Диагностический инструментарий для отслеживания результативности обучения студентов по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных и адаптивных УУД
учебно-методический материал
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в колледже, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды. В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психологическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Для эффективного управления образованием необходимо понимать и объективно оценивать те проблемы и тенденции, которые складываются в среде. Это, безусловно, задача психологической службы, которую можно решать посредством мониторинговых исследований, специального психологического анализа образовательных условий и социально-психологических рисков, в которые попадает обучающийся.
С введением ФГОС работа психолога становится необходимым элементом образовательной системы колледже. Основной целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности студентов и их успешного обучения. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса повышает его эффективность.
В связи с тем, что в федеральных документах, регламентирующих введение ФГОС, не предлагается конкретная система оценки универсальных учебных результатов, и разработка этой системы отдана образовательному учреждению, в практике возникают трудности, особенно в отношении инструментария и процедуры оценки личностных показателей и коммуникативной компетентности.
Таким образом, районное методическое объединение педагогов-психологов Советского района пришло к выводу, что необходимо создавать единый диагностический пакет для отслеживания результативности обучения обучающихся колледже по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД, в который вошли следующие методики:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностический инструментарий для отслеживания результативности обучения студентов по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных и адаптивных УУД
1 курс
№ | УУД | Исследуемая функция | Диагностический инструментарий | |
Стартовая (сентябрь-октябрь) | Итоговая (март-апрель) | |||
1 | Личностные | - изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива. - определение мотивации - изучение внутренней позиции студента. - самооценка, как обобщенное и дифференцированное отношение к самому себе - эмоциональное отношение студента к колледжу | Определение мотивов учебной деятельности (М. Р. Гинзбург). Анкета мотивации Н. Г. Лускановой. Тест на отношение к колледжу и учению (Т. А. Нежнова), Методика «Беседа о колледже» Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, Методика «Лесенка» (В. Г. Щур) | Определение мотивов учебной деятельности (М. Р. Гинзбург). Анкета мотивации Н. Г. Лускановой. Тест на отношение к колледжу и учению (Т. А. Нежнова). Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, Методика «Лесенка» (В. Г. Щур) Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О. А. Орехова). |
2 | Познавательные | - готовность ребенка к обучению - перцептивная и моторная организация пространства (уровень развития пространственных представлений) - словесно-логическое мышление - измерение уровня интеллектуального развития (невербального интеллекта) | Методика определения готовности к обучению (Л. А. Ясюкова). Бендер-гештальт тест | Методика диагностики словесно-логического мышления (Л. И. Переслени, Л. Ф. Чупрова). Прогрессивные матрицы Равена (цветной вариант) |
3 | Коммуникативные | - выявление коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества - исследование межличностных отношений в группе и уровня сплоченности классного коллектива - исследование межличностных отношений | Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман) Социометрическая методика «Подари подарок другу» Модифицированный вариант социометрической методики Р. Жиля | Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман) Социометрическая методика «Подари подарок другу» Модифицированный вариант социометрической методики Р. Жиля |
4 | Регулятивные | - умение контролировать свою деятельность - уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. - волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии | Методика «Рисование по точкам» Методика «Палочки и черточки» (У. В. Ульенкова) Цветовой тест М. Люшера | Методика «Рисование по точкам» Методика «Палочки и черточки» (У. В. Ульенкова) Цветовой тест М. Люшера |
5 | Адаптивность | - определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность -выявить уровень социально-психологической адаптивности личности. - выявить уровень адаптации студентов к учебной деяетельности и к учебной группе | Г. Айзенка «Самооценка психических состояний». «Самооценка психологической адаптивности». Диагностическая анкета "Уровень адаптации студента к колледжу" | Г. Айзенка «Самооценка психических состояний». «Самооценка психологической адаптивности». Диагностическая анкета "Уровень адаптации студента к колледжу" |
2 курс 3 семестр
№ | УУД | Исследуемая функция | Диагностический инструментарий |
Промежуточная (ноябрь-декабрь) | |||
1 | Личностные | - определение мотивации к обучению - самооценка, как обобщенное и дифференцированное отношение к самому себе | Анкета мотивации Н. Г. Лускановой. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан |
2 | Познавательные | - уровень развития логического мышления - уровень развития словесно-логического мышления - измерение уровня интеллектуального развития (невербального интеллекта) | «Логические закономерности». Методика исследования словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене) Прогрессивные матрицы Равена (цветной вариант) |
3 | Коммуникативные | - выявление коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества - исследование межличностных отношений в группе и уровня сплоченности классного коллектива | Методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман) Социометрия |
4 | Регулятивные | - умение контролировать свою деятельность - волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии | Методика «Корректурная проба» Цветовой тест М. Люшера |
5 | Адаптивные | - Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента. | Г. Шмишека, К. Леонгарда «Изучение типов акцентуации характера» |
2 курс 4 семестр
№ | УУД | Исследуемая функция | Диагностический инструментарий |
Итоговая (апрель-май) | |||
1 | Личностные | - определение мотивации - самооценка, как обобщенное и дифференцированное отношение к самому себе | Анкета мотивации Н. Г. Лускановой. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан |
2 | Познавательные | - уровень умственного развития - измерение уровня интеллектуального развития (невербального интеллекта) | Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Прогрессивные матрицы Равена (цветной вариант) |
3 | Коммуникативные | - исследование межличностных отношений в группе и уровня сплоченности классного коллектива - планирующая и регулирующая функция речи | Социометрия Задание «Дорога к дому» |
4 | Регулятивные | - умение контролировать свою деятельность - волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии | Методика «Корректурная проба» Цветовой тест М. Люшера |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностно-профессиональной культуры и компетентности студента в профессиональном образовании
В развитии личности специаиста заклчается не только в становлении профессиональных знаний и умений, но и в развитии личности будующего специалиста....
Роль куратора в формировании личностных качеств будущих специалистов
Профессионально-нравственная культура не появляется сама по себе, ее необходимо воспитывать, внедрять в сознание молодежи. И в этом процессе ведущую роль играет куратор группы – ибо это первый человек...

Диагностика результативности обучения по ДООП "Хореографическое искусство". Методическая разработка
Диагностические таблицы входного и итогового контроля по трехлетней программе "Хореографическое искусство" Ансамбля танца "Ералаш"....

Доклад на методобъединение "Формирование личностных качеств и нравственных ориентиров обучающихся на уроках русского языка и литературы."
Тема доклада актуальна в современных условиях, прелставлен личный опыт преподавания русского языка и литературы...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
Иностранный язык - это средство приобщения к мировой культуре, а также расширение возможностей коммуникативной компетенции личности. В статье раскрываются составляющие понятия, способы формирования и ...

Диагностический инструментарий для изучения психологической готовности учащихся 9,11 кл. к ЕГЭ/ОГЭ
Комплект диагностического инструментария для изучения психологической готовности учащихся 9, 11 классов к ОГЭ, ЕГЭ...

Формирование иноязычных коммуникативных компетенций на уроках английского языка у обучающихся с нарушением зрения через наглядное обучение
Общеизвестно, что, создавая условия для обучения детей с ОВЗ по зрению, школа решает важную задачу – сохранить имеющееся зрение и дать необходимые знания. Поддержание этого баланса ведется кажды...