ПРОГРАММА «КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ».
рабочая программа

Лысенко Елена Андреевна

Цель программы - создание системы комплексной помощи обучающимся с особыми потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся, в том числе с ограниченнымвозможностями здоровья и инвалидов, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Z:\!-Общая\ПРИЕМНАЯ\от Александрова\фирменный стиль\Логотип\иконка на белом фоне.png

628240, ул. Макаренко 1, г. Советский,  Советский район, Ханты-

Мансийский автономный округ – Югра,

Тюменская область

Тел. (3467)53-22-71

Факс: (3467)53-22-71

E-mail:sovpk@mail.ru

ПРОГРАММА

«КОМПЛЕКСНОЕ        ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ».

Автор: педагог-психолог  

Лысенко Елена Андреевна

г. Советский, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3
  2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ        6
  3. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ        9
  4. КОМПЛЕКСНОЕ        ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ        20
  5. МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРУППЫ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ                 ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ        25
  6. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ        С        ОГРАНИЧЕННЫМИ        ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ        26

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ        РЕЗУЛЬТАТЫ        РЕАЛИЗАЦИИ        ПРОГРАММЫ

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ        28

                             УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………………………………        30

                                ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………………...31

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа коррекционной работы (далее - Программа) разработана для студентов 1-2 курса Советского политехнического колледжа всех специальностей с особыми образовательными потребностями, в том числе для лиц с ОВЗ, инвалидов и студентов, попавших в трудную жизненную ситуацию и является неотъемлемым компонентом программы подготовки специалистов среднего звена на этапе получения студентами основного общего образования. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413; приказов Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1578 и от 29.06.2017 N 613, Приказов Минпросвещения России от 24.09.2020 N 519 и от 11.12.2020 N 712 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»п. (п. 18.2.4 ФГОС СОО), Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 26 декабря 2013 г. № 06-2412вн), примерной основной образовательной программой СОО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) с учетом требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.

При разработке программы осуществлялась ориентация на общую модель коррекции так как инвалиды и лица с ОВЗ, поступающие на обучение в

колледж, осуществляющий подготовку специалистов технического профиля, как правило, имеют соматические заболевания, не препятствующие их дальнейшему трудоустройству. Программа предназначена для оптимального возрастного развития личности в целом и обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в БУ «Советский политехнический колледж» и оказание помощи этой категории в освоении образовательной программы.

Программа разработана с учетом Методических рекомендаций ЧИППКРО по проектированию программы коррекционной работы и является основой для разработки индивидуальных программ коррекционной работы со студентами колледжа, имеющими особые образовательные потребности, в том числе конкретные нарушения здоровья, а также для студентов, попавших в трудную ситуацию. Индивидуальные программы разрабатываются в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПк), психолого – педагогической комиссии колледжа (ППКк), и/или индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида и лиц с ОВЗ, которые могут поступить в колледж.

Программа коррекционной работы содержит:

  • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими профессиональной образовательной программы;
  • систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в условиях образовательного процесса, включающего психолого- педагогическое диагностирование студентов с целью выявления их особых образовательных

потребностей, мониторинг динамики их развития и успешности в освоении профессиональной образовательной программы (уровень СОО), корректировку перечня коррекционных мероприятий;

  • механизм взаимодействия при разработке и реализации коррекционных мероприятий (преподавателей, специалистов в области коррекционной педагогики, организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной и внеурочной деятельности).

Программа коррекционной работы обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПк и ППк);
  • возможность освоения обучающимися с особыми потребностями, в том числе ограниченными возможностями здоровья, образовательной программы.

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Цель программы - создание системы комплексной помощи обучающимся с особыми потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся, в том числе с ограниченным

возможностями здоровья и инвалидов, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает модель интегрированного образования, т.е. обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в одной группе со студентами, не имеющими нарушений развития, по общей образовательной программе.

