Особенности проведения мониторинга качества образования в дополнительном образовании
статья
В статье представлены результаты работы по проведению мониторинга в дополнительном образовании. Наличие таблиц и комментарии к ним позволяют использовать данный мониторинг в своей образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
М.Н. Лукьяненко
МАОУ ДО НМО «ДДТ «Радуга», методист,
г. Новая Ляля
Аннотация
В статье представлены результаты многолетней работы по проведению мониторинга в дополнительном образовании. Наличие таблиц и комментарии к ним позволяют использовать данный мониторинг в своей образовательной организации.
Особенности проведения мониторинга качества образования в дополнительном образовании
Работая более 5-ти лет методистом каждый год задаешься вопросом: где тот образовательный стандарт, к которому педагоги должны стремиться? Со школьным образованием все понятно. Есть Федеральный государственный образовательный стандарт, есть требования к результатам освоения учебных предметов начального, основного, среднего образования. В дополнительном образовании все намного сложнее. В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, где в V главе «Приоритеты обновления содержания и технологий по направленностям дополнительного образования детей» прописаны условия, которые необходимо создать в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-гуманитарной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, естественно-научной, технической, художественной направленностей. Как видим, четких требований нет, поскольку в каждой направленности есть несколько направлений.
В нашем Муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования Новолялинского муниципального округа «Дом детского творчества «Радуга» 56% программы художественной направленности, 7% естественнонаучной, 19% физкультурно-спортивной, 11% социально-педагогической, 7% туристско-краеведческой направленности. И в каждом объединении разработан свой мониторинг, поскольку нет единых контрольно-измерительных материалов, которые можно было бы взять за основу. Соответственно, встает вопрос – как отследить результаты освоения обучающимися образовательных программ, какой использовать мониторинг в организации дополнительного образования, который был бы един для всех программ, реализуемых в Доме детского творчества «Радуга».
Тема мониторинга в дополнительном образовании была приоритетной в течение последних десяти лет. Сегодня хочется поделиться результатами работы в области проведения мониторинга качества дополнительного образования, которые позволяют в полной мере провести мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ.
Предметные результаты. В каждой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе прописаны знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся. По этим критериям педагоги дополнительного образования разрабатывают мониторинговые таблицы, включающие теоретическую и практическую подготовку. Обязательным для включения критерием является понятийный аппарат, поскольку знание специальной терминологии – первый шаг к успешному овладению тем или иным видом деятельности. Наблюдение, опрос, тестирование, результаты готовых работ, решение задач, игровые ситуации, викторины, мозговой штурм и т.п. – методы, позволяющие оценить знания и умения обучающихся без создания стрессовой ситуации и занести результаты в мониторинговую таблицу (таблица 1).
Таблица 1
Мониторинг предметных результатов в творческом объединении «Шахматы»
Фамилия, имя обучающегося | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | ||
Понятийный аппарат | Вопросы по теории | Розыгрыш дебюта | Решение задач на мат | |
В нашем образовательном учреждении принята трехбальная система оценивания, где 1 балл – исследуемые менее 50%, 2 балла – до 75%, 3 балла – более 75%.
Метапредметные результаты. Для всех объединений определены единые показатели метапредметных УУД, которые отслеживаются через наблюдение, игровые ситуации, разыгрывание этюдов, упражнения, контрольные и открытые занятия, квесты, квизы и т.д. Результаты мониторинга заносятся в сводную таблицу (таблица 2).
Таблица 2
Метапредметные УУД
УУД | Группа 1 | Группа 2 | |
Регулятивные | Целеполагание | ||
Планирование | |||
Прогнозирование | |||
Контроль | |||
Коррекция | |||
Волевая оценка | |||
Познавательные | Анализ, синтез | ||
Постановка и решение проблем | |||
Коммуникативные
| Планирование сотрудничества | ||
Разрешение конфликтов | |||
Умение выражать свои мысли |
|
|
