Организация социального партнерства в образовательном учреждении дополнительного образования детей
методическая разработка на тему

Методист МУДО ДДТ

Щербакова А.С.

 

Учреждение дополнительного образования детей, как и любая другая образовательная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние.

Новые политические, социально-экономические условия в обществе, диктуют и новые требования к формам организации воспитательного процесса, частью которого становится социальное партнерство.

Социальное партнерство занимает важное место в деятельности образовательной организации, так как во многом определяет жизнеспособность и конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг.

Все попытки решить проблемы дополнительного образования в современных условиях только за счет опеки государства не могут быть успешными. Сегодня ставится вопрос о поиске дополнительных ресурсов совершенствования деятельности учреждения, одним из перспективных направлений которого становится взаимодействие с социальными партнерами.

Социальное партнёрство в образовании – мало освоенное явление. При этом определенные его модификации существовали всегда. Самыми популярными видами социального взаимодействия в сфере образования сегодня остаются: кооперация, инвестиции, благотворительность, спонсорство, сотрудничество (представлены на слайде). Пришедшие из социально-экономической сферы, сегодня они становятся понятны всем участникам образовательного процесса.

В качестве социальных партнеров образовательной организации могут выступать:

родители,

промышленные предприятия,

бюджетные организации,

образовательные организации,

малый и средний бизнес,

общественные организации,

органы власти и т.д.

Важным составляющим социального партнерства учреждения дополнительного образования является совместная деятельность с образовательными организациями (как дополнительного, так и общеобразовательного направления). Можно выделить основные направления совместной деятельности образовательных учреждений:

  1. Коррекция образовательных программ дополнительного образования.
  2. Организация взаимодействия на уровне педагогов.
  3. Организация взаимодействия на уровне обучающихся.
  4. Организация информирования о деятельности субъектов партнерства.

Вышеназванные направления деятельности могут лечь в основу программы совместной деятельности учреждений с последующим планированием работы.

Если говорить о социальном партнёрстве учреждения дополнительного образования и семьи, то оно включает, как правило, следующие направления:

• установление партнёрских отношений с педагогами, родителями, детьми, создание единого социокультурного пространства;

• изучение и внедрение лучшего опыта се­мейного воспитания;

• внедрение здоровьесберегающих методик, формирующих позитивные установки на здоровый образ жизни;

• привлечение родителей к непосредствен­ной творческой деятельности с детьми, активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;

• повышение роли дополнительного образо­вания в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности де­тей и взрослых: интеллектуального, худо­жественного, гражданско-патриотического, эстетического воспитания.

Основным звеном такого социального партнерства является кол­лектив родителей, детей и педагогов, выполня­ющий конкретные практические задания, добро­вольно участвующий в организации и проведе­нии семейного досуга.

При этом используются следующие формы работы:

1. Встреча родителей с администрацией и руководителями объединений.  Как правило, встречи проводятся ежегодно в начале учебного года. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы кружков и студий, выслушивают их пожелания.

2. Дни открытых дверей. Большое значение для ознакомления родителей с методикой работы учреждения дополнительного образования играют дни открытых дверей.

3. Родительские собрания – основная форма работы руководителя объединения и родителей. Дан­ные мероприятия принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска.

4. Культурно-массовые мероприятия, экскурсии. Практикуется проведение совместных с детьми культурно-массовых мероприятий, экскурсий, которые предполагают создание благоприятных условий для самовыражения, помогающих как взрослым, так и детям обрести уверенность в себе, научить­ся открыто и искренне выражать свои позитив­ные и негативные чувства.

5. Совместные праздники и игры. Дом детского творчества выступает координатором и орга­низатором массовых мероприятий (выставки, конкурсы, праздничные концерты, тематические вечера, совместные походы в музей и театр.

Практика работы по вовлечению родителей в совместную с детьми и педколлективом деятельность показала, что, взаимодействуя в еди­ной воспитательной среде, решается множество задач. Они представлены на слайде:

Среди важных форм социального партнерства в учреждении дополнительного образования по достижению целей и задач воспитательного процесса выступают благотворительные акции и проекты.

