Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 31.02.01. Лечебное дело за 2014-2015г.
рабочая программа на тему
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 31.02.01. Лечебное дело Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В содержании выделены разделы и темы, включающие краткие дидактические единицы, необходимые для усвоения студентами. Структура рабочей программы соответствует структуре Примерной программы Федерального Государственного Образовательного Стандарта и включает паспорт, тематический план, содержание дисциплины, условия реализации программы, контроль и оценку результатов освоения дисциплины. В тематическом плане отражена максимальная часовая нагрузка и количество часов на теоретические, практические занятия, а также время для самостоятельной внеуадиторной работы. Уделено внимание краткому содержанию практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы. В разделе контроля и оценки результатов освоения содержания тем дисциплины указаны способы контроля и виды заданий. Изложение учебного материала в рабочей программе соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по данной специальности. В рабочей программе отражена практическая направленность и междисциплинарные связи с общеобразовательными и клиническими дисциплинами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch.program._ld_14-15g.anatomiya_i_fiziologiya.docx | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинский колледж № 3 Департамента здравоохранения города Москвы»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Специальность 31.02.01. Лечебное дело
2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.01. Лечебное дело
Одобрено: Утверждаю:
На заседании ЦМК Зам. дир. по УР
Протокол №_____ Фетисов А.А.________
от « » « » 2015г.
Председатель_________
Составитель:
Бондарчук Леся Алексеевна - преподаватель анатомии и физиологии человека высшей квалификационной категории ГБОУ СПО МК № 3.
Рецензент:
Якушина Н.М. – преподаватель высшей квалификационной категории по анатомии и физиологии человека ГБОУ СПО МК № 3.
Щербакова В.Н. – преподаватель высшей квалификационной категории по биологии ГБОУ СПО МК № 3.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 32 |
| 35 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01. Лечебное дело
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Анатомия и физиология человека» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент будет иметь практический опыт и сформированные умения использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
В результате освоения дисциплины студент будет иметь практический опыт и сформированные знания о строении человеческого тела и о функциональных системах человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.
Требования к результатам освоения
основной профессиональной образовательной
программы
ОП.03. Анатомия и физиология человека
ОК – 1 - 14
ПК – 1.1 - 1.5
ПК – 2.1 – 2.6
ПК – 3.1 – 3.6
ПК – 4.1
ПК – 4.4 – 4.5
ПК – 4.8
ПК – 5.1 – 5.5
Код | Наименование результата обучения |
ОК - 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК - 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК - 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК - 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться |
ОК -7 | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. |
ОК 9 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. |
ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
ОК 14 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. профессиональных знаний (для юношей). |
ПК 1.1 | Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. |
ПК 1.2 | Проводить диагностические исследования. |
ПК 1.3. | Проводить диагностику острых и хронических заболеваний. |
ПК 1.4 | Проводить диагностику беременности. |
ПК 1.5 | Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребёнка. |
ПК 2.1 | Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп. |
ПК 2.2. | Определять тактику ведения пациента. |
ПК 2.3 | Выполнять лечебные вмешательства. |
ПК 2.4 | Проводить контроль эффективности лечения |
ПК 2.5 | Осуществлять контроль состояния пациента. |
ПК 2.6 | Организовывать специализированный сестринский уход |
ПК 3.1 | Проводить диагностику неотложных состояний. |
ПК 3.2 | Определять тактику ведения пациента. |
ПК 3.3 | Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе |
ПК 3.4 | Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий |
ПК 3.5 | Осуществлять контроль состояния пациента. |
ПК 3.6 | Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар. |
ПК 4.4 | Проводить диагностику групп здоровья. |
ПК 4.5 | Проводить иммунопрофилактику. |
ПК 4.8 | Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения. |
ПК 5.1 | Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов |
ПК 5.2 | Проводить психосоциальную реабилитацию. |
ПК 5.3 | Осуществлять паллиативную помощь. |
ПК 5.4 | Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска. |
ПК 5.5. | Проводить экспертизу временной нетрудоспособности. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 270 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 180 часа;
самостоятельной работы обучающегося 90 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 270 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 180 |
в том числе: | |
практические занятия | 102 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 90 |
в том числе: | |
Подготовка сообщений, рефератов Выполнение схем, таблиц Выполнение рисунков Составление словаря терминов Составление конспектов | 10 32 10 32 6 |
Итоговая аттестация в форме экзамена. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
РАЗДЕЛ 1. Введение | 4 | ||||||||||
Тема 1.1. Анатомия и физиология как науки Человек – предмет изучения анатомии и физиологии | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Определение анатомии, физиологии; предмет изучения этих дисциплин, связь с другими науками Методы изучения организма человека Взаимосвязь организма человека с внешней средой, классификация потребностей человека Анатомическая номенклатура. Основные физиологические термины Части тела человека, отделы, полости, оси, плоскости тела человека, условные линии Морфологические типы конституции. Многоуровневость организма, периоды онтогенеза | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление конспекта «Краткая история развития анатомии и физиологии» Составление таблицы «Расположение органов в полостях тела» | 2 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии | 15 | ||||||||||
Тема 2.1. Основы цитологии Клетка | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. | Определение клетки. Функции клетки. Видоспецифичность клеток, свойства клеток Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, органеллы, включения Химический состав клетки. Роль минеральных и органических веществ в клетке Обмен веществ, энергии в клетке, жизненный цикл клетки Дифференцировка, рост и размножение клеток | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение структуры и функции животной клетки | 2 | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Зарисовка основных структур клетки с обозначениями Заполнение таблицы «Функции органелл» Выполнение конспекта «Рост и размножение клеток» | 2 | ||||||||||
