Внеклассное мероприятие: Викторина "Путешествие по стране естествознание"
методическая разработка

Цель викторины:

- активизация познавательной деятельности обучающмхся; привитие интереса к предмету, углубление и расширение знаний; развитие коммуникативных способностей обучающихся.

Задачи:

  •  Дать студентам возможность реализовать интеллектуальные способности.
  •  Обеспечить условия  для установления хороших взаимоотношений.
  •  Способствовать развитию умения принимать коллективное решение.
  • Повысить мотивацию к изучению естественнонаучных дисциплин.
  • Показать взаимосвязь физики, биологии, химии, на основе общности ряда законов живой и неживой природы, углубить представления о единстве материального мира.
  • Активизировать мышление, познавательную деятельность, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь.
  • Способствовать установлению уважительного отношения к соперникам.
  • Создать эмоциональные условия для самоутверждения личности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Участники: команды-участницы, преподаватели, члены жюри.

 

Эпиграф: Чтобы спорилось нужное дело,

                  Чтобы в жизни не знать неудач,

                  Мы в поход отправляемся смело –

                  В мир загадок и сложных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_puteshestvie_po_strane_estestvoznanie.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СЕМЕНОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Внеклассное мероприятие

Викторина

« Путешествие по стране Естествознание»

Разработку выполнила:

Цыганова Е.Ю., преподаватель химии и биологии

2021

Цель викторины:

- активизация познавательной деятельности обучающмхся; привитие интереса к предмету, углубление и расширение знаний; развитие коммуникативных способностей обучающихся.

Задачи:

  • Дать студентам возможность реализовать интеллектуальные способности.
  • Обеспечить условия для установления хороших взаимоотношений.
  • Способствовать развитию умения принимать коллективное решение.
  • Повысить мотивацию к изучению естественнонаучных дисциплин.
  • Показать взаимосвязь физики, биологии, химии, на основе общности ряда законов живой и неживой природы, углубить представления о единстве материального мира.
  • Активизировать мышление, познавательную деятельность, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь.
  • Способствовать установлению уважительного отношения к соперникам.
  • Создать эмоциональные условия для самоутверждения личности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Участники: команды-участницы, преподаватели, члены жюри.

Эпиграф: Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело –

В мир загадок и сложных задач.

Введение

Викторина – это игровая форма, которую любят студенты. Если эту игру сделать в нетрадиционной форме и перенести её в такую ситуацию, где все предметы и явления, о которых идёт речь, существуют реально, то викторина становится особенно интересной.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся со многими привычными вещами, о которых так мало знаем, а иногда даже не можем ответить на самый простой вопрос о различных явлениях, связанных с тем или иным предметом. Вызвать интерес учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин можно с помощью проведения викторины, в которую включены вопросы из повседневной жизни. Задания викторины помогут учащимся заглянуть за страницы учебника, расширят их кругозор. Данный материал может быть использован как на уроках, так и при проведении внеклассных мероприятий.

Суть данной викторины заключается в том, чтобы правильно ответить на вопросы. Время игры 40-50 минут. В викторине принимают участие 3 команды 1 курса.

В ходе игры предусматривается несколько конкурсов:

1. Разминка. За 1 минуту каждая команда должна ответить на как можно большее число вопросов, за ответы на которые выдаются жетоны (1 ответ – 1 жетон).

2. « Узнай меня». Каждой команде предлагается по подсказкам угадать, о ком идет речь. Максимальное количество баллов за этот конкурс #1045;сли команда не отвечает – может ответить другая команда.

3. « Шифровальщики». В наборе букв каждая команда за 3 минуты должна найти понятия, связанные с физикой, химией, биологией.