Задачи программы:

  1. Определение особых образовательных потребностей студентов с особыми образовательными потребностями, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов.
  2. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории студентов в соответствии с индивидуальными особенностями каждого студента, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
  3. Создание условий, способствующих освоению студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов образовательной программы и их интеграцию в учебный коллектив.
  4. Осуществление личностно - ориентированной психолого- педагогической помощи студентам с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППКк).
  5. Разработка и реализация индивидуальных планов работы, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для студентов с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемых поддержкой педагога - психолога, социального педагога.
  6. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Осуществление консультативной работы с педагогами, социальными работниками, родителями и потенциальными работодателями, в том числе по социальным и правовым вопросам)

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов студента. Принцип определяет позицию специалистов, которые призваны решать проблему студента с максимальной пользой и в интересах студента.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития. Предполагает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем студента; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует студенту и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) людей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы.

3.НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Деятельность колледжа по организации образования студентов с особыми образовательными потребностями , в том числе с ОВЗ и инвалидов, включает:

− создание безбарьерной образовательной среды

— обеспечение беспрепятственного доступа студентов с ОВЗ и инвалидов в колледж, а также обеспечение организации образовательного процесса студентов с ОВЗ специальными средствами (архитектурная доступность, материально-техническое оснащение учебного процесса, с учетом особых образовательных потребностей);

− формирование комфортной психологической среды, позволяющей студентам данной категории комфортно чувствовать себя в организационно- педагогических условиях колледжа;

− доступ студентов с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ и инвалидам к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет;

− коррекция поведения студентов с ОВЗ и студентов с нормальным развитием в условиях колледжа;

− обеспечение доступа инвалидов к местам отдыха и занятий спортом.

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание и этапы реализации. Последовательность этапов создает необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Направления коррекционной работы в колледже с инвалидами и лицами с ОВЗ определяются рекомендациями ПМПк, которые предоставляются абитуриентами данной категории в приемную комиссию и/или рекомендациями психолого - педагогического консилиума колледжа.

Структурно коррекционную работу в колледже можно представить следующим образом:

Схема организации коррекционной работы в колледже

психолог: проводит диагностику характерологическ их особенностей подростка,социаль но- психологическое тестирование

преподаватель: проводит входной контроль знаний

РЕЗУЛЬТАТЫ

Служба сопровождения: разрабатывает и реализует рекомендованные программы, в том числе применяя современные образовательные технологии. осуществляет мониторинг удовлетворенности и развития личности студентов в процессе коррекционной работы .

Осуществляет консультирование и информирование участников образовательного процесса

РЕЗУЛЬТАТЫ

Согласно схемы выделяются 4 основных направления коррекционной работы в колледже: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное и информационно-просветительское, которые способствуют освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями содержания образования на этапе получения студентами основного общего образования, компенсации имеющихся нарушений развития, содействуют профориентации и социализации обучающихся. Данные направления раскрываются содержательно в разных организационных формах коррекционной деятельности.

Диагностическое направление включает выявление характера и сущности

нарушений у обучающихся с ОВЗ и инвалидов, определение их особых образовательных потребностей (общих и специфических). Также изучаются особые образовательные потребности обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Структура психологической оценки обучающихся с ОВЗ и инвалидов раскрывается через психодиагностику по совокупности методик, выявляющих оценку ощущения, восприятия, памяти, мышления, волевой активности, воображения, межличностных отношений, коммуникабельности, конфликтности, стрессоустройчивости, тревожности, психологического типа темперамента и т.п.

В этом направлении перед психологом стоит задача изучения того, как конкретный обучающийся с ОВЗ или инвалид познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система его отношений и представлений, как происходит становление индивидуальности. Поэтому измерение той или иной психической функции и выявление личностной характеристики целостного развития личности студента первокурсника с ОВЗ или инвалида имеет первостепенное значение для психолога.

Для преподавателей - предметников важно иметь представление об объеме остаточных знаний по дисциплинам, изученным обучающимися при получении предыдущего уровня образования. В этих целях проводится входной контроль, который не может быть заменен текущей и промежуточной аттестацией по дисциплинам ППССЗ общеобразовательного цикла.

По совокупности результатов психологической и педагогической диагностики формируется перечень коррекционных мероприятий (представлены в таблице 1).

Таблица 1 - Мероприятия коррекционной работы по направлениям

Направление, сроки

Содержание

Ответствен

ные

Результат

Диагностическое направление

сентябрь        -

октябрь

1. Выявление студентов, нуждающихся        в

специализированной помощи на основе психодиагностики, входного контроля.

