Ресурсный тренинг для педагогов
методическая разработка

Романовская Галина Васильевна

Тренинг направлен на профилактику эмоционального выгорания у педагогических работников и администрации образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_trening.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСУРСНЫЙ  ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Г. В. Романовская, педагог-психолог

  ФЭК РГЭУ (РИНХ)

Данный тренинг направлен на профилактику эмоционального выгорания у педагогических работников; рекомендован для проведения в группах до 20 человек, длительность – 1 час 30 минут. Для проведения тренинга необходимо просторное помещение, стулья по количеству участников  и столы для рисования (4-5 столов), бумага для рисования, карандаши и фломастеры, любая ресурсная колода метафорических ассоциативных карт (МАК).

Порядок проведения тренинга

Педагог – психолог представляется и объясняет правила работы в группе:

  1.  Правило активности. Все участники принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий.
  2.  Здесь и сейчас. Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени.
  3. Правило круга. Это правило актуально для тех тренингов, в которых каким-то образом затрагиваются личные темы. Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы.
  4.  Говорит один. Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.
  5. «Я-высказывания». Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». Стараться не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…»

В начале тренинга выполняем упражнения-разминку на знакомство, каждый участник тренинга получает возможность для самопрезентации.

Упражнение - разминка « Я – ПЕДАГОГ…» Каждому участнику предлагается представиться и дать себе характеристику как педагогу ( например «Меня зовут Мария Ивановна и я педагог, который умеет заинтересовать студентов»)

Далее ведущий предлагает участникам представить, что они пришли на тренинг в футболках одинакового цвета ( группа договаривается , какого). Далее ведущий просит вообразить, что на футболке каждого участника написан его профессиональный девиз. Какой? После небольшой подготовки педагоги делятся девизами по очереди.

Педагог-психолог задаёт вопрос: « Уважаемые участники, как часто в своей профессиональной деятельности вы испытываете негативные эмоции, такие как раздражение, злость, гнев и т.п.? Как справляетесь с этими эмоциями?» Ведущий даёт информацию  учит выполнять правильно упражнения для снятия эмоционального напряжения.

Мини-лекция «Как управлять своими эмоциями». 

Цель: научить управлять эмоциями.

Как разрядить негативные эмоции? Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют. Если вы одни, то можно выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Производите любые спонтанные звуки — напряжение может быть «заперто» в горле. Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем. Благотворно действует на человека природа. Прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

 А сейчас выполним ряд упражнений на снятие эмоционального напряжения.

 1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

2. Если судьба вручила тебе лимон, сделай из него лимонад. Представьте, что у вас в руке лимон. Сожмите руку в кулак и выдавливайте сок. Прилагая значительные усилия. Предплечья должны быть предельно напряжены, костяшки пальцев побелеть. Теперь представьте, что вы полностью выдавили сок и с облегчением выбросили лимон. Расслабьте руку. Затем повторите с другой рукой, а потом с обеими руками. Сжимаем лимон – сильно сжимаем , выдавливаем сок до последней капли и выбрасываем, расслабляемся. Делаем 10-15 повторений.

3. «Дыхание уступами» Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться.

Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на «черный день»

Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.

В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Давайте проделаем подобную работу.

БЛАНК ПАМЯТКИ см. в приложении 1.

Анализ упражнения. Какое значение для вас имело выполнение этого упражнения? Что вы взяли себе на заметку и будете использовать?

Для сохранения благоприятного внутреннего эмоционального настроя очень важно опираться и на внешние ресурсы. Ведущий предлагает выполнить арт-терапевтическое упражнение с использованием ресурсной колоды МАК.

 Упражнение «Сосуд эмоций»

Цель : научит искать внешние ресурсы для улучшения эмоционального состояния.

Участникам тренинга предлагается нарисовать на листе бумаги силуэты двух одинаковых сосудов. Силуэт слева «наполняется» актуальными в настоящий момент чувствами и эмоциями, силуэт справа – желаемыми. Далее вслепую из колоды МАК каждый берёт по три карты-подсказки и выкладывает символическую «лесенку» от актуального состояния к желаемому. Далее все участники по очереди открывают карты и интерпретируют, какие же ресурсы помогут им в достижении цели.

Тренинг завершается рефлексией и выставлением оценок ведущему в заранее произвольным образом подготовленную ведомость.

Приложение 1.

ПАМЯТКА НА «ЧЁРНЫЙ ДЕНЬ»

Мои лучшие черты

Мои способности и таланты

Мои достижения

Инструкция: «Мои лучшие черты» — в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону. «Мои способности и таланты» — сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться. «Мои достижения» — в этой графе записываются достижения в любой области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детский сад – дружная семья - Ты и Я! » (Тренинг для педагогов и родителей и их детей)

В настоящее время важную роль в воспиатнии, развитиии детей является сотрудничество семьи и дошкольного учреждения. Только в условиях гармоничного взаимодействия детского сада и родителей наши дети бу...

Психологический тренинг для педагогов "Секрет счастья"

Тренинг для педагогов. Развивает коммуникативную компетентность, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе и формирует самопринятие и понимание себя....

Тренинг для педагогов

Тренинг для педагогов "Технологии педагогического взаимдействия"....

Тренинг для педагогов по предупреждению профессионального выгорания

Цель:  обучать методам управления состоянием мышечного напряжения и расслабления, предупреждения синдрома эмоционального выгорания. Обучение приёмам и  кинезиологическим упражнениям, п...

Тренинг для педагогов. Эмоциональное выгорание.

Тренинг направлен на снятие " Эмоционального выгорания"...

Методическая разработка мини-тренинга для педагогов, воспитателей «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»

Цель: Обучение педагогов, воспитателей приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке и вне урокаЗадачи:информирование педагогов о психолого-педа...

СЦЕНАРИЙ РЕСУРСНОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Данный тренинг способствует сплочению студентов и улучшает адаптацию в новом учебном коллективе; рекомендован для проведения в группах 1 курса нового набора....