Дополнительная общеобразовательная программа «Историческое и культурное наследие столицы».
рабочая программа

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОД» (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

Направленность программы

Художественная – направлена на развитие художественно эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Актуальность программы

Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_do_istoricheskoe_i_kulturnoe_nasledie_stolitsy.docx71.51 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЗАПАД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ИСТОРИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СТОЛИЦЫ»

Направленность: художественная

Уровень: вводный

Возраст обучающихся: 15 – 18 лет, 2ТЭУ (9)

Срок реализации программы: 2022 – 2023 год/лет

Составитель (разработчик) программы:

Шепелева Ольга Алексеевна

преподаватель

Москва – 2022 г.

Оглавление

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………………... 3

  2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………… 7
  1. ОБУЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 7
  2. ВОСПИТАНИЕ……………………………………………………………………………….. 21
  1. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ..24
  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………. 26

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Художественная – направлена на развитие художественно эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Актуальность программы

Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Система дополнительного образования в колледже выступает как педагогическая структура, которая

  • максимально приспосабливается к запросам и потребностям обучающихся;
  • обеспечивает психологический комфорт для всех обучающихся;
  • дает шанс каждому открыть себя как личность;
  • налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принцип реального гуманизма;
  • активно использует возможности окружающей социокультурной среды;
  • побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу.

Дополнительное образование обладает большими возможностями для:

  • совершенствования общего образования, его гуманизации;
  • позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний;
  • позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому обучающемуся удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

Ценность дополнительного образования обучающихся состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую среднего профессионального образования и помогает обучающимся в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Ведь если обучающийся полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Дополнительное образование в колледже способствует возникновению у обучающегося потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и статус. Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому каждый ребенок действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь. Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе создана Образовательная программа дополнительного образования.

Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Историческое и культурное наследие столицы» регламентируется следующими документами:

  1. Федеральный закон от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  5. Уставом ГБПОУ МОК ЗАПАД;
  6. Действующим федеральным законодательством, законодательством города Москвы и иными нормативно-правовыми и локальными актами.

Педагогическая целесообразность.

Программа даст возможность обучающимся познакомиться с историей Москвы, выдающимися архитекторами, художниками и их произведениями искусства, дошедшими до наших дней, изучить архитектурные и художественные стили различных исторических эпох. Данные знания помогут приобщить студентов к нравственным ценностям российской культуры и этическим нормам общества.

Логика построения подразумевает развитие обучающегося через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.

Изучение данного курса призвано сформировать у студентов художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской истории и художественной культуры.

Освоение данной программы приведет также к развитию не только личностной, но и профессиональной культуры. Культура профессиональной деятельности во многом определяет ее эффективность. В связи с этим воспитание специалиста с морально-нравственными ориентирами в соответствии с этическими нормами общества, владеющего общей и профессиональной культурой общения является актуальной задачей в наши дни.

В результате освоения программы обучающийся должен пользоваться различными источниками информации о мировой и отечественной художественной культуре (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы); владеть понятиями о выразительных средствах искусства; владеть знаниями о видах и жанрах искусства.

Знать основные архитектурные и художественные стили и их проявления в объектах исторического наследия столицы определенной исторической эпохи, закономерности ее культурного развития.

Уметь применять знание и понимание особенностей и закономерностей развития разных исторических и культурных периодов жизни Москвы при разработке концепции дизайнерского проекта. При выявлении особенностей разных исторических периодов и стилей, выносить суждения о форме и структуре образа разных исторических периодов, особенностях тканей и материалов, декоре; систематизировать, обобщать и представлять полученные данные в виде презентационных материалов.

Создание образа – это постоянный поиск разнообразия форм и конструкций. Источники, используемые при создании образа, могут быть самые разнообразные. Богатейшей кладовой – и в плане форм, и в плане конструкций – для создания яркого образа является знание истории, культурных традиций своего народа, складывавшийся и утверждавшийся веками. В связи с этим для обучающихся необходимо изучение богатой истории и культуры Москвы разных эпох на примере шедевров архитектуры и живописи, истории храмового и музейного фонда столицы.

