РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ УУД
статья
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.86 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ УУД
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Козина Л.С., учитель обществознания, истории, ГБПОУ ОМТ
Сущность проектной деятельности
Проект - временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата
Проектная деятельность - часть самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект - это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Цель проектной деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь
составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Планируемые результаты проектной деятельности:
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.
- Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Навыки оценочной самостоятельности.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
- Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Универсальные учебные действия обучающихся формируются на каждом из этапов
работы над проектом.
Поэтапное формирование универсальных учебных действий
Содержание деятельности учащихся | Личностные УУД | Коммуникативны е УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД |
I этап Подготовка Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы. Формирование микрогрупп | ||||
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительну ю информацию | Самоопределени е
компетентность как готовность к решению моральных дилемм,
поведении | Инициативное сотрудничество
активность во взаимодействии | Общеучебные -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | Целеполагание
сотрудничестве с учителем |
социальным нормам | ||||
II этап Планирование Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации, предоставления результатов. Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. Распределение задач (обязанностей) между членами группы. | ||||
Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают свои критерии успеха проекта | Самоопределени е (зависит от темы исследования)
культура: ценностное отношение к природному миру,
| Планирование учебного сотруд ничества
вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества,
| Общеучебные
создавать алгоритмы деятельности при решении различных задач | Планирование
соответствии с задачей.
использовать речь для планирования и регуляции деятельности |
Нравственно этическая ориентация
сотрудничества в разных ситуациях,
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Управление коммуникацией
возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения,
оценивать свое поведение и поведение окружающих | Прогнозирование
возможность получения конкретного результата | ||
III этап Исследование Сбор и уточнение информации (интервью, опрос, наблюдения, эксперименты и т.д). Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта. | ||||
Поэтапно выполняют задачи проекта | Смыслообразов- ание
единстве и разнообразии природы, | Взаимодействие
позицию, задавать вопросы,
понятные для партнера высказывания,
| Информационные
выделение, сбор, обработка, анализ информации из разных источников в разных формах,
| Осуществление учебных действий
речь для регуляции своего действия |
- применение, представление и оценка информации
Общеучебные
- ставить, формулировать и решать проблемы
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач,
- осуществлять смысловое чтение,
- выбирать вид чтения в зависимость от цели
IV этап Выводы
Анализ информации. Формулирование выводов
Выполняют | Самоопределени | Взаимодействие | Общеучебные | Контроль и |
исследование и | е | - формулировать | - контролировать | самоконтроль |
работают над | - осознание | собственное | и оценивать | - различать |
проектом, | ответственности | мнение и | процесс и | способ и |
анализируя | человека за | позицию, задавать | результат | результат |
информацию. | общее | вопросы, | деятельности, | действия, |
Оформляют | благополучие, | - строить | - осуществлять | -осуществлять |
проект. | - начальные | монологическое | рефлексию | итоговый и |
навыки | высказывание | способов и | пошаговый | |
адаптации в | контроль по |
динамично меняющемся мире | условий действий | результату, - использовать установленные правила в контроле способа решения | ||
Смыслообразова- ние - целостный, социально- ориентирванный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | Управление коммуникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | Коррекция
коррективы в действия,
воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей по исправлению ошибок,
необходимые дополнения и изменении в план и способ действия в случае расхождения реального действия с эталоном | ||
Нравственно этическая ориентация - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов | Саморегуляция
воли для преодоления интеллектуальны х затруднений,
состояния,
и энергии для разрешения мотивационного конфликта | |||
V этап Представление (защита) проекта и оценка его результатов Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач) и причин этого. | ||||
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Самоопределени е
ответственность за свои поступки,
способность учащихся к | Инициативное сотрудничество
вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения,
| Знаково символические
знаковосимволические средства (модели и схемы) для решения задач,
| Оценка
качество усвоения, |
саморазвитию,
позиция школьника на основе положительного отношения к школе,
| помощь и сотрудничество, - проявлять активность во взаимодействии | преобразовывать модели и схемы для решения задач, - моделировать (выделять и обобщенно фиксировать) существенные признаки объектов с целью решения задач |
соответствие полученного результата поставленной цели,
правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи | |
Смыслообцазо- | Взаимодействие | Общеучебные | Саморегуляция | |
вание | - формулировать | - осознанно и | - концентрация | |
- самооценка на | свое мнения и | произвольно | воли для | |
основе критериев | позицию, задавать | строить | преодоления | |
успешной | вопросы. | сообщения в | интеллектуаль- | |
учебной | - строить | устной и | ных затруднений. | |
деятельности, | понятные для | письменной | - стабилизация | |
- эмпатия как | партнера | форме, в т.ч. | эмоционального | |
понимание | высказывания, | творческого и | состояния , | |
чувств других | - вести устный и | исследовательско | - активизация сил | |
людей и | письменный | -го характера, | и энергии для | |
сопереживание | диалог, слушать | - ориентироваться | разрешения | |
им | собеседника, | в разнообразии | мотивационного | |
- строить | способов решения | конфликта | ||
монологическое | задач | |||
высказывание | ||||
Нцавственно-эти- | Управление | |||
ческая оциента- | коммуникацией | |||
ция | - адекватно | |||
- эстетические | оценивать свое | |||
потребности, | поведение и | |||
ценности, | поведение | |||
чувства | окружающих | |||
- доброжелатель- | - оказывать в | |||
ность, | сотрудничестве | |||
отзывчивость | взаимопомощь |
В процессе проектной деятельности формируются такие важные
коммуникативные умения, как:
- умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий;
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
Положительным результатом подобной деятельности будет являться повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуальнодифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.
Более того, проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками, появляется желание исследовать возможности детей с проблемами. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.
Таким образом, у учащихся постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.
Библиография
- Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся/ сост.Г.В.Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2009.- 169 с.
- Русский язык. 11 класс.проектная деятельность/сост. Г.В.Цветкова.- Волгоград: ИДТ «Корифей».- 112 с.
2.Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 1. - С. 17-24
- Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. - 2013. - № 11. - С. 20-33
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка...
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка...

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, и...

Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа
Выпускник колледжа должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает н...

Роль учителей начальных классов в организации проектной деятельности обучающихся
В данной работе я предлагают отчет, как учителя начальных классов в течение года роботали над проектной деятельностью....

Роль проектной деятельности в учреждениях СПО
Статья посвещена актуальности вовлечения студентов в проектную деятельность в учреждениях СПО....

Проектная деятельность "Формирование творческих способностей воспитанников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности"
Цель проекта - формирование коммуникативных умений воспитанников, умение передавать эмоциональное состояние человека, учить передавать его словами, жестами, мимикой, интонацией....