Проблемы информационной безопасности подростков
методическая разработка на тему
Дать понимание проблемы пользования интернетом для подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_interneta.docx | 243.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы информационной безопасности подростков
Почему дети и подростки оказываются наиболее уязвимыми пользователями Интернета?
Во-первых, именно дети и подростки, психика которых не до конца сформирована, склонны попадать в интернет - зависимость. Исследования показывают, что среди молодежи интернет-зависимых больше, чем среди людей зрелых.
Джон Сулер (клинический психолог, автор сетевого проекта «Психология киберпространства»), который много лет исследовал психологические аспекты электронной коммуникации, утверждал: «Киберпространство – один из способов изменения состояния сознания. Как и в измененном состоянии сознания, вообще, киберпространство и все, что в нем происходит, кажется реальным – часто даже более реальным, чем действительность».
Во-вторых, когда ребенок проводит в обществе компьютера большую часть жизни, его личность оказывается совершенно неадаптированной к реальности. Маленький человек испытывает трудности в общении со сверстниками, и постепенно уходит из социума, из реальной среды обитания в виртуальную.
Дети и подростки должным образом не владеют собой, не имея волевой регуляции, легко поддаются влиянию им непросто отличать хорошее от плохого, у них не сформированы адекватные схемы поведения и восприятия. Они активно исследуют жизнь, в том числе при помощи Интернета. Все эти особенности – подверженность и чувствительность к внешним стимулам, информации, эффекту новизны – используют веб-дизайнеры сайтов, размещая красочные призывы щелкнуть по той или иной ссылке на странице сайта.
Ожидать того, что в нерегулируемом Интернете ребенок станет скачивать рефераты по истории и при этом совсем не поинтересуется порнографией, наркотиками или рецептами по изготовлению взрывчатки, было бы весьма наивно. Именно негативная, «темная» сторона Всемирной паутины привлекает молодежь. Само по себе это не удивительно: запретный плод сладок. Но именно в Интернете запретный плод еще и доступен. И хотя доступность и дешевизну информации относят к положительным сторонам Интернета, очевидно, что эти особенности Сети имеют негативную сторону.
Под контентными интернет-угрозами понимается информация в Интернете, которая причиняет вред пользователю путем опубликования или пересылки, а также интернет-коммуникация, направленная на причинение вреда собеседнику. Технические и коммуникационные возможности интернет-технологий довольно широки, поэтому список контентных интернет-угроз достаточно разнообразен.
Наиболее типичной и массовой интернет-угрозой для детей и подростков в настоящее время является киберунижение и кибертравля – именно данная категория лидирует среди обращений на «линию помощи» Центра безопасного Интернета в России.
Иллюзия анонимности и безнаказанности приводит к тому, что некоторые пользователи дают выход агрессии в Интернете, оскорбляя других пользователей или провоцируя их на конфликт. Подобное поведение в Интернете называют «троллингом».
Тро́ллинг (разг. троллить) – вид виртуального общения, в котором один из участников – тролль – нагнетает гнев, конфликт, скрыто или явно задирая, принижая, оскорбляя другого участника или участников. Тролли публикуют провокационные сообщения, чтобы вызвать негативную реакцию пользователей и разжечь спор между участниками коммуникации. Троллинг может быть прямым (оскорбления участников, нарушение правил ресурса, подстрекание, ссоры) и замаскированным (сообщения не по теме, возвращение к другой острой теме, завуалированные сообщения, на первый взгляд позитивные). Тролли хотят получить реакцию в виде прямого конфликта. В перепалке с таким пользователем очень легко потерять над собой контроль и самому стать троллем.
Тролли могут стремиться вызвать раздражение участников коммуникации, но также их целью может быть унижение конкретного человека. В таком случае троллинг может переходить в целенаправленную травлю, или буллинг.
Под буллингом обычно понимается запугивание, унижение, травля,
физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вы-
звать у другого страх, запугать и тем самым подчинить человека себе. Во
все времена это была одна из серьезных проблем подростковой среды.
