Открытый урок по письму и развитию речи на тему " Значение глагола в речи" 8 класс
план-конспект урока
Данный урок письма и развития для учащихся 8 класса коррекционной школы.Основная цель урока: формирование умения грамотно использовать в речи глаголы.
Повторить изученное о признаках глагола, вопросах, на которые он отвечает, действиях, которые он называет; распознавать глагол среди других частей речи; закрепить знания учащихся о пройденных частях речи; вырабатывать грамотное письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_znachenie_glagola_8kl.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная ) школа-интернат
г.Темрюка
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
НА ТЕМУ «ЗНАЧЕНИЕ ГЛАГОЛА В РЕЧИ»
( 8 КЛАСС)
Подготовила
учитель русского языка
Осипова В.Ю.
2022-2023 уч.год
Тема урока: «Значение глагола в речи».
Цель урока: формировать умение грамотно использовать в речи глаголы.
Задачи:
образовательная –повторить изученное о признаках глагола, вопросами, на которые он отвечает, действиями, которые он называет; распознавать глагол среди других частей речи; закрепить знания учащихся о пройденных частях речи; вырабатывать грамотное письмо;
коррекционно-развивающая – развивать связную устную и письменную речь; обогащать речь учащихся употреблением глаголов; развивать умение распознавать (выделять) глаголы в тексте,развивать мелкую моторику рук.
воспитательная – воспитывать интерес учащихся к предмету;
Оборудование:Карточки с дифференцированными заданиями,опорные таблицы по теме урока, наглядный материал,презентация,интерактивная доска,словари , иллюстрации и рисунки учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Доброе утро,ребята!Сегодня у нас урок письма,к нам на урок пришли гости.
-А если у нас гости,что мы делаем? (ответы детей)
-Правильно,ребята,и мы угостим наших гостей:
-теплым приемом,добрыми улыбками,отличными знаниями.
Чтобы нам работалось легко, мы выполним несколько полезных упражнений:
1.Быстро потрите друг о друга пальцами ладони
2.Щеки быстро потрите вверх-вниз (5 секунд)
3.Потрите ушки
4.Пальчиками побарабаньте по голове
Работаем под девизом: «Работай так, чтобы всем было интересно!»
(класс читает хором) (Слайд 2)
2.Сообщение темы урока.
Ученик читает стихотворение о глаголе
1)Какую часть речи мы изучаем? Глагол
-Прочитайте тему урока наоборот
ИЧЕРВАЛОГАЛГЕИНЕЧАНЗ (Слайд 3) Ответы детей.
-Верно,сегодня мы продолжим работу над глаголом,уточним значение глаголов,будем учиться правильно использовать глаголы в связной речи
Запишите в тетрадях число,классная работа, тема урока (Слайд 4)
-Сидим красиво,пишем аккуратно,чисто, не торопясь
ПОМНИТЕ: УМЕНИЕ РАЗБОРЧИВО ПИСАТЬ-
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО ВЕЖЛИВОСТИ (Слайд 5)
2)Запись на доске:
Родина начинается с родного дома.
-Прочитайте предложение
-Как вы понимаете эту пословицу?
-К какому жанру литературы относятся пословицы?
(К устному народному творчеству)
-Что еще относится к устному народному творчеству?(Сказки,загадки)
Разбираем предложение по членам предложения.(1 ученик-на доске)
2)Словарная работа .(поставить ударение,подчеркнуть безударную гласную).
-Записать одним словом в столбик с маленькой буквы :
(Инд.карточка-ученикам 3 группы) (Слайд 6)
1)большой зонт для прыжка с самолета (парашют),
2)землеройная машина с ковшом(экскаватор),
3)работница по изготовлению швейных изделий(швея)
4)работник,который ведет документацию и деловую переписку(секретарь)
5)больной,лечащийся у врача(пациент)
Подберите действия,которые выполняет каждый из этих предметов,запишите.
Дети записывают: парашют летит,экскаватор роет,швея шьет,секретарь печатает,пациент болеет.
-Какого времени получились глаголы? (Дети-настоящего)
Возьмите в руки карандаш,проверьте,правильно ли вы написали эти слова,поставьте на полях оценку
-Продолжаем работать над нашей темой.
-А какая тема у нас сегодня?(Ответы детей)
-Молодцы,все помните.
3) Давайте вспомним все,что вы знаете о глаголе
Проведем небольшой тест.(Слайд 7)
Тест.
1.Что такое глагол?
1)часть слова
2)часть речи
3)часть света
2.Что обозначает глагол?
1)предмет
2)признак предмета
3)действие предмета
3.На какие вопросы отвечает глагол?
1)Кто?Что?
2)Какой?Какая?Какое?Какие?
3)Что делает?Что сделал?Что будет делать?
Проверка.
Молодцы,вы хорошо справились с заданием!
4) Итак, что обозначает слово ГЛАГОЛ?
-Где найти ответ на этот вопрос? Ответы детей.