Тема 2.2. Основы гистологии Классификация тканей Эпителиальная ткань Соединительная ткань | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. | Ткань – определение. Классификация тканей (эпителий, соединительная, мышечная, нервная) Функциональные различия тканей, особенности регенерации тканей Эпителиальная ткань: классификация, функции, строение и месторасположение видов в организме Соединительная ткань: классификация, строение, функции и месторасположение видов | 1 | |||||||||
Практическое занятие Определение разновидностей эпителиальной и соединительной тканей на макро- и микропрепаратах | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Зарисовка видов эпителия, соединительной ткани Выполнение схем классификации эпителиальной и соединительной тканей Составление таблицы «Сравнительная характеристика видов эпителия и соединительной тканей» | 1 | ||||||||||
Тема 2.3. Мышечная ткань Нервная ткань | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6.. | Мышечная ткань: свойства, функции Виды мышечной ткани, месторасположение, строение, функциональные особенности Нервная ткань - расположение, строение. Строение нейрона Классификация нейронов по строению, расположению, волоконному составу Нервное волокно, строение, виды. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы Синапс, понятие, виды | 1 | |||||||||
Практическое занятие Определение разновидностей мышечной и нервной тканей на макро- и микропрепаратах | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблицы «Сравнительная характеристика видов мышечной ткани» Выполнение схем: «Строение нейрона», «Виды нейроглии», «Виды синапсов» | 2 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 3. Системы органов и регуляция их деятельности | 6 | ||||||||||
Тема 3.1 Органы Системы органов Нервно-гуморальный механизм регуляции | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Системы органов, аппараты. Объединение систем в организм Орган. Определение, классификация Процесс физиологической регуляции, этапы Классификация нервной системы. Общие принципы строения нервной системы Рефлекс, определение, виды. Рефлекторная дуга, звенья, виды дуг. Нервная деятельность: виды, структуры, процессы, носители информации, принцип действия Гуморальная регуляция. Секреты, их виды. Гормоны: механизм действия, свойства, виды Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, представители | 1 | |||||||||
Практическое занятие Органы. Системы органов. Изучение особенностей нервной и гуморальной регуляции, структур, обеспечивающих эти процессы | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблицы «Системы органов» Составление схем: «Виды рефлексов», «Механизмы гуморальной регуляции» Составление таблицы «Виды нейронов» | 2 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 4. Морфофункциональная характеристика органов опорно-двигательного аппарата | 50 | ||||||||||
Тема 4.1. Опорно-двигательный аппарат Скелет туловища | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Опорно-двигательный аппарат, определение, части (активная, пассивная), их функции Скелет: понятие, функции, отделы, кости их составляющие Кость как орган; химический состав, возрастные изменения, виды костей, строение, рост кости Классификация костей, виды костей по форме. Понятие о соединении костей Скелет туловища, структуры, его составляющие. Позвоночный столб, отделы, количество и строение позвонков. Позвоночный столб в целом Грудная клетка, строение. Виды ребер. Грудная клетка как целое. Грудная полость. Функции | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение опорно-двигательного аппарата и препаратов костей туловища | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Зарисовка строения позвонка Выполнение схем «Виды ребер», «Изгибы позвоночного столба» Составление таблицы «Сравнительная характеристика позвонков» | 2 | ||||||||||
Тема 4.2Скелет верхних и нижних конечностей Таз в целом | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Скелет верхней конечности, отделы Скелет плечевого пояса, кости, его образующие, строение лопатки и ключицы Скелет свободной верхней конечности, отделы и кости, их образующие, строение костей Скелет нижней конечности, отделы, кости их образующие Тазовая кость, строение. Таз как целое. Функции и строение большого и малого таза. Половые различия таза. Размеры женского таза: дистанции, конъюгаты Скелет свободной нижней конечности, кости его образующие, их строение. Стопа как целое | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение препаратов костей верхних конечностей: плечевого пояса и свободного отдела | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблицы «Строение эпифизов длинных трубчатых костей верхних конечностей Схематическое изображение мест переломов конечностей | 1 | ||||||||||
Практическое занятие Изучение препаратов костей свободного отдела нижних конечностей | 2 | 2 | |||||||||
Практическое занятие Изучение препаратов костей тазового пояса. Таз как целое. Функции и строение большого и малого таза. Половые различия таза. Размеры женского таза: дистанции, конъюгаты. | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблиц «Строение эпифизов длинных трубчатых костей нижних конечностей», «Размеры женского таза» Схематическое изображение мест переломов конечностей | 1 | ||||||||||
Тема 4.3. Скелет головы Череп в целом | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. | Мозговой и лицевой отделы черепа, функции, кости их образующие Особенности строения костей мозгового и лицевого черепа Череп как целое: свод, внутреннее и наружное основание, кости их образующие, структуры костей Черепные ямки, глазницы, полость носа, полость рта: строение, функции Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков | 2 | |||||||||
Практическое занятие Изучение препаратов костей мозгового черепа; внутреннего и наружного основания, свода черепа, сагиттального распила черепа | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблицы «Характеристика строения костей мозгового черепа» Составление опорного конспекта по теме «Роднички черепа новорожденных» | 1 | ||||||||||
Практическое занятие Изучение препаратов костей лицевого отдела черепа, стенок полости носа, полости рта, стенок глазниц. Череп в целом. | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблицы «Характеристика строения костей лицевого черепа» | 1 | ||||||||||
Тема 4.4. Соединение костей Суставы | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Классификация видов соединения костей. Особенности строения, функции видов соединений Виды непрерывных соединений Строение сустава, вспомогательный аппарат суставов. Классификация суставов Соединение костей туловища: позвоночного столба, соединение ребер с позвоночником, грудиной Соединение костей черепа, суставы, строение, движения в них Соединение костей верхней конечности, суставы, строение, движения в них Соединение костей нижней конечности, суставы, строение, движения в них | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение препаратов костей, образующих суставы (суставные поверхности), строения суставов Изучение непрерывных соединений костей, полупрерывных соединений костей | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение таблиц: «Соединения костей черепа», «Соединение костей туловища», «Соединение костей верхней и нижней конечностей» Составление описания связочного аппарата крупных суставов | 2 | ||||||||||