Игра со зрителями. За правильно отгаданную загадку-1 жетон

4 « Приплюсуем - вычтем»

5. « Что находится в черном ящике?» Каждой команде предлагается по подсказкам угадать, что находится в черном ящике

;Расшифруй слова» За 1 минуту команда составляет слова из предложенного набора букв

7. «На перекрестке физики и биологии»

Балл получает команда, быстрее и правильно ответившая на вопрос

Подведение итогов. Итоги подводятся просто и очень быстро. Участники подсчитывают сумму жетонов, набранных за игру. Кроме командного первенства, можно подвести и итоги личного первенства игроков.

Ход игры:

Преподаватель: Здравствуйте, мы рады приветствовать вас, и предлагаем принять участие в викторине. Каждый вопрос викторины требует для ответа знания физики, биологии, химии. А знаете ли вы, что объединяет эти предметы?

Студенты: (Это естественные науки, науки о природе)

Ведущие: Мир природы неделимое целое, все объекты и явления в нём взаимосвязаны и подчиняются единым законам, и наши науки имеют много точек пересечения.

Ведущие: На перекрёстке физики и биологии, родилась наука биофизика. На перекрестке химии и физики - Физическая химия

Начнём викторину, в которой участвуют 3 команды студентов 1 курса.

Представляем команды-участницы викторины.

Конкурс 1 «Разминка»

За 1 минуту каждая команда должна ответить на как можно большее число вопросов, за ответы на которые выдаются жетоны (1 ответ – 1 жетон).

Это простые вопросы, требующие, однозначных ответов. (слайды 3 – 14)

  1. Прибор для измерения сил( динамометр).
  2. Прибор для измерения атмосферного давления ( барометр)
  3. Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого ( сила трения)
  4. Где в клетке происходит процесс фотосинтеза? (хлоропласты)
  5. Митоз-это деление соматических или половых клеток? (соматических)
  6. Митохондрии имеют выросты внутренней мембраны. назовите их.(кристы)
  7. Выберите правильное обозначение гомозиготы : АА;Аа; (АА)
  8. С какой планетой наши предки связывали железо? (марс)
  9. Процесс распада электролита на ионы.(диссоциация)
  10. Как различить кислоту и основание?
  11. Что входит в состав яичной скорлупы? (карбонат кальция)
  12. Единица элементарного заряда( Кулон)
  13. Температура при которой тело плавится ( температура плавления)
  14. одноименные заряды(отталкиваются)
  15. Единица измерения силы электрического тока(Ампер)
  16. На тело, погруженное в жидкость, действует ( архимедова сила)
  17. Сила, с которой Земля притягивает к себе все тела( сила тяжести)
  18. Сохранение объема и формы – свойство ( твердого тела)
  19. Вид теплопередачи, при котором энергия переносится струями жидкости или газа( конвекция)
  20. Величина, равная отношению пройденного пути ко времени ( скорость)
  21. Единица массы ( кг)
  22. Энергия, которой обладает движущееся тело ( кинетическая )
  23. Единица измерения давления( Паскаль)
  24. .Прибор для измерения напряжения ( вольтметр)
  25. Гидролиз какой соли идет по аниону: Na2 S , CuCL2 , KCL (Na2 S )
  26. Выберите формулу соли,значение PH раствора которой меньше: KCL;Na2 CO3 ; СuC L2 (СuC L2)
  27. Накопление каких ионов в растворе свидетельствует о кислой среде (ионы водорода)
  28. Какой металл называют металлом консервной банки (олово)
  29. Частица,имеющая заряд (ион).
  30. Жидкий металл (ртуть)
  31. Родственник алмаза (графит)
  32. При добавлении к раствору в пробирке раствора лакмуса, произошло изменение окраски –стала красной. Какие вещества могут находится в пробирке? (кислота или соль,образованная сильной кислотой и слабым основанием)
  33. Выберите формулу соли, значение PH раствора которой больше7: KCL;Na2 CO3 ; СuC L2 (Na2 CO3 )
  34. Гидролиз какой соли идет по катиону: Mg(NO3 )2 K2 CO3 NaBr ? (: Mg(NO3 )2 )
  35. Какая посуда обладает бактерицидными свойствами?
  36. Какой металл болеет «чумой» ?
  37. От серебра произошло название одной из стран Южной Америки. Назовите эту страну. (Аргентина).
  38. В 50-ые годы XX века,когда еще не появились стиральные порошки на основе синтетических моющих средств,многие женщины кипятили белое белье в растворе силикатного клея(силиката натрия).Как можно объяснить моющие средства силикатного клея
  39. Прибор для измерения температуры ( термометр)
  40. Разноименные заряды ( притягиваются)

