Социальное партнерство в сфере образования
статья на тему
Партнерские отношения в сфере образования, отличаются от тех, что применяются в промышленности. Специфичность моделей социального партнерства в сфере образования объясняется тем, что потребность в знаниях и спрос на образовательные услуги определяется изменениями уровня и структуры занятости населения. Можно констатировать, что в настоящее время сложились все необходимые предпосылки для создания партнерских отношений субъектов рынка образовательных услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_partnerstvo_v_sfere_obrazovaniya.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное партнерство в сфере образования.
А. Ф. Ириков.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования ( среднее специальное учебное заведение) «Ковылкинский аграрно-строительный колледж».
Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и разделяемой ответственности. Необходимость социального партнерства в образовании предусмотрена современными теоретическими взглядами на образование. Совсем недавно казалось, что новую систему партнерства удастся быстро восстановить взамен старой практики шефских отношений. Однако коммерческие интересы и стремление к выживанию в современных условиях оказываются сильнее мотивов социальной ответственности. В системе профессионального образования продолжаются перекосы – дефицит в подготовке рабочих, большие объемы контингентов высшего образования на фоне спада контингентов среднего и начального профобразования, низкие показатели трудоустройства по полученной специальности. Для устранения этих перекосов необходимо сотрудничество, социальное партнерство, представляющее интересы работодателей и работников, что является важнейшим условием обеспечения качественного профессионального образования и обучения. Диплом - это показатель того, что человек способен качественно организовать свою производственную деятельность. Однако в условиях недофинансирования сфер образования, в частности среднего и начального профобразования и заниженный уровень оплаты труда преподавателей привели к оттоку кадров в другие отрасли. Взяточничество при приеме, проплата зачетов и экзаменов приводят к выпуску плохо подготовленных специалистов, которые потом нас «учат», «лечат», нам «строят» .
В рамках социального партнерства государственным структурам и предпринимателям необходимо принять решительные меры, чтобы оградить общественное производство и людей от таких специалистов. Необходимо, чтобы предприятия, учреждения и организации выступали конечными потребителями образовательных услуг, ведь именно они осознают реальные потребности в квалифицированных кадрах и должны формировать заказ на их подготовку. Они также могут влиять на качество и направление подготовки необходимых кадров, путем участия в разработке программ подготовки специалистов, внося свои предложения. Кроме этого уже на первых курсах, отбирать из числа студентов, подходящих кандидатов для работы своих предприятиях и «вести» их вплоть до диплома.
Совершенствованию системы социального партнерства сферы образования и труда во многих случаях содействуют коллективные договоры, заключаемые на предприятиях, в организациях, и отраслевые соглашения. Предприятия заключают договоры с профессиональными образовательными учреждениями о взаимных обязательствах, в которых с одной стороны предприятия способствуют укреплению материальной базы образовательного учреждения, организуют стажировку преподавателей, для подготовки специалистов предоставляют возможность обучения студентов на новом высокотехнологичном оборудовании с высокой культурой производства, тем самым развивая интерес к выполняемой работе, к выбранной профессии, что в свою очередь способствует закреплению молодых специалистов; образовательные учреждения со своей стороны готовят грамотных, квалифицированных специалистов мотивированных на работу на данном предприятии или в данной отрасли.
Свою роль в качественной подготовке кадров должна сыграть такая форма как обучение студентов на контрактной основе, на основе трехсторонних договоров. Эта форма обеспечит подготовку необходимого специалиста для предприятия, специалисту - гарантированное место работы, образовательному учреждению - заказ на образовательные услуги, региону -закрепление молодых кадров на территории.
Для привлечения работодателей к социальному диалогу в сфере профессионального образования и обучения государство, в конечном счете, несущее за него ответственность может использовать такие механизмы как субсидии работодателям, создающим дополнительные учебные места для производственного обучения и обучения на рабочем месте, государственные дотации , на обучение на рабочем месте, налоговые льготы предприятию и др.
Социальные партнеры должны совместно принимать активное участие в обязательной профессиональной ориентации и консультировании учеников системы среднего образования. Работать не только с учащимися выпускных классов, которые в большинстве своем уже определились с выбором, но и среди учащихся младших классов посредством организаций и проведения бесед с лучшими рабочими, экскурсий по предприятиям, проведением дней открытых дверей в учебных профессиональных заведениях.
