Ресурсный тренинг для педагогов
методическая разработка
Тренинг направлен на профилактику эмоционального выгорания у педагогических работников и администрации образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_trening.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕСУРСНЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Г. В. Романовская, педагог-психолог
ФЭК РГЭУ (РИНХ)
Данный тренинг направлен на профилактику эмоционального выгорания у педагогических работников; рекомендован для проведения в группах до 20 человек, длительность – 1 час 30 минут. Для проведения тренинга необходимо просторное помещение, стулья по количеству участников и столы для рисования (4-5 столов), бумага для рисования, карандаши и фломастеры, любая ресурсная колода метафорических ассоциативных карт (МАК).
Порядок проведения тренинга
Педагог – психолог представляется и объясняет правила работы в группе:
- Правило активности. Все участники принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий.
- Здесь и сейчас. Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени.
- Правило круга. Это правило актуально для тех тренингов, в которых каким-то образом затрагиваются личные темы. Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы.
- Говорит один. Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.
- «Я-высказывания». Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». Стараться не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…»
В начале тренинга выполняем упражнения-разминку на знакомство, каждый участник тренинга получает возможность для самопрезентации.
Упражнение - разминка « Я – ПЕДАГОГ…» Каждому участнику предлагается представиться и дать себе характеристику как педагогу ( например «Меня зовут Мария Ивановна и я педагог, который умеет заинтересовать студентов»)
Далее ведущий предлагает участникам представить, что они пришли на тренинг в футболках одинакового цвета ( группа договаривается , какого). Далее ведущий просит вообразить, что на футболке каждого участника написан его профессиональный девиз. Какой? После небольшой подготовки педагоги делятся девизами по очереди.
Педагог-психолог задаёт вопрос: « Уважаемые участники, как часто в своей профессиональной деятельности вы испытываете негативные эмоции, такие как раздражение, злость, гнев и т.п.? Как справляетесь с этими эмоциями?» Ведущий даёт информацию учит выполнять правильно упражнения для снятия эмоционального напряжения.
Мини-лекция «Как управлять своими эмоциями».
Цель: научить управлять эмоциями.
Как разрядить негативные эмоции? Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют. Если вы одни, то можно выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Производите любые спонтанные звуки — напряжение может быть «заперто» в горле. Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем. Благотворно действует на человека природа. Прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.
А сейчас выполним ряд упражнений на снятие эмоционального напряжения.
1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
2. Если судьба вручила тебе лимон, сделай из него лимонад. Представьте, что у вас в руке лимон. Сожмите руку в кулак и выдавливайте сок. Прилагая значительные усилия. Предплечья должны быть предельно напряжены, костяшки пальцев побелеть. Теперь представьте, что вы полностью выдавили сок и с облегчением выбросили лимон. Расслабьте руку. Затем повторите с другой рукой, а потом с обеими руками. Сжимаем лимон – сильно сжимаем , выдавливаем сок до последней капли и выбрасываем, расслабляемся. Делаем 10-15 повторений.
3. «Дыхание уступами» Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.
У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться.
Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на «черный день»
Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.
В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Давайте проделаем подобную работу.
БЛАНК ПАМЯТКИ см. в приложении 1.
Анализ упражнения. Какое значение для вас имело выполнение этого упражнения? Что вы взяли себе на заметку и будете использовать?
Для сохранения благоприятного внутреннего эмоционального настроя очень важно опираться и на внешние ресурсы. Ведущий предлагает выполнить арт-терапевтическое упражнение с использованием ресурсной колоды МАК.
Упражнение «Сосуд эмоций»
Цель : научит искать внешние ресурсы для улучшения эмоционального состояния.
Участникам тренинга предлагается нарисовать на листе бумаги силуэты двух одинаковых сосудов. Силуэт слева «наполняется» актуальными в настоящий момент чувствами и эмоциями, силуэт справа – желаемыми. Далее вслепую из колоды МАК каждый берёт по три карты-подсказки и выкладывает символическую «лесенку» от актуального состояния к желаемому. Далее все участники по очереди открывают карты и интерпретируют, какие же ресурсы помогут им в достижении цели.
Тренинг завершается рефлексией и выставлением оценок ведущему в заранее произвольным образом подготовленную ведомость.
Приложение 1.
ПАМЯТКА НА «ЧЁРНЫЙ ДЕНЬ»
Мои лучшие черты | Мои способности и таланты | Мои достижения |
Инструкция: «Мои лучшие черты» — в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону. «Мои способности и таланты» — сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться. «Мои достижения» — в этой графе записываются достижения в любой области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детский сад – дружная семья - Ты и Я! » (Тренинг для педагогов и родителей и их детей)
В настоящее время важную роль в воспиатнии, развитиии детей является сотрудничество семьи и дошкольного учреждения. Только в условиях гармоничного взаимодействия детского сада и родителей наши дети бу...
Психологический тренинг для педагогов "Секрет счастья"
Тренинг для педагогов. Развивает коммуникативную компетентность, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе и формирует самопринятие и понимание себя....
Тренинг для педагогов
Тренинг для педагогов "Технологии педагогического взаимдействия"....
Тренинг для педагогов по предупреждению профессионального выгорания
Цель: обучать методам управления состоянием мышечного напряжения и расслабления, предупреждения синдрома эмоционального выгорания. Обучение приёмам и кинезиологическим упражнениям, п...
Тренинг для педагогов. Эмоциональное выгорание.
Тренинг направлен на снятие " Эмоционального выгорания"...
Методическая разработка мини-тренинга для педагогов, воспитателей «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»
Цель: Обучение педагогов, воспитателей приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке и вне урокаЗадачи:информирование педагогов о психолого-педа...
СЦЕНАРИЙ РЕСУРСНОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Данный тренинг способствует сплочению студентов и улучшает адаптацию в новом учебном коллективе; рекомендован для проведения в группах 1 курса нового набора....