Социальный педагог, преподаватели общеобразоват ельных дисциплин

Оценка        контингента обучающихся, определение специфики образовательных потребностей.

Оценка образовательной среды        с        целью соответствия требованиям программно- технической                и кадровой базы ПОО

2. Раннее (с первых дней пребывания студента в колледже)        отслеживание процесса адаптации студентов и выявление причин, вызывающих                трудности адаптации.

Педагог психолог

3. Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания

Куратор, социальный педагог

4. Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации студента с ОВЗ.

Куратор, педагог- психолог, заместитель директора по УВР

2. Коррекционно- развивающее направление

Ноябрь – май

1. Составление рекомендаций по        направлениям                и содержанию коррекционных мероприятий (в том числе адресных),        при

необходимости направление на ПМПК (с согласия родителей        (законных представителей)

ППк

Особым                образом организованный образовательный процесс        и         процесс специального сопровождения студентов                        с

ограниченными возможностями здоровья                при специально созданных (вариативных) условиях        обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории.

2. Разработка и реализация АООП,        индивидуально- ориентированных коррекционных программ

Педагог- психолог, преподаватели, руководители специальносте й,

методист,

зам директора по УМР, УВР

3. Выбор оптимальных для развития        студента        с        ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приемов                обучения                в соответствии с его особыми образовательными потребностями

Педагог- психолог, преподаватели методист

В течение года

4. Организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий,        необходимых        для преодоления                 нарушений развития                и        трудностей обучения;

Педагог- психолог, преподаватели, куратор, социальный педагог

5. Коррекция и развитие высших психических функций через тренинговые занятия

Педагог- психолог

6.Развитие эмоционально- волевой сферы студента и психокоррекция        его поведения, формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний посредством бесед, тренингов

Педагог- психолог, классный руководитель, социальный педагог

7.Профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения        посредством вовлечения в общественную жизнь группы, колледжа

Куратор, социальный педагог

8. Социальная защита студента        в        случаях неблагоприятных условий жизни                        при

психотравмирующих обстоятельствах                посредством закон. представительства его в органах опеки, МВД и других организациях,        а                также        на малых пед. советах.

Социальный педагог

9.        Развитие                 компетенций, необходимых                                        для продолжения        образования                и утверждения                         в        выборе специальности                        посредством, экскурсий,                встреч                         с работодателями, представление                         возможности

выбора        профессионально-

Куратор, педагоги ДООП

ориентированных ДООП и др.

3.

Консультативная работа в течение года

1. Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса потребностям.

Педагог- психолог, преподавател, заместитель директора по УВР

Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционноразвива ющих        и

образовательных программ        особым образовательным

2.        Консультирование преподавателей                по        выбору индивидуально- ориентированных методов и приемов                работы                с обучающимися с ОВЗ;

Педагог- психолог, методист

3. Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов        коррекционного обучения студента с ОВЗ.

Педагог- психолог

4. Консультирование по правовым        вопросам студентов, попавшим в трудные ситуации

Педагог- психолог

4.

Информационно- просветительская работа в течение года

1.        Повышение

просвещенности        всех участников образовательного процесса, в том числе на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укрепление уважения прав и достоинства

инвалидов

Педагог- психолог, социальный педагог, куратор

Высокий        уровень просвещенности        в вопросах инвалидности

2. Борьба со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве        половой

принадлежности и возраста, во всех сферах жизни посредством        проведения классных часов, организации встреч со специалистами, выездных мероприятий и др.

Педагог- психолог, социальный педагог, куратор

3. Развертывание и ведение эффективных общественно- просветительных компаний

Педагог- психолог, социальный педагог, заместитель директора по УВР

4. Воспитание уважительного

Педагог-

отношения к правам инвалидов (волонтерство, классные часы, совместная деятельность и др.)

психолог, социальный педагог, заместитель директора по УВР

Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, включающих использование индивидуальных методов обучения и воспитания; а также проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов, составляется в рамках индивидуального сопровождения студента с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-развивающее направление работы позволяет преодолеть (компенсировать) или минимизировать недостатки психического и/или физического развития обучающихся, подготовить их к самостоятельной профессиональной деятельности и вариативному взаимодействию в поликультурном обществе.

