Методическая разработка по дисциплине "Анатомия и физиология животных" на тему "Эндокринная система"
методическая разработка на тему
Методическая разработка может быть использована молодыми начинающими преподавателями, не имеющими практического опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_po_anatomii.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО Осташковский ветеринарный техникум
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по теме: «Эндокринная система»
дисциплина: «Анатомия и физиология животных»
специальность: 111801 «Ветеринария»
Преподаватель: Воробьёва Е.Р.
Осташков
2015
Рассмотрено
на заседании цикловой комиссии
по специальности «Ветеринария»
Протокол № 5 от «22» января 2015 г.
ПЦК_________________________
Разработала: Воробьёва Е.Р.
Рецензент: Смирнова В.В.
Содержание
1. Аннотация
2. Введение
3. План урока
4. Содержание и структура урока
5. Заключение
6. Приложения:
Приложение 1. Опорный конспект по теме: «Эндокринная система»;
Приложение 2. Методический материал для опроса студентов: тесты 1.
Приложение 3. Методический материал для опроса студентов: тесты 2.
Литература
- Аннотация
Методическая разработка может быть использована молодыми начинающими преподавателями, не имеющими практического опыта работы. Тема «Эндокринная система» тесно связана с дисциплинами: 1. Анатомия животных; 2. Биология животных; 3. Акушерство, гинекология и биотехника размножения; 4. Фармакология. Проблема изучения эндокринной системы является актуальной и важной в наше время, и знания по этой важнейшей регуляторной системе позволяет грамотно провести меры по оздоровлению нации, а также позволит улучшить продуктивность животных и избежать возникновения различных заболеваний. При проведении урока используется несколько методов обучения: рассказ, эвристическая беседа, лекция с элементами беседы, демонстрация наглядных пособий: плакатов, влажных препаратов, тестирование, на закрепление – просмотр видеофильма.
- Введение
Важнейшая задача каждого преподавателя - дальнейшее повышение эффективности обучения. Это особенно справедливо в наше время, когда стремительно развивается все отрасли науки и техники, постоянно повышается требования к. качеству подготовки специалистов. Вместе с развитием науки и техники, с повышением требований к подготовке специалистов должно развиваться и совершенствоваться методика преподавания. В самом деле, разве можно преподавать, ничего не меняя в системе и способах преподавания, если меняется содержание дисциплины, улучшается оборудование лабораторий. Нельзя не учитывать и того, что постоянно растет объем знаний, необходимых специалисту. В связи с этим возникла проблема, как организовать обучение, чтобы в единицу времени студент получил бы максимум необходимых знаний и навыков. Одним из способов активизации деятельности студентов на уроке - применение разнообразных форм и методов обучения. Все большее распространение получает идея проблемного обучения. Метод самостоятельной работы с учебником, с дидактическим материалом. Активные методы такие как: словесные, наглядные, практические доказывают, что такое обучение эффективнее традиционного. В процессе обучения активные методы выполняют несколько функций: - служат наглядным пособием при объяснении; упрощают и ускоряют процесс подготовки студентов к уроку; позволяют увеличить объем изучаемого материала на уроке; развивают творческое мышление и познавательные силы студентов, активизируют процесс обучения. Данная тема изучается на 2 курсе по специальности «Ветеринария». На тему программой предусмотрено 6 часов, из них лабораторных работ 2 часа. Методическая разработка рекомендуется для преподавателей по специальности «Ветеринария».
- План урока
Дисциплина «Анатомия и физиология животных»
Группа В-23
Тема урока: «Эндокринная система»
Цели урока:
методическая – показать активизацию работы студентов в учебном процессе;
дидактическая – восприятие и усвоение учебного материала, запоминание основных терминов, роль гормонов и значение для ветеринарии;
развивающая – развитие коммуникативных способностей, творческого мышления, внимания, памяти, познавательного интереса к дисциплине.
Тип урока: комбинированный урок с элементами развивающего обучения.
