колеса.

Упражнение отрабатывается на ровной площадке с твёрдым покрытием. Исходная позиция для начала движения по «змейке» должна находиться на удалении, равном расстоянию между двумя смежными ограничителями.

Правильность выполнения каждого упражнения в отдельности оцениваю по системе: положительная оценка - «ВЫПОЛНИЛ», отрицательная - «НЕ ВЫПОЛНИЛ».

Оценка «ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда учащийся при выполнении упражнения допустил не более двух второстепенных ошибок.

Оценка «НЕ ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда учащийся при выполнении упражнения допустил грубую или более двух второстепенных ошибок.

К грубым ошибкам относятся:

  •         Сбил ограничитель или заехал на ограничительную линию.
  • При постановке в «бокс» или на стоянку не полностью въехал в установленные габариты.
  • При проезде по «змейке» отклонился от указанной траектории движения.
  • После завершения разворота или проезда по «змейке» пересек линию « СТОП» (по проекции переднего габарита транспортного средства).
  • При постановке в «бокс» задним ходом не пересек линию ворот передним габаритом автомобиля.
  • При остановке на наклонном участке не зафиксировал автомобиль в неподвижном состоянии.
  • При трогании на наклонном участке допустил откат транспортного средства более установленной величины.
  •         Своими действиями вызвал необходимость вмешательства мастера (проверяющего).

К второстепенным ошибкам относятся:

  • Не смог развернуться, въехать в «бокс» или на стоянку при одноразовом включении передачи заднего хода.
  • При проезде через «змейку» включил передачу заднего хода.
  • При разгоне - торможении не переключил передачу с низшей на высшую.
  • При выполнении задания на подъеме двигатель заглох.
  • Произвел рывок при трогании с места.
  • Произвел трогание с места при включенном стояночном тормозе.
  • Произвел резкое торможение.
  • Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе.
  • Не включил стояночный тормоз после остановки в зоне стоянки перед линией «СТОП».

В основном наши студенты допускают ошибки в начале обучения, но в дальнейшем легко осваивают все упражнения и выполняют их точно, что способствует хорошей сдачи итогового экзамена.

В заключение хочется поблагодарить всех за внимание. Мы надеемся, что наш мастер класс вам понравился, и вы захотите освоить профессию «Водитель автомобиля категории «В»» в нашем техникуме.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии «Водитель автомобиля категории «В»»

Цели и задачи:* определение качества профессиональной подготовки обучающихся;* демонстрация профессиональных навыков;* выявление и поддержка наиболее успешных в освоении профессиональной   д...

План-сценарий урока учебной практики по профессии «Водитель автомобиля категории «В»»

Тема урока: «Сложное маневрирование»Цель урока:   познакомить  обучающегося с основными элементами сложного маневрирования: постановка автомобиля в «бокс» габаритный, постановка автомоб...

Рабочая программа МДК.02.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» И «С» по профессии 23.01.03 Автомеханик

Рабочая программа (далее Программа) МДК 02.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В» и «С» является частью  основной профессиональной образоват...

Конкурс профессионального мастерства по профессии "Водитель автомобиля категории С"

Профессиональный конкурс рекомендуется для обучающихся 2-3 курсов по профессии «Водитель автомобиля категории «С». Данный конкурс обобщает знания обучающихся материала по устройству и техническому ...

Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ.04.МДК .04.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» и «С» по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства  программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 04 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров МДК. 04.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» и «С» по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства

 Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта(далее - ФГОС)   по профессии среднего   профессиональ...