Коррекционное направление ПКР осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности. В урочной деятельности эта работа проводится педагогическими работниками. Специалисты, как правило, проводят коррекционную работу во внеурочной деятельности. К данному направлению могут быть привлечены волонтеры.

Кроме перечисленных в таблице мероприятий, обучающимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию, рекомендованы занятия с психологом (как с работающим в колледже, так и за его рамками (занимающимся конкретной проблемой) – при необходимости) по формированию стрессоустойчивого поведения, по преодолению фобий и моделированию возможных вариантов решения проблем различного характера (личностных, межличностных, социальных и др.).

Для реализация ПКР обязательным является сотрудничество всех специалистов и педагогов, а также родителей, представителей администрации. Кроме того, необходимо привлекать (при необходимости) органы опеки и попечительства, а также других социальных институтов.

Спорные вопросы, касающиеся успеваемости обучающихся с ОВЗ и инвалидов, их поведения, динамики продвижения в рамках освоения ППССЗ на

1 курсе (как положительной, так и отрицательной), а также вопросы прохождения аттестации выносятся на обсуждение малых педагогических советов структурных подразделений ГБПОУ ЮУрГТК.

В случае приема в колледж студентов, имеющих значительные отклонения в здоровье могут быть использованы следующие направления коррекционных занятий:

с обучающимися с нарушениями речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с аутистическими проявлениями может включать следующие направления индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий: «Развитие устной и письменной речи, коммуникации», «Социально-бытовая ориентировка», «Ритмика», «Развитие эмоционально-волевой сферы» и др.

для слабослышащих подростков, кроме перечисленных занятий, обязательны индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения;

для слабовидящих учеников необходимо проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы по развитию зрительного восприятия и охране зрения.

Консультативное направление работы решает задачи конструктивного взаимодействия педагогов и специалистов по созданию благоприятных условий для обучения и компенсации недостатков, обучающихся с ОВЗ и инвалидов, отбора и адаптации содержания их обучения, прослеживания динамики их развития и проведения своевременного пересмотра и совершенствования программы коррекционной работы; непрерывного сопровождения семей обучающихся с ОВЗ, включения их в активное сотрудничество с педагогами и специалистами.

Консультативное направление программы коррекционной работы осуществляется во внеурочной и внеучебной деятельности классным руководителем и специалистами: психологом, социальным педагогом и т.д.

Классный руководитель проводит консультативную работу с родителями студентов. Данное направление касается обсуждения вопросов успеваемости и поведения обучающихся, выбора и отбора необходимых приемов, способствующих оптимизации его обучения.

Психолог проводит консультативную работу с педагогами, администрацией колледжа и родителями. Работа с педагогами касается обсуждения проблемных ситуаций и стратегий взаимодействия. Работа психолога с администрацией колледжа включает просветительскую и консультативную деятельность. Работа психолога с родителями ориентирована на выявление и коррекцию имеющихся у обучающихся проблем — академических и личностных.

В рамках консультативной работы педагогические работники и специалисты могут:

  • совместно формировать рекомендации по основным направлениям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ, единые для использования всеми участниками образовательных отношений;
  • осуществлять консультирование по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ, отбору и адаптации содержания программ;
  • оказывать адресную консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения студентов с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ;
  • осуществлять консультационную поддержку и оказывать помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору, абитуриенту с

особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ, специальности в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

При реализации указанного направления обеспечивается согласованность действий педагогических работников и специалистов.

Информационно-просветительское направление работы способствует расширению представлений всех участников образовательных отношений о возможностях людей с различными нарушениями и недостатками, позволяет раскрыть разные варианты разрешения сложных жизненных ситуаций.

Данное направление специалисты реализуют в учебной и внеучебной деятельности на методических объединениях, родительских собраниях, малых педагогических советах в виде докладов, презентаций, тренингов и т.д.