Бизнес как один из главных заказчиков должен влиять на формирование портфеля заказов профессий, но полностью полагаться на него в этом вопросе нельзя и государство должно играть здесь свою роль, так как бизнес неспособен пока прогнозировать перспективу рынка труда, ни в отраслях, ни в регионе. Вместе с тем конструктивное партнерство профессиональных учебных заведений и работодателей – сегодняшняя необходимость.
Для полноценного обеспечения квалифицированными специалистами и рабочими кадрами предприятий необходимо решить проблемы, с которыми сталкиваются учебные заведения профессионального образования: 1. Необходим периодический пересмотр и корректировка перечня специальностей, по которым ведется подготовка специалистов и рабочих, в соответствии меняющимися потребностями рынка труда. 2.Необходимо решение проблем финансирования учебных заведений на основе поисков источников, альтернативных госбюджету. Налаживание связей с предприятиями для которых подготовка кадров осуществлялась бы целенаправленно, что в свою очередь позволило бы решить проблемы с инвестициями в развитие учебно-методической базы и в выпуск учебной литературы, а кроме того, сняло бы проблему поиска рабочих мест для прохождения производственной практики.
Социальное партнерство выступает способом достижения баланса интересов всех участвующих на рынке образовательных услуг субъектов. Студенты заинтересованы в социальных гарантиях и престижном образовании; государство - в гарантированном формировании и исполнении заказа на подготовку профессиональных кадров; бизнес - в притоке образованных и хорошо подготовленных к жизни и работе специалистов; образовательные учреждения – в увеличении спроса на образовательные услуги, свободе выбора из числа абитуриентов.
Таким образом, основные формы развития социального партнерства в сфере профессионального образования могут быть обобщены следующим образом:
- Создание органов социального партнерства на региональном, отраслевом, местном уровне и на уровне учебного заведения ( с участием представителей предприятий, предпринимателей, учебных заведений) для разработки: - квалификационных требований к специалистам; - учебных программ; - содержания и проведения производственной практики на предприятии или в мастерских учебного заведения; - прогнозов развития рынка труда и потребности в умениях; - мониторинга рынка труда.
- Расширение участия учебных заведений профессионального образования в повышении квалификации работников предприятий – социальных партнеров (модульные программы, основанные на компетенциях).
- Организация стажировок преподавателей учебных заведений на предприятиях социальных партнеров.
- Участие социальных партнеров в системах обеспечения качества профессионального образования и обучения.
- Создание мотивационных механизмов социального диалога ( участие в совместных органах – советах, комитетах и т. д.).
- Разработка и реализация совместных проектов в интересах регионального развития ( тестирование новых технологий и оборудования, обучение студентов работе на новом оборудовании, с использованием новых технологий, оборудования и материалов).
- Привлечение внебюджетных средств.
Партнерские отношения в сфере образования, отличаются от тех, что применяются в промышленности. Специфичность моделей социального партнерства в сфере образования объясняется тем, что потребность в знаниях и спрос на образовательные услуги определяется изменениями уровня и структуры занятости населения. Можно констатировать, что в настоящее время сложились все необходимые предпосылки для создания партнерских отношений субъектов рынка образовательных услуг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнерство и его роль в подготовке специалистов среднего звена
Социальное партнерство и его роль в подготовке специалистов среднего звена...
Совершенствование механизмов социального партнерства образовательных учреждений и работодателей.
Презентация"Совершенствование механизмов социального партнерства образовательных учреждений и работодателей"....
Социальное партнерство как способ повышения эффективности образования на уроках профессионально – трудового бучения в Специальной (коррекционной) школе VIII вида
Дано понятие "Социальное партнерство", цель социального партнерства, виды социального партнерства, специфика социального партнерства с учетом новых федеральных государственных стандартов для специальн...
Социальное партнерство в сфере профессионального образования как путь к формированию компетентного специалиста
Опыт организации самостоятельной работы студентов Тольяттинского медицинского колледжа при прохождении производственной практики....
Социальное партнерство как важнейший фактор повышения качества профессионального образования
Социальное партнерство является мощным средством повышения эффективности профессионального образования и обучения, обеспечивая связь образовательных услуг с экономической жизнью и сферой труда и необх...
Организация социального партнерства в образовательном учреждении дополнительного образования детей
Методист МУДО ДДТЩербакова А.С. Учреждение дополнительного образования детей, как и любая другая образовательная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него с...
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23.07.2021 № 1052 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредит
С 1 сентября 2021 года вступает в силу новый порядок предоставления Рособрнадзором государственной услуги по государственной...С 1 сентября 2021 года вступает в силу новый порядок предоставления Рособ...