Развитие инфокоммуникационных технологий привело к распространению кибербуллинга – агрессивного, умышленного действия, совершаемого группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющегося неоднократно и продолжительное время в отношении жертвы, которой трудно защитить себя. Виртуальная среда, в которой происходит кибербуллинг, позволяет агрессорам чувствовать себя менее уязвимыми и менее ответственными за свои действия. Анонимность –основной фактор, отличающий кибербуллинг от обычного буллинга, осуществляемого в непосредственном контакте. Другие отличия проявляются в том, что кибербуллинг продолжается и вне организации, посещаемой ребёнком, более агрессивно и скрытно, что зачастую не позволяет родителям и педагогам своевременно видеть эмоциональные реакции жертвы.
Троллинг и кибербуллинг преимущественно встречаются в социальных сетях, на форумах и в чатах. Для кибертравли используются также электронная почта и онлайн-мессенджеры (например, ICQ, Wiper). Опасность распространения унижающей ребенка информации заключается в том, что в отличие от «обычного» унижения, сцены, изображающие сам процесс унижения, распространяются на неограниченный круг лиц. Такие видео или фото могут быть доступны будущим друзьям и знакомым даже в случае переезда ребенка в другой город.
Еще одна опасность заключается в том, что на данный момент удалить все
экземпляры унижающих текстов или изображений из Интернета почти невозможно – ничто не мешает кому-то сохранить их на своем компьютере и опубликовать в Сети повторно даже через несколько лет.
Второй по массовости интернет-угрозой является вовлечение ребенка
в сексуальные действия через Интернет.
Секстинг и груминг распространены в России более широко, чем съемки детской порнографии.
Секстинг (от англ. sex и texting) означает общение на тему секса посредством мобильного телефона или через Интернет.
Груминг – установление в Интернете дружеских отношений с ребенком с целью сексуальной эксплуатации.
Суть угрозы заключается в том, что с ребенком в Интернете выходит на контакт некий человек (нередко представляющийся сверстником), входит в доверие к ребенку, в ряде случаев при этом готовя его к сексуальным действиям путем соответствующих бесед или пересылки сексуально ориентированных материалов. Цель – реальная встреча для совершения сексуальных действий или через Интернет посредством веб-камеры, либо обменом откровенных фотографий. Наиболее популярным местом для «охоты» за детьми являются социальные сети; дальнейшие контакты могут осуществляться через онлайн-мессенджеры, электронную почту, приватный чат, а также по мобильному телефону.
Беседы о сексе с малознакомыми «френдами» из социальных сетей могут таить в себе немалую опасность.
Не менее актуальной угрозой, исходящей из Интернета, является вовлечение несовершеннолетних в преступные экстремистские и радикальные группировки.
Экстремизм (от лат. extremus – крайний) – приверженность к крайним мерам и действиям в политике, совокупность идей, намерений, оправдывающих при принятии решений крайние меры.
Девизы экстремистов: «Кто не с нами – тот против нас», «Гильотина –лучшее лекарство от перхоти» – предполагают отказ от таких инструментов общения, как диалог, переговоры, компромиссы, которые называются «пустой болтовней». «Нормальным» считается конфликтное, агрессивное навязывание собственной точки зрения.
Онлайн-рекрутинг начинается с безобидного действа: сторонники или противники – не важно, втягиваются в дискуссию. Это дает экстремистам возможность обозначить свою позицию и тактику и заинтересовать аудиторию. После многоэтапных вербовочных бесед потенциальному рекруту делается предложение об участии. Если рекрут не уверен в своем желании вступить в группу, его направляют в чаты для «дозревания» или отсева.
Рекрутам предоставляются специальные игры, где они привыкают к насилию, как единственному способу решения жизненных проблем (сайт «Большая игра “Сломай систему”»), которая ориентирована на подростков.
Главная идея «Большой игры» – проведение диверсий против власти в
России. Это целая интернет-индустрия.
На вступительном уровне «уличному бойцу» предлагается распечатывать листовки с символикой бога Сварога и словами «Большая игра» и обклеивать ими объекты в городе проживания (50 знаков), предоставляя в качестве отчетов видеоролики.
На втором уровне требуется прислать видеоролик с постановкой «пришельца» на колени. Найти недовольного «Большой игрой» человека и применить против него издевательские меры воздействия на свое усмотрение.