Тема 4.5Мышечная система Мышцы туловища | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Расположение, значение скелетных мышц. Мышечные группы Мышца как орган, строение, виды мышц, свойства мышц. Режимы и виды сокращения Работа мышц, образование АТФ и тепла в мышцах, утомление, отдых, физ. тренировка мышц Мышцы спины: классификация, расположение, принципы начала и прикрепления, функции Мышцы груди: классификация, расположение, принципы начала и прикрепления, функции Мышцы живота: классификация, расположение, принципы начала и прикрепления, функции Расположение и строение диафрагмы: части, сухожильный центр, отверстия, функции диафрагмы | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение поверхностных и глубоких мышц спины и груди: расположение, начало, прикрепление, функции; расположения, строения и функций диафрагмы Изучение мышц, образующих стенки живота: расположение, начало, прикрепление, функции | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблиц «Мышцы груди», «Мышцы спины», «Мышцы живота» | 2 | ||||||||||
Тема 4.6. Мышцы конечностей | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Классификация и значение мышц верхней конечности: плечевого пояса и свободного отдела Мышцы плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти: принцип начала и прикрепления, функции Классификация и значение мышц нижней конечности: мышцы тазового пояса и свободного отдела Мышцы таза, бедра, голени, стопы: принципы начала и прикрепления, функции Топографические образования верхней конечности и нижней конечности | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение: групп мышц верхних конечностей, пояса и свободного отдела, функциональных групп мышц . Практическое занятие Изучение групп мышц нижних конечностей, пояса и свободного отдела, функциональных групп мышц. | 2 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схемы «Топографические образования конечностей» Составление таблиц «Мышцы верхней конечности», «Мышцы нижней конечности» | 2 | ||||||||||
Тема 4.7. Мышцы головы и шеи | Содержание учебного материала | 2 |
| ||||||||
1.2. 3. | Мимические и жевательные мышцы: расположение, принципы начала и прикрепления Группы мышц шеи: поверхностная, срединная, глубокая, расположение,прикрепление, функции Фасции головы и шеи. Топографические образования головы и шеи | ||||||||||
Практическое занятие Изучение мышц головы и шеи. | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление таблицы «Мышцы головы, шеи» | 2 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 5. Внутренняя среда организма. Кровь | 16 | ||||||||||
Тема 5.1. Гомеостаз. Кровь. Плазма крови | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. | Состав, функции, основные физиологические константы внутренней среды организма. Гомеостаз Место крови в системе внутренней среды организма. Функции крови Кровь как ткань Количество крови. Состав крови: плазма крови, форменные элементы. Константы крови Плазма, состав, белки крови, функции. Гематокрит. Сыворотка | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение физиологических констант внутренней организма, константы крови.. Функции крови. Состава плазмы крови. Белки крови, функции. Понятие о сыворотке. | 2 | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схем: «Внутренняя среда организма», «Состав крови» | 2 | ||||||||||
Тема 5.2. Гомеостаз Форменные элементы | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. | Эритроциты: функция, форма, строение, количество, продолжительность жизни, разрушение Гемоглобин, СОЭ. Процесс гемопоэза Лейкоциты: строение, виды, их количество, продолжительность жизни, функции. Лейкограмма Тромбоциты: количество, строение, продолжительность жизни, функции | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение функций, состава крови, основных физико-химических показателей крови, морфо-функциональных особенностей эритроцитов и лейкоцитов, тромбоцитов Решение ситуационных задач по показателям крови, показателям нормальной лейкограммы | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения «Гемопоэз» Составление таблицы «Сравнительная характеристика форменных элементов крови» | 2 | ||||||||||
Тема 5.3. Свертывание крови Группы крови Резус-фактор | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4.. | Система РАСК: свертывающая, антисвертывающая, фибринолитическая системы Гемостаз, определение, механизмы. Гемокоагуляция - определение, факторы свертывания, стадии Агглютинация, гемолиз, виды гемолиза. Группы крови. Обусловленность групп крови Локализация резус-фактора. Резус-конфликт. Переливание крови | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение механизмов и стадий свертывания крови, групп крови, резус-фактора Изучение современных правил переливания крови | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схемы «Система РАСК» Составление таблицы «Сравнительная характеристика стадий гемостаза» Составление сообщения «Донорство» | 2 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 6. Морфофункциональная характеристика органов сердечно-сосудистой системы | 36 | ||||||||||
Тема 6.1. Сердечно-сосудистая система Строение сердца | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Процесс кровообращения - определение; структуры, осуществляющие процесс кровообращения Функциональные группы сосудов. Система микроциркуляции. Строение стенки сосудов Круги кровообращения: функциональное значение, сосуды Сердце: расположение, строение, проекция структур на поверхность грудной клетки Камеры сердца, отверстия, расположение и строение клапанов, принцип работы, проекция Строение стенки сердца: расположение, строение, функции слоев. Строение перикарда. Сосуды и нервы сердца. Значение коронарного кровообращения | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения и особенностей строения сердца (строение камер сердца, стенки сердца) Изучение особенностей расположения (проекция на грудную стенку) и строения клапанного аппарата | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение рисунка-схемы «Круги кровообращения» Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Характеристика строения камер сердца» Выполнение рисунка-схемы «Строение сердца» | 2 | ||||||||||
Тема 6.2. Физиология сердца | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Электрические явления в сердце, их регистрация . Электрокардиограмма – зубцы, интервалы Физиологические свойства сердечной мышцы Сердечный цикл, его фазы, продолжительность и характеристика Внешние проявления сердечной деятельности: сердечный толчок, тоны сердца Факторы, обуславливающие звуковые явления в сердце. Перкуссия и аускультация сердца Регуляция деятельности сердца: местные и центральные механизмы, сердечно-сосудистый центр | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение звуковых явлений, методов обследования работы сердца Изучение регуляции работы сердца, обозначений на электрокардиограмме | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схемы-рисунка «Проводящая система сердца» Заполнение таблицы «Характеристика фаз сердечного цикла» Подготовка сообщения «Метод электрокардиографии» | 2 | ||||||||||