Основные особенности программы.

Программа начинается с вводного уровня (12 часов). Программа включает раздел «История основания, становления и развития Москвы в XII-XIIIвв.»

Содержит теоретический материал и практические занятия.

Программа включает в себя объем материала по истории изобразительного искусства, истории стиля, прически и костюма.

В основу методики преподавания положены: хронологический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания учащихся; единство воспитания и образования, развитие способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве; система межпредметных связей (живопись, композиция), что позволяет почувствовать практическую направленность занятий, их связь с жизнью; направленность содержания программы на активное развитие у студентов эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности, что позволяет закрепить полученные обучающимися знания, а также выработать необходимые навыки.

Целевая аудитория: Программа «История » адресована обучающимся в возрасте от 16 до 18 лет (обучающимся 2 курсов), демонстрирующих готовность к освоению данной программы за нормативный срок обучения.

Язык обучения: русский.

Уровень программы: вводный

Срок реализации программы: полгода (17 недель)

Объем программы: 12 часов.

Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу. Продолжительность академического часа составляет 45 минут.

Формы и технологии образования детей:

  • очная (сочетание аудиторных и выездных занятий);
  • очная с применением дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных материалов;

Форма организации деятельности обучающихся на занятии:

  • групповая;
  • индивидуальная.

Наполняемость групп: занятия проводятся в одновозрастной группе, численный состав группы – 20 - 25 человек.

Формы проведения занятий:

  • беседа,
  • эвристическая лекция,
  • семинар,
  • викторина,
  • творческая мастерская,
  • экскурсия.
  • презентация.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

  1. ОБУЧЕНИЕ

Цель и задачи программы

Цель программы:

Формирование у обучающихся эстетической культуры и профессиональной грамотности в области истории изобразительного искусства.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области истории изобразительного искусства.
  2. Приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области истории и изобразительного искусства.
  3. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.
  4. Овладение материалом программы в такой степени, чтобы использовать приобретенные знания и умения в профессиональной деятельности и дальнейшего совершенствования духовного развития.
  5. Освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых обьектов архитектуры и живописи, сохранившихся до наших времен.
  6. Овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку.
  7. Обучение специальной терминологии искусства.
  8. Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.

развивающие:

  1. Развитие эстетического вкуса.
  2. Развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления.
  3. Развитие памяти, воображения, фантазии, речи.
  4. Развитие творческих способностей.
  5. Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
  6. Развитие умения словесно выражать свои мысли при анализе учебных работ (своих и других учащихся) и художественных произведений, логически мыслить, применять специальные термины и понятия.
  7. Развитие познавательного интереса в области истории, архитектуры, изобразительного искусства, что составляет культурное наследие российского народа.
  8. Последовательное ознакомление с жизнью и творчеством художников разных эпох, и тем самым развитие у обучающихся представления о многообразии художественной культуры, созданной человечеством.

воспитательные:

  1. Воспитание трудолюбия.
  2. Формирование позитивных качеств личности.
  3. Формирование нравственных убеждений.
  4. Воспитание эстетической культуры.
  5. Воспитание личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов.
  6. Формирование у обучающихся потребности общения с духовными ценностями.
  7. Воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира.
  8. Формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности.
  9. Воспитание обучающихся в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, профессиональной требовательности.
  10. Формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

  • анализировать исторические особенности эпохи возникновения, становления и развития Москвы, произведения изобразительного искусства, его стилевые и жанровые особенности;
  • анализировать исторические особенности эпохи, произведения изобразительного искусства, его стилевые и жанровые особенности;
  • анализировать принципы художественно-композиционного формообразования традиций русского народного зодчества.
  • ориентироваться в различных направлениях зарубежного и русского изобразительного искусства;
  • применять материал по истории изобразительного искусства для использования в профессиональной деятельности;
  • характерные особенности стилевых направлений в архитектуре ; специальную терминологию;
  • условия художественно-композиционного, конструкторско-технологического решения средств формообразования исторических тенденций создания архитектуры столицы в разные эпохи ее существования и развития;