На шестом уровне бойцы уже должны присылать видеозаписи о перевернутых автомобилях и разрушении торговых точек «пришельцев».
Задания седьмого уровня рассылаются игрокам на личные почтовые ящики.
Игроки материально заинтересованы – каждое действие оплачивается виртуальными деньгами по таксе. Натурализация денег предусмотрена после достижения игроками определенного уровня.
Набирающей масштабы интернет-угрозой является использование интернет-технологий для пропаганды и популяризации потребления наркотиков среди молодежи. На соответствующих интернет-ресурсах (сайты бесплатного хостинга, профильные форумы, реже – сообщества в социальных сетях) подросткам предлагаются рецепты изготовления одурманивающих веществ и смесей из подручных материалов, а также предоставляется возможность приобретения подобных средств. Опасность заключается в использовании Интернета для наркотизации подрастающего поколения (средним возрастом начала потребления наркотиков в России считается 13 лет).
Здесь уместно напомнить родителям и педагогам о проявлении такого понятия, как бдительность. Бдительность – это внимательное отношение человека к окружающей действительности. Наблюдение за подростками может рассказать о многом.
Особую опасность для детей и подростков представляют ролевые компьютерные игры, которые приводят к психологической зависимости от компьютера и Интернета.
Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых ребенок принимает на себя роль компьютерного персонажа. Игра разработана таким образом, что обязывает ребенка выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Обычно игрок добивается победы, выполняя задания (квесты), и растет в способностях и статусе. Когда «герой» набирает определенное количество очков, он получает очередной уровень.
Сетевые игры – это игры, в которых присутствует многопользовательский режим, позволяющий играть по сети с другими пользователями со всего мира. Как правило, это командные игры, которые могут продолжаться по нескольку суток.
Именно при игре в ролевые и сетевые компьютерные игры происходит очень глубокий и тотальный процесс вхождения ребенка в игру. Можно наблюдать буквально психологическое слияние ребенка с компьютером.
В крайне тяжелых случаях можно даже наблюдать, как ребенок теряет свою
индивидуальность и отождествляет себя с компьютерным персонажем.
Игровая зависимость – форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.
Игроманы отказываются от друзей, переходят на нездоровую пищу, забрасывают учебу, у них повышается агрессивность, склонность к насилию и ряд других факторов. Считается, что зависимые геймеры (игроки) нуждаются в психологической помощи, их проблемы не сложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, потеря смысла жизни и обычных человеческих ценностей. Появляются и другие трудности – подавленное настроение, плохое самочувствие, низкая активность; повышенный уровень тревожности и социальная дезадаптация.
Шутер – жанр видеоигр и по совместительству разговорное название игр-стрелялок. А само название появилось от англ. Shooter, что в переводе на русский означает «стрелялка или просто игра, где можно пострелять из чего-либо».
Широкое распространение в последнее время получили способы интернет-мошенничества. Каждый пользователь Интернета сталкивался с предложениями отправить СМС на определенный номер, чтобы получить причитающийся выигрыш. Сформировалось целая отрасль способов интернет-мошенничества, получившая название фишинг.
Фи́шинг (англ. phishing, от fishing – рыбная ловля, выуживание) – вид
интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к
конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям. Это достигается путем проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков или внутри социальных сетей. В письме часто содержится прямая ссылка на фейковый сайт, внешне очень похожий на настоящий.
Фейками (Фейк–от англ. fake, которое переводится как подделка, фальсификация, подлог, обман.) называют поддельные страницы или сайты, которые имитируют страницы других реальных пользователей или компаний, например, банков.
Основная задача такой страницы – убедить другого пользователя в том, что он попал на реальную страницу сайта.
После того как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются различными психологическими приемами побудить пользователя ввести на поддельной странице свои логин и пароль, которые он использует для доступа к определенному сайту, что позволяет мошенникам получить доступ к аккаунтам и банковским счетам.
Фишинг основан на незнании пользователями основ сетевой безопасности: в частности, многие не знают простого факта: сервисы не рассылают писем с просьбами сообщить свои учетные данные, пароль и прочее.