Тема 6.3. Артериальная система | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. | Сосуды большого круга кровообращения. Аорта - отделы, артерии, от них отходящие Артерии шеи и головы: области кровоснабжения Артерии верхних и нижних конечностей, таза: расположение, области кровоснабжения Сосуды малого круга кровообращения, механизм кровоснабжения легких Кровообращение плода | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение топографии частей аорты и ее крупных ветвей Изучение областей кровоснабжения ветвей аорты Изучение артерий малого круга Практическое занятие Артерии головного мозга. Головы и шеи. Артерии верхних и нижних конечностей, грудной полости , брюшной полости, таза область кровоснабжения | 2 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение рисунка-схемы «Отделы аорты, ветви и области их кровоснабжения» Подготовка сообщения «Особенности кровообращения плода» | 2 | ||||||||||
Тема 6.4. Венозная система | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5.. | Система верхней полой вены: образование, притоки, области оттока крови Вены головы и шеи, грудной клетки, верхней конечности - области оттока крови в них Система нижней полой вены: образование, притоки, области оттока крови Вены брюшной полости, таза, нижних конечностей - области оттока крови в них Система воротной вены. Кровоснабжение печени | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение топографии верхней полой вены, нижней полой вены, воротной вены Изучение области оттока крови в крупные притоки этих вен. Изучение вен малого круга Практическое занятие Изучение оттока венозной крови из головного мозга, особенности. Вены верхних и нижних конечностей. | 2 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение рисунков-схем «Образование и притоки верхней полой вены», «Образование и притоки нижней полой вены», «Образование и притоки воротной вены» Составление схем оттока венозной крови из различных областей тела | 2 | ||||||||||
Тема 6.5. Основы гемодинамики | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4.. | Линейная и объемная скорость кровотока Показатели кровообращения: минутный и систолический объемы кровообращения Систолическое, диастолическое давление, пульсовое давление. Факторы, влияющие на давление Определение пульса. Характеристики пульса. Артериальный пульс: определение, сосуды | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение показателей кровообращения: скорости кровотока, артериального давления, пульса Измерение артериального давления, пульса Изучение характеристик пульса | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика видов давления» Выполнение схемы «Факторы, влияющие на величину артериального давления» Подготовка сообщения «Показатели сердечной деятельности» | 2 | ||||||||||
Тема 6.6. Лимфатическая система | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. | Строение лимфатической системы. Лимфоидная ткань. Состав лимфы, ее образование Основные лимфатические сосуды, стволы и протоки. Строение стенки лимфососудов Функции лимфатической системы, связь лимфатической системы с иммунной системой Строение и функции лимфатического узла. Группы лимфатических узлов Причины движения лимфы по лимфатическим сосудам. Регуляция системы лимфообращения | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение особенностей расположения и строения структур лимфатической системы | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем: «Сравнительная характеристика строения лимфатических и кровеносных капилляров», «Группы лимфатических узлов» Подготовка сообщения «Лимфообращение» | 2 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 7. Морфофункциональная характеристика органов дыхательной системы | 18 | ||||||||||
Тема 7.1. Дыхательная система Воздухоносные пути | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. | Структуры организма человека, обеспечивающие процесс дыхания. Дыхательный аппарат Дыхательная система: структуры, составляющие ее и их функции Верхние дыхательные пути (полость носа, части глотки), расположение, строение, функции Нижние дыхательные пути , их расположение, строение и функции | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения, строения верхних и нижних дыхательных путей | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика строения стенок дыхательных путей» | 2 | ||||||||||
Тема 7.2. Легкие Плевра | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. | Плевра, плевральная полость, значение, пневмоторакс, виды Средостение - границы, значение Легкие – топография, внешнее строение, поверхности, края, границы Внутреннее строение легких: доли, сегменты, дольки, ацинусы. Функции структур легкого Факторы, препятствующие спадению легких | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение особенностей расположения, строения легких. Изучение и определение границ легких и плевры | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем: «Бронхиальное дерево», «Альвеолярное дерево» Составление конспекта «Границы легких и плевры» | 2 | ||||||||||
Тема 7.3. Физиология дыхания | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5.. | Значение кислорода и углекислого газа для человека. Процесс дыхания, определения, этапы Внешнее дыхание, показатели. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательный цикл Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Принцип газообмена между дыхательными средами Механизм первого вдоха новорождённого Нервная, гуморальная регуляция дыхания | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение этапов дыхания (их функции, сущность, характеристика), методов обследования легких. Решение ситуационных задач по легочным объемам и емкостям | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схемы «Механизм вдоха и выдоха» Заполнение таблиц «Легочные объемы», «Емкости легких» Подготовка сообщения «Критерии оценки процесса дыхания» | 2 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 8. Морфофункциональная характеристика органов пищеварительной системы | 28 | ||||||||||
Тема 8.1. Пищеварительная система Полость рта | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Пищеварительная система: функции, органы. Пищеварительный тракт: отделы, функции Полые органы пищеварительного тракта, принцип строения их стенки Полость рта, отделы, функции, органы. Особенности строения слизистой полости рта Анатомо-функциональная характеристика: щек, губ, десен, твердого и мягкого неба Строение языка. Язык как рецепторный орган. Зубы: функции, строение, формы. Лимфоэпителиальное кольцо | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схем: «Вкусовые поля языка», «Зубные формулы постоянных и молочных зубов» Выполнение рисунка «Строение зуба», выполнение схемы «Строение лимфоэпителиального кольца» | 1 | ||||||||||
Тема 8.2. Органы пищеварительного тракта | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. | Глотка - расположение, строение стенки, отделы, функции Пищевод - расположение, отделы, физиологические сужения, строение стенки, функции Желудок - расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, строение желудка | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение особенностей строения отделов полости рта и их органов Изучение значения органов полости рта в процессе пищеварения, для выполнения других функций Изучение особенностей расположения и строения глотки, пищевода, желудка | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика строения стенки глотки, пищевода, желудка» Выполнение схем: «Отделы глотки, пищевода, желудка», «Железы желудка» | 1 | ||||||||||