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

  • ориентироваться в различных направлениях архитектуры и изобразительного искусства , запечатленных в значимых обьектах, признанных имеющими историко-художественную ценность.
  • ориентироваться в различных направлениях зарубежного и русского изобразительного искусства;
  • применять материал по истории изобразительного искусства для использования в профессиональной деятельности;
  • разбираться в принципах эволюционного развития основных видов мужской и женской одежды в их историческом развитии;
  • применять приемы, способы и средства стилизации прически и костюма в соответствии с современными тенденциями моды;
  • использовать характерные особенности стилевых направлений в причёске и костюме;
  • применять специальную терминологию.

Личностные результаты:

Программные требования к уровню развития:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
  • осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
  • стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Программные требования к уровню воспитанности:

  • установка на активное участие в решении практических задач;
  • интерес к практическому изучению профессии, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Метапредметные результаты

Программные требования к сформированности познавательных УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с по мощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем
  • творческого и поискового характера.

Программные требования к сформированности коммуникативных УУД:

  • социальная компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Программные требования к сформированности регулятивных УУД:

  • целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль: форма сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эта лона, реального действия и его результата;
  • оценка: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий).

Учебный (тематический) план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

Устный опрос

2

Раздел 1. История основания, развития и становления Москвы как столицы государства российского.

Тема Искусство первобытного общества

1

1

-

Устный опрос

Тема Рисунок в стиле первобытного художника

1

-

1

Оперативный разбор.

Тема Прически африканцев

1

1

-

Устный опрос

Тема Искусство Древнего Египта

1

1

-

Устный опрос

Тема Египетский стиль

1

1

-

Оперативный разбор.

Тема Прически и костюмы древних египтян

1

1

-

Устный опрос.

Тест

Тема Рисунок египетского образа

1

-

1

Оперативный разбор.

Тема Искусство народов Месопотамии

1

1

-

Устный опрос

Тема Прически и костюмы вавилонян и ассирийцев

1

1

-

Устный опрос.

Тест

Тема Рисунок образа народов Месопотамии

1

-

1

Оперативный разбор.

Итоговое занятие

1

1

-

Викторина, выставка творческих работ

Итого часов:

12

9

3

Содержание учебного (тематического) плана

п/п

Наименование разделов и тем

теория

практика

форма контроля

форма промежуточной (итоговой) аттестации

1

Вводное занятие

Основные понятия. Виды и жанры изобразительного искусства.

Характеристика понятий «стиль», «мода» в пластических искусствах, в парикмахерском искусстве.

Умение ориентироваться в видах и жанрах изобразительного искусства; использовать основные понятия и термины.

Устный опрос

-

2

Раздел 1. История основания, развития и становления Москвы как столицы государства российского.

Тема Искусство первобытного общества

Условия формирования основ материальной и духовной жизни первобытного общества. Зарождение изобразительной деятельности. Познавательно – утилитарный характер первобытного искусства. Искусство палеолита, мезолита, неолита, бронзового века. Памятники архитектуры, скульптуры, скальные рисунки, стилизация изображений.

Умение ориентироваться в видах и жанрах изобразительного искусства; использовать основные понятия и термины.

Устный опрос

-

Тема Рисунок в стиле первобытного художника

-

Выполнение рисунка в стиле первобытного художника. Использование приемов стилизации.

Оперативный разбор. Анализ выполненных работ по следующим критериям:

соответствие рисунка заданию; творческий замысел;

грамотность построения и композиции рисунка;

аккуратность выполнения.