-Верно,давайте обратимся к словарям. (Читают ученики)
Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:
Глагол-часть речи,обозначающая действие или состояние ,выражающая это значение в формах времени.лица,числа(в наст.вр.),рода(в прош.вр.)
Из словаря Владимира Ивановича Даля:
Глагол-1.Слово,речь,выражение.
2.Словесная речь человека,разумный говор,язык.
Из этимологического словаря:
Глагол-греческого происхождения,означает «речь»
Учитель. Словари-это вселенная в алфавитном порядке.
Обратимся к азбуке.
Слайд 8 (славянская азбука)
(Слайд 9) - Буква «Г». Но еще полтора века назад она называлась «глаголь», т.е. «говори». Отсюда слово «глагол» означало «слово, речь»
5) Слайд 10 (Дядюшка глагол)
По подсчетам ученых, глагол занимает второе место по частоте употребления в речи.
Какой вывод можно сделать?(Ответы детей)
Вы правы,глагол-очень важная часть речи,которая имеет много значений.
4. Закрепление.
Глаголы появились очень давно. Их можно найти в сказках,пословицах,загадках,фразеологизмах.
Работа с карточками.( у каждого ученика на парте)
Задание №1. (Слайд11, карточки )
Вам нужно соединить фразелогизмы стрелочкой с близким по значению глаголом
Бить баклуши – бездельничать
Навострить уши – подслушивать
Надуть губы - обидеться
Обвести вокруг пальца - обмануть
Повесить нос – загрустить
Держать язык за зубами – молчать
Зарубить на носу- запомнить
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Вы хорошо потрудились.Давайте отдохнем.Но и отдыхать можно с пользой.Попробуем выполнить всю трудную работу,которую успевает сделать глагол. (Слайд 12)
Встали все.
Покачайтесь,покружитесь,
Потянитесь,распрямитесь,
Приседайте,приседайте,
Пошагайте,пошагайте
Встаньте на носок,на пятку,
Поморгайте,улыбнитесь
Глубоко теперь вздохните
Все в порядок приведите
И трудиться вновь начните!
Задание№ 2 ( Слайд13)
-Прочитай текст. Назови произведение и автора.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
-Найди глаголы, определи время глаголов.Ответы детей.
-Почему царевна это сделала? Ответы детей. (Чтобы было тепло, уютно и хорошо.)
Давайте мы тоже попробуем написать строчку стихотворения.
Слайд 14
Прочитай текст. Назови глаголы. Допиши строчку.
Дом нас кормит, согревает,
От метели защищает.
Всех он радостно встречает,
……………………………..
(Стол богатый накрывает, нам всегда он помогает, он без нас скучает, всю семью он собирает, в доме места всем хватает)
Проверка.
Что же такое дом? Ответы детей.
Дом- тепло, семья, стены, мебель, мать, отец, стол, обед, сон, огород, сад, сказки, альбом, кошка, собака, радость, спокойствие, защита.
Мы вернулись к нашему предложению « Родина начинается с родного дома».
Для вас школа –второй дом,где вас любят и ждут и где вам всегда помогут.Слайд15
Задание№4
Работа с учебником стр.132 упр.177,дети читают задание и выполняют упражнение с последующей проверкой.
-Скажите по каким признакам находили глаголы?Ответы детей.
5. Подведение итогов, выставление оценок
1. Итак,ребята,давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня?
2. Скажите, какую роль играют глаголы в языке и речи?
Выводы ( Слайд16)
(Чтение стихотворения учеником о глаголе)
У вас на столах лежат смайлики:веселые и грустные.Если вы довольны собой,тем,как вы работали,покажите мне веселого смайлика,если чем-то недовольны-грустного.
Выставление оценок с комментированием
6. Домашнее задание (Слайд 17)
1.1и 2группа сочиняют сказку о Глаголе,которая начинается со слов «Жил-был Глагол»
2. Индивидуальные задания по карточкам.-3группа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по английскому языку №2 по теме « Неправильные глаголы» для 4 классов
Контрольная работа по английскому языку №2по теме « Неправильные глаголы» для 4 классов...
Открытый урок по письму и развитию речи в 3 классе по теме:"Слова,обозначающие предметы"
Открытй урок по письму и развитию речи в 3 классе по теме: "слова ,обозначающие предметы"...
Урок развития речи на тему "Сочинение сказки по готовому началу"
Предложенный мною конспект урока будет интересен для учителей начальных классов и воспитателей.В нем предлагается методика урока развития речи по теме: обучение составления сказки во 2 классе по ...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ 5 КЛАСС
Цель: Создание условий для формирования навыка осознанного, выразительного чтения сказки, активизации учащихся и вовлечения их в процесс анализа художественного произвед...
Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."
Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....
Тема открытого урока:"Pets and Animals" Развитие УУД с использованием ИКТ Класс: 4
Открытый урок Развитие УУД с использованием ИКТКласс: 4Тема урока: Pets and Animals Цель: Развитие языковой компетентности обучающихся через закрепление знаний по теме “Pet...
Рабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида»
Рабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида» составлена в соответствии с программой В.В.Воронковой «Русский (родной) язык» (Программы спе...