Метод обучения: информационно – репродуктивный.
Методы проведения урока: фронтальный опрос, тестирование, решение кроссвордов, демонстрация влажных препаратов, плакатов с анализом, рассказ, беседа, сообщения студентов, видеофильм.
Межпредметные связи: «Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных», «Фармакология».
Наглядные пособия и оборудование: плакаты, муляж желез внутренней секреции, дидактический раздаточный материал, тесты, кроссворд, влажные препараты, видеофильм.
4. Содержание и структура урока
1. Организационная часть урока: контроль посещаемости студентов (отметка отсутствующих студентов в группе).
2. Проверка знаний студентов по теме: «Эндокринная система».
а) фронтальный опрос
б) тестирование
в) выступление студента документальные данные (Воркутов Сергей)
3. Подведение итогов по опросу: заключение о подготовленности группы к занятию. Выставление оценок.
4. Сообщение темы:
а) важность знания данной темы для будущего специалиста;
б) связь данной темы с другими специальными дисциплинами
5. Изложение нового материала.
5.1. Щитовидная железа и ее гормоны;
5.2. Околощитовидные железы;
5.3. Надпочечники;
5.4. Поджелудочная железа;
5.5. Половые железы;
5.6. Применение гормонов и гормональных препаратов в животноводстве (Зарюто Татьяна)
6. Закрепление изученного материала:
а) кроссворды, тесты;
б) просмотр видеофильма.
7. Домашнее задание: учебник «Анатомия и физиология животных» А.П. Елисеев, с. 378-385
Заключение
Для преподавателя одна из главных задач при проведении урока – вовлечь студентов в активный познавательный процесс, чтобы они не только слушали новую тему, но и активно её усвоили, для чего после объяснения каждого вопроса ставилась проблемная ситуация, на закрепление всей темы использовался просмотр видеофильма. Подготовленность студентов на проводимом уроке была на хорошем уровне, были поставлены по две оценки. Студенты провели самоанализ своих знаний по теме и выставили себе адекватные оценки. Тестирование оценивала студентка группы Боронкина Наталья. Знаниями студентов и их работой я осталась довольной.
6. Приложения
Приложение 1.
1. Гормоны щитовидной железы – в ней образуются три гормона: 1- тироксин, 2 – трийодтиронин, 3 – тиреокальцитонин. Гормоны образуются из аминокислоты тирозина и йода. Они повышают основной обмен и образование тепла, усиливают расщепление белков, жиров и углеводов, влияют на рост и развитие животных. Тироксин оказывает влияние на рост и развитие кожи и ее производных (волос, перьев у птицы). Он повышает молочную продукцию и жирность молока. Если у молодого животного удалить щитовидную железу, это вызовет отставание в росте и общем развитии, нарушается функция коры больших полушарий, условные рефлексы вырабатываются с большим трудом. Физиологическая гиперфункция железы отмечается при беременности и лактации, особенно у высокопродуктивных коров. У человека возникает базедова болезнь (усиливается газообмен, повышается температура, возбудимость ЦНС, усиливается основной обмен). Физиологическая гипофункция наблюдается у зимнеспящих животных в период спячки, может возникнуть и при поедании животными больших количеств капусты и турнепса (так как они содержат вещества, препятствующие синтезу тироксина и трийодтиронина). Гипофункция вызывает кретинизм. В местностях, где в почве, в питьевой воде и растениях мало йода, в щитовидной железе нарушается процесс образования тироксина. При этом гипофиз выделяет больше тиротропина стимулирующего железу, и она разрастается, образуя зоб (см. рисунки). Тиреокальцитонин – (это полипептид) – он сберегает кальций, активизирует функцию остеокластов, регулирует обмен кальция, обмен фосфора и стронция в организме. Гипофункция – задержка роста и полового созревания, нарушается половая цикличность.