Тема 8.3. Крупные пищеварительные железы | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5.. | Большие слюнные железы: название, расположение, строение, место открытия выводных протоков Поджелудочная железа: расположение, строение, части, их функции, выводные протоки Печень: расположение, границы, проекция, функции, строение, структурные единицы Структурно-функциональная единица печени - долька печени, строение, функции Желчный пузырь: функции расположение, проекция, части, строение стенки. Желчные протоки | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения, внешнего и внутреннего строения больших слюнных желез, печени, поджелудочной железы и желчного пузыря | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем: «Строение дольки печени», «Формирование желчных протоков» Выполнение конспекта «Топография печени и поджелудочной железы» | 2 | ||||||||||
Тема 8.4. Тонкий кишечник | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. | Тонкий кишечник: отделы и их расположение, проекция на переднюю брюшную стенку Строение стенки отделов тонкого кишечника, образования слизистой оболочки, функции | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика строения стенки отделов тонкого кишечника | 1 | ||||||||||
Тема 8.5. Толстый кишечник Брюшина | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4... | Толстый кишечник: отделы, их расположение, проекция, строение стенки Слепая кишка: илеоцекальный клапан, червеобразный отросток, расположение, строение, функции Особенности строения ободочной и прямой кишки Брюшина, строение, отношение брюшины к органам. Образования брюшины. Брюшинная полость | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения отделов тонкого и толстого кишечника, особенностей строения стенки, наличия клапанов. Изучение особенностей строения и расположения париетального и висцерального листков брюшины. | 4 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление конспекта «Отношение брюшины к внутренним органам брюшной полости» Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика строения стенки отделов толстого кишечника» | 1 | ||||||||||
Тема 8.6. Физиология пищеварения | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Процесс питания - определение, этапы Пищеварение в полости рта. Слюна - состав, свойства, функции. Всасывание в полости рта Пищеварение в желудке. Желудочный сок - свойство, состав, функции. Всасывание, моторика Пищеварение в 12-перстной кишке, в тощей и подвздошной кишке: расщепление, всасывание Состав и функции желчи, панкреатического сока, регуляция образования, отделения Моторика тонкого кишечника Пищеварение в толстом кишечнике. Состав и функции сока толстой кишки. Микрофлора Моторика толстого кишечника. Формирование каловых масс. Акт дефекации | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение функционального значения различных отделов пищеварительного тракта: выделения секретов, наличие всасывания, моторики. Изучения состава пищеварительных соков, функций их компонентов, регуляции отделения соков. | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблиц: «Функциональное значение отделов пищеварительного тракта», «Состав и функции пищеварительных секретов», «Моторика различных отделов пищеварительного тракта», «Особенности всасывания в различных отделах пищеварительного тракта» | 2 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 9. Обмен веществ и энергии Витамины | 10 | ||||||||||
Тема 9.1. Обмен веществ. Витамины | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.. | Обмен веществ, определение Обмен белков: функции, суточная потребность, азотистый баланс, конечные продукты обмена Обмен углеводов: функции, суточная потребность, углеводный баланс, конечные продукты обмена Обмен жиров: функции, суточная потребность, липидный баланс, конечные продукты обмена Водно-солевой обмен: содержание и количество воды в организме, потребность в воде Продукты, содержащие минеральные вещества. Значение минеральных веществ в организме Витамины - понятие, биологическая ценность, классификация витаминов. Источники витаминов | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение особенностей различных видов обмена веществ. Витамины. | 2 | ||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Витамины» | 2 | ||||||||||
Тема 9.2. Обмен энергии Терморегуляция | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Пластический энергетический обмен. Энергетический баланс. Основной обмен Пищевой рацион – определение. Режим питания. Диета - определение, основы действия Нормальная температура тела человека. Значение постоянства температуры тела для организма Факторы, поддерживающие оптимальную для метаболизма температуру тела Теплорегуляция, теплоотдача. Нейрогуморальные механизмы теплообразования и теплоотдачи Центр терморегуляции. Гуморальные факторы терморегуляции Компенсаторные механизмы организма при температурном дискомфорте | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение значения постоянства температуры тела, факторов, поддерживающих эту величину Изучение теплорегуляции, механизмов теплоотдачи, регуляции этих процессов | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схемы «Механизмы теплоотдачи» Выполнение схемы «Нервно-гуморальная регуляция терморегуляции» Подготовка сообщения «Пищевой рацион. Диета» | 2 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 10. Процесс выделения Морфофункциональная характеристика органов мочевой системы | 14 | ||||||||||
Тема 10.1. Процесс выделения | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5.. | Процесс выделения. Вещества, подлежащие выделению с мочой, калом, потом, при дыхании Органы и структуры, выполняющие выделительные функции. Этапы процесса выделения Выделительная функция легких, почек, желез пищеварительного тракта, потовых и сальных желез Состав пота. Суточное количество пота. Интенсивность потоотделения Нервная и гуморальная регуляция. Критерии оценки процесса выделения | 1 | |||||||||
Тема 10.2. Почки Мочевые пути | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.. | Почки: расположение, проекция, строение почки, фиксирующий аппарат, структурные единицы Строение и функции частей нефрона. Юкстагломерулярный аппарат почки Структуры, отводящие мочу от почки: собирательные трубочки, малые и большие чашки, лоханка Кровоснабжение почки, чудесная артериальная сеть почки Мочеточники, расположение, строение Мочевой пузырь – расположение, отношение к брюшине, строение Мочеиспускательный канал женский и мужской. Строение мочеполовой диафрагмы | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения, внешнего и внутреннего строения почек Изучение расположения, строения мочевых путей | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схемы-рисунка «Строение нефрона» Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика мужской и женской уретры» Составление конспекта «Топография почек. Аппарат фиксации почек» | 2 | ||||||||||