-

Тема Прически африканцев

Особенности развития культуры и искусства племен, живущих в первобытно – общинном строе. Обряды и традиции. Особенности причесок, одежды, украшений.

-

Устный опрос

-

Тема Искусство Древнего Египта

Влияние общественно – политического строя и религии на изобразительное искусство; роль заупокойного культа. Периодизация искусства. Основные черты искусства Древнего Египта: каноничность, символичность, монументальность. Особенности искусства каждого периода.

Архитектура и ее ведущая роль; пирамиды, храмовое строительство. Скульптура: сфинксы, статуи фараонов, рельефы. Живопись: росписи усыпальниц. Декоративно – прикладное искусство: изделия камнерезов, ювелиров, изделия из стекла. Проникновение в искусство светских и реалистических мотивов.

Умение оперировать основными понятиями, знать ключевые произведения изобразительного искусства

Устный опрос

-

Тема Египетский стиль

Основные характеристики, понятия и образы египетского стиля

Умение оперировать основными понятиями, знать ключевые произведения изобразительного искусства

Устный опрос

-

Тема Прически и костюмы древних египтян

Особенности развития культуры и искусства в Древнем Египте. Каноны изображения человека в живописи, скульптуре. Предметы и средства ухода за внешностью. Одежда, украшения, головные уборы, косметика. Появление и значение париков. Основные виды и формы причесок, их зависимость от социального положения человека.

Умение оперировать основными понятиями, знать ключевые произведения изобразительного искусства

Устный опрос.

Тест

Тема Рисунок египетского образа

-

Выполнение рисунка египетского образа

Оперативный разбор. Анализ выполненных работ по следующим критериям:

соответствие рисунка заданию; творческий замысел;

грамотность построения и композиции рисунка;

аккуратность выполнения

-

Тема Искусство народов Месопотамии

Основные особенности искусства народов Передней Азии (Шумер, Аккад, Ассирии, Вавилонии). Типы храмового зодчества. Зиккураты. Скульптура и жив опись, их особенности.

Умение оперировать основными понятиями, знать ключевые произведения изобразительного искусства

Устный опрос.

Тест

-

Тема Прически и костюмы вавилонян и ассирийцев

Особенности развития культуры и искусства в Месопотамии. Особенности изображения человека в живописи, рельефах, керамике, скульптуре.

Предметы и средства ухода за внешностью. Одежда, украшения, головные уборы, косметика. Применение париков и завивки. Основные виды и формы причесок, их зависимость от социального положения человека.

Умение оперировать основными понятиями, знать ключевые произведения изобразительного искусства

Устный опрос.

Тест

-

Тема Рисунок образа народов Месопотамии

-

Выполнение рисунка образа вавилонянина или ассирийца (мужской и женский образ)

Оперативный разбор. Анализ выполненных работ по следующим критериям:

соответствие рисунка заданию; творческий замысел;

грамотность построения и композиции рисунка;

аккуратность выполнения

-

Итоговое занятие

Учетно – обобщающее занятие по пройденным темам.

-

Урок - семинар

промежуточный

Способы и формы определения результатов обучения.

Исходя из поставленных задач, педагогом отслеживаются следующие результаты: образовательные, воспитательные, развивающие. К образовательным результатам относятся: освоение образовательной программы, устойчивость интереса, сохранность контингента. К результатам воспитательного воздействия относятся динамика личностных изменений воспитанников, характер отношений в коллективе, культура поведения, формирование жизненной позиции, участие в социально значимых мероприятиях и т.д. Результаты развивающих задач - это практические и творческие достижения, творческую активность воспитанников и пр.

В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:

  • входной контроль (срок проведения, форма) - это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса.
  • текущий контроль (формы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения) - это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.
  • промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы по итогам учебного периода (этапа, года обучения).
  • итоговая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися уровня достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы.

