Психологическая безопасность образовательной среды.
статья

Шувалова Наталья Александровна

Проблемы психологической безопасности образовательной среды в последние годы становятся все более актуальными. Психологическая безопасность - одно из самых важных условий для успешной учебной деятельности и формирование гармоничной личности обучающегося. В статье представлены характеристики и компоненты психологически безопасной образовательной среды, условия психологической безопасноссти педагога и обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_bezopasnost.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая безопасность образовательной среды.

Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной. Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для успешного учебного процесса и формирования личности обучающихся.

Психологическая безопасность образовательной среды рассматривается  как прямое продолжение психологической безопасности личности учителей, обучающихся и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.

Характеристиками психологической безопасности образовательной среды являются:

   • отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

• удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;

• укрепление психического здоровья;

• предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;

• организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса.

Такая психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и развитию социально ориентированных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностного потенциала.

Развитие личности обучающегося, успешность учебно - воспитательного процесса должно происходить в условиях психологического комфорта и безопасности образовательной среды образовательного учреждения.

Компонентами психологически безопасной образовательной среды являются:

  Комфортность - состояние уюта, удобства и удовлетворения, определяемое совокупностью положительных психологических и физиологических ощущений человека в образовательной организации.

 Психологическая защищенность - гарантия безопасности в образовательной организации от чего-либо, безопасность сознания от воздействий, способных против ее воли и желания изменять психические состояния, характеристики и поведение.

 Удовлетворенность – состояние переживания чувства удовольствия, удовлетворения испытываемого субъектом, чьи потребности, желания удовлетворены, исполнены.

 Внутренние условия психологической безопасности педагога. 

Важным условием психологической безопасности педагога является готовность к безопасному педагогическому общению и безопасной профессиональной деятельности. Особенно выделяется направленность педагога на безопасность по отношению к себе, другим людям и окружающей действительности. Данная направленность рассматривается как принцип «не навреди» в связи с профессиональной деятельностью педагогов. Педагогу необходима такая характерологическая черта как гибкость, она представляет собой сочетание таких аспектов, как интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая стабильность и вариативность. Вариативность позволяют быстро перестраиваться, адекватно ситуации проявлять свое эмоциональное состояние, менять свое поведение в зависимости от условий.  Среди основных личностных характеристик стабильности в интеллектуальной сфере можно выделить самостоятельность мышления, устойчивые познавательные потребности, в эмоциональной сфере – это отсутствие склонности к переживаниям страха и гнева, в поведенческой сфере – социальная нормативность поведения.
          Таким образом, гибкость как характеристика личности педагога обеспечивает ему возможность успешного разрешения широкого спектра профессиональных проблем в разнообразных условиях образовательной среды.
Повышению уровня психологической безопасности личности педагога  способствует развитие самопознания, адекватной самооценки, способность регулировать свое эмоциональное состояние.
            Для обеспечения позитивного уровня психологической
безопасности обучающихся необходимо поддержание здоровой коммуникации, снабжение необходимым количеством эмоциональной поддержки и оказание помощи в процессе адаптации. Важным аспектом является межличностное взаимодействие между преподавателем и студентом.

Соблюдение следующих рекомендаций, способствует повышению психологической безопасности обучающихся :

  - Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, это важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В. Макаренко)

- Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С. Сухомлинский.)

- Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

- Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

- Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

- Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

- Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.

- Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

- Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

- Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.

- Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает, легче справиться.

- Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

- Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что «справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».

Таким образом, безопасная образовательная среда – это эффективное межличностное взаимодействие, способствующее развитию психологически здоровой личности в образовательном процессе.

Для создания психологически безопасной образовательной среды используются следующие технологии:  

1. Психологическая профилактика. Ее цель – это содействие полноценному развитию личности и предотвращение отклонений и личностных деформаций в процессе взаимодействия и обучения, формирование психологических знаний о безопасности у педагогического коллектива, родительской общественности. Деятельность проводится, в основном с педагогическим коллективом, родителями и другими значимыми взрослыми, которые оказывают влияние на ребенка и может быть реализована в форме бесед, тематических лекций, просмотра фильмов.

2. Психологическое консультирование. Это оказание помощи участникам образовательного процесса в самопознании, позитивном принятии себя, а также адаптации к реальным жизненным ситуациям, формирование мотивационной системы ценностей личности, достижение эмоциональной стабильности, которая будет способствовать личностному росту. Работа проводится в форме индивидуальных консультаций. Преимущества индивидуального подхода в том, что результат будет более быстрым, так как учитываются индивидуальные особенности человека.  Возможны и техники группового консультирования.

3. Психологическая коррекция. Психологическая коррекция – это форма совместной работы психолога, педагога и родителей. Она направлена на устранение приобретенных отклонений в личностном и профессиональном развитии обучающегося и гармонизацию психического здоровья участников образовательного процесса. Предметом коррекционной работы принято считать негативное отношение к образовательной среде, низкий уровень удовлетворенности взаимодействием, психологическое насилие в образовательной среде и другие характеристики образовательной среды, ограничивающие свободу личности и приводящие к неадекватным проявлениям поведения личности. Коррекционная работа затрагивает познавательную сферу обучающегося, эмоциональной, поведенческой аспект, а также межличностные и внутригрупповые взаимоотношения.

Итогом использования данных технологий должна явиться психологически здоровая личность участников образовательного процесса, обладающая высоким уровнем психологического благополучия.

Литература

  1. Афтаева Н.Е. Психологические ресурсы безопасности учителя в процессе внедрения инноваций: ВКР. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. 73 с.
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. — СПб.: Союз, 2002. — 271 с.
  3. Гришина Е.В. Влияние психологической безопасности образовательной среды на антивитальные переживания подростков: Автореф. дис… канд. психол. наук. СПб., 2018. 24 с.
  4. Костина Л.М. Психологическая безопасность личности субъекта образования на этапе перехода на следующую ступень обучения: Автореф. дис… д-ра психол. наук. СПб., 2024. 41 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы».

Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы»....

«Организация психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности при проведении добровольного медицинского осмотра обучающихся на употребление наркотических средств»

Ключевые слова: безопасность образовательной среды, психологическая безопасность, добровольное тестирование на употребление ПАВ, нормативная база, принципы, подходы и организация тестирования в профес...

Задания в тестовой форме по теме:"Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии»)"

Задания в тестовой форме по теме:  Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии») созданы для проведе...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ “ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ”

Цель: повышение информационно-цифровой компетентности подростков, осознание подростками влияния Интернета на сознание и поведение. Расширение их представлений о рисках и опасностях,...

Рекомендации для родителей по психологической безопасности

Психологическая безопасность - важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Что же такое психологическая безопасность? Психологическая безопа...

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения,...