Диагностический инструментарий для отслеживания результативности обучения студентов по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных и адаптивных УУД
учебно-методический материал

Лысенко Елена Андреевна

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в колледже, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды. В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психологическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

            Для эффективного управления образованием необходимо понимать и объективно оценивать те проблемы и тенденции, которые складываются в среде. Это, безусловно, задача психологической службы, которую можно решать посредством мониторинговых исследований, специального психологического анализа образовательных условий и социально-психологических рисков, в которые попадает обучающийся.

            С введением ФГОС работа психолога становится необходимым элементом образовательной системы колледже. Основной целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности студентов и их успешного обучения. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса повышает его эффективность.

            В связи с тем, что в федеральных документах, регламентирующих введение ФГОС, не предлагается конкретная система оценки универсальных учебных результатов, и разработка этой системы отдана образовательному учреждению, в практике возникают трудности, особенно в отношении инструментария и процедуры оценки личностных показателей и коммуникативной компетентности.

            Таким образом, районное методическое объединение педагогов-психологов Советского района пришло к выводу, что необходимо создавать единый диагностический пакет для отслеживания результативности обучения обучающихся колледже по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД, в который вошли следующие методики:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_instrumentariy.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий для отслеживания результативности обучения студентов  по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных  и адаптивных УУД

1 курс

УУД

Исследуемая функция

Диагностический инструментарий

Стартовая

 (сентябрь-октябрь)

Итоговая

(март-апрель)

1

Личностные

- изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

- определение мотивации

- изучение внутренней позиции студента.

- самооценка, как обобщенное и дифференцированное отношение к самому себе

- эмоциональное отношение студента к колледжу

Определение мотивов учебной деятельности (М. Р. Гинзбург).

Анкета мотивации Н. Г. Лускановой.

Тест на отношение к колледжу и учению (Т. А. Нежнова),

Методика «Беседа о колледже»

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна,

Методика «Лесенка» (В. Г. Щур)

Определение мотивов учебной деятельности (М. Р. Гинзбург).

Анкета мотивации Н. Г. Лускановой.

Тест на отношение к колледжу и учению (Т. А. Нежнова).

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна,

Методика «Лесенка» (В. Г. Щур)

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О. А. Орехова).

2

Познавательные

- готовность ребенка к обучению

- перцептивная и моторная организация пространства (уровень развития пространственных представлений)

- словесно-логическое мышление

- измерение уровня интеллектуального развития (невербального интеллекта)

Методика определения готовности к обучению (Л. А. Ясюкова).

Бендер-гештальт тест

Методика диагностики словесно-логического мышления (Л. И. Переслени, Л. Ф. Чупрова).

Прогрессивные матрицы Равена (цветной вариант)

3

Коммуникативные

- выявление коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества

- исследование межличностных отношений в группе и уровня сплоченности классного коллектива

- исследование межличностных отношений

Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман)

Социометрическая методика «Подари подарок другу»

Модифицированный вариант социометрической методики Р. Жиля

Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман)

Социометрическая методика «Подари подарок другу»

Модифицированный вариант социометрической методики Р. Жиля

4

Регулятивные

- умение контролировать свою деятельность

- уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.

- волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии

Методика «Рисование по точкам»

Методика «Палочки и черточки» (У. В. Ульенкова)

Цветовой тест М. Люшера

Методика «Рисование по точкам»

Методика «Палочки и черточки» (У. В. Ульенкова)

Цветовой тест М. Люшера

5

Адаптивность

- определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность

-выявить уровень социально-психологической адаптивности личности.

- выявить уровень адаптации студентов к учебной деяетельности и к учебной группе

Г. Айзенка «Самооценка психических состояний».

«Самооценка психологической адаптивности».

Диагностическая анкета "Уровень адаптации студента к колледжу"

Г. Айзенка «Самооценка психических состояний».

«Самооценка психологической адаптивности».

Диагностическая анкета "Уровень адаптации студента к колледжу"

2 курс 3 семестр

УУД

Исследуемая функция

Диагностический инструментарий

Промежуточная

(ноябрь-декабрь)

1

Личностные

- определение мотивации к обучению

- самооценка, как обобщенное и дифференцированное отношение к самому себе

Анкета мотивации Н. Г. Лускановой.

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан

2

Познавательные

- уровень развития логического мышления

- уровень развития словесно-логического мышления

- измерение уровня интеллектуального развития (невербального интеллекта)

«Логические закономерности».

Методика исследования словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене)

Прогрессивные матрицы Равена (цветной вариант)

3

Коммуникативные

- выявление коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества

- исследование межличностных отношений в группе и уровня сплоченности классного коллектива

Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман)

Социометрия

4

Регулятивные

- умение контролировать свою деятельность

- волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии

Методика «Корректурная проба»

Цветовой тест М. Люшера

5

Адаптивные

- Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента.

Г. Шмишека, К. Леонгарда «Изучение типов акцентуации характера»

2 курс 4 семестр

УУД

Исследуемая функция

Диагностический инструментарий

Итоговая

(апрель-май)

1

Личностные

- определение мотивации

- самооценка, как обобщенное и дифференцированное отношение к самому себе

Анкета мотивации Н. Г. Лускановой.

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан

2

Познавательные

- уровень умственного развития

- измерение уровня интеллектуального развития (невербального интеллекта)

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

Прогрессивные матрицы Равена (цветной вариант)

3

Коммуникативные

- исследование межличностных отношений в группе и уровня сплоченности классного коллектива

- планирующая и регулирующая функция речи

Социометрия

Задание «Дорога к дому»

4

Регулятивные

- умение контролировать свою деятельность

- волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии

Методика «Корректурная проба»

Цветовой тест М. Люшера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностно-профессиональной культуры и компетентности студента в профессиональном образовании

В развитии личности специаиста заклчается не только в становлении профессиональных знаний и умений, но и в развитии личности будующего специалиста....

Роль куратора в формировании личностных качеств будущих специалистов

Профессионально-нравственная культура не появляется сама по себе, ее необходимо воспитывать, внедрять в сознание молодежи. И в этом процессе ведущую роль играет куратор группы – ибо это первый человек...

Диагностика результативности обучения по ДООП "Хореографическое искусство". Методическая разработка

Диагностические таблицы входного и итогового контроля по трехлетней программе "Хореографическое искусство" Ансамбля танца "Ералаш"....

Доклад на методобъединение "Формирование личностных качеств и нравственных ориентиров обучающихся на уроках русского языка и литературы."

Тема доклада актуальна в современных условиях, прелставлен личный опыт преподавания русского языка и литературы...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

Иностранный язык - это средство приобщения к мировой культуре, а также расширение возможностей коммуникативной компетенции личности. В статье раскрываются составляющие понятия, способы формирования и ...

Диагностический инструментарий для изучения психологической готовности учащихся 9,11 кл. к ЕГЭ/ОГЭ

Комплект диагностического инструментария для изучения психологической готовности учащихся 9, 11 классов к ОГЭ, ЕГЭ...

Формирование иноязычных коммуникативных компетенций на уроках английского языка у обучающихся с нарушением зрения через наглядное обучение

Общеизвестно, что, создавая условия для обучения детей с ОВЗ по зрению, школа решает важную задачу – сохранить имеющееся зрение и дать необходимые знания. Поддержание этого баланса ведется кажды...