.Если вещество сохраняет объем, но легко меняет свою форму, то оно находится в ( жидком состоянии)

  1. Какое вещество будет проводить электрический ток: сахароза, кристаллы хлорида натрия, этиловый спирт, раствор хлорида натрия? (раствор хлорида натрия)
  2. Какие металлы при взаимодействии с водой образуют щелочи? (щелочные)
  3. Какой газ используется в производстве газированной воды и при тушении пожаров.
  4. (Углекислый газ
  5. Единица измерения механической работы (джоуль)
  6. Прибор для измерения силы тока ( амперметр)
  7. Единица электрического сопротивления ( Ом)
  8. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел ( инерция)
  9. Единица измерения длины ( метр)
  10. Величина, равная отношению массы тела к его объему (плотность)
  11. Движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит равные участки пути ( равномерное)
  12. Ядро атома состоит из ( протонов и нейтронов)
  13. Если плотность тела больше плотности жидкости , то это тело в ней
  14. ( тонет)
  15. Прибор для измерения давлений , больших или меньших атмосферного ( манометр)
  16. Единица измерения силы ( Ньютон)
  17. Величина, характеризующаяся отношением работы ко времени, за которое она была совершена( мощность)
  18. На каком явлении основана засолка огурцов(диффузия)
  19. Вид теплопередачи , которая возможна и в вакууме ( излучение)
  20. Мельчайшая частица данного вещества ( молекула)
  21. .Единица измерения напряжения(вольт)
  22. В названия каких химических элементов входят названия животных? (мышьяк – мышь, як)
  23. Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов?.(фтор)
  24. Назовите химический элемент, название которого совпадает с названием соснового леса?.(бор)
  25. Какая кислота находится в желудке человека?(соляная)
  26. Каким химическим элементом богата морская капуста?(йод)
  27. Вакуоль-органоид растительной или животной клетки? (растительной)
  28. 1Изменение с течением времени положения тела относительно других тел ( механическое движение)
  29. В каком рассоле- горячем или холодном – быстрее просаливаются огурцы?
  30. Смазка является одним из способов уменьшения ( силы трения)
  31. Кто считается основателем генетики?(Мендель)
  32. Какие организмы не имеют клеточного строения.?(вирусы)
  33. У каких организмов ген-это участок молекулы РНК?(вирусы)
  34. Самый твердый минерал в мире (алмаз)
  35. Какие металлы легко режутся ножом?
  36. Кто открыл ядро в клетке? (Броун)
  37. В результате какого процесса при делении клетки происходит обмен генетической информацией? (кроссинговер)
  38. Выберите правильное обозначение гетерозиготы: АА;аа;Аа (Аа)
  39. О чем свидетельствует сходство зародышей человека и других позвоночных? (о единстве происхождения)
  40. Какую функцию выполняет комплекс Гольджи? (Выведение из клетки отмерших органоидов клетки;синтез лизосом)
  41. 1Как называются взаимовыгодные отношения между организмами?(симбиоз)
  42. На каком уровне организации живого находится амеба?(клеточный)
  43. У нас это растение считается сорняком, имеет округлые опушенные листья; соплодия его можно увидеть у играющих детей и на шерсти собак. А в Японии это растение является садовым овощем – Гобо. Из него готовят повидло и мармелад. А какое лекарственное масло делают из этого растения?(лопух;масло репейное)
  44. Благодаря какому органоиду морковь желто-оранжевого цвета? (хромопласты)
  45. .Какое расщепление по фенотипу происходит при скрещивании гибридов 1 поколения?(3 :1)
  46. .Биологические катализаторы белковой природы. (Ферменты)
  47. .Как называется скрещивание особей,различающихся по одной паре альтернативных признаков.(моногибридное)

Конкурс 2. « Узнай меня».

Каждой команде предлагается по подсказкам угадать, о ком идет речь. Максимальное количество баллов за этот конкурс #1045;сли команда не отвечает – может ответить другая команда.

  1. Еще в студенческие годы он открыл ,что период колебания

маятника не зависит от амплитуды (5б.)

  1. После окончания университета он занялся исследованиями в области математики и астрономии (4б)
  2. Им открыт принцип относительности движения и закон инерции (3б.)
  3. Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры (2б)
  4. Для изучения закономерности свободного падения тел он использовал наклонную башню в городе Пиза (1б)

Ответ: Галилео Галилей

  1. Его научные исследования посвящены электромагнетизму, физике кристаллов, оптике, молекулярной физике.- 5б
  2. Но главное его научное достижение относилось к совершенно неизвестной до тех пор области науки.Она прославила его имя.- 4 б.
  3. Он лауреат первой Нобелевской премии по физике (1901 г)- 3б
  4. Фамилия этого ученого знакома всем: и школьникам, и артистам, и научным работникам, посетившим больницу -2б.
  5. Ему первому удалось увидеть строение части скелета живого человека. -1 б

Ответ: Вильгельм Рентген

  1. Сын крестьянина-помора северной окраины России.-5б
  2. В 1730 году пешком ушел в Москву учиться.-4б.
  3. Он первым в России разработал способ получения цветных стекол, вместе со своими учениками создал из этих стекол панораму “Полтавская битва.-3б.
  4. По его инициативе и проекту был открыт Московский университет.-2б.
  5. Стал первым российским академиком, Пушкин называл его „ Первым российским университетом.”-1б.

Ответ: М.В.Ломоносов

  1. Родился в 1834 г. в Тобольске, семнадцатым ребенком в семье - 5 б
  2. Студенческие исследования его относились к аналитической химии - 4б.
  3. У него было хобби- изготавливать чемоданы -3б.
  4. Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии и других сопредельных с химией и физикой дисциплинах- 2б.
  5. Разработал периодическую таблицу химических элементов, ставшую графическим выражением закона, установленного в ходе работы над «Основами химии»-1 б.

Ответ: Д.И.Менделеев

  1. Австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности -5 б.
  2. Он занимался широким спектром естественных наук – от селекции, садоводства и плодоводства до астрономии и пчеловодства. В списке 13 публикаций 9 касаются метеорологии- 4б.
  3. На основании опытов по гибридизации сортов гороха с точным количественным учётом всех типов полученных гибридов (1856-1863), открыл, обосновал и сформулировал в книге «Опыты над растительными гибридами» (1865) основные закономерности наследования факторов, названных генами. - 3 б.
  4. Доказал, что признаки способны передаваться по наследству. - 3б.
  5. Позднее эти закономерности легли в основу учения о наследственности, названные его именем- 1б.

Ответ: Грегор Мендель

  1. Член 85 научных обществ со всего мира и обладательницей 20 научных почетных степеней. - 5б
  2. В годы Первой мировой войны ездила по госпиталям с первым рентген - аппаратом и обучала врачей делать рентген для того, чтобы более успешно проводить операции у раненых - 4б.
  3. Первая в истории университета Сорбонны женщина преподаватель - 3б.
  4. Один из элементов, который открыла вместе со своим мужем, называется полоний – в честь родины – Польши - 2 б.
  5. Дважды лауреат Нобелевской премии: по физике в 1903году и по химии в 1911 году - 1б.