Критерии оценки учебных результатов программы

критерий

высокий

средний

низкий

уровень теоретической подготовки

освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период, обучающийся употребляет специальные термины осознанно и в их полном соответствии с содержанием

объем освоенных знаний составляет более ½, обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой

обучающийся владеет ½ объема знаний, предусмотренных программой, как правило, избегает употреблять специальные термины

уровень практической подготовки

обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками предусмотренными программой, самостоятельно работает со специальным оборудованием, не испытывает особых затруднений, практически задания выполняет с элементами творчества, проводит объективный анализ результатов своей деятельности в объединении, проявляет творческий подход в разработке проектов, имеет значительные результаты на уровне города, региона, России

у обучающегося объем усвоенных умений и навыков составляет более ½, со специальным оборудованием работает с помощью педагога, задания выполняет на основе образца, может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить, значительные результаты на уровне района, города

обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных программой умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием, выполняет лишь простейшие практические задания

уровень сформированности основных общеучебных компетенций

Информационная компетенция

обучающийся самостоятельно работает с литературой, компьютерными источниками информации, учебно-исследовательскую работу осуществляет самостоятельно, не испытывает особых затруднений

обучающийся работает с литературой, другими источниками информации, а также осуществляет проектно-исследовательскую деятельность с помощью педагога или родителей;

обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой и другими источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога, испытывает серьезные затруднения при осуществлении учебно-исследовательской и проектной работы.

Коммуникативная компетенция

обучающийся не испытывает затруднений при восприятии информации, свободно выступает перед аудиторией, умеет вести полемику, участвовать в дискуссии, отстаивает свою точку зрения, стремиться к самореализации, саморазвитию, получению новых знаний, умений

обучающийся испытывает минимальные затруднения при восприятии информации, выступлении перед аудиторией, при ведении дискуссии, осознает значимость посещения детского объединения, стремиться исправить указанные ошибки;

обучающийся испытывает серьезные затруднения при восприятии информации, выступлении перед аудиторией, ведении дискуссии

Организационная компетенция

обучающийся не испытывает минимальные затруднения при организации рабочего места, в работе проявляет аккуратность и ответственность, реальные навыки соблюдения правил безопасности соответствуют программным требованиям, проявляют творческий подход в разработке проектной деятельности

обучающийся испытывает минимальные затруднения при организации рабочего места, в работе не всегда проявляет аккуратность и ответственность, объем навыков соблюдения правил безопасности составляет более ½, проявляет активность при участии в выставках, конкурсах, соревнованиях, выполняет несложные проекты

обучающийся испытывает серьезные затруднения при организации рабочего места, аккуратность и ответственность в работе не проявляет, овладел менее чем ½ навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой

Промежуточная аттестация

Сроки проведения (периодичность)

По окончании первого полугодия

Форма проведения

Викторина. Выставка творческих работ

Порядок проведения

  • К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся, занимающиеся по программе, вне зависимости от того, насколько систематично они посещали занятия.
  • Форма и сроки проведения промежуточной аттестации не позднее, чем за месяц до проведения аттестационного занятия, доводятся до сведения учащихся и родителей.
  • Результаты промежуточной аттестации фиксируются педагогом в журнале и в протоколе результатов.

Итоговая аттестация

Сроки проведения

По завершению обучения

Форма проведения

Защита творческих работ и проектов

Порядок проведения

  • К итоговой аттестации допускаются все обучающиеся, занимающиеся по программе, вне зависимости от того, насколько систематично они посещали занятия.
  • Форма и сроки проведения итоговой аттестации не позднее, чем за месяц до проведения аттестационного занятия, доводятся до сведения учащихся и родителей.
  • Результаты итоговой аттестации фиксируются педагогом в журнале и в протоколе результатов.

При проведении промежуточной аттестации учитывается:

1) Умение учащегося ориентироваться в формах и видах искусства, владение (на уровне своего возраста) основными понятиями, знание основных этапов в развитии искусства, усвоение материала о ведущих музеях и художниках.