Фишинговые сообщения могут содержать:
- сведения, вызывающие тревогу, или угрозы, например, закрытия
ваших банковских счетов;
- обещания большой денежной выгоды с минимальными усилиями
или вовсе без них;
- сведения о сделках, которые слишком хороши для того, чтобы быть
правдой;
- запросы о пожертвованиях от лица благотворительных организаций
после сообщений в новостях о стихийных бедствиях;
- грамматические и орфографические ошибки.
В арсенале фишинга создание подставных страниц, кража личной информации, размещенной в социальных сетях (имя, фотография, адрес, телефон, список контактов) и использование ее для создания страниц-клонов.
Надо помнить, что в Интернете обитают не только добропорядочные пользователи, но и мошенники, которые только и мечтают о том, как бы обокрасть доверчивых пользователей или добыть у них ценную информацию.
Нигерейские письма.
Реклама и интернет-шопинг.
Баннер – графическое изображение, содержащее информацию рекламного характера.
Интернет-баннер (от англ. banner – знамя, флаг) – небольшая картинка или анимация, играющая роль гиперссылки на рекламируемый ресурс рекламодателя. Задача баннера – привлечь внимание пользователя, чтобы перенаправить его на другую страницу. Есть целый класс баннеров, получивших название вымогателей. К ним относятся баннеры - блокировщики.
Прислали из Департамента образования. Внимание родители и водители! Сейчас среди детей очень новомодной стала игра: "Беги или умри!"Суть этой игры перебежать дорогу как можно ближе перед движущимся транспортом. Эта игра популярна по всей России. Поэтому и водителям нужно быть предельно внимательными, когда видите детей у дороги и учитывать тот факт, что они могут броситься бежать прямо под колёса. Проведите беседу с детьми.
В соцсетях произошел резкий всплеск активности подростков, подающих сигнал готовности к суициду
История с группами самоубийц в соцсетях, всколыхнувшая страну год назад, казалось бы, утихла. В участии в смертельных виртуальных играх активисты подозревали 130 детей, погибших при разных обстоятельствах с ноября 2015 года по апрель 2016 года. Однако в понедельник утром в социальных сетях 850 детей — уникальных пользователей выстроились в очередь к своему виртуальному убийце, или, как они его зовут, — куратору. Стартовал своеобразный флешмоб под условным кодом «Я жду инструкций. Я в игре». Судя по всему, «синий кит» — символ самоубийства среди подростков — вернулся.
Всё, что произошло в понедельник в российских соцсетях, на сленге пиарщиков называется удачный «посев». То есть потребитель «купился». «Посев» — это массовая рассылка для целевой аудитории информации о том или ином продукте. Если «посев» удачен — жди откликов. Несколько сотен детей откликнулись и уже ждут на своих страничках куратора со стихами, подобными этому (орфография и пунктуация сохранены):
Синей дом, что стоит на волнах
Синей кит, что плывет в облаках
Забирай меня кит к себе
Я жду инструкций. Я в игре
#синий_кит
Это одновременно согласие на игру, призыв куратора и сигнал тревоги для родителей. Куратор должен оценить аккаунт и выйти на связь. Дальше — игра со смертельным исходом.
Понятие «информационная безопасность» сегодня трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле – это информационная безопасность человека, общества и государства. В узком смысле – это безопасность самой информации и каналов ее приема (передачи), а также организация защиты от применения противником информационного оружия в ходе боевых действий.
В нашем же случае, мы больше будем ориентированы на рассмотрение вопросов связанных с обеспечением информационной безопасности личности, и в связи с этим стоит дать определение понятию «личность».
Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание и т.д.), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности и общении [1]. Личность, как ключевой элемент социума наиболее подвержена различным социальным опасностям, поэтому понимание безопасности в контексте соотношения интересов личности, общества и государства предполагает рассмотрение информационно-психологической безопасности как аспекта общей проблемы.
Из вышесказанного следует, что для сведения информационных угроз к минимуму – нужно снизить уровень риска, но для начала необходимо выделить: характер воздействия; объект воздействия, а так же условия осуществления данных воздействия, и в связи с этим выработать возможные меры защиты.