Ответ : Мария Кюри

Конкурс 3 «Шифровальщики»

В течение 3 минут команды находят слова- понятия, связанные с физикой, химией и биологией

Я

К

М

О

Л

Э

Я

У

В

Е

Д

О

С

В

А

Л

Е

Н

В

Л

Т

Т

Р

Е

Д

Е

Т

У

К

У

К

Е

И

Я

О

Н

Е

Щ

Е

С

И

Л

И

Н

Р

Г

Е

И

Ф

О

Р

Т

У

А

Е

Ь

Т

О

Ж

И

У

Р

И

В

Л

Г

С

Ы

Е

М

У

Р

К

М

Я

О

Ь

И

О

И

Н

Е

Ч

Ы

Ы

А

Ц

Я

Б

З

Н

К

Н

С

Ы

Р

Н

Л

И

Е

Е

Т

О

Ю

И

К

Й

И

Й

О

Я

А

З

А

М

Р

Ц

У

К

Б

Ответы: деформация, вещество, материя, молекула, сила, явление, тяготение, трение ,цинк, кислота, жиры, атом, ион

Конкурс 4. Приплюсуем - вычтем

Слово, которое нужно угадать – есть физическое или химическое понятие.

По заданию, оно является либо частью какого-нибудь слова, либо его дополнением.-1 балл за угаданное слово ( время- 3 мин)

Алиса -А

сила

Ряд+о

ядро

Алмаз+п

плазма

Кино-к

ион

Лапа+м

лампа

Кузов-о

звук

Лом+ь

моль

Пара-а

пар

Колба-А

блок

Том+а

атом

Конкурс 5

«Что находится в черном ящике?»

№ 3

  1. Сначала он плавал, потом стал и летать.-5б
  2. Он многим будучи их проводником, спас жизнь.-4б.
  3. Он не любит большую жару и сильную тряску.- 3б.
  4. Он всегда целенаправлен.-2б.
  5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.- 1б. ( Компас)

№ 2

  1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов.- 5 б
  2. Его можно использовать в науке для исследования некоторых физических явлений.-4б
  3. С ним дружат некоторые спортсмены.-3б.
  4. Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.-2б.
  5. По нему плакала Таня- 1б. ( Мяч)

№ 3

  1. Из этого на 65% состоит организм взрослого человека.-5 б.
  2. Его используют в системах нагрева и охлаждения.- 4 б.
  3. Его можно использовать для уменьшения трения.- 3 б.
  4. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.- 2 б.
  5. Его называют «соком жизни» на Земле.- 1б.( Вода)

№ 4

  1. Это вещество белого цвета -5б.
  2. Ценилось раньше на вес золота- 4б.
  3. Оно было важным предметом торговли-3б.
  4. Из-за него велись кровопролитные войны -2б.
  5. Мы используем его в пищу-1б. ( Соль)

№ 5

  1. Легкий, мягкий металл-5б.
  2. Третий по распространению в земной коре после железа и кремния-4б.
  3. Хорошо проводит электрический ток-3б.
  4. Серебристо белого цвета- 2б.
  5. Используется для изготовления посуды, проводов в самолетостроении-1б

.( Алюминий)

№ 6

  1. Это вещество чаще встречается нам черного цвета, но есть и белого -5б.
  2. Обладает пористой структурой- 4б.
  3. В качестве сырья в его производстве используются материалы органического происхождения- 3б.
  4. Используется в фильтрах для очистки воды-2б.
  5. Часто применяют в медицине при отравлении-1 б. ( Активированный уголь)

Конкурс 6. Расшифруй слова

Время выполнения 1 минута, каждое слово-1 балл

1 команда

1). МИНКРЕЙ – этот элемент ищите среди камней

2). ЛЕОДРУГ – без этого элемента в печке не будет огня

3). АВОД – из этого вещества более чем на 2/3 состоит Земной шар.

2 команда

1) СЛИКОДОР – без этого вещества не проживёте и десяти минут.

2). ОРРЕБЕС – блестит , а не золото.

3). ДОРОВОД – этот элемент широко распространён в космосе.

3 команда

1). ЦИНВЕС – у этого элемента действительно большая плотность.

