Доклад "Совершенствование практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей для повышения качества подготовки квалифицированных специалистов"
статья

Икаева Татьяна Викторовна

Современное состояние, перспективы развития экономики требуют от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, коммуникативную культуру, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполняемую работу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped_sovet.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО – АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕВЕРО - КАВКАЗСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ДОКЛАД

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ, УСИЛЕНИЕ РОЛИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

        

Подготовила: Икаева Т.В.

зав.отделением «Строительные технологии»

        2024 г.

В современных условиях потребность в кадрах будет только расти. Это значит, что стране потребуется активнее развивать собственное производство, а, следовательно, и открывать новые рабочие места. Важно, чтобы их занимали хорошо подготовленные специалисты, владеющие не только теорией, но и конкретными навыками.

Современное состояние, перспективы развития экономики требуют от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, коммуникативную культуру, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполняемую работу.

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне  стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В этой связи особое место в образовательных технологиях отводится практико-ориентированному обучению. Главная цель практико-ориентированного обучения — формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности.   

Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими реальных практических задач. В основе практико-ориентированного обучения должно лежать оптимальное сочетание фундаментального образования и прикладной подготовки.

          Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях. В этой связи образовательными учреждениями совместно с работодателями разрабатываются и корректируются набор требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и программы подготовки студентов.

Результаты практико-ориентированного профессионального образования в любых его формах ведут к получению выпускником значимой для рынка труда квалификации., при этом обеспечены:

-доступность производственной практики на рабочем месте;

-отработка во время практики всех видов работ, необходимых для квалификации;

-создание условий (образовательной среды) для мотивации студента к профессиональной деятельности, приобщение его к корпоративной культуре;

-соответствие качества работы выпускника требованиям работодателя, что позволяет частично окупить затраты работодателя на обучение, а выпускнику - трудоустроиться по профессии, специальности.

Сегодня крупными предприятиями дуальное обучение (образование) называется самым перспективным направлением в подготовке специалистов для реального сектора экономики. Дуальная модель обучения (образования) становится привлекательной благодаря следующим факторам:

-во-первых, учебные планы составляются с учетом предложений работодателей. То есть студенты в учебных аудиториях изучают прежде всего то, что им непосредственно понадобится на производстве, поэтому полученная ими в ходе обучения в учебном заведении квалификация будет соответствовать действующим на производстве профессиональным стандартам. Таким образом, преодолевается разрыв между теорией и практикой, и на предприятие поступает специалист, фактически готовый к выполнению своих трудовых функций;

-во-вторых, будущий специалист получает реальные профессиональные умения и компетенции на рабочем месте на основе эффективных технологий; получает возможность проходить практику на рабочем месте и выполнять рабочие задания. Таким образом, будущий специалист подготовлен к выполнению трудовых функций и максимально мотивирован на производственную деятельность в коллективе;

-в-третьих, находясь в составе производственного коллектива, будущий специалист усваивает нормы корпоративной культуры именно того предприятия, на котором будет работать;

-в-четвертых, существенно сокращаются ошибки кадровых служб в подборе персонала, так как продолжительная работа студентов-практикантов на предприятии позволяет выявить их сильные и слабые стороны;

Таким образом, реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки работников отраслевых и региональных рынков услуг, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.

Пока на данный момент, прослеживается такая тенденция, что работодатель дает возможность молодому работнику (студенту либо выпускнику профессиональной образовательной организации)  прямо без отрыва от производства доучиваться на местах за счет практической деятельности. В Ардонском районе очень большое влияние оказывают на благосостояние жителей такие предприятия как  Ардонские РЭС, Общества с ограниченной ответственностью «Форель Алании». Филиал «Ардонский водоканал», ООО Периметр (Владикавказ).

Многие студенты проходили и проходят производственную практику на данных предприятиях, а также работая с индивидуальными предпринимателями, тем самым повышая свой уровень квалификации. В последнее время наш колледж тесно сотрудничает с ООО «Форель Алании». Во время производственной практики у студентов появляется возможность ознакомиться и усвоить более новейшее оборудование.

Но при этом есть определенные минусы, которые можно откорректировать путем усовершенствования программ. Если говорить о рыбном хозяйстве (а оно сейчас стремительно развивается), то их требования значительно отличаются от наших стандартов. Самый большой минус заключается в том, что у наши обучающиеся не сформирован пункт подчинения. Нет командной сплоченности, нет понимания того, что все рабочие моменты должны производиться только с разрешения вышестоящего мастера. Именно по этому многие предприятия отказываются принимать на практику.

Ардонские РЭС берут на практику только тех, кому уже исполнилось 18 лет. Проходя практику с индивидуальным предпринимателем обучающиеся учатся командной работе.

Тем не менее такая роль работодателей для развития профессиональных компетенций дает лучшее представление о производстве электромонтажных работ.  Наши студенты проходят практику и остаются после выпуска и в этой организации, что в свою очередь дает некоторый опыт владения профессией.

        Студенты на живом примере видят значимость и востребованность такой профессии, как электрик, и это побуждает к дальнейшему повышению своих профессиональных качеств и мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

О роли современных учреждений СПО в  работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро ада...

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста»

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста»...

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста» Обобщение опыта преподавателя высшей категории Королевой Валентины Васильевны

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста»Обобщение опыта преподавателя высшей категорииКоролевой Валентины Васильевны...

Роль конкурсов профессионального мастерства в подготовке квалифицированных специалистов СПО

Конкусрсы  профессионального мастерства способствуют формированию опыта творческой деятельности учащихся в системе СПО....

Статья "Повышение качества подготовки квалифицированных кадров через конкурсы профессионального мастерства"

Одним факторов, влияющих на достижение поставленных задач, является поиск и выбор инновационных педагогических технологий приемлемых в существующей образовательной среде и способствующих повышению эфф...