Роль проектной деятельности в учреждениях СПО
статья

Ли Юлия Александровна

Статья посвещена актуальности вовлечения студентов в проектную деятельность в учреждениях СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл li_prepodavatel.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО

Ли Юлия Александровна

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Вчерашние школьники, поступившие в колледж ещё только на пути к самоопределению, и они  по-разному относятся к своей будущей профессии, а также к самому обучению в колледже. Большой процент студентов первого и второго курсов имеют статус «неуспевающих». И причины на то это несформированность общеучебных компетенций, отсутствие школьной базы по предмету, слабые знания по математике, истории, биологии и другим предметам, неравномерный уровень подготовки по дисциплине, отсутствие навыков самостоятельной работы. Но, не смотря, на это преподаватель любой дисциплины должен найти такие формы и метод, чтоб привлечь обучающихся, донести до всех знания, и воспитать развитую личность. Также средне профессиональное образование должно не только дать знания, для применения в будущей профессии, но и сформировать умение добывать информацию, работать с ней и применять полученные знания в различных ситуациях. Один из способов выполнения данных задач – это вовлечение учащихся в проектную деятельность.

Актуальность вовлечения студентов в проектную деятельность – это качество профессиональной подготовки. Востребованность создает рынок труда. В современном мире, многие сферы профессиональной деятельности ориентированы на самостоятельного, компетентного работника, умеющего работать в команде, владеющего опытом проектной деятельности. Таким образом, качественная профессиональная подготовка – это предоставление студенту возможности участвовать в управлении и реализации проектов.

Существует достаточное количество работ, посвящённых вопросу внедрению в практику метода проектов как элемента, способного обеспечить высокий уровень профессиональной компетентности.

Исследователь А.С. Запесоцкий считает, что подготовка специалиста нового уровня предполагает решение трех групп задач:

  1. базовая подготовка (например, философское размышление, критический анализ, публичная дискуссия);
  2. формирование проектных качеств и способностей личности (формированию таких качеств могут способствовать междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы деятельности);
  3. овладение специальными технологиями, которые определяют профессиональную компетентность в той или иной области.

Проектная деятельность – это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами).

Виды проектов в образовательной деятельности определяются следующими факторами:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр. (исследовательский проект, игровой, творческий).

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный/междисциплинарный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4. Характер контактов (среди участников одного колледжа, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

Для создания условий эффективного формирования навыков проектной деятельности необходимо:

  1. учитывать психофизиологические особенности обучающихся;
  2. создавать предпосылки для внутренних познавательных мотивов к обучению, потребность в новых знаниях;
  3. предлагать разнообразную тематику проектов, которые должны соответствовать возможностям студентов и удовлетворять принципу поэтапного освоения профессиональных навыков;

Организовать проектную деятельность студентов – это значит, обучить механизмам, творческим процедурам познавательной деятельности с учетом их личностных особенностей и реальной подготовленности к осуществлению практических действий.

Итак, самое первое с чего начинается проектная деятельность  – это выбор темы проектной работы. Затем идет обсуждение проблемы исследования, возможна корректировка формулировки темы. После учащийся составляет план своего излагаемого материала. Далее идет работа со сбором и переработкой информации. На данном этапе студент самостоятельно работает с различными источниками информации. Следующий этап – это оформление написанной работы, создание компьютерной презентации и подготовка к защите. Преподаватель в этом процессе выполняет роль координатора.

Обязательный итог проектной деятельности должна быть похвала ребенка, выраженная в оценке по изучаемой дисциплине, вручение диплома разработчика, ведь положительные эмоции рождают желание работать и совершенствоваться дальше.

Готовые проектные работы учащиеся могут использовать для участия в различных научно-практических конференциях, конкурсах, а также для подготовки к занятиям.

Система профессионального образования направлена не только на современные изменения производства, общественные запросы, потребности рынка труда, но и на перспективную подготовку молодого специалиста, создание предпосылок для социальной защищенности молодежи, личностную направленность. В творческом труде в большей степени проявляются характерные для личности и общества цели и результаты профессиональной подготовки.

Библиографический список

  1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. «Организация проектной деятельности в электронном обучении» // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 6. – С. 7-11;
  2. Абульханова - Славская К.А. Активность и создание личности как субъекта деятельности / Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. 183. С;
  3. Никитаева А. Ю. Роль инновационных образовательных технологий в промышленной модернизации России // Terra Economicus. 2012. Т. 10, № 2–2. С. 9–12.;
  4. Петегем В. В., Каменски Х. Образование для инноваций. Применение передовой методики преподавания и обучения в ЮФУ. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009
    URL: (дата обращения: 14.04.2021);
  5. http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11681 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся в проектной деятельности на материалах фондов музея образовательного учреждения

В работе раскрывается актуальность использования проектного метода в образовательном процессе в целом, и в музейной педагогике в частности. Предлагаются формы и приемы педагогического сопровождения и ...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению.

Елена Никулина Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью пе...

Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

Статья "Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образ...

Роль учителей начальных классов в организации проектной деятельности обучающихся

В данной работе я предлагают отчет, как учителя начальных классов в течение года роботали над проектной деятельностью....

Статья "Роль совместной деятельности образовательного учреждения и предприятий для реализации наставничества"

В статье "Роль совместной деятельности образовательного учреждения и предприятий для реализации наставничества" акцентируется внимание на необходимость организации наставничества на производ...

Научные статья на тему "Реализация системного подхода в проектной деятельности при обучении физике в медицинских образовательных учреждениях" в журнале СПО №8, 2019 года, который входит в перечень ВАК

В статье рассматривается применение системного подхода в проектной деятельности при обучении физике. Системный подход позволяет связывать теорию с личной практикой учащихся. Применение компьютерных те...