2). СУСКУ – это вещество является консервантом для приготовления некоторых блюд.

3). МАЗАЛ – это вещество является самым прочным на планете.

Ответы:

1 команда

  1. МИНКРЕЙ – кремний
  2. ЛЕОДРУГ – УГЛЕРОД
  3. АВОД – ВОДА

2 команда

  1. СЛИКОДОР – КИСЛОРОД
  2. ОРРЕБЕС – СЕРЕБРО
  3. ДОРОВОД – ВОДОРОД

3 команда

  1. ЦИНВЕС – СВИНЕЦ
  2. КСУСУ – УКСУС
  3. МАЗАЛ – АЛМАЗ

Конкурс 7
« На перекрестке физики и биологии»

Кто быстрее ответит на вопрос-1 балл

  1. Какой физический закон хорошо известен рыбам? (Закон плавания тел).
  2. Назовите «вечный двигатель» организма? (Сердце)
  3. Почему птицы сидят на проводах, и их не убивает током? (Птица не дотрагивается земли)
  4. Почему в самолётах закладывает уши? (Из-за разницы давления)
  5. Назовите физическое явление, помогающее жуку Водомерке легко скользить по воде? (Поверхностное натяжение)
  6. Какой физический закон согласно легенде, помогло открыть яблоко? (Закон Всемирного тяготения).
  7. Какие лучи вызывают загар и ожоги на теле человека? (Ультрафиолетовые)
  8. Какой физический прибор находится в органе зрения? (Линза)
  9. Почему в космическом пространстве наступает состояние невесомости? (В космическом пространстве отсутствует вес тела).
  10. Почему воробьи при сильных морозах взъерошены? (Между перьями создаётся воздушная теплоизолирующая «подушка»)
  11. Какое физическое явление объясняет переливающуюся окраску крыльев стрекоз? (Интерференция солнечного света в прозрачной плёнке).
  12. Почему в рыбу находящуюся в воде трудно попасть острогой? (из-за преломления света в воде)

Подведение итогов, награждение победителей.

Преподаватель:

На этом наша викторина закончена. Несмотря на то, что у нас определилась команда - победитель, надо помнить, что это всего лишь игра, в которой нет проигравших. Давайте вспомним олимпийский лозунг: важна не победа, а участие. Вы все сегодня молодцы , потому что работали все хорошо, мы увидели командную работу. Надеемся, что вам было интересно, и вы посмотрели на трудные для некоторых из вас естественнонаучные дисциплины другими глазами и измените свое отношение к их изучению.

Рефлексия:

На доске нарисовано дерево. Участники мероприятия прикрепляют на дерево фигуры разного цвета:

красный- мероприятие понравилось,

зеленого – мероприятие не очень понравилось, остались непонятными некоторые вопросы,

желтый - не понравилось, зря провел время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну - моя будущая профессия"

В данной методической разработке отражена методика проведения внеклассного мероприятия, которое проводиться в форме интеллектуальной игры, в которой принимают участие студенты первого курса дневного о...

Внеклассное мероприятие на неделе английского языка «Веселое путешествие в страну английского языка».

Внеклассное мероприятие на неделе английского языка«Веселое путешествие в страну английского языка»....

Внеклассное мероприятие "Кулинарная страна" по профессии" Повар, кондитер"

Внеклассная и воспитательная работа является одним  из важнейших средств педагогического воздействия на духовное становление молодёжи, на формирование  их личности и становление активной жиз...

конспект внеклассного мероприятия игра "Страна Сообразилия"

внеклассное мероприятие в рамках недели географии в школе...

Разработка внеклассного мероприятия патриотической направленности "Мы разные, а страна одна"

Разработка воспитательного мероприятия ко Дню народного единства (квест)....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в страну Информатика"

Цели:Обучающая: привить любовь к информатике, профессии, углубить знания и повысить способности обучающихся;   Воспитывающая: воспитывать интерес обучающихся к  информатике, технике, ок...