Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 3 класс, ЗПР (вариант 7.2) 2 час в неделю (всего 68 часа)
рабочая программа

Програмный материал для дефектологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа для дефектолога43.99 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Департамент образования Администрации Пуровского района

МБОУ «СОШ № 5» г.Тарко-Сале, микрорайон Пуровск

Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

на заседании МО учителей

начальных классов

Заместитель директора

по УВР

Директор МБОУ «СОШ №5» г.Тарко-Сале

Протокол № 1

от « 30 » августа 2023г.

______________

_______________

Руководитель МО

______________

Приказ № 589 от « 31 » августа 2023 г

Адаптированная рабочая программа

по коррекционному курсу: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

3 класс, ЗПР (вариант )

2 час в неделю (всего 68 часа)

Учитель-дефектолог: Посполит Олеся Витальевна

2023-2024г.

Пояснительная записка.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно- поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

У детей с ЗПР отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов .

Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей. Коррекционная работа может проводиться как в групповой форме, так и индивидуально. Продолжительность занятий 30 - 40 минут. Количество часов, предусмотренных учебным планом – 68 часов в учебном году (2 час в неделю).

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных

здоровьесберегающих, информационно – коммуникативных, игровых технологий.

Коррекционная работа с данной категорией детей основывается на следующие общие закономерности психического развития:

общность основных факторов и движущих сил развития;

возможность появления качественно новых психических образований при взаимодействии с социальной средой, в процессе общения с взрослыми и сверстниками, при включении ребенка в самостоятельную деятельность;

сохранение при аномальном развитии всех стадий психического развития, что и в норме; при этом развитие идет в той же последовательности, но с изменением временных границ и при выраженной специфике проявления;

органический дефект головного мозга накладывает существенные ограничения на возможности его психического развития.

Хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения, возможно, их поступательное развитие. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка.

Цель программы:

дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

Задачи и направления рабочей программы:

Задачи процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать,

выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти,

мышления, речи, воображения;

формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

формирование пространственно-временных ориентировок;

развитие слухоголосовых координаций;

формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Социальные-коррекционные задачи:

исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойствах предметов, их положения в пространстве;

совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

формирование точности и целенаправленности движений и действий;

способствование овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (принятие инструкции в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты);

содействие формированию и развитию позитивной школьной мотивации.

Для решения задач программы в коррекционно-развивающие занятия включены игры и упражнения, направленные на активизацию психических процессов; развитию умственных способностей; тренировок памяти и внимания; развитию мышления и речи. Также игры и упражнения, которые корригируют недостатки восприятия, способствуют развитию воображения и творческих способностей, развивают пространственное мышление и восприятие, координационные способности рук и мелкую моторику.

Планируемые результаты:

Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.

Дорисовывать незаконченные изображения.

Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.

Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.

Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.

Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.

Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.

Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.

Различать запахи и вкусовые качества, называть их.

Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.

Действовать по звуковому сигналу.

Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.

Определять время по часам.

Ребенок научится наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е. учащийся должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников.

Развитие эффективности аналитико-синтетической деятельности ( в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д)

Развитие моторики, совершенствование координации движений, преодоления моторной неловкости.

Совершенствовать умение планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее окончании.

Содержание программы

Раздел 1. Обследование детей. Определение первичного уровня развития.

Раздел 2. Развитие моторики, графомоторных навыков ).
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации.
Раздел 3. Тактильно-двигательное восприятие ).
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие — крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
Раздел 4. Кинестетическое и кинетическое развитие .
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.
Раздел 5. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Раздел 6. Развитие зрительного восприятия.
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции
Раздел 7. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).
Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
Раздел 8. Развитие слухового восприятия.
Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по
звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Раздел 9. Восприятие пространства .
Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
Раздел 10. Восприятие времени.
Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 ч, 1 мин, 1 c). Времена года, их закономерная смена.

Раздел 11. Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов.

Календарно- тематическое планирование

курс «Сенсорное развитие»,

3 класс, ЗПР ()

№ п/п

Дата:

Название раздела, тематика занятий

Кол-во
часов

Вид учебной деятельности

РАЗДЕЛ 1. Обследование детей. Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.

1-2

Обследование детей.

Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

РАЗДЕЛ 2. Развитие моторики, графомоторных навыков.

3-4

Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир»). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

5-6

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

7-8

Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.)

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

9-10

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Графический диктант (зрительный и на слух)

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

11-12

Рисование бордюров по образцу. Графический диктант (зрительный и на слух)

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

13-14

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

15-16

Работа в технике объемной и рваной аппликации

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

РАЗДЕЛ 3. Тактильно-двигательное восприятие

17-18

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы). Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

19-20

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)». Игры с сюжетной мозаикой

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

РАЗДЕЛ 4. Кинестетическое и кинетическое развитие

21-22

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

23-24

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

РАЗДЕЛ 5. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

25-26

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета). Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

27-28

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции. Дидактическая игра «Часть и целое»

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

29-30

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.). Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

31-32

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

33-34

Дидактическая игра «Цветик-семицветик». Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

35-36

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»)

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

РАЗДЕЛ 6. Развитие зрительного восприятия

37-38

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

39-40

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Графический диктант (зрительный и на слух)

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

41-42

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

РАЗДЕЛ 7. Восприятие особых свойств предметов

43-44

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

45-46

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

47-48

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

РАЗДЕЛ 8. Развитие слухового восприятия

49-50

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук». Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

51-52

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

53-54

Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков. Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики»

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

РАЗДЕЛ 9. Восприятие пространства

55-56

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. Деление листа на глаз, на две и четыре равные части. Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания.

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

57-58

Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату». Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа».

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

59-60

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа). Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

РАЗДЕЛ 10. Восприятие времени

61-62

Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч)

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

63-64

Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин». Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

65-66

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

РАЗДЕЛ 11. Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов

67-68

Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов.

2

Выполнение действий по образцу или по инструкции

Итого: 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по химиия. 9 класс. Для обучающихся с задержкой психического развития

Адаптированная рабочая программа линии УМК «Химия» (8-9 классы) О.С. Габриелян составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:  1....

Программа коррекционного курса РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 1- 4 класс)

Данная коррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основе  программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1...

Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с задержкой психического развития (2 классы)

Рабочая программа составлена на основе авторских работ по коррекции нарушений письма и речевых нарушений, указанных в учебно-методическом обеспечении. Данная программа предназначена для логопедических...

Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса.Вариант 1 (8 вид)

Рабочая программа по математике для 4 класса, адаптированная для учащихся с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) по литературе для 9 класса.

Адаптированная  рабочая программа  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) по литературе для  9 класса. Программа по литературе для 9 ...

Адаптированная рабочая программа основного общего образования учебного предмета"Физическая культура" для обучающихся 6 класса с задержкой психического развития

Рабочая программа для обучающихся 6 класса с ЗПР разработана с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и ...

Адаптированная рабочая программа курса коррекционных занятий «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» (групповые занятия 1- 4 класс)

Адаптированная  рабочая   программа курса    коррекционных   занятий «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ  ПРОЦЕССОВ» (групповые занятия  ...