В нашем случае объектом воздействия будет молодежь в возрасте от 12 до 18 лет. На наш взгляд, данная группа лиц наиболее подвержена воздействию той или иной информационной опасности ввиду того что личность еще не совсем сформировалась, а процесс социализации еще только происходит.
Далее нужно отметить условия осуществления неблагоприятных информационных воздействий, т.е. то, откуда ребенок может получить «дозу» вредной информации. Тут помимо фильмов, журналов, видеоигр (которые насыщены сценами жестокости и насилия) особенно хочется отметить сеть интернет. К такой информации можно отнести информацию, о наркотических средствах, способах суицида, порнографическую информацию, националистические и экстремистские материалы, призывы к массовым беспорядкам и т.д., не говоря уж о различных террористических «постулатах».
Так же необходимо выяснить почему современный школьник предпочитает проводить свое свободное время именно так и исходя из этого выделить ряд проблем связанных с воспитанием нового поколения.
Во-первых, хочется отметить наличие массы свободного времени, и отсутствие его занятости, а скорее отсутствие мотивации его занять. Ни для кого не секрет, сто количество кружков и секций значительно сократилось, да и пропаганда заняться спортивной, творческой или прикладной деятельностью практически свелась к «нулю». А дополнительной проблемой служит либо материальный фактор (все таки большинство подобных организаций платное, к тому же предполагает покупку какой либо формы или инвентаря), либо отсутствие времени у родителей, «водить» ребенка в ту или иную секцию, намного проще «посадить» ребенка перед телевизором или за компьютером. Так же хочется отметить то, что большинство современных семей ориентировано на материальное благосостояния, а воспитание детей отходит на второй план.
Во-вторых, современная школа теряет свой былой авторитет, а соответственно и статус учитель в глазах ученика и родителя уже не тот. Все меньше и меньше учителя и родители взаимодействуют между собой с целью ликвидации затруднений в воспитании, из этого можно сделать вывод, что воспитание как целостный, системный процесс реализуется не на том уровне, который хотелось бы видеть.
В-третьих, параллельно новым технологиям количество угроз и опасностей неумолимо растет, а механизмы противодействия им зачастую не успевает за их ростом. И если привычные меры по защите от природных и техногенных катастроф давно выработаны и обучение действия им осуществляется на более менее приемлемом уровне, то характер социальных опасностей постоянно меняется, особенно если речь об опасностях в информационной сфере, где процесс обучения и выработке защитных механизмов либо осуществляется не на должном уровне, либо вообще стоит на месте.
Опять же хочется вернуться к проблеме негативного влияния интернет среды на личность подростка, так как именно такой способ передачи информации несет в себе серьезную угрозу. Но для начала мы хотели бы дать определение понятия интернет.
Интернет – это распределенная всемирная база знаний, включающая в себя множество различных информационных массивов (информационных ресурсов, баз данных или знаний), состоящих из документов, данных, текстов, объединенных между собой трансграничной телекоммуникационной информационной паутиной или сетью. Но не вся информация может положительно повлиять на подростка. В виду своего возраста и низкому уровню развития защитных реакций от нежелательной информации ребенку, можно без труда навязать практически любую точку зрения и идеологию, что впоследствии негативно скажется как на личности школьника, так и на отношениях с родителями, сверстниками и учителями, а это так же негативно влияет на развитие личности. Особую угрозу таит в себе чрезмерная демонстрация насилия, цинизма, жестокости, что коренным образом противоречит любым нравственным барьерам. И не смотря на то, что сеть интернет – кладезь полезной и интересной информации, выбирать нужное и полезное умеет не каждый.
Информационные угрозы терроризма и экстремизма
Сегодня основными формами продвижения террористической и экстремистской идеологии избраны такие, как культивирование экстремизма, насилия (террора), религиозного фундаментализма, сепаратизма, национализма, шовинизма и др. в информационной среде.
Анализ информационной обстановки в сети Интернет показывает, что контент основных Интернет-ресурсов по продвижению идеологии насилия (террористической, экстремистской, националистической и другой направленности) носит наступательный, агрессивный характер, отличается хорошей теоретической базой, продуманным спектром методов управляемого информационно-психологического воздействия на пользователей и защищенностью ресурсов.