2) Результаты текущего контроля успеваемости

3) Творческая активность учащегося в учебном процессе

Методы выявления результатов воспитания и развития

  • наглядный;
  • словесный;
  • практический;
  • игровой;
  • художественное слово;
  • показ и объяснение;
  • беседа
  • опрос
  • тестирование
  • анализ продуктов деятельности
  • индивидуальная беседа
  • тест

Способы фиксации учебных результатов программы:

  • Грамоты
  • Дипломы
  • Готовые работы
  • Журнал
  • Оценки
  • Тестирование
  • Протоколы диагностики

Календарный учебный график

Учебный период

Начало обучения

Окончание обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

1

1 сентября

28 декабря

1

17

  1. ВОСПИТАНИЕ

Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания

Цель воспитания - развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).

Задачами воспитания по программе являются:

  • усвоение знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
  • формирование и развитие личностного отношения к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
  • приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний.
  • формирование необходимого запаса элементарных эстетических знаний и умений;
  • формирование и развитие способностей художественного и эстетического восприятия социально – психологических качеств личности; позволяющих дать оценку любому художественному произведению;
  • формирование у обучающихся творческих способностей.

Целевые ориентиры воспитания.

Основные целевые ориентиры воспитания на основе российских базовых (конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:

  • уважения к художественной культуре народов России, мировому искусству, культурному наследию;
  • восприимчивости к разным видам искусства, ориентации на творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве;
  • ориентации на осознанный выбор сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи, общества;
  • понимания специфики регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовности учиться и трудиться в современном российском обществе;
  • навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в разных областях познания, в исследовательской деятельности;

Дополнительные целевые ориентиры воспитания в программе, в соответствии с направленностью программы, направлены на воспитание, формирование:

— уважения к художественной культуре, искусству народов России; восприимчивости к разным видам искусства; интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров; опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и т. п.; стремления к сотрудничеству, уважения к старшим; ответственности; воли и дисциплинированности в творческой деятельности; опыта представления в работах российских традиционных духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия народов России; опыта художественного творчества как социально значимой деятельности.)

Формы и методы воспитания.

Формы воспитания:

  • учебное занятие
  • практическое занятие

Учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся:

  • усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
  • получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
  • осознают себя способными к нравственному выбору;
  • участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.

Практическое занятие. В ходе практических занятий обучающиеся:

  • усваивают и применяют правил поведения и коммуникации;
  • формируют позитивное и конструктивное отношение к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.

Проекты и исследования. Участие в проектной и исследовательской деятельности способствует формированию

  • умений в области целеполагания, планирования и рефлексии;
  • укрепляет внутреннюю дисциплину;
  • даёт опыт долгосрочной системной деятельности.

Коллективные игры. В ходе коллективных игр проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи.

Итоговое мероприятие. Итоговые мероприятия способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.

Методы воспитания.

В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания:

  • метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение);
  • метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
  • метод упражнений (приучения);
  • методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных предствителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного);
  • метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
  • методы воспитания воздействием группы, в коллективе.

Условия воспитания.

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.

Анализ результатов воспитания

Методы оценки результативности:

  • педагогическое наблюдение
  • оценка творческих и исследовательских работ
  • отзывы интервью, материалы рефлексии

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).

Календарный план воспитательной работы.

п/п

Название события, мероприятия

Сроки

Форма проведения

Практический результат и информационный продукт,

иллюстрирующий успешное достижение цели события

1

«Живые страницы истории Москвы»

последняя неделя января

Выставка творческих работ

Фотоматериалы

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение

  1. Учебно – методическая литература, наглядные пособия, авторские презентации преподавателя.
  2. Инструкции для обучающихся.
  3. Правила поведения.
  4. Рекомендации по организации образовательного процесса.
  5. Рекомендации для оценивания.