Тема 10.3. Физиология мочевой системы | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. | Этапы образования мочи Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция Состав первичной и вторичной мочи Механизм отделения мочи из нефрона, чашечек, лоханок, мочеточников Регуляция мочевыделения (ФУС мочевыделения). Центры мочеиспускания | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение механизмов образования и состава первичной и вторичной мочи в почках Решение ситуационных задач по нормальному составу мочи | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика состава нормальной первичной и вторичной мочи» Выполнение схемы «Особенности мочеотведения» Составление конспекта «Регуляция мочевыделения» | 2 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 11. Морфофункциональная характеристика органов репродуктивной системы | 10 | ||||||||||
Тема 11.1. Репродуктивная система человека Мужская половая система | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6.. | Процесс репродукции, значение, структуры, этапы процесса репродукции Мужские половые органы – внутренние и наружные. Наружные органы: топография, строение Яички – расположение, оболочки, внутреннее строение. Придаток яичка, проток придатка Семявыносящий, семявыбрасывающий протоки, семенные пузырьки – расположение, функции. Семенной канатик – расположение, структуры, его составляющие. Сперма Промежность: понятие, границы, чем образована | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения и особенностей строения органов мужской половой системы, их функций | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схем: «Наружные и внутренние органы мужской половой системы», Функциональное значение внутренних мужских половых органов» Подготовка сообщения «Мужская промежность» | 2 | ||||||||||
Тема 11.2. Женская половая система | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6.. | Женские половые органы – внутренние и наружные. Наружные органы: расположение, строение Яичник: расположение, функции, строение. Менструальный цикл Маточная труба – расположение, функции, части, строение стенки Матка - расположение функции, части, строение стенки: периметрий, миометрий, эндометрий Параметрий. Прямокишечно-маточное пространство. Женская промежность Молочная железа – функция, расположение, внешнее и внутреннее строение | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения и особенностей строения органов женской половой системы, их функций. | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схем: «Наружные и внутренние органы женской половой системы», «Функциональное значение внутренних женских половых органов» Подготовка сообщения «Женская промежность» | 2 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 12. Морфофункциональная характеристика органов нервной системы | 30 | ||||||||||
Тема 12.1. Спинной мозг | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. | Спинной мозг - расположение, внешнее строение, полость, отделы, микроструктура. Оболочки Сегмент-понятие, виды, латинские обозначения Проводниковая функция спинного мозга, проводящие пути Рефлекторная функция спинного мозга, рефлексы спинного мозга Нервные центры спинного мозга | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения спинного мозга, его оболочек Изучение внешнего и внутреннего строения спинного мозга, его функций | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение таблицы «Проводящие пути спинного мозга» Составление конспекта «Оболочки спинного мозга» | 2 | ||||||||||
Тема 12.2. Головной мозг. Ствол мозга | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Головной мозг-расположение, отделы. Ствол мозга: отделы, структуры, их составляющие Продолговатый мозг - расположение, строение, полость, центры, функции Задний мозг: мост и мозжечок – расположение, строение, центры, функции Средний мозг: ножки мозга, четверохолмие - расположение, строение, центры, функции Промежуточный мозг – структуры, его образующие. Полость промежуточного мозга Таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус – расположение, структуры, ядра, функции Ретикулярная формация – строение, функции | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение структур отделов ствола головного мозга: особенностей строения и функциональной значимости | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Функциональное значение отделов и структур ствола головного мозга» Составление сообщения «Ретикулярная формация» | 2 | ||||||||||
Тема 12.3. Большой мозг | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6... | Конечный мозг – внешнее строение, внутреннее строение. Полость конечного мозга Базальные ядра – виды, расположение, функции Проекционные зоны коры. Ассоциативные поля и их функции. Физиологические свойства коры Лимбическая система - структуры, её составляющие, функции Обонятельный мозг - отделы, функция, роль в удовлетворении потребностей человека Оболочки мозга, расположение, строение, сосудистые сплетения. Межоболочечные пространства | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения, особенностей строения большого мозга: поверхности, полюса, доли Изучение локализации борозд, извилин. Изучение локализации центров в долях большого мозга Изучение локализации и функций базальных ядер | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление сообщения «Лимбическая система» Составление схемы «Полости головного мозга, ликворообращение» | 2 | ||||||||||
Тема 12.4. Периферическая нервная система Спинномозговые нервы | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. | Периферическая нервная система, структуры, функции Спинномозговые нервы: образование, виды, количество, нервные волокна, их образующие Ветви спинномозговых нервов, функциональные виды нервных волокон идущих в их составе Грудные спинномозговые нервы Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, нервные стволы, области иннервации | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Характеристика сплетений спинномозговых нервов» | 1 | ||||||||||
Тема 12.5 Черепные нервы | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4.. | Количество черепно-мозговых нервов (ЧМН), соответствие названия ЧМН номеру Функциональные виды ЧМН (чувствительные, двигательные, смешанные) Принцип образования чувствительных, двигательных, и парасимпатических волокон ЧМН Характеристика 12 пар ЧМН, области иннервации | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение строения спинномозговых нервов и областей иннервации ветвей спинномозговых нервов Изучение волоконного состава черепных нервов, их строения, топографии, областей их иннервации | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Заполнение таблицы «Области иннервации черепных нервов» | 1 | ||||||||||
Тема 12.6 Вегетативная нервная система | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5.. | Области иннервации и функции ВНС. Классификация ВНС Симпатическая, парасимпатическая НС: центральный и периферический отделы, характеристика Симпатическая и парасимпатическая рефлекторные дуги, медиаторы в их синапсах. Влияние симпатической и парасимпатической НС на деятельность органов и состояние структур Принципы образования и расположение симпатических сплетений | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение особенностей строения и работы симпатической и парасимпатической нервной системы. | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение таблиц: «Структуры симпатической и парасимпатической нервной системы», «Сравнительная характеристика влияния симпатической и парасимпатической нервной системы» | 2 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 13. Морфофункциональная характеристика органов сенсорной системы | 10 | ||||||||||