Экстремистской информацией переполнены социальные сети. На страницах экстремистов содержаться призывы к разжиганию национальной ненависти. Достаточно вспомнить страницу норвежского экстремиста Андерас Брейвика – организатора и исполнителя взрыва в центре Осло и нападения на молодёжный лагерь правящей Норвежской рабочей партии 22 июля 2011 года. Именно через социальные сети распространялись призывы к организации массовых беспорядков в Великобритании в августе 2011 года и в Москве в декабре 2010 года.
Одну из важнейших ролей в революции в Египте, где была свергнута многолетняя власть Хосни Мубарака, сыграло оппозиционное «Дижение 6 апреля». Это движение на странице в социальной сети Facebook призвало своих сторонников собраться в январе 2011 года на центральной площади Каира.
В этом отношении осенью 2011 года принц одной из арабских стран потратил 300 млн. долларов за приобретение модуля в социальной сети Twitter для предупреждения распространения в ней информации экстремистского характера в отношении власти свой страны.
В Минске действует группа «Революция через социальные сети» (РЧСС), целью которой является избавление от страха и информирование населения о том, что «перемены будут и они необратимы». В июле 2011 года группы РЧСС «В Контакте» были заблокированы, однако активисты движения тут же создали новые страницы на сайте, чтобы продолжать собираться на молчаливые акции протеста.
То же происходило и среди российских пользователей социальной сети. Так, накануне массовой драки на Манежной площади на форумах и страницах «В Контакте» неизвестные призывали собраться и отомстить за убийство болельщика московского «Спартака» Егора Свиридова. Впоследствии неизвестные, причисляющие себя к радикальному движению «11 декабря», обращались с открытым призывом прийти на Манежную площадь вновь. Еще раньше в Интернете появилась информация о том, что якобы 15 декабря готовится некая акция представителей кавказских диаспор в ответ на беспорядки, устроенные болельщиками в центре Москвы. Данное обращение сопровождалось ссылкой на координационную группу социальной сети «В контакте».
Блогер Олег Шинкаренко оставил пост «Убить гада» под видеороликом, в котором президент Украины Виктор Янукович репетирует свою беседу с премьер-министром Украины Николаем Азаровым, а под видео с падающим на президента венком написал: «Интересно, есть ли где такие силы, типа украинские националисты, которые могли бы убить Януковича, Анну Герман и всю компанию».
«Я считаю, что мой блог – это мое личное пространство. И это все равно, что говорить такое на кухне», – сказал Шинкаренко в интервью Би-би-си.
Впрочем, юристы уверяют, что блог – не кухня. В блоге надо вести себя, как на улице, то есть, вас могут привлечь к суду за размещение продукции порнографического характера, призыв к убийству, свержению государственного строя, разжигание межнациональной ненависти. Традиционный терроризм не угрожал обществу как таковому, не затрагивал основ его жизнедеятельности. Современный же высокотехнологичный терроризм способен продуцировать системный кризис в любом государстве с высокоразвитой информационной инфраструктурой.
Поэтому компетентный и научный подход, профессиональная организация прогнозирования, ранняя и своевременная диагностика, научно-технологическая экспертиза, выявление новейших факторов риска, нейтрализация сфер и зон террористической деятельности могут существенно снизить вероятность развертывания информационно ориентированного терроризма и уменьшить угрозу человеческой жизни.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В ПЛАНАХ ТЕРРОРИСТОВ
Как мы видели в предыдущем разделе, жизнь террориста коротка. Поэтому, террористические организации очень заинтересованы в постоянном пополнении своих рядов. Чтобы привлечь новых членов в свои банды, террористы используют специальные приемы вербовки, опираются на ряд психологических особенностей людей. Большой интерес для террористов представляет подростковый и юношеский возраст. Людей более старшего возраста привлечь к участию в террористической деятельности сложнее: их труднее обмануть, они склонны тщательно продумывать свои действия, у них сформировано чувство ответственности за своих близких и свой народ.
Заключение
Итак, на сегодняшний день, вопрос об обеспечении информационной безопасности стоит наиболее остро. Ни для кого не секрет, что информация, сегодня, имеет куда больший вес, чем в прежние времена, и от того какую информацию мы выбираем для себя истинной напрямую зависит уровень информационной безопасности и безопасности личности в целом. Подростки менее защищены в данном плане, именно поэтому тема обеспечения информационной личности подростка востребована реальностью. Только грамотная и слаженная работа всех социальных институтов способна воспитать личность безопасного типа. При этом педагог играет большую роль в воспитании ребенка.
Литература:
1. Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. – Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.
2. Петров В.П., Петров С.В. Информационная безопасность человека и общества Учебное пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2007.
Чем опасен Интернет для подростков: виды угроз
Основные виды угроз в интернете для подростков:
- Сайты, связанные с сексом. В интернете полно сервисов, где пропагандируют нездоровые сексуальные отношения: секс за деньги, разные развращения, гомосексуализм. От этого нужно оградить своих детей, особенно, если они еще маленькие и многого не понимают.
- Сайты, распространяющие информацию о запрещенных вещах и понятиях. К таким относятся терроризм, сектантство, фашизм и т. д. Такой контент может сильно навредить слабой психики подростка.
- Игры. Во-первых, во многих играх присутствуют насилие, убийства. Во-вторых, игры начинают заменять реальный мир, ребенку все тяжелее выходить из игры, особенно, если он чувствовал себя настоящим героем в игре и у него там куча друзей.
- Азартные игры. Они обещают большие деньги за короткий срок. А ведь ребенку гораздо сложнее устоять перед таким соблазном, чем взрослым. Под влиянием жажды выигрыша подросток может начать спускать родительские деньги.
- Форумы, социальные сети, сайты знакомств затягивают ребенка в виртуальный мир. У него в сети возникает дружба с кучей людей, он там отлично общается. А в реальности у подростка могут проблемы с общением со сверстниками.
- В сети много мошенников и им легче подобраться к нам и нашим детям. Есть много способов обмануть человека. Рассмотрим один из популярных способов обмана в сети. На сайте просят ввести номер сотового, потом приходит смс-ка о выигрыше крупной суммы денег. Чтобы их получить, мошенники просят отправить смс со своего телефона на другой номер. В итоге с вашего мобильного счета списывается приличная сумма.
- Обман в реальном мире. Через интернет любой человек может познакомиться с вашим подростком, например, под видом симпатичной девушки и назначить ему свидание. Ваш юноша приходит на место встречи, а к нему подходит неизвестный мужчина, представляется отцом девушки и уговаривает отвезти его к ней, так как она заболела. В этом случае с ним может произойти всякое. Поэтому, учите своего ребенка не доверять незнакомцам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ для специальности 10.02.03 (090305) Информационная безопасность автоматизированных систем: ПМ.02. Применение программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности
Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ для специальности 10.02.03 (090305) Информационная безопасность автоматизированных систем: ПМ.02. Применение прогр...
Методические рекомендации к курсовому проектированию по дисциплине ОП.15 Системы автоматизированного проектирования информационного вычислительных сетей специальность 090903 Информационная безопасность автоматизированных систем
Методические рекомендации к курсовому проектированию по дисциплине ОП.15 Системы автоматизированного проектирования информационного вычислительных сетей ...
Методическая разработка бинарного урока дисциплин «Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности» Информационная безопасность
Целью данного урока является сформировать целостное представление об информационной безопасности, угрозах информационной безопасности и защите информации...
Актуальные проблемы информационной безопасности
Актуальные проблемы информационной безопасности...
Информационная безопасность на уроках информационных технологий.
В статье рассматривается проблема формирования информационной безопасности обучающихся в Интернет пространстве. Рекомендации занятия информационной безопасности на уроках информационных технолог...
Обеспечение информационной безопасности детей и подростков в информационно-коммуникационных сетях
В настоящее время информационная безопасность является одной из важнейших проблем современного общества. Информационная безопасность, наряду с государственной, экологической, экономической, физической...
Основы информационной гигиены и информационной безопасности студентов «Пожарно-спасательного колледжа «Санкт-Петербургского центра подготовки спасателей» на дистанционном обучении в в 2022 году
Цифровая гигиена – это свод правил, следуя которым, человек обеспечивает себе информационную безопасность (не анонимность, а защиту) в сети Интернет. Относится к сфере знаний о цифровой безопасн...