Личностные результаты. Каждый обучающийся – личность со своим темпераментом, способностями, поэтому кому-то достаточно принять участие в выступлении, турнире, соревновании или выставке на уровне творческого объединения, кто-то выходит на уровень образовательного учреждения. Высоким показателем в данной области является участие в городских, муниципальных, окружных, региональных и Российских конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, выступлениях. Для отслеживания личностных результатов в нашем объединении создана мониторинговая таблица (таблица 3), в которой отслеживается не только количественный показатель, но и качество участия обучающихся.
Таблица 3
Личностные результаты
Фамилия, имя обучающегося | Фамилия, имя обучающегося | Фамилия, имя обучающегося | |
Мероприятия на уровне творческого объединения (единичное участие - 1; регулярное участие - 2) | |||
Мероприятия на уровне образовательной организации, города (единичное участие - 1; регулярное участие - 2) | |||
Мероприятия муниципального, окружного, регионального, Российского уровня (участие - 2; победитель, призёр - 3 балла) |
Таким образом определяется результативность работы по программе (таблица 5).
Таблица 5
Результативность работы
Общее количество обучающихся | Количество детей, принявших участие в мероприятиях внутри объединения | Количество детей, принявших участие в мероприятиях на уровне ОО и города | Количество детей, принявших участие в муниципальных, окружных, региональных, Российских мероприятиях | Результативность |
Все итоги мониторингов заносятся в таблицу (таблица 5) и высчитывается средний результат по итогам личностных, метапредметных и предметных мониторингов. Уровни представленных результатов позволяют выявить проблемы в обучении и провести корректировку образовательного процесса.
Таблица 5
Результаты мониторинга
Средний по мониторингу (%) | Личностные (%) | Метапредметные (%) | Предметные (%) | ||||||||||||||
С[1] | Из них | С | Из них | С | Из них | Из них | |||||||||||
В[2] | С[3] | Н[4] | В | С | Н | В | С | Н | С | В | С | Н | |||||
В конце учебного года все результаты мониторинга педагоги предоставляют в методический кабинет, где на основании таблиц 1-5, сохранности контингента, воспитательной работы, экспертизы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ определяются результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы (таблица 6) и даются рекомендации на следующий учебный год.
Таблица 6
Результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы
Сохранность контингента | Результаты мониторинга | Результативность | Воспитательная работа | Результаты экспертизы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | Результаты реализации |
Такая структура проведения мониторинга качества образования позволяет в полной мере увидеть результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ в учреждении дополнительного образования и составить методический паспорт педагога, позволяющий провести педагогический мониторинг, выявить проблемы и пробелы в качестве образования, провести своевременную корректировку дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и выйти образовательному учреждению на более высокий уровень, а педагогу пройти аттестацию на соответствующую категорию.
[1] Средний балл по итогам мониторинга в процентном соотношении
[2] Высокий
[3] Средний
[4] Низкий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества образовательно-воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее...

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования для обучающихся по специальности 42.02.03 Педагогика дополнительного образования
Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образованияТема 3.1. Теоретические осн...

«Особенности развития творческих способностей детей в дополнительном образовании»
В современном обществе высшей ценностью является человек. Воспитание человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование его личных качеств являются одними из важнейших пробле...

Материалы для проведения мониторинга качества знаний ПД МДК.01.05 2019-2020 у.г.
МАТЕРИАЛЫ для проведения мониторинга качества знаний по учебному курсу МДК.01.05 Делопроизводство и режим секретности для обучающихся 4 курса специальности40.02.02 Правоохранительная деятельность...

Проведение дистанционных занятий в учреждениях дополнительного образования: проблемы и пути решения
Каждый педагог, методист, осуществляющих свою деятельность в учреждениях дополнительного образования, в той или иной мере столкнулся с трудностями при переходе на дистанционный формат работы в связи с...

Мониторинг результативности образовательного процесса в дополнительном образовании»
Проблема оценки образовательного результата заключается в отсутствии стандарта дополнительного образования, поэтому каждое учреждение дополнительного образования самостоятельно должно решить, что имен...

Особенности обучения детей с ОВЗ в дополнительном образовании
Особенности обучения детей с ОВЗ в дополнительном образовании...