2. Околощитовидные железы (паращитовидные) очень маленькие (0,3-0,5 см), выделяют 1 гормон – паратгормон – регулирует уровень кальция и фосфора в крови, оказывает влияние на белковый, жировой и водный обмены. Он усиливает диурез, удаляя избыток воды из организма. и повышает концентрацию солей в тканях, удерживает кальций в крови. Норма кальция в крови 9 -11 мг %. Если у собаки удалить эти железы возникают судорожные припадки – тетания и животное погибает от снижения кальция в крови до 7 мг %. Припадки вначале редкие, затем становятся все чаще. Собаке жизнь можно сохранить, если вводить паратгормон (или хлористый кальций). При гиперсекреции повышается обмен веществ, усиливается распад белков и жиров, нарушается обмен кальция и фосфора. Зубы расшатываются, крошатся. Кости становятся хрупкими. Возникает мышечная слабость. Животное погибает на 4 -12 день от паралича дыхательных мышц или остановки сердечной деятельности.
3. Надпочечники – состоят из двух слоев корковой и мозговой. Корковый слой выделяет три группы стероидных гормонов: 1. глюкокортикоиды, 2. минералокортикоиды и 3. половые гормоны. К глюкокортикоидам относятся кортизол, кортизон и кортикостерон. Они участвуют в регуляции углеводного обмена (при недостатке кортизола – бронзовая болезнь анг. вр. Аддисона). Минералокортикоиды – регулируют минеральный и водный обмен, наиболее активным является альдостерон, он усиливает обратное всасывание воды, натрия и хлора в канальцах почек. Половые гормоны оказывают влияние на развитие половых признаков. Мозговой слой надпочечников выделяет 2 гормона адреналин и норадреналин. У взрослых животных содержится больше адреналина, у птиц – норадреналин. Адреналин повышает возбудимость ЦНС, учащает и усиливает сокращение сердца. Адреналин суживает кровеносные сосуды (за исключением сосудов сердца и мозга), повышает основной обмен и температуру тела. Гнев и страх усиливают отделение адреналина, оба гормона тормозят перистальтику кишечника, расширяют зрачки.
4. Гормоны поджелудочной железы. Железа – какой секреции? (двойной или смешанной). В железе находятся островки Лангерганса, которые состоят из альфа клеток, бета и Д. основная часть В-клетки выделяют 70% инсулина, А – 20 % глюкагон, Д - 10% липокаин. Инсулин регулирует углеводный, жировой и белковый обмен, под влиянием инсулина идет процесс окисления глюкозы в клетках, превращение глюкозы в печени и мышцах в гликоген, а в жировой ткани в жир. Гомон стимулирует синтез белка. Глюкагон – полипептид – обеспечивает превращение гликогена в глюкозу. При этом повышается содержание сахара в крови и уменьшается количество гликогена в печени. Липокаин поступает в печень и предохраняет её от жирового перерождения. При удалении поджелудочной железы резко нарушается углеводный обмен, уже через 4-5 часов появляется сахар в моче, увеличивается содержание сахара в крови, уменьшаются запасы гликогена. Животное испытывает жажду, голод, обильно отделяет мочу, много пьет, ест, но, несмотря на это худеет и погибает от истощения. Такие же явления наблюдаются при диабете.
5. Половые железы – смешанной секреции. Мужские половые железы выделяют андрогены, наиболее важным является тестостерон, он стимулирует рост и развитие органов размножения и вторичных половых признаков, вызывает половое влечение самцов к самкам, влияет на обмен веществ, увеличивает образование белка и уменьшает количество жира. Тестостерон влияет на ЦНС. После кастрации животные становятся спокойными, быстрее откармливаются, мясо у них вкуснее и нежнее. Женские половые железы – яичники синтезируют эстрогены и прогестерон. Эстрогены стимулируют рост половых органов и молочных желез, вызывают течку, возбуждают ЦНС, вызывая у самок состояние половой охоты, влияет на белковый и жировой обмен. Прогестерон синтезируется в желтом теле, которое образовалось на месте разорвавшегося гр. пузырька, способствует закреплению оплодотворенной яйцеклетки в роге матки, сторожит беременность. Тормозит проявление охоты.
