ВКЛАД КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА.
статья
В статье дается определение здоровья, приводиться статистика по состоянию здоровья поступающих в техникум обучающихся. Приводится несколько возможных способов сохранения и укрепления здоровья обучающихся техникума, на примере работы руководителей группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВКЛАД КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА.
«Забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
В современном мире проблема сохранения здоровья обучающихся чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых подростков. К моменту поступления, в среднее профессиональное образовательное учреждение обучающиеся имеют различные функциональные отклонения, а именно нарушение осанки, нервно-психические расстройства, близорукость, хронические заболевания.
Причинами этого служат:
- малоподвижный образ жизни;
- несбалансированное питание;
- отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
- неблагополучная экологическая ситуация;
- неблагополучная социальная среда;
- ослабление инфраструктуры здравоохранения;
- возрастание учебной нагрузки;
- отсутствие культуры здоровья в обществе.
Состояние здоровья подростков в последние годы неуклонно ухудшается. Отсутствие знаний о культуре здоровья, пренебрежение здоровьем являются причинами того, что 40% обучающихся не имеют представления о теории здорового образа жизни, около 50% из них пробовали наркотики, 70% вступали в половые отношения. Заболеваемость сифилисом среди подростков, юношей и девушек, возросла за последние годы в 45 раз. Эти данные говорят о том, что сохранение и укрепление здоровья подростков - это, прежде всего нравственная и педагогическая проблема.
Перед профессиональным образованием стоит задача воспитывать у молодых людей устойчивую жизненную позицию и здоровый образ жизни. Особую актуальность для педагогики представляет проблема здоровья обучающихся. От состояния здоровья подростков зависит благополучие молодой семьи, производственный потенциал и обороноспособность страны. Ситуация усугубляется тем, что сами подростки, как правило, не осознают значимость здоровья, как необходимого условия жизни и часто пренебрегают элементарными нормами заботы о нем, что в свою очередь ведет к росту соматических заболеваний, функциональных отклонений, психических и сексуальных расстройств.
Эффективность воспитания и обучения подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития организма. Еще древние греки говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай».
Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни».
Согласно заключению экспертов, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Известно, что индивидуальный образ жизни активно формируется в подростковом возрасте. Это связано с развитием у подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Эти новообразования обусловливают столь важную для подростков возможность самим определять свой образ жизни. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъектность в сбережении и укреплении здоровья. Реализация этих задач, как правило, ложиться на классных руководителей в образовательных учреждениях.
Я, являюсь классным руководителем группы 2 курса отделения ППКРС, работаю на этой группе совместно с мастером производственного обучения. Одной из поставленных задач воспитательной работы руководителей группы является формирование здорового образа жизни обучающихся.
Это непростая задача, так как от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Для того чтобы реализовать поставленную задачу, необходимо проводить работу по этим направлениям.
В нашем техникуме есть все предпосылки для успешного результата в становлении здоровой и успешной личности, поэтому руководителям группы необходимо, прежде всего, правильно сориентировать и направить обучающихся.
Начиная, с начала учебного года, мы, совместно с мастером ПО проводим агитацию студентов посещать различные секции, а именно:
- секция по волейболу;
- секция по баскетболу;
- секция по конному спорту;
- секция по мини футболу и т.д.
Обучающиеся группы активно посещают эти секции, предпочтения отдают мини футболу, но и остальные секции также пользуются успехом.
В нашем техникуме проводятся различные спортивно-развлекательные мероприятия. Наша группа активно принимает участие в них, например, на первом курсе в рамках «Посвящения в студенты» студенты соревновались как в спортивных эстафетах, так и интеллектуальных викторинах; проходили различные квесты. По результатам этого мероприятия мы получили диплом за 3 место.
Кроме этого они принимают участия во внутритехникумовских и городских соревнованиях по различным видам спорта. Обучающиеся всегда с большой охотой вовлекаются в данные мероприятия.
Активно привлекая ребят в такие мероприятия, мы с мастером ПО стараемся им привить сразу несколько составляющих ЗОЖ, это и активная двигательная активность, и закаливание, и позитивные эмоции.
Но остается еще одна из самых острых проблем, с которой труднее всего бороться. Речь идет об отказе от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. Очень сложно замотивировать подростков на отказ от этих вредных привычек. Они ведь знают о том, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие обучающие уже подвержены этим привычкам.
В данном направлении также проводятся различные мероприятия, начиная с лекций о вреде курения, алкоголя и наркотиков, классных часов, просмотра социальных видео роликов, заканчивая акциями «Поменяй сигарету на конфету» или конкурсами стенд газет. И вовлекая во все эти мероприятия помаленьку, потихоньку ребята начинают задумываться о правильном, здоровом образе жизни. Не менее важен и личный пример для подростков, я сама не подвержена вредным привычкам и мои студенты, конечно же, об этом знают.
Подводя итог, хотелось бы сказать о том, что работа в данном направлении должна вестись постоянно и непрерывно. Подростковый возраст сложный, но в то же время интересный и познавательный. Важно в этот период найти подход к молодым людям, суметь войти к ним в доверие и тогда можно достичь любых результатов. В свой профессиональной деятельности, я стремлюсь именно к этому, стараюсь не останавливаться на достигнутом, каждый раз изобретая более новые способы воздействия на обучающихся в области здорового образа жизни.
Список литературы:
- Колмогорова С.Н. Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников. – 2018. – Мультиурок [Электронный ресурс] – Режим доступа. - https://multiurok.ru/index.php/files/vklad-klassnogo-rukovoditelia-v-sokhranenie-i-ukre.html
2. Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи : учебник / О.В. Сивочалова, О.И. Линева, М.А. Фесенко, Е.Ю. Громова ; под ред. О.В. Сивочаловой. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 328 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: https://new.znanium.com]. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-104620-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/946466
3. Орехова, И. Л. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебно-методическое пособие / И.Л. Орехова, Н.Н. Щелчкова, Е.А. Романова. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 179 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-108382-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1077328
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...
Сохранение и укрепление здоровья студентов
Одной из важных составляющих комфортного существования человека, движущей силой его жизнедеятельности, личностного роста, успешности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни является х...
«Здоровье. Факторы риска для здоровья. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья»
Методическая разработка...
предоставление опыта работы на тему: «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих технологии
Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегаю...
Здоровый человек и его окружение. Лекция 1. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья
Лекция 1. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья..Демографическая ситуация в России, регионе.Проведение оценки демографической ситуации в России, районе профессиональной ...
Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни
Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни...
Доклад на тему: " Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся»
Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, явл...