Информационно-просветительская работа представлена такими мероприятиями, как:

  • информирование обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников об особенностях образовательной деятельности;
  • проведение различных семинаров, лекций и пр., направленных на разъяснение участникам образовательных отношений, вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ;
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

Содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ, могут ежегодно конкретизироваться в плане   учебно-воспитательной   работы   колледжа,   плане   работы

педагогического совета колледжа, иных локальных нормативных актах, сопровождающих реализацию основной образовательной программы. Кроме того, содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы может также отражаться в рабочей программе воспитания.

4.КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов колледжа, обеспечивающее системное сопровождение студентов с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем студента, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов различного профиля;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития студента;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер.

Работу индивидуального сопровождения осуществляет психолого- педагогический консилиум БУ «Советский политехнический колледж». ППк — это совещательный орган, являющийся формой взаимодействия преподавателей, педагога- психолога, медицинских работников и администрации для решения задач адресной психолого - педагогической помощи обучающимся. ППк предоставляет многопрофильную помощь студенту и его родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением,

воспитанием, социализацией студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Специалисты ППк диагностируют студентов, испытывающих трудности в обучении и адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (незрелость эмоционально-волевой сферы, соматическая ослабленность, нарушения в развитии речи, низкая познавательная активность, эмоциональная неустойчивость, двигательная расторможенность, неустойчивость внимания, аффектные состояния, низкий уровень учебной мотивации, недоразвитие отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления и др).

Студенту, его родителям (законным представителям) в каждом отдельном случае оказывается индивидуальная помощь. Индивидуальное диагностирование студентов и проведение коррекционной работы специалистами социально-психологической службы осуществляется в сентябре месяце вместе со студентами группы, в которой обучаются студенты с ОВЗ и инвалиды. Коррекционные мероприятия проводятся в индивидуально или в группе только с согласия родителей (законных представителей). Взаимодействие специалистов колледжа, обеспечивающих системное сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидов представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Взаимодействие специалистов, обеспечивающих системное сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Участник сопровождения

Функции

Содержание работы

Заместитель директора        по        УВР (председатель ППКк)

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и инвалидов Аналитическая Контролирующая Координирующая

Планирует деятельность классных руководителей по направлениям коррекционно- развивающей        деятельности.

Координирует        работу

специалистов        колледжа,

обеспечивающих        системное сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидов через организацию   и   проведение

консилиумов,        семинаров,

тематических                        консультаций. Организует                                                повышение профессионального мастерства преподавателей через курсы повышения квалификации по проблемам                работы                с обучающимися                                с                ОВЗ, инвалидами, ознакомление с передовым                 педагогическим опытом. Обеспечивает создание условий,        способствующих благоприятному микроклимату 16 в коллективе обучающихся и педагогических                                        работников. Осуществляет контроль: - за ведением документации, - осуществлением диагностического обследования, - соответствием намеченного плана работы результатам диагностики, - осуществлением образовательного процесса в соответствии с намеченным планом. Организует межведомственные

взаимодействия

Куратор

Исполнительская Аналитическая Организаторская Диагностическая Коррекционная Прогностическая

Организует диагностику особых                        образовательных потребностей                         обучающихся, затруднений в процессе обучения. Организует участие обучающихся в        научно-исследовательской, трудовой,                                                творческой деятельности.                                Способствует созданию                        благоприятного микроклимата                        в                группе. Контролирует и проводит анализ уровня                посещаемости                и успеваемости обучающихся с ОВЗ

и инвалидов

Педагог- психолог

Диагностическая Прогностическая Организаторская Коррекционная Контролирующая Консультативная

Проводит психологическое обследование                        каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов, 17 адекватных задачам обследования и особенностям обучающегося, анализирует                результаты обследования, разрабатывает на их основе рекомендации для всех участников        образовательного

процесса, в том числе, при необходимости, для организации и содержания                коррекционной работы.        В                сложных дифференциальнодиагностических случаях проводит повторные обследования и/или направляет обучающегося на консультации в организации соответствующего профиля. Участвует в разработке комплексной психолого - педагогической                                и

социальнопедагогической программы                сопровождения обучающихся.        Проводит                анализ микроклимата,                                        стиля взаимодействия, психологический анализ        аудиторных        занятий,