Тема 13.1. Сенсорные системы | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.. | Определение сенсорной системы, ее значение. Классификация сенсорных систем Органы чувств, их вспомогательный аппарат. Виды рецепторов, функции. Соматическая сенсорная система Обонятельная сенсорная система Вкусовая сенсорная система Зрительная сенсорная система. Слуховая и вестибулярная сенсорные системы | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения, строения органов чувств: обоняния, вкуса, зрения, слуха, равновесия, кожи | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Составление схем: «Механизм проводимости света», «Механизм проводимости звука» Выполнение рисунков-схем: «Части органа зрения», «Части органа слуха и равновесия» Выполнение схемы «Слои кожи» | 2 | ||||||||||
Тема 13.2. Анализаторы | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Анализатор, функциональная структура; Отделы анализатора. Виды анализаторов, функции Зрительный анализатор: отделы, расположение, функции Слуховой анализатор: отделы, расположение, функции Вестибулярный анализатор: отделы, расположение, функции Обонятельный анализатор: отделы, расположение, функции Вкусовой анализатор: отделы, расположение, функции | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение строения отделов различных анализаторов, локализации отделов анализаторов | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем: части анализаторов вкусового, обонятельного, зрительного, слухового, вестибулярного, кожного. | 2 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 14. Морфофункциональная характеристика органов эндокринной системы | 10 | ||||||||||
Тема 14.1. Эндокринные железы | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. | Щитовидная железа - расположение, внешнее строение, внутреннее строение Гормоны щитовидной железы (тиреоидные, тиреокальцитонин), их физиологические эффекты Паращитовидные железы: количество, расположение, физиологические эффекты паратгормона Надпочечники - расположение, строение Гормоны коркового и мозгового вещества, их физиологические эффекты | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения, особенностей строения щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников, физиологических эффектов гормонов этих желез | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблиц: «Характеристика ЖВС», «Физиологические эффекты гормонов» | 2 | ||||||||||
Тема 14.2. Регуляция деятельности эндокринной системы | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. | Гипоталамо-гипофизарная система - структуры, ее образующие, связь между ними Гипофиз - расположение, строение, доли Тропные гормоны передней доли гипофиза, физиологические эффекты Гормоны средней и задней доли гипофиза - происхождение, физиологическое действие Эпифиз - расположение, строение, гормоны, их физиологические эффекты | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение гипоталамо-гипофизарной системы, физиологических эффектов гормонов гипофиза, эпифиза | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схемы «Регуляция работы в эндокринной системе» Составление конспекта «Пищеварительные гормоны» | 2 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 15. Морфофункциональная характеристика органов иммунной системы | 7 | ||||||||||
Тема 15.1. Иммунная система | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.. | Иммунитет. Иммунная система, определение, функции, центральные и периферические органы Красный костный мозг – расположение, строение, функции Лимфатические узлы – строение, расположение, группы, роль в иммунном процессе Селезенка: расположение, строение и функции , роль в иммунном процессе Миндалины – расположение, строение, роль в иммунном процессе Лимфоидная ткань стенок органов пищеварительной и дыхательной систем Вилочковая железа – расположение, строение, функции | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем: «Центральные и периферические органы иммунной системы» Выполнение схемы «Виды иммунитета» Составление конспекта «Функциональное значение органов иммунной системы» | 1 | ||||||||||
Тема 15.2. Механизмы защиты | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Врожденные механизмы: безусловные защитные рефлексы, барьерные механизмы защиты Виды иммунитета. Специфические и неспецифические факторы иммунитета Защитные функции эритроцитов, тромбоцитов Приспособительные реакции организма: срочные и долговременные Приобретенные механизмы – сознательное поведение и психологическая защита Нейрогуморальный механизм регуляции иммунитета. Роль гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы | 1 | |||||||||
Практическое занятие Изучение расположения и особенностей строения лимфоидной ткани, органов иммунной системы Изучение врожденных и приобретенных механизмов защиты, видов иммунитета | 2 | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем: «Механизмы иммунитета», «Механизм работы гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы» Составление конспекта «Нейрогуморальная регуляция функций иммунной системы» | 2 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 16. Высшая нервная деятельность | 4 | ||||||||||
Тема 16.1. Анатомия, физиология ВНД | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||
1. 2. 3. 4. 5. | Понятие о высшей нервной деятельности, структуры, осуществляющие психическую деятельность Инстинкты, условные рефлексы, теории И.П. Павлова. Принципы условных рефлексов Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий Свойство коры, электрические явления в коре, биоритмы мозга Сигнальные системы. Деятельность 1-й, 2-й сигнальных систем. Типы ВНД | 1 | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Выполнение схем: «Типы высшей нервной деятельности», «Стадии сна» Подготовка рефератов на темы: «Сон», «Память», «Интеллект», «Эмоции», «Мышление», «Сознание» (по выбору) | 2 | ||||||||||
ВСЕГО: | 270 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомии и физиологии человека»
Оборудование учебного кабинета:
Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала
Классная доска
Стол и стул для преподавателя
Столы и стулья для студентов
Тумбочки для ТСО
Стеллажи для муляжей и моделей
Фонендоскоп
Тонометр
Термометр
Микроскопы с набором объективов
Спирометры
Динамометры
Дуоденальный и желудочный зонды.
Плакаты
Схемы
Рисунки
Фотографии
Рентгеновские снимки
Таблицы
Скелеты
Наборы костей
Модели
Фантомы
Муляжи
Влажные препараты
Микропрепараты
Электрокардиограф
Технические средства обучения:
- компьютер,
- экран,
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- DVD, CD – диски с учебными фильмами и презентациями.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Самусев, Р.П., Липченко, В.Я..Атлас анатомии человека [Текст] / Р.П.Самусев, В.Я..Липченко. – М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование»,2006, 2007.
- Атлас анатомии человека [Текст]: учеб. пособие для мед. учеб. заведений.- М.: РИПОЛ, классик, 2007.
- Барышников, С.Д. Тестовые задания по анатомии и физиологии человека с основами патологии [Текст] / С.Д. Барышников.– М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2007.
- Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология. Учебник для медицинских училищ. 4 издание – М.:ООО ТИД «Альянс», 2005, - 432 с.
- Сапин М.Р., Швецов Э.В. Анатомия человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2008, - 368 с.
- Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб. для студ. ср. проф.уч. заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006, 2008, 2009
Дополнительные источники:
- Борисович, А.И. [и др.] Словарь терминов и понятий по анатомии человека [Текст] /А. И. Борисевич, В. Г. Ковешников, О. Ю. Роменский. - М.: Академия,2006.
- Дегтярев, В.П.Нормальная физиология [Текст]: учебник / В.П.Дегтярев.- М.: Медицина, 2006.
- Кондрашев, А.В. [и др.] Нормальная анатомия человека в тестах [Текст]: учеб. пособие / А.В. Кондрашев, О.А.Каплунова, Г.Ю., Стрельченко. - Ростов н/Д.: Наука-Спектр, 2007.
- Кондрашев, А.В. [и др.] Проводящие пути центральной нервной системы (в схемах): учебно-методическое пособие / Кондрашев А.В., Каплунова О.А., Санькова И.В.-Ростов-на-Дону: КМЦ.-2007.
- Кондрашев, А.В., Каплунова, О.А. Анатомия нервной системы [Текст]: атлас: уч. пособие / А.В. Кондрашев, О.А. Каплунова. - М.: ЭКСМО,2009.
- Кондрашев, А.В., Каплунова, О.А. Нормальная анатомия человека [Текст] : учеб. пособие/ А.В. Кондрашев, О.А. .Каплунова.- М.: ЭКСМО,2010.
- Николаев, В. Т. Анатомия человека [Текст]: учеб. пособие / В. Т. Николаев.- Ростов н/ Д.: Феникс, 2006.
- Сапин, М.Р.Атлас анатомии человека [Текст]: в 3- х. т. / М.Р. Сапин, - М.: Медицина, 2007.
- Сапин, М.Р., Билич, Г.А. Анатомия человека [Текст]: учебник для вузов /М.Р. Сапин, Г.А. Билич,– М.: ОНИКС-Мир и образование. - Мн.: Харвест, 2007,2008.
- Самусев, Р.П., Липченко, В.Я..Атлас анатомии человека [Текст] / Р.П.Самусев, В.Я..Липченко. – М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: ООО «Мир и образование»,2006, 2007.
- Самусев, Р.П.,Селин, Ю.М. Анатомия человека [Текст]: уч. пособие для студ. сред. мед. учеб. заведений / Р.П.Самусев, Ю.М.Селин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Изд-во «Мир и образование»,2005.
- Сапин, М.Р. Анатомия человека [Текст]: / М.Р. Сапин.- М.:Академия, 2005.
- Топоров, Г.Н.,Панасенко, Н.И. Словарь терминов по клинической анатомии [Текст] / Г.Н.Топоров, Н.И. Панасенко.-М.: Медицина, 2008.
- Чернышов, В.Н. [и др.] Сборник учебно-методических материалов по нормальной анатомии [Текст] / А.В. Кондрашев, А.А. Сависько, А.В. Маркевич, А.В. Евтушенко, Е.В. Чаплыгина, А.Е. Бойченко. - Ростов н/ Д.:Феникс,2008.
- Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии [Текст] : учеб. для мед. колледжей / А.А. Швырев.- 3-е.- изд.- Ростов н/Д.: Феникс,2007.
- Швырев, А.А. Малый анатомический атлас [Текст] / А.А Швырев.- Ростов н/ Д: Феникс, 2005.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки |
Знания: | |
Основные анатомические термины Части тела человека Системы органов Полости тела Морфологические типы конституции Многоуровневость организма человека Строение клетки, её функции Строение ткани, её функции, классификации, место расположения в организме | Составление словаря терминов Заполнение таблиц Выполнение схем Тестирование Устный опрос |
Нормальная анатомия внутренних органов, их расположение в полостях тела, границы, проекция на поверхность тела | Тестирование Устный опрос Составление словаря терминов Заполнение таблиц Выполнение схем Решение ситуационных задач Работа с «немыми» иллюстрациями Наблюдение за работой с наглядными пособиями Практический контроль: демонстрация проекции органов на поверхности тела |
Нормальная физиология внутренних органов | Тестирование Составление словаря терминов Заполнение таблиц Выполнение схем Устный опрос Решение ситуационных задач Наблюдение за работой с наглядными пособиями |
Внешние проявления функций внутренних органов | Составление словаря терминов Заполнение таблиц Выполнение схем Устный опрос Решение ситуационных задач Защита рефератов Практический контроль: определение частоты дыхательных движений, частоты сердечных сокращений, легочных объёмов, измерение температуры тела |
Нормальные константы внутренней среды организма | Тестирование Составление словаря терминов Выполнение схем Решение ситуационных задач Устный опрос Наблюдение за работой с наглядными пособиями |
Умения: | |
| Тестирование Выполнение схем Решение ситуационных задач Устный опрос Наблюдение за работой с наглядными пособиями Защита рефератов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2012-2013г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Обраовательного Станда...
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2012-2013г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государтсвенного Образовательного Стандарт...
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2013-2014г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Образовательного Станд...
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2013-2014г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарт...
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 34.02.01. Сестринское дело за 2014-2015г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 34.02.01. Сестринское дело Федерального Государственного Образовательного...
Методическая разработка итогового практического занятия - викторины «Анатомический марафон» по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» для специальности: 31.02.01. Лечебное дело
Конкурс включает семь туров: 1 тур «Разминка» в котором участвуют студенты 1 и 2 подгрупп, им предлагаются простые занимательные вопросы. 2 тур «Отгадайте загадки», который включает задания в ви...
Тестовые задания по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.01. Лечебное дело за 2014-2015г.
Тестовые задания 1-го, 2-го и 3-го уровней по теме: "Репродуктивная система"...