Изучение материала ведется в соответствии с учебно-тематическим планом.

При изучении темы широко используются знания обучающихся по другим учебным предметам, поскольку правильное осуществление межпредметных связей способствует более активному и прочному усвоению учебного материала.

Материально-техническое обеспечение

Материально-технические условия реализации программы «Искусство, стиль, мода. От палеолита до наших дней» позволяет обеспечивать качественное ведение учебного процесса.

Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам и требованиям охраны труда и здоровья.

Учебные аудитории, предназначенные для изучения тем программы, оснащены видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами) и оформлены наглядными пособиями.

Школьная мебель соответствует нормам. В ОУ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания (ремонта) стульев, столов, оборудования для демонстрации видеоматериалов.

Для демонстрации учебных материалов, представленных в электронном виде, имеется в наличии ноутбук (компьютер) с соответствующим программным обеспечением. Монитор компьютера эргономичен, не утомляет глаза при просмотре. Предпочтителен вывод изображения с компьютера на экран телевизора высокой четкости или (лучше) на специальный проектор, проецирующий изображение на большой экран.

Аудитория в полном объеме оборудована для осуществления программы, укомплектована видеоматериалами, учебно-методической литературой.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методической документации;
  • наглядные пособия и раздаточный материал.

Технические средства:

#1058;ехнические средства обучения: телевизор, компьютер, DVD; мультимедийный проектор.

2. Другие средства обучения:

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, интерактивная доска;

Информационное обеспечение

Электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы;

аудиовизуальные: видеофильмы, учебные кинофильмы.

Авторские презентации преподавателя по темам программы.

Кадровое обеспечение

Программа ДО реализуется преподавателем высшей квалификационной категории, преподавателем изобразительного искусства, магистром художественного образования.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Книги

Основная литература:

1. Ермилова, Д. Ю. История домов моды: учебное пособие для вузов / Д. Ю. Ермилова. - 3-е изд., пер. и доп. — М.: Юрайт, 2021. — 443 с.

2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.: Академия, 2021

3. Плаксина Э.Б. «История костюма. Стили и направления». Учебное пособие. М.: «Академия», 2020.

Дополнительная литература:

1. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Москва, 2021

2. Сокольникова Н.М., Крейн В.Н. История стилей в искусстве. М.: «Гардарики», 2020

3. Сыромятникова И.С. «История прически». М.: «Рипол классик», 2021

4. Черниченко Т.А..Плотникова И.Ю. Моделирование причесок и декоративная косметика. М.:«Академия», 2021.

5. Андреева А.Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. М.: - «Гардарики», 2021.

6. Захаржевская. Р.В. «История костюма». Издательство «Рипол Классик», Москва, 2021.

Сборники

  1. Дополнительное образование обучающихся: сборник авторских программ / ред. сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3. - М.: Народное образование, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

«Законы развития культуры. Культурные традиции и инновации. Культурное наследие и механизмы его передачи. Проблема сохранения культурного наследия»

Культура - (возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.В основн...

рабочая программа по дисциплине "Культурное наследие родного края"

Рабочая программа дисциплины «Культурное наследие родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Поваренок» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-культурной направленности «Поваренок»

Образовательная программа «Поваренок» направлена на формирование культуры здоровья и охраны жизнедеятельности. По функциональному назначению- учебно-познавательная, по форме реализации- кр...

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ИЗУЧЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, ТРАНСЛЯЦИЯ

В работе проанализированы  основные угрозы по сохранению историко-культурного потенциала  Северного Кавказа. Предложены механизмы активизации и  популяризации культурного наследия регио...

Сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга по средствам возрождения народных художественных промыслов

Настоящая стратегия определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия Санкт-Петербурга. Она раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ан...

Научно-исследовательская работа. Номинация: Культурное наследие. Тема: "Масленица-Блиноедка"

Изучение истории масленицы. Традиции масленицы. Старинные и современные рецепты блинов....