Вывод: все процессы жизнедеятельности в организме с момента его зарождения и до глубокой старости находятся под контролем и регулируются гормонами, выделяющимися железами внутренней секреции. Биологическая задача: почему нежелательно использовать в пищу продукты, содержащие гормоны?
Приложение 2.
Тест для контроля знания студентов
Тема: «Эндокринная система»
Вариант 1.
1. Система органов, к которой относится гипофиз:
А. эндокринная
Б. пищеварительная
В. нервная
2. Химическая реакция работы организма животного осуществляется с помощью:
А. митохондрий
Б. ферментов
В. гормонов
3. Избыток гормона, который в период роста может привести исключительно большому росту человека до 2 метров и более, - вырабатывает:
А. поджелудочная
Б. надпочечники
В. гипофиз
4. В организме собаки гормоны выделяются:
А. в почки
Б. в кровь
В. в кишечник
5. Какие гормоны выделяет задняя доля гипофиза?
А. интермедин
Б. окситоцин и вазопрессин
В. Гонадотропные
Приложение 3.
Тест для контроля знания студентов
Тема: «Эндокринная система»
Вариант 2
1. Какие железы относятся по функции к железам смешанной секреции:
А. поджелудочная и половые
Б. щитовидная и околощитовидные
В. половые железы: семенники и яичники
2. Какие гормоны относятся к гонадотропным
А. пролактин и тиреотропный
Б. ФСГ и ЛГ В. адренокортикотропный
3. Какой гормон действует на рост?
А. адренокортикотропный
Б. тиреотропный
В. соматотропный
4. Какие железы внутренней секреции имеются у животных?
А. гипофиз, щитовидная, околощитовидные, надпочечники, поджелудочная и половые железы
Б. гипофиз, щитовидная, околощитовидные и надпочечники
В. поджелудочная и половые
5. В организме коровы гормоны выделяются:
А. в почки
Б. в кровь
В. в кишечник
Литература
1. Анатомия и физиология животных, А.П. Елисеев, с. 378-385
2. Научно-методический журнал «Биология в школе «, 2009 №3; 2009 №4
3. Активные формы и методы обучения биологии, Москва, Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине Система государственного управления для специальности среднего профессионального образования...
Методическая разработка открытого урока по МДК 03.01 Системы менеджмента. МДК 05.01 Выполнение работ по профессии 21299 Делопроизводитель для специальностей: 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством.
Методическая разработка урока по МДК.03.02 Системы менеджмента и МДК 05.01 Выполнение работ по профессии 21299 Делопроизводитель предназначена для проведения урока в группе обучающихся по специальност...
Методическая разработка практического занятия "Изучение физиологии сердца"
Методическая разработка предназначена для организации практического занятия по теме "Изучение физиологии сердца". Предназначена для специальности 34.02.01. Сестринское дело...
Методическая разработка теоретического занятия по теме "Устройство стропильной системы крыши"
Представленная методическая разработка создана для проведения теоретического занятия по теме "Устройство стропильной системы крыши" у студентов II курса специальности 08.01.24 "Мастер с...
Методическая разработка урока по теме: «Назначение и устройство системы смазки дизельного двигателя»
Цель методической разработки – помочь ученикам в освоении материала по теме «Назначение и устройство системы смазки дизельного двигателя» и получить необходимые знания и умения по применению теоретич...
Методическая разработка по дисциплине "Иностранный язык" по теме "Система образования в англо-говорящих странах"
Методическая разработка предназначена для обучающихся I-II курса для формировния умений сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать коммуникативные умения обучающихся на основе полученных знаний....
Методическая разработка практического занятия по теме "Женская половая система"
Методическая разработка практического занятия по теме "Женская половая система" предназначена для проведения практического занятия по анатомии и физиологии человека для студентов специальнос...