Организация и проведение благотворительных акций с привлечением социальных партнеров предусматривает формирование и развитие важных социально значимых качеств, ценностей, положительно сказывается на развитии личности воспитанников. Участие в благотворительных акциях является необходимой составляющей   воспитания подростков, которые через несколько лет будут вносить реальный вклад в развитие общества и государства.

Педагоги и учащиеся объединений Дома детского творчества принимают активное участие в краевых и городских благотворительных акциях (например, «Подари радость детям» и «Рождественский подарок»). Была проведена благотворительная акция «Творчество против недуга». Воспитанники объединений совместно с педагогами изготовили картины, для оформления рекреаций детской поликлиники, которые были переданы в дар.

В рамках проекта «ТРИ «Д» – «Дети Делают Добро» учащимися объединений «Элегант» и «Мастерская кукол» организованы выставки в Воскресной школе, изготовленные сувениры переданы в дар воспитанникам детского дома и реабилитационного центра «Аист». Ежегодно проводятся мастер-классы для детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей.

Нельзя не упомянуть также о партнерстве с социальными службами (ГЦСОН), с администрацией округа и управлением образования (совместные мероприятия, концерты, мастер-классы, выставки, семинары), с учреждениями культуры и коммерческими организациями (предприятия города).

Таким образом можно сделать вывод о том, что в современных условиях рыночной экономики для повышения конкурентоспособности любое учреждение дополнительного образования заинтересовано в эффективности и плодотворности сотрудничества с социальными партнерами. Задача образовательной организации состоит в том, чтобы найти точки пересечения интересов всех субъектов партнерства и создать педагогические условия их обеспечения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_sotsialnogo_partnerstva.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Организация социального партнерства в образовательном

учреждении дополнительного образования детей

 

Методист МУДО ДДТ

Щербакова А.С.

Учреждение дополнительного образования детей, как и любая другая образовательная организация, активно взаимодействует с внешней средой, которая оказывает на него сложное влияние.

Новые политические, социально-экономические условия в обществе, диктуют и новые требования к формам организации воспитательного процесса, частью которого становится социальное партнерство.

Социальное партнерство занимает важное место в деятельности образовательной организации, так как во многом определяет жизнеспособность и конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг.

Все попытки решить проблемы дополнительного образования в современных условиях только за счет опеки государства не могут быть успешными. Сегодня ставится вопрос о поиске дополнительных ресурсов совершенствования деятельности учреждения, одним из перспективных направлений которого становится взаимодействие с социальными партнерами.

Социальное партнёрство в образовании – мало освоенное явление. При этом определенные его модификации существовали всегда. Самыми популярными видами социального взаимодействия в сфере образования сегодня остаются: кооперация, инвестиции, благотворительность, спонсорство, сотрудничество (представлены на слайде). Пришедшие из социально-экономической сферы, сегодня они становятся понятны всем участникам образовательного процесса.

В качестве социальных партнеров образовательной организации могут выступать:

родители,

промышленные предприятия,

бюджетные организации,

образовательные организации,

малый и средний бизнес,

общественные организации,

органы власти и т.д.

Важным составляющим социального партнерства учреждения дополнительного образования является совместная деятельность с образовательными организациями (как дополнительного, так и общеобразовательного направления). Можно выделить основные направления совместной деятельности образовательных учреждений:

  1. Коррекция образовательных программ дополнительного образования.
  2. Организация взаимодействия на уровне педагогов.
  3. Организация взаимодействия на уровне обучающихся.
  4. Организация информирования о деятельности субъектов партнерства.

Вышеназванные направления деятельности могут лечь в основу программы совместной деятельности учреждений с последующим планированием работы.

Если говорить о социальном партнёрстве учреждения дополнительного образования и семьи, то оно включает, как правило, следующие направления:

• установление партнёрских отношений с педагогами, родителями, детьми, создание единого социокультурного пространства;

• изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания;

• внедрение здоровьесберегающих методик, формирующих позитивные установки на здоровый образ жизни;

• привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;

• повышение роли дополнительного образования в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых: интеллектуального, художественного, гражданско-патриотического, эстетического воспитания.

Основным звеном такого социального партнерства является коллектив родителей, детей и педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга.

При этом используются следующие формы работы:

1. Встреча родителей с администрацией и руководителями объединений.  Как правило, встречи проводятся ежегодно в начале учебного года. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы кружков и студий, выслушивают их пожелания.

2. Дни открытых дверей. Большое значение для ознакомления родителей с методикой работы учреждения дополнительного образования играют дни открытых дверей.

3. Родительские собрания – основная форма работы руководителя объединения и родителей. Данные мероприятия принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска.

4. Культурно-массовые мероприятия, экскурсии. Практикуется проведение совместных с детьми культурно-массовых мероприятий, экскурсий, которые предполагают создание благоприятных условий для самовыражения, помогающих как взрослым, так и детям обрести уверенность в себе, научиться открыто и искренне выражать свои позитивные и негативные чувства.

5. Совместные праздники и игры. Дом детского творчества выступает координатором и организатором массовых мероприятий (выставки, конкурсы, праздничные концерты, тематические вечера, совместные походы в музей и театр.

Практика работы по вовлечению родителей в совместную с детьми и педколлективом деятельность показала, что, взаимодействуя в единой воспитательной среде, решается множество задач. Они представлены на слайде:

Среди важных форм социального партнерства в учреждении дополнительного образования по достижению целей и задач воспитательного процесса выступают благотворительные акции и проекты.

Организация и проведение благотворительных акций с привлечением социальных партнеров предусматривает формирование и развитие важных социально значимых качеств, ценностей, положительно сказывается на развитии личности воспитанников. Участие в благотворительных акциях является необходимой составляющей   воспитания подростков, которые через несколько лет будут вносить реальный вклад в развитие общества и государства.

Педагоги и учащиеся объединений Дома детского творчества принимают активное участие в краевых и городских благотворительных акциях (например, «Подари радость детям» и «Рождественский подарок»). Была проведена благотворительная акция «Творчество против недуга». Воспитанники объединений совместно с педагогами изготовили картины, для оформления рекреаций детской поликлиники, которые были переданы в дар.

В рамках проекта «ТРИ «Д» – «Дети Делают Добро» учащимися объединений «Элегант» и «Мастерская кукол» организованы выставки в Воскресной школе, изготовленные сувениры переданы в дар воспитанникам детского дома и реабилитационного центра «Аист». Ежегодно проводятся мастер-классы для детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей.

Нельзя не упомянуть также о партнерстве с социальными службами (ГЦСОН), с администрацией округа и управлением образования (совместные мероприятия, концерты, мастер-классы, выставки, семинары), с учреждениями культуры и коммерческими организациями (предприятия города).

Таким образом можно сделать вывод о том, что в современных условиях рыночной экономики для повышения конкурентоспособности любое учреждение дополнительного образования заинтересовано в эффективности и плодотворности сотрудничества с социальными партнерами. Задача образовательной организации состоит в том, чтобы найти точки пересечения интересов всех субъектов партнерства и создать педагогические условия их обеспечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

В статье статье раскрываются аспекты организации дополнительного образования детей в рамках дошкольного образовательного учреждения....

Социальное партнерство в сфере профессионального образования как путь к формированию компетентного специалиста

Опыт организации самостоятельной работы студентов Тольяттинского медицинского колледжа при прохождении производственной практики....

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Данная программа  поможет обучить слушателей планированию и  реализации научно-исследовательской  деятельности.  В  дальнейшем,  в профессиональной  работе,  ...

«Основы предпринимательской деятельности» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Курс «Основы предпринимательской деятельности» - это помощь студентам в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смыс...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период

Курсовая работа для социально-педагогического колледжа включает глубокое исследование литературы по истории данного вопроса и анализ опыта педагогической деятельности моей наставницы Алексеевой Ангели...