взаимодействия специалистов

Социальный педагог

Диагностическая Прогностическая Контролирующая Консультативная

Проводит социальнопедагогическое обследование,                                                                        изучает социальную                микросреду,                семьи обучающихся.                                                        Составляет социальный паспорт обучающихся на        основании                диагностической информации                от                        специалистов разного        профиля.                                Выявляет воспитанников                                                                 группы социального риска, отслеживает обучающихся с ОВЗ и инвалидов в период адаптации. Участвует в разработке                                                        комплексной психолого-педагогической                        и социально-                                        педагогической

программы                сопровождения обучающихся. При необходимости участия        в                        социально- педагогической работе с обучающимися                        сотрудников других организаций и ведомств, организует с ними необходимое взаимодействие. Консультирует обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам защиты социальных прав. Осуществляет контроль соблюдения социальных прав обучающихся с ОВЗ и инвалидов на протяжении всего обучения

Руководитель физического

Диагностическая

Проводит        диагностику        и

воспитания

Прогностическая Контролирующая Аналитическая Консультативная

оценивает        физическое        развитие обучающихся                        Осуществляет контроль физкультурнооздоровительной работы                        Разрабатывает рекомендаций        для                        педагогов        и родителей

Проводит        анализ,

функционального        состояния организма обучающихся во время занятий и на уроках физической культуры

Родители        (законные представители)

Организаторская Консультативная Контролирующая

Активно взаимодействуют, со всеми участниками психолого- педагогического сопровождения

5.МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРУППЫ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СО СТУДЕНТАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Каждому студенту с особыми образовательными потребностями назначается группа сопровождения, результаты работы которой обсуждаются на заседании ППк. Специалисты группы (каждый по своему направлению) на основании диагностики, составляют план коррекционных мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Преподаватели выстраивают процесс обучения, опираясь на резервные возможности обучающегося, с учетом его индивидуальных особенностей, рекомендаций специалистов ПМПк и ППк колледжа, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выданной ФГУ МСЭ. Коррекционно-развивающая работа выстраивается в групповых и индивидуальных формах по коррекции отдельных нарушений у обучающихся.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включает в себя также работу с преподавателями и родителями (законными представителями) как участниками учебно-воспитательного процесса (семинары для родителей, консультации, выступления на родительских собраниях, педагогических советах, выпуск информационных буклетов и т.д.).

Эффективность реализуемой помощи подтверждают внутренний мониторинг (педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель), отзывы родителей (законных представителей), сведения преподавателей и специалистов ППКк о динамике в развитии обучающихся.

6. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Содержание профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в БУ «Советский политехнический колледж» определяются образовательной программой той группы, в которую зачислен студент. Программа при необходимости может быть адаптированной.

Адаптированная образовательная программа разрабатывается и реализуется при наличии заявления со стороны студента (родителей, законных представителей) и медицинских показаний

Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на 1 курсе (в период освоения СОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется колледжем в учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. При этом, при наличии заявления от родителей, колледжем создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, предоставление услуг педагога-психолога, оказывающего обучающимся необходимую помощь в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих  личностный  и  профессиональный  рост,  обеспечении

психологической защищённости обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья.

7.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

В результате выполнения всей программы коррекционной работы будут достигнуты соответствующие планируемые результаты:

− Предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

− Разработан механизм взаимодействия и реализации коррекционных мероприятий педагогов и других специалистов в области коррекционной педагогики.

− Создана система комплексного (психолого-педагогического) сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

− Объединение усилий педагогов, психологов и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки обучающимися с ОВЗ.

−  Развитие  системы  отношений  в  направлении  преподаватель  -

обучающийся - родитель – специалисты.

− Освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы (в том числе адаптированной):

личностные результаты, включающие:

  • осознание российской гражданской идентичности;
  • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
  • ценность самостоятельности и инициативы;
  • наличие        мотивации        к        целенаправленной        социально        значимой деятельности;
  • сформированность        внутренней        позиции        личности        как        особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

метапредметные результаты, включающие:

  • освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
  • способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
  • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
  • овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории;

предметные, включающие:

  • освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
  • предпосылки научного типа мышления;
  • виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

В программе коррекционной работы используется метод экспертной группы. Данная группа объединяет всех участников образовательного процесса

- тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует со студентом с ОВЗ. Задачей такой экспертной группы является выработка общей оценки достижений студента с ограниченными возможностями здоровья.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа коррекционной работы предусматривает создание в образовательной организации специальных условий обучающихся с особыми

образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ и инвалидов, студентов, попавших в трудные жизненные ситуации включающих:

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии;
  • обеспечение психолого-педагогических условий (учёт индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательной деятельности, повышения ее эффективности, доступности);
  • обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и инвалидов;
  • дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития обучающихся с ОВЗ и инвалидов, комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
  • обеспечение участия всех обучающихся с ОВЗ и инвалидов, независимо от  степени  выраженности  нарушений  их  развития, вместе  с  нормально

развивающимися обучающимися в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Программно-методическое обеспечение. В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно- развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности преподавателя, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника и др. (все программы и занятия оформляются приложением к программе). При наличии адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ и инвалидов программа коррекционной работы может являться ее частью.

Кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами        соответствующей        квалификации,        имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую подготовку или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. Для этого колледжем созданы условия для переподготовки и повышения квалификации работников ЮУрГТК, занимающихся решением вопросов образования с ОВЗ. В результате освоения программ ДОП педагогические работники колледжа, осуществляющие работу со студентами с ОВЗ должны иметь чёткое представление об особенностях психического развития обучающихся с ОВЗ, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса, выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ. При необходимости колледж готов временно или постоянно (по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии) обеспечить присутствие в группе тьютора который должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование и диплом о профессиональной переподготовке по соответствующей программе установленного образца.

Материально-техническое обеспечение. Оснащение материально- технической базы в колледже ориентировано на создание адаптивной и коррекционно-развивающей среды для студентов, поступившим в колледж с различными нозологиями, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения колледжа и организацию их пребывания и обучения (включая оборудование и технические средства обучения лиц с ОВЗ и инвалидов индивидуального и коллективного пользования, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания и др.).

Приложение 1

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА- ЮГРЫ

 «СОВЕТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПЛАН

Взаимодействия обучающихся с

МБУ «Музей истории и этнографии»

на 2022-2025учебный год

№ п/п

Наименование

мероприятия

Место

проведения

Срок исполнения

Выставка об истории лесничеств в Югре, сборе дикоросов

«Путь дерева»

ул. Мира, д.9

Август – ноябрь

Выставка народного мужского костюма «Мужской стиль»

ул. Мира, д.9

Сентябрь – ноябрь

Акция

«День в музее для российских кадет»

ул. Мира, д.9

Октябрь

Всероссийская просветительская акция «Большой этнографический диктант»

ул. Мира, д.9

Ноябрь

Праздничное мероприятие, посвященное Дню образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира, д.9

Декабрь

Выставка елочных игрушек XX века «Волшебство новогодней елки»

ул. Мира, д.9

Декабрь 2021 – январь 2022

Постоянная экспозиция «Линии судьбы точка пересечения»

ул. Мира, д.9

Январь - декабрь

Проект «Увлечения – Профессия – Успех»

ул. Мира, д.9

Февраль 2022

Проект «Лето детям»

ул. Мира, д.9

Март 2022

Акция «Зажги синим». (Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма)

ул. Мира, д.9

Апрель 2022

Марафон детства #Дети рулят86

ул. Мира, д.9

Июнь 2022

Праздник «Жемчужина русской культуры», посвященный Дням русской культуры и Дню рождения А.С. Пушкина

ул. Мира, д.9

Июнь 2022


Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕСИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГАОУ НПО СО «УЧИЛИЩЕ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ»

В докладе раскрыты основные направления по выполнению системы требований в профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья в Саратовском профессиональном училище-интернате для и...

Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Ростове-на-Дону

           Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребено...

Мониторинг профессиональных предпочтений лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ)

В рамках выполнения программных мероприятий краевой инновационной площадки «Создание универсальной безбарьерной среды в системе СПО» на 2013-2017 годы специалистами Краевого центра дистанционного обуч...

АДАПТАЦИЯ ФГОС ПО ПРОФЕССИИ «МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Профессиональное образование инвалидов в нашем лицее осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и на основе примерных образовательных программ, адаптиро...